Аналитическая справка учителя английского языка.
материал на тему

Дорофеева Светлана Гайсовна

На конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiticheskaya_spravka.zip153.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование

Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние 3 года

Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Я  считаю, необходимо дать  каждому ребёнку почувствовать, что «учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности».  Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым.

В своей работе я стараюсь творчески подходить к организации учебного процесса, обучения и воспитания учащихся, используя современные педагогические технологии, реализуя образовательные программы с учётом национально – регионального компонента, обеспечивая достаточно высокий уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Содержанием нового государственного стандарта является коммуникативная компетенция, овладев которой можно свободно говорить на иностранном языке.  Благодаря педагогическому инновационному процессу моей деятельности,  формирую коммуникативную компетенцию учащихся и добиваюсь высоких результатов их обученности на «4» и «5». Систему такой работы можно представить следующей схемой.

        Все элементы системы взаимосвязаны, она открыта, так как может включать в себя дополнительные составляющие. В ней присутствует системообразующий фактор, на который работают все  остальные элементы системы, в данном случае- это цель. Главная цель -  формирование коммуникативной компетенции учащихся для развития способности к межкультурному общению. Методическая тема «Коммуникативный подход в обучении иностранному языку», над которой я работаю в течение нескольких лет, помогает мне развивать творческий потенциал моих учеников.

Для реализации данной цели я тщательно отобрала наиболее эффективные технологии, для которых характерна высокая коммуникативная направленность. Особое внимание уделяю использованию новых информационных технологий.   В рамках экспериментальной деятельности нашей школы проводила апробацию зарубежного учебно-методического комплекса «Excellent». Широко применяю альтернативные учебно-методические комплексы на разных этапах обучения. Важным результатом моей многолетней работы стала программа «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи», которая даёт возможность, изменив методику обучения письменной речи, добиться  того, чтобы к окончанию школы учащиеся владели навыками написания различных видов текстов, что крайне необходимо при подготовке к единому государственному экзамену, успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах разного уровня.

        Знания особенностей интеллектуального  и физического развития школьников помогает мне правильно сформировать их учебные цели, выбрать средства, формы и методы обучения. В первой клетке классного журнала ставится оценка, которую хочет получить ученик в процессе обучения, что является для меня ориентиром в его развитии и обучении. При организации профильного обучения английскому языку  каждый  мой ученик на индивидуальных консультациях планирует следующие виды деятельности:

  • занятия на уроке;
  • индивидуальные консультации;
  • посещение школы «Абитуриент»;
  • подготовка к олимпиадам.

        Все занятия проводятся в соответствии с планами общими для всех и индивидуальными для каждого обучающегося. В целях своевременного анализа качества учебного процесса систематически провожу проверку результатов. Для этого в кабинете собрала и создала большое количество разнообразного дидактического материала. При оценке акцентирую внимание, как правило, на положительных итогах.

Кабинет  оснащён  как традиционным,  так и современным оборудованием (теле- и видеоаппаратура, магнитофон, СD – плеер, компьютер, мультимедийная установка). Моя творческая лаборатория включает:

  • разноуровневый дидактический материал и тесты;
  • отечественные учебно-методические комплексы (авторы И.Н. Верещагина, Т. А. Притыкина, О. В. Афанасьева, И. В. Михеева) и  альтернативные зарубежные учебно – методические комплексы «Excellent», «In Touch», «Opportunities», «Fast Track», «Excellence»;
  • сборники разговорных тем;
  • грамматические справочники и пособия;
  • сборники контрольных работ, составленных учителем;
  • пособия по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и централизованного тестирования по английскому языку;
  • материал для подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам;
  •  словари английских идиом, лингвистические словари, Longman Exams Dictionary, Oxford Advanced Learner’s Dictionary и другие;
  • книги для внеклассного чтения;
  • методическая литература для учителя;
  • аудио- и видеотеки;
  • видеотека с записями уроков английского языка «Телешколы»;
  • видеокурсы «Office communication», «Telephone English», «English for Business», «Everyday Conversations in English», «Video English for schools», способствующие профилизации обучения в классах с углубленным изучением английского языка;
  • программы спутникового телевидения на видеокассетах;
  • мультимедийные диски «Образовательная коллекция», «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия», «Профессор Хиггинс», «Grammar Time» издательства Лонгман (5уровней) + Multi-ROM, Longman Exams Coach и другие;
  • средства индивидуальной, дифференцированной работы;
  • наглядность;
  • тематические папки;
  • презентационные программы;
  • образцы творческих работ учащихся;

        Моя творческая лаборатория включает нормативные документы (обязательный минимум содержания образования, программа), фонд контрольных и проверочных работ, направлена на индивидуально – ориентированный подход к организации учебной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Наличие необходимого оборудования, инновационного методического и дидактического материалов, системы дифференцированных заданий, профильных разноуровневых программ позволяет активизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность и практическую направленность, оперативно получать обратную информацию о качестве усвоения материала, помогает мне добиваться высоких результатов обученности учащихся. Кабинет регулярно занимает призовые места в городском смотре кабинетов.  

Умение управлять учебным процессом, использование разных форм контроля за ходом усвоения учебного материала, включая разноуровневые тесты, творческие контрольные задания, умелое сочетание разных видов контроля (контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль и самооценка учащихся) позволяют мне прогнозировать результаты обучения каждого школьника, корректировать свою деятельность в соответствии с промежуточными результатами анализа уровня усвоения материала, добиваться высокой степени обученности учащихся. Более 90 % моих учащихся занимаются на «4» и «5».

Результаты промежуточной аттестации обучающихся по английскому языку  за 3 года

Год

Успеваемость

(в %)

%

обучающихся

на «4» и «5»

Средний

балл

2006-2007

100

90,0

4,1

2007-2008

100

91,2

4,3

2008-2009

100

93,6

4,4

Итоги контрольных срезов знаний обучающихся по предмету

Дата проведения среза знаний

Классы

Количество учащихся - участников

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(в %)

2007

4А,Б,В,Г,Е

65

100

91

9 А,Б,Г

42

100

89,2

2008

5А,Б,В,Г,Е

65

100

92,2

10 А,Б,Г

45

100

91,4

2009

6А,Б,В,Г,Е

65

100

94,3

11А,Б,Г

45

100

95,4

Система работы по формированию коммуникативной компетенции отражается и в рабочей документации. Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы, учебного плана и включает минимум содержания образования.         В каждой теме определены целевые установки, намечены лексическая, грамматическая работа, сопутствующее повторение, виды контроля. В поурочных планах большое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся, дифференциации заданий в зависимости от степени их сложности и формирующейся профессиональной ориентации обучающихся.

Моими основными принципами подхода к преподаванию английского языка являются дифференцированный и комплексный. Большое внимание уделяю формированию у учащихся старшей школы умения работать самостоятельно по заданиям единого государственного экзамена. Направленность работы такого плана позволяет подготовить школьников к итоговой аттестации.

Результаты итоговой аттестации по английскому языку учащихся 11А класса

(2003/2004 учебный год)

количество учащихся

«5»

% успеваемости

% обученности

на «4» и «5»

средний балл

10

10

100

100

5

Результаты итоговой аттестации по английскому языку учащихся

9А и 9Б классов

(2005/ 2006 учебный год)

класс

количество учащихся

«5»

«4»

% успеваемости

% обученности

на «4» и «5»

средний балл

10

7

3

100

100

4,7

10

5

5

100

100

4,5

Результаты итоговой аттестации по английскому языку учащихся 11А класса

(2007/2008 учебный год)

количество учащихся

«5»

«4»

% успеваемости

% обученности

на «4» и «5»

средний балл

10

9

1

100

100

4,9

Результаты единого государственного экзамена  по английскому языку

в  2008 – 2009 учебном году

Осипович Анастасия – 90 баллов                         Егорова Анастасия – 73 балла

Мои ученики являются участниками региональной открытой предметной олимпиады по английскому языку, проводимой Казанским государственным университетом. В 2009 году Осипович Анастасия, ученица 11А класса, успешно выступила в данной олимпиаде, показав второй результат, что даёт право  при поступлении на факультеты, где профилирующим является английский язык, засчитать вместо единого государственного экзамена оценку по английскому языку в баллах, соответствующую оценке «отлично», границы которой устанавливаются приёмной комиссией Казанского государственного университета.

Многие школьники, которых я обучаю английскому языку, оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями.

год

Ф. И. учащихся

медаль

2007 - 2008

Шаламов Александр

золото

Ахметзянова Алия

Житяева Юлия

Кагирова Лилия

Лукашова Алёна

Степанова Екатерина

серебро

2008 - 2009

  Боженкова Кира

Осипович Анастасия

Гафарова Алина

Зелезняк Екатерина

Захаров Ярослав

Слесарева Екатерина

Исхакова Ильвира

золото

Харитонова Варвара

Киршина Марина

Свежинкина Ксения

Егорова Анастасия

Кротков Илья

Карсакова Ксения

Деникаева Юлия

Гафарова Камила

серебро

Выпускники классов, в которых я работаю, успешно сдают вступительные экзамены в ведущие вузы страны на гуманитарные факультеты.

Фамилия, имя

Год  выпуска

ВУЗ

Золотова Юлия

1999

Казанский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков

Шайдуллина Диляра

2000

Уфимский государственный университет, филологический факультет, отделение романо – германской филологии

Шишкова Ирина

2000

Самарский государственный педагогический университет, факультет иностранных языков

Воронова Юлия

2000

Уральский институт туризма, город Екатеринбург

Чистякова Наташа

2000

Российский государственный православный университет, факультет журналистики, город Москва

Козлова Анна

2004

Московская высшая гуманитарная школа им. Дубнова, факультет иностранных языков

Закиев Тимур

2004

Уфимский восточный институт экономики гуманитарных наук управления и права, факультет иностранных языков отечественной филологии и журналистики, специальность английская филология

Кучукова Ирина

2004

Московский государственный университет нефти и газа им. Губкина, юридический факультет

Петрова Мария

2004

Российский государственный гуманитарный университет

Брагина Екатерина

2006

Московская государственная классическая академия им. Маймонида, филологический факультет, романо – германское отделение

Зимаева Ксения

2008

Московская государственная классическая академия им. Маймонида, филологический факультет, романо – германское отделение

Кагирова Лилия

2008

Казанский государственный университет, факультет востоковедения

Козырева Лена

2008

Российский государственный гуманитарный университет, город Москва

Панарина Мария

2008

Московский государственный университет, юридический факультет

Осипович Анастасия

2009

Российская государственная экономическая академия им. Плеханова, факультет политологии и права

Егорова Анастасия

2009

Московский государственный технологический университет, экономический факультет

Результаты учёбы выпускников

Фамилия, имя

Вуз

Год  выпуска

Оценка по англ-му языку

Золотова Юлия

Казанский государственный педагогический институт

1999

5

Шайдуллина Диляра

Уфимский государственный университет

2000

5

(красный диплом)

Шишкова Ирина

Самарский государственный педагогический университет

2000

5

Воронова Юля

Уральский институт туризма

2000

5

Козлова Анна

Московская высшая гуманитарная школа им. Дубнова

2004

5

Закиев Тимур

Уфимский восточный институт экономики гуманитарных наук управления и права

2004

5

Зимаева Ксения

Московская государственная классическая академия

им. Маймонида

2008

5

Кагирова Лилия

Казанский государственный университет

2008

5

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

Чтобы заинтересовать  школьников изучать иностранный язык, сделать их людьми творческими,  направляю свою педагогическую деятельность на развитие индивидуальных особенностей обучающихся, раскрывая их творческие возможности. Личностно – ориентированный подход к обучению позволяет мне создать благоприятные условия для самореализации индивидуальных возможностей учащихся, способствует росту их творческого потенциала. Внеурочная и внеклассная работа, проводимая мною, имеет несколько направлений:            

  • работа с одарёнными детьми при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, научно – практическим конференциям различного уровня;
  • занятия в школе «Абитуриент» при подготовке обучающихся 10 – 11 классов к итоговой аттестации;
  • кружковая работа, которая включает организацию внеклассных мероприятий.

        Самостоятельная учебная деятельность занимает в процессе преподавания большую часть не только времени на уроке, но и при подготовке учащихся к олимпиадам, научно – практическим конференциям, подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. Для каждого ученика составляется индивидуальный план образовательной деятельности на год, в котором

  • определяется объём и уровень сложности теоретического материала,
  • указывается учебная литература,
  • предлагаются примерные контрольные и самостоятельные работы по изучаемым темам,
  • рекомендуется дополнительная  учебная литература для подготовки к олимпиадам.

Технология обучения по индивидуальным планам даёт положительный результат не только при наличии у обучающихся мотивов деятельности, но и при наличии регулярного анализа результатов работы как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Именно индивидуальная подготовка помогает моим ученикам успешно выступать на городских, зональных, республиканских олимпиадах, Всероссийских  конкурсах «Познание и творчество», «Эйдос», «British Bulldog» Российско – Американском конкурсе «Flex», научно – практических конференциях, что подтверждает сформированность у школьников, которых я обучаю английскому языку, высокой положительной мотивации к учебно – познавательной деятельности и самообразованию.

        Работа школы «Абитуриент» создаёт необходимые условия для самоопределения, самореализации выпускника. Планомерно осуществляю подготовку к сдаче единого государственного экзамена и успешного поступления в вуз. Рационально и эффективно использую различные методы и приёмы, методику занятий продумываю и варьирую в зависимости от учебного материала. Постоянно пополняю учебно – методический комплекс новыми программами, учебно – тренировочными тестами единого государственного экзамена, пособиями для поступающих в вузы.

Считаю кружковую работу неотъемлемым элементом своей педагогической деятельности.  Внеклассное мероприятие «Эрудиты, вперёд!»  явилось  своеобразным отчётом о кружковой работе по предмету, проведённой в форме игры. В процессе проведения мероприятия прослеживались интеграция школьных дисциплин, использование творческих заданий, игровых приёмов, что способствовало развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся. Присутствовавшие на мероприятии коллеги и родители отметили высокий эмоциональный настрой и познавательный уровень конкурса.

Внеклассное мероприятие «Кто знает английский лучше: родители или дети?» для учеников 6-х классов было проведено в форме клуба весёлых и находчивых и включало множество различных конкурсов. Занятие было проведено на высоком методическом уровне и получило высокую оценку заместителей директоров школ города по воспитательной работе. Использование лингвострановедческого компонента, речевого этикета способствовали усвоению учащимися реалий другой национальной культуры, расширению их общего кругозора. Внеклассная и внеурочная работа проводится мною в системе, что способствует поддержанию стойкого интереса учащихся к изучению иностранного языка и мотивации его изучения.

Нестандартный подход к разработке уроков, индивидуальная работа, организация внеурочных занятий позволяет мне развивать способности каждого ученика. Вот свидетельство того, что система моей педагогической деятельности работает и приносит хорошие плоды.

Результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах

Год

Уровень

Олимпиады

Место

Ф.И. ученика

2001

городской

предметная

1

Кутнова Зоя, 9Б

2002

предметная

1

Козлова Анна, 10А

2003

предметная

1

3

1

Шаламов Саша, 6Б

Осипович Настя, 6А

Кучукова Ирина, 11А

2004

предметная

2

3

Лукашова Алёна,7А

Шаламов Саша, 7Б

2005

предметная

1

2

1

Лукашова Алёна, 8А

Шаламов Саша, 8Б

Вахрамов Александр,7А

2005

предметная

2

Лукашова Алёна, 9А

2006

зональный

предметная

2

Лукашова Алёна, 9А

2006

республиканский

предметная

6

Лукашова Алёна, 9А

2006

городской

предметная

2

2

3

Шаламов Саша, 10А

Вахрамов Александр,9А

Лукашова Алёна, 10А

2007

городской

предметная

1

2

2

Лукашова Алёна, 11А

Осипович Анастасия, 10А

Зуева Валерия, 10Б

2008

республиканский

предметная

8

Лукашова Алёна, 11А

2008

городской

предметная

1

2

Вахрамов Александр,10А

Осипович Анастасия, 11А

2009

республиканский

предметная

призёр

призёр

Вахрамов Александр, 10А

Осипович Анастасия, 11А

2009

городской

предметная

2

3

Арсланова Эмилия, 6В

Павлишина Татьяна, 6В

2009

предметная

1

2

Зуева Валерия, 11 Б

Вахрамов Александр, 11А

2010

республиканский

предметная

призёр

4

призёр

Вахрамов Александр, 11А

Зуева Валерия, 11 Б

2010

всероссийский

предметная

19 – 24 апреля

Вахрамов Александр, 11А

Главным достижением 2009 и  2010 года  стала победа моих учеников в республиканской олимпиаде, все они стали её призёрами.

В 2010 году Вахрамов Александр, ученик 11 класса, вошёл в сборную команды школьников Республики Татарстан для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку.

Год

Уровень

Конференции

Место

Ф.И. ученика

2003

городской

Научно – практическая конференция «Интеллект будущего»

2

Шарипова Фарида, 10А

2005

городской

Научно – практическая конференция

4

Лукашова Алёна, 8А

2007

городской

Научно – практическая конференция

2

4

Лукашова Алёна, 10А

Ахметзянова Алия 10А

2007

республиканский

Фестиваль «Паруса Науки»

лауреат

III степени 

Лукашова Алёна, 10А

2007

региональный

Научно – практическая конференция «Школьники – науке 21 века»

2

Мингазова Карина, 11А

2008

республиканский

Фестиваль «Паруса Науки»

Свиде-тельство участника

Мингазова Карина, 11А

2008

всероссийский

IX Поволжская научная конференция

диплом участника

Мингазова Карина, 11А

Особое внимание уделяю исследовательской работе с учащимися, воспитывая у учеников интерес к гуманитарным наукам, развивая интеллектуальные способности и прививая навыки самостоятельной работы с теоретическим материалом. Я учу своих воспитанников формулировать цель и задачи научной работы, а также структурировать её, делать выводы и обобщения.  В 2007 году Лукашова Алёна, ученица 10А класса была награждена дипломом лауреата III степени и путёвкой в лагерь «Бригантина» для одарённых детей в городе Сочи за победу в VIII республиканском фестивале «Паруса Науки». Тезисы её

доклада «Адаптация рекламного текста как обязательное условие коммуникативного эффекта рекламы на примере слоганов зарубежных и отечественных компаний» опубликованы  в сборнике VIII Республиканского фестиваля «Паруса Науки», страница 87 – 89, 2007 год.

Год

Уровень

Конкурсы

Место

Ф.И. ученика

2003

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

лауреат

Козлова Анна, 10А

2004

городской

Конкурс газет, посвящённый 60-летию Победы

1

ученики 7-х классов

2004

всероссийский

Дистанционная «Эйдос»

участники

ученики 8-х классов

2005

всероссийский

Конкурс переводчиков,

организованный журналом «Speak out»

3

Лукашова Алёна, 8А

2005

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

3

лауреат

лауреат

Лукашова Алёна, 9А

Зуева Валерия, 8Г

Вахрамов Александр, 8А

2005

всероссийский

Российско- Американский конкурс «Flex»

финалист

участник

участница

Осипович Анастасия

(с правом проживания и обучения в США)

Шаламов Александр, 9Б

Лукашова Алёна, 9А

2006

всероссийский

Российско-  Американский конкурс «Flex»

финалист

участница

Вахрамов Александр, 9А

(с правом проживания и обучения в США)

Мамедова Неля, 9А

2007

всероссийский

Российско-  Американский конкурс «Flex»

финалист

участница

Зуева Валерия,10

(с правом проживания и обучения в США)

Кузьмина Дарья, 10А

2008

всероссийский

Заочный конкурс «Познание и творчество»

лауреат

Варламова Дарья, 6В

2008

городской

Фестиваль англо – американской песни

2

Можаева Анна, 10А

2009

всероссийский

«British Bulldog»

         1

(по Республике

Татарстан)

ученики 6-х классов

Вахрамов Александр, 10А

2009

всероссийский

Дистанционная «Эйдос»

2

Шлифер Яна, 7 А

2010

всероссийский

«British Bulldog»

1

(по Республике

Татарстан)

Зуева Валерия, 11Б

ученики 7-х классов

Систематически мои ученики принимают участие в самых разных конкурсах. Победителями конкурса  «British Bulldog» , проводимого под эгидой Института продуктивного обучения Российской академии образования и British Institutes, в Республике Татарстан стали мои ученики  Вахрамов Александр и Зуева Валерия.

Одним из самых значимых результатов своей педагогической деятельности за последние 3 года считаю победу моих учеников Осипович Анастасии, Вахрамова Александра, Зуевой Валерии в Российско – Американском конкурсе «FLEX». Став финалистами конкурса, ребята   получили уникальную возможность жить в Соединенных штатах Америки как равноправные члены американской семьи, учиться в американской средней школе, что предоставило им хорошую возможность лучше узнать страну изучаемого языка, почувствовать общность и различия в родной и американской культурах, глубже осознать общечеловеческие ценности и интересы, почувствовать себя более взрослыми и ответственными  людьми.

Ребята приобрели богатый жизненный опыт, научились быть открытыми, благодарными. Они выгодно отличаются от своих сверстников активной жизненной позицией. Эти дети – моя гордость и я уверена, что именно они сумеют сделать свою жизнь и жизнь других людей яркой, эмоциональной, насыщенной интересными событиями.

Ученики и их родители благодарны мне за те глубокие и прочные знания  английского языка, которые позволили им стать не только  финалистами данного конкурса, но и обеспечат им успех в их будущей жизни.

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

        Я работаю в школе интеллекта, в  школе образования и радости познания.

23 - летний опыт преподавания свидетельствует, что в нашей школе есть реальные возможности решить задачу развития иноязычной коммуникативной компетенции при условии использования целенаправленной и эффективной технологии обучения.

    Основными направлениями моей работы  являются:

  • личностно – ориентированная технология;
  • дифференцированное обучение;
  • профильное обучение;
  • использование новых информационных технологий:
  • коммуникативно – развивающей технологии;
  • компьютерных технологий;
  • телекоммуникационных технологий (телешкола);
  • проектной методики;
  • элементов интенсивного и проблемного обучения;
  • работа с одарёнными детьми, подготовка к олимпиадам;
  • индивидуальное обучение;
  • работа в школе «Абитуриент»;
  • кружок внеурочной деятельности.

Осознаю, что эффективность любой технологии зависит от моего умения управлять процессом обучения и способности сформировать успешную и творческую личность. Любая технология, метод обучения преломляются через личность педагога, реализующего этот метод. На протяжении всей педагогической деятельности:

  • систематически пополняю теоретические знания по своему предмету, а также по педагогике, психологии;
  • изучаю и конкретно применяю на практике разнообразные формы и методы учебной и воспитательной работы;
  • совершенствую педагогическую технику;
  • нахожу новые формы оценивания не только предметных достижений, но и уровня развития личности школьника;
  • создаю условия, обеспечивающие ученикам максимум успеха в будущей жизни.

        Постоянно стремлюсь к тому, чтобы видеть перспективы в работе, определять главные направления в учебно-воспитательном процессе. Владея методикой обучения, помогаю школьникам успешно осваивать отечественные и зарубежные учебно-методические комплексы, дидактические аудио – и видеокурсы, телеуроки, что обеспечивает стойкую мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе, способствует расширению их кругозора и повышению интереса к изучению иностранного языка.

Целенаправленная работа по теме «Коммуникативный подход в обучении иностранному языку» отражается на обновлении моей творческой лаборатории поурочными разработками, методическими рекомендациями, а также на результативности обучения. Опираясь на данные современной методики преподавания, постоянно стремлюсь подчинять методы обучения главной цели -  формированию коммуникативной компетенции учащихся для развития способности к межкультурному общению.

        Исходя из актуальности выбранной темы и намеченной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • научить учащихся решать коммуникативные задачи во всех видах речевой деятельности;
  • сформировать у обучающихся потребность в саморазвитии.

Стремлюсь к изучению нового, передового в методике и педагогике. Исследовательский подход в обучении в полной мере раскрылся в ходе апробирования в школе зарубежных учебников.

 Для реализации своей цели, формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации в изучении иностранного языка, в рамках экспериментальной деятельности  проводила апробацию зарубежного учебника Coralyn Bradshaw «Excellent» издательства Longman для учащихся начальных классов.

        Самостоятельно разработала и успешно применяю различные методические приёмы и формы организации учебной деятельности, такие как методика развития интеллектуальных способностей учащихся на уроке, стимулирование работы обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к изучению английского языка, планирование результатов обучения, приёмы релаксации и здоровьесбережения на уроках  по данному учебно – методическому комплексу. Регулярно ввожу в  учебный процесс на уроке рифмовки и детские песенки, которые использую при проведении физкультурных и музыкальных пауз. В моей методической «копилке» большое количество такого материала, так как в течение нескольких лет работала по теме «Музыкальные игры на уроках английского языка». Как показывает мой опыт работы в школе, использование песен на уроке иностранного языка снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус учащихся, что положительно сказывается на их речевой активности. Считаю, что очень эффективны и доступны на начальном этапе обучения ролевые игры и драматизация. Смена видов учебной деятельности, применение рифмовок и песенок, игр, особенно на начальном этапе, являются необходимым условием повышения эффективности обучения и здоровьесбережения.

Применение игровых технологий на уроках  в комплексе с другими приемами и методами организации учебной деятельности

  • укрепляет мотивацию на изучение предмета,
  • помогает вызвать положительные эмоции,
  • позволяет увидеть индивидуальность детей,
  • развивает коммуникативные навыки и умения.

        Использование нового учебно - методического комплекса в работе принесло положительные результаты. Следует отметить, что звуковое пособие зарубежного учебно - методического, содержащего аутентичные тексты диалогов, увлекательных историй, песен, а также шумовые эффекты позволяет формировать прочные навыки аудирования, социокультурную компетенцию и мотивировать детей на самостоятельную работу с пособием. Задания учебника и рабочей тетради способствуют отработке и закреплению всех аспектов речевой деятельности. Не вызывает сомнения то, что это личностно – ориентированный учебно – методический комплекс, который даёт базу для обучения в среднем и старшем звене, развивает коммуникативные умения и навыки.

         Не только новые формы и методы преподавания, обеспечивающие новый подход к процессу обучения создают мотивацию общения, но и современные технические средства, такие как телевидение, видео, DVD, компьютеры.

Одной из первых в России стала использовать телеуроки. Сегодня весь  учебный материал «Телешколы» записан на видеокассетах и CD дисках и доступен для самостоятельных занятий каждому моему ученику.

                           Уделяю самое пристальное внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, ясно осознавая, что они играют огромную роль в интеллектуальном развитии учащихся, в развитии их творческих способностей. В кабинете имеется мультимедийная установка. Компьютерные технологии способствуют

  • индивидуализации обучения,
  • интенсификации самостоятельной работы учащихся,
  • повышению познавательной активности и мотивации.

                                                                             D:\фото 2010\IMG_3253.jpg

D:\фото 2010\IMG_3252.jpg

Использование компьютерных программ позволяет мне расширить рамки школьных учебников, открывает новые возможности в изучении английского языка школьниками, через включение их в дидактические игры, создание презентаций. В начальном и среднем звене при изучении грамматического материала использую пособие издательства Longman «Grammar Time» + Multi-ROM, которое включает 5 уровней. Используемые информационные технологии позволяют изменить традиционную структуру урока, создают поисковые и творческие ситуации, усиливают роль исследовательских функций деятельности. Использую элементы компьютерного тестирования как средство улучшения системы контроля на уроке. Активно использую компьютерные программы «Подготовка к единому государственному экзамену», «Профессор Хиггинс», «Готовимся к единому государственному экзамену по английскому языку»,  Longman Exams Coach  и другие при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, единому государственному экзамену. Все задания пособий выполняются в определённом временном режиме, который рекомендуется в экзаменационной работе, что даёт учащимся возможность проверить свой уровень знаний и развивает навыки работы с контрольно – измерительными материалами.

Глобальная сеть Интернет предлагает учащимся и учителям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, который я отбираю  и  адаптирую к конкретным учебным задачам. Тексты многих Интернет – ресурсов служат дополнительным материалом при изучении отдельных тем, являются свежим источником информации. Активно сотрудничаю с международными интеллект – клубами, мои ученики являются участниками Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по английскому языку, организованной центром дистанционного образования «Эйдос». Используя учебные сайты, обучаю устной и письменной речи. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления главной. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию. Глобальная сеть предоставляет возможность ученикам окунуться в языковую среду, общаясь со сверстниками из других стран.

С помощью Интернета  решаю целый ряд дидактических задач:

  • формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
  • совершенствую умения письменной речи школьников;
  • пополняю словарный запас учащихся;
  • формирую у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

По моему мнению,  ученик не учится, чтобы потом общаться, а общается и в процессе общения непроизвольно обучается. Такое общение можно назвать естественным или реальным, ибо оно наиболее приближено к жизненному,  реальному. Широко использую технологию стимуляции реального общения на уроках английского языка. Именно обучение реальному общению является началом работы над аутентичностью речи учащихся. Обеспечить подобную регуляцию призваны три принципа: создание языкового окружения, постоянный мониторинг и ситуация успеха, которые являются основой успешного формирования коммуникативных навыков учащихся. Реальные ситуации практически выдвигаются на первый план в старших классах.

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком стимулировало меня искать новые формы и приёмы обучения для повышения мотивации учащихся, развития их творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс.

Остановила свой выбор на методе проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. Защиту проекта провожу в форме дискуссии или ролевой игры. От участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Всё это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Если к этому добавить знание речевого этикета носителей языка, социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения английскому языку. Помимо огромного потенциала, который несёт в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг  Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Мои ученики составляют презентации к своим проектам. Наиболее яркими из них являются «Royal London», «Famous People of Great Britain», «England», «Schools in Great Britain», « My Republic». Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовать более сложные проекты в их профессиональной деятельности.

Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры, которая также может при определённой её организации отражать принцип проблемности и позволяет решать проблемные ситуации различной степени сложности. Она может использоваться как самостоятельно, так и в контексте метода проектов, особенно в качестве специфичной формы защиты проекта. Обучаемые применяют свой опыт накопленных знаний, результатов исследования в процессе работы над проектом в реализации социально – значимых ролей. Такое моделирование ситуаций профессионально – делового межкультурного общения помогает обучаемому вжиться в различные ситуации будущей деятельности, с которыми он может столкнуться в реальной жизни. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определённое решение. Здесь важно, чтобы коммуникативная компетентность формировалась в реальных актах общения, в  которых английский язык является средством формирования и формулирования мысли. Таким образом, обучаемый, основываясь на умениях, сформированных с помощью дискуссионного метода, способен применить и развить эти умения в конкретных ситуациях общения, выполняя социально – значимые роли и умение отстаивать свою позицию в проблемных ситуациях. Технология моделирования ситуаций общения – эффективное средство при обучении устной и письменной речи,  синтаксису, а также способствует расширению словарного запаса и лингвистического кругозора учащихся. Благодаря данной технологии и творческому подходу учителя к организации учебной деятельности, в классе создаётся атмосфера, способствующая общению на иностранном языке.

Мною создан методический материал инновационного характера, разработан дидактический проект «Здоровье и спорт», который утверждён научно – методическим советом управления образования Бугульминского муниципального района и отмечен дипломом I степени в городском конкурсе методических проектов. Цель работы – дать возможность способным детям показать свои знания языка и умение творчески подойти к выполнению заданий повышенной сложности по определённой теме, заинтересовать, увлечь, дать возможность поверить в свои силы, подтолкнуть к самостоятельному поиску информации, научить извлекать её и умело использовать в той или иной ситуации. Высшее искусство учителя, по словам А. Эйнштейна – пробудить в ученике радость творческого созидания и получения знаний.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда ученики перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке. Для своих учеников я - учитель - партнёр, учитель - консультант, учитель-посредник и руководитель.

Целенаправленно применяю коммуникативно – развивающие технологии, личностно – ориентированный и лингвострановедческий подходы к отбору и организации учебного материала, что даёт возможность вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, организовать аргументированные дискуссии, развивать инициативную творческую речь учеников. Внедряю альтернативные зарубежные учебно – методические комплексы  «Excellent», «Opportunities», отечественный учебно – методический комплекс «New Millenium English», новый учебно – методический комплекс Афанасьевой, Михеевой 10 - 11 годы обучения, аутентичные материалы из журнала «Speak out», газеты  «English», Европейский языковой портфель, что позволяет мне формировать социокультурную и коммуникативную компетенции ученика, провести самооценку его труда, приобщить к мировой культуре, приблизить его образовательный уровень к европейскому стандарту.

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе

Для создания активной познавательной деятельности и формирования коммуникативной компетенции обучающихся провожу нестандартные формы уроков: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – проекты, практикумы, конференции. Например, на открытом уроке в 9А классе по теме «Schools in Great Britain» для слушателей курсов – учителей английского языка юго – востока Республики Татарстан в Бугульминском центре повышения квалификации работников образования логически обосновала цели и задачи урока. Для достижения данных целей нашла верные методические решения, использовала разнообразные приёмы: беседу, ролевую игру, просмотр видеосюжетов телешколы «Schools in Great Britain», который обеспечил стойкую мотивационную готовность и положительный настрой обучающихся к работе,  работу с текстом из журнала «Speak out», тестирование; технические средства обучения: компьютеры, магнитофон, видеомагнитофон; наглядность, дидактический материал (приложение к газете «1 сентября» English). Урок был проведён в виде полилога с использованием различных режимов, форм и методов организации учебной деятельности учащихся. Умелый отбор материала, практическая направленность урока способствовали развитию творческого потенциала обучающихся, коммуникативной компетенции, воспитанию личности, ориентированной на успех. Анализируя урок, коллеги отметили, что я смогла спланировать успех каждого обучающегося, умело управляла учебной деятельностью на всём пути к успеху: обеспечивала условия для проявления самостоятельности учащихся, оказывала помощь каждому ученику. На данном уроке имели место следующие элементы педагогического процесса:

- повторение и связь с предыдущим материалом;

- стимулирование на получение новых знаний;

- тренировка;

- закрепление;

- приёмы релаксации;

- применение знаний и умений на практике (ролевая игра);

- взаимопроверка, самопроверка, самооценка проделанной работы (тесты; работа в  группах).              

Вся система моих уроков направлена на развитие ключевых компетентностей выпускника:

  • коммуникативные умения,
  • умение работать с информацией,
  • владение информационными технологиями,
  • умение  сотрудничать, работать в коллективе,
  • умение принимать решения и нести за них ответственность,
  • умения самообразования,
  • умение постоянно самосовершенствоваться.

На уроках стараюсь  создать приятную, психологически притягательную атмосферу, располагающую к общению, в которой ученики чувствуют себя в центре внимания и заботы. Ориентирую свои уроки на воспитание у обучающихся общечеловеческих ценностей, развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им.

Успешная защита исследований, победы в городских, зональных, республиканских олимпиадах, всероссийских конкурсах стали возможными благодаря большой самообразовательной работе. Тщательно изучаю передовой опыт, публикуемый в методическом журнале «Иностранные языки в школе», содержание новых отечественных и зарубежных учебников, современных методических пособий, а также создаю свои. В течение ряда лет мной создаётся методический материал инновационного характера:

  • программа по подготовке к олимпиадам;
  • программа «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи»;
  • презентационные учебные программы, в том числе в  сотворчестве с учащимися;
  • дифференцированные задания, способствующие повышению коммуникативной направленности преподавания.

На каждом уроке развиваю коммуникативную компетенцию учащихся, которая складывается из нескольких компонентов: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно – познавательной. Принципиально важным  для понимания целей современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи. При сохраняющейся важности и ценности устного общения сегодня «практически 80% информационного обмена осуществляется посредством телекоммуникаций, а именно в письменном виде». Поэтому совершенствование методики обучения письменной речи в средней школе является требованием времени. Обратиться к этой проблеме меня побудила и необходимость готовить учеников к олимпиадам, разного уровня конкурсам и, конечно, к сдаче единого государственного экзамена, где одним из аспектов речевой деятельности является письмо.

Одним из важных педагогических продуктов моей инновационной деятельности является разработанная мною программа «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи», которая построена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по английскому языку и направлена на формирование навыков письменной речи. Данная программа предназначена для учащихся старшего звена школ с углубленным изучением английского языка, которые имеют навыки письма и письменной речи. Она построена по принципу согласования с содержанием учебного материала, целями и задачами учебной программы, с учётом возрастных особенностей учащихся. Целью программы является совершенствование умений и навыков письменной речи у учащихся. К окончанию школы они должны владеть навыками написания различных видов текстов. Предлагаемая мной программа позволяет реализовать развивающие, обучающие и воспитательные цели. Программа формирует навыки письменной речи, умение построения письменных текстов, написание которых считается  высшим  умением письменной речи на завершающем этапе.

Программа составлена с учётом моего многолетнего опыта работы в   школе, наличия в должном количестве  дидактического  материала,  новейших разработок российских и зарубежных авторов. Программа содержит богатое дидактическое приложение: шаблоны по написанию творческих работ, отобранные из отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, памятки по написанию изложений, сочинений, рефератов,  рекомендации для успешного зрелого письма, разработанные мною. Я также систематизировала наиболее употребительные слова: синонимы и антонимы, связующие элементы, речевые обороты, грамматические конструкции, типичные для письменного изложения мысли.

Положительной стороной данной  программы  является осознание и выполнение основных требований,   предъявляемых к   написанию  письменных текстов разных стилей и жанров учащимися, что помогает  им преодолеть неуверенность при письменном изложении своих   мыслей,    при выражении   своего отношения к той или иной проблеме или событию, помогает   выработать алгоритм    написания  письменных работ, развить  логику мышления, творческие способности.

В ходе выполнения данной программы решаются следующие задачи:

  • развитие коммуникативной компетенции;
  • развитие    социальной компетентности, то есть умения и готовности взаимодействовать с другими людьми как в деловой, так и в личной сферах общения;
  • дальнейшее совершенствование знаний и развитие интереса учащихся к изучению английского языка.

Целенаправленное и систематическое формирование умений и навыков письменной  речи на протяжении двух лет дало свои положительные результаты.

Качество обученности учащихся 10 – 11 классов

                        Данная программа была представлена мной на зональном семинаре для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений Республики Татарстан «Проектно – исследовательская деятельность в образовательном пространстве» в городе Лениногорск и на городском фестивале педагогических идей в городе Бугульма, 2009 год.

                        Дидактическое приложение программы «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи» используется  учителями английского языка нашей школы при подготовке учащихся к письменному туру олимпиад, конкурсов,  единому государственному экзамену.

                        Свой педагогический опыт ежегодно представляю на открытых уроках для учителей английского языка школ Бугульминского муниципального района, республики; публикуя статьи  в сборниках управления образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района:

- публикация тезисов доклада «Использование программ спутникового телевидения в обучении иноязычной речи» в сборнике материалов городских и районных педагогических чтений «Основные направления модернизации системы образования. Условия реализации».

С целью обобщения опыта также выступаю на семинарах, педагогических чтениях, на курсах повышения квалификации, форумах:

  • урок по теме «Спорт» на республиканском семинаре начальников управлений образования «Актуальные проблемы информатизации в Республике Татарстан», 9 класс, 2001 год;
  • урок по теме «Планета животных» на республиканском семинаре заведующих районными методическими кабинетами «Использование информационных технологий  в учебно – воспитательном процессе», 9 класс, 2001 год;
  • урок по теме «Цена славы» для заместителей директоров Бугульминского муниципального района, 10 класс, 2002 год;
  • презентация дидактического проекта «Здоровье и спорт» на городском профессиональном конкурсе, 1 место, 2003 год;
  • выступление по теме «Использование программ спутникового телевидения в обучении английскому языку» на городской августовской конференции «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями», 2003 год;
  •  открытое внеклассное мероприятие  по теме «Кто знает английский лучше: родители или дети?» на городском семинаре заместителей директоров по воспитательной работе Бугульминского муниципального района «Укрепление взаимодействия семьи и школы в развитии ребёнка», 6 класс, 2003 год;
  • открытый урок по теме «Стиль» для учителей английского языка Бугульминского муниципального района «Управление качеством образования в условиях модернизации», 11 класс, 2003 год;
  • урок по теме «Стиль» на республиканский конкурс «Лучший видеофрагмент», проводимый издательством «Лонгман», лауреат конкурса, 11 класс, 2003 год;
  • открытый урок по теме «Путешествие» для учителей английского языка Бугульминского муниципального района на педагогическом марафоне «Управление качеством образования в условиях модернизации», 11 класс, 2004 год;
  • выступление на республиканском семинаре работников образования «Особенности и методы проектирования педагогической системы предпрофильного обучения», 2004 год;
  • лекция по теме «Современные технологии в преподавании иностранных языков» на курсах повышения квалификации учителей английского языка юго – востока Республики Татарстан в Бугульминском центре повышения квалификации работников образования, 2004 год;
  • мастер - класс по теме «Я и мой мир» для слушателей курсов повышения квалификации юго – востока Республики Татарстан «Нетрадиционные формы урока как один из способов развития творческих возможностей учащихся», 8 класс , 2005 год;
  • лекция «Место письменной речи в современном иноязычном образовании» на курсах повышения квалификации учителей английского языка юго – востока Республики Татарстан в Бугульминском центре повышения квалификации работников образования, 2005 год;
  • презентация творческой лаборатории   в рамках   итоговой  аттестации школы, 2006 год;
  • мастер - класс по теме «Образование в Великобритании» для слушателей курсов повышения квалификации юго – востока Республики Татарстан, 9 класс, 2006 год;
  • выступление на январских педагогических чтениях по теме «Коммуникативный подход в обучении», 2007 год;
  • выступление по теме «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи»» на зональном семинаре для учителей и заместителей директоров по учебно – воспитательной работе общеобразовательных учреждений Республики Татарстан «Проектно – исследовательская деятельность в образовательном пространстве», город Лениногорск, 2009 год;
  • выступление на муниципальном фестивале педагогических идей по теме «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи», 2009 год;
  • мастер - класс на семинаре молодых специалистов Бугульминского муниципального района по теме «Современный урок английского языка с позиции личностно – ориентированного обучения», 5 класс, 2010 год;
  • открытый урок по теме «Карьера» на республиканском семинаре руководителей муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан «Основные направления развития образовательного процесса в профильной школе», 11 класс, 2010 год;
  • презентация опыта работы по профильному обучению на республиканском семинаре руководителей муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан «Основные направления развития образовательного процесса в профильной школе», 2010 год;

Непрерывность профессионального развития учителя

Чтобы быть конкурентоспособной личностью, постоянно работаю над повышением своего мастерства. Ежегодно принимаю участие в семинарах, практикумах, педагогических марафонах  в городах Казани, Альметьевска, Лениногорска, Бугульме.

Год

Уровень

Место проведения

Название курса

2004

республиканский

(аттестационные курсы)

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан,  город Казань

«Современные подходы к обновлению содержания иноязычного образования»

2008

республиканский

Набережночелнинский государственный педагогический институт

«Вопросы качества обучения иностранным языкам и подготовки к единому государственному экзамену в условиях средней школы»

2008

республиканский

Издательство «Лонгман», город Казань

«Использование зарубежных учебно – методических комплексов»

2009

республиканский

Альметьевское

муниципальное образовательное учреждение – гимназия №1 имени Р. Фахретдина

«Реализация принципов вариативности и поликультурности в образовательных проектах издательств «Просвещение» и «Express Publishing»

2009

республиканский

Альметьевский государственный нефтяной институт

«Интенсивный английский», Ericson Education

2009

республиканский

Издательство «Лонгман», город Казань

Подготовка к единому государственному экзамену

2009

городской

Муниципальное учреждение «Информационно – методический центр»

«Основы ИКТ – компетентности педагогических работников»

Являюсь членом муниципальной предметной комиссии II тура республиканской олимпиады школьников по английскому языку, руковожу преддипломной практикой студентов Бугульминского педагогического училища, являюсь членом экспертной группы, аттестационной комиссии по аттестации педагогических кадров средних педагогических учебных заведений, читаю лекции в Бугульминском центре переподготовки работников образования института развития образования Республики Татарстан, являюсь наставником молодых учителей английского языка.

Личные достижения в профессиональной деятельности отмечены наградами:

Наличие наград, год награждения нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Татарстан «За заслуги в образовании», 2007 год

Другие  профессиональные достижения

  • грамота - благодарность  оргкомитета VIII республиканского фестиваля «Паруса науки» за организацию научно – исследовательской деятельности учащихся и подготовку лауреата республиканского фестиваля «Паруса науки», 2007 год;
  • благодарственное письмо Бугульминского центра повышения квалификации работников образования за успешное сотрудничество по переподготовке учителей английского языка юго – востока Республики Татарстан, 2007 год;
  • благодарственное письмо Бугульминского педагогического училища за ежегодное квалифицированное руководство педагогической практикой студентов, 2007 год;
  • Грант главы администрации Бугульминского муниципального района  «Лучший педагог Бугульминского муниципального района – 2007» в номинации «Лучший учитель по предмету»;
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Татарстан за подготовку призёров Республиканской олимпиады школьников по английскому языку, 2009год;
  • Грант главы администрации Бугульминского муниципального района  «Лучший педагог Бугульминского муниципального района – 2009» в номинации «Лучший учитель по предмету»;
  • Грант Правительства Республики Татарстан для учителей английского языка по подготовке и переподготовке кадров, 2009 год;
  • Почётная грамота за подготовку призёров Республиканской олимпиады школьников по английскому языку, 2010 год.

Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта

На протяжении многих лет работы в школе являюсь классным руководителем. В воспитательной деятельности руководствуюсь законом Российской Федерации «Об образовании», Программой «Образование и здоровье», Уставом и Концепцией деятельности школы. За эти годы сложилась своя система воспитания. В своей практике придерживаюсь основного принципа педагогики: «Образование и воспитание неразделимы, обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».

В начале учебного года я - классный руководитель, родители и ученик заключаем договор, в котором определяются формы организации учебной деятельности, предполагаемые результаты учёбы, а также те виды внеклассной деятельности, в которых будет ребёнок участвовать:

  • факультативы;
  • спортивные секции;
  • художественные и музыкальные школы.

Планирование результатов учёбы мотивирует учащихся на решение поставленных задач.

Основным в моей деятельности классного руководителя является воспитание интеллектуальной, всесторонне развитой культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, способной к правильному выбору профессии, умеющей быстро принимать  решения в сложных жизненных ситуациях.

Главными задачами моей работы являются:

  • развитие интеллекта: развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение выпускникам объёма научных знаний на уровне мировых стандартов;
  • выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
  • формирование нравственных отношений, которое включает приобщение к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, воспитание личности с богатым духовным, социально – нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
  •  воспитание гражданина;
  • пропаганда здорового  образа жизни.

Как классный руководитель я работаю над темой: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся». Сегодня перед школой стоят новые задачи – не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно брать знания сообразно своим интеллектуальным данным.

В центре моего внимания стоят вопросы повышения уровня знаний моих воспитанников. Я уверена, что успешность воспитательного процесса невозможна без сотрудничества с учителями – предметниками, работающими в коллективе. Тесное сотрудничество с ними обеспечивает  повышение качества обученности учащихся.  В 2008/2009 учебном году выпустила 11 Б класс, в котором являлась классным руководителем с 5ого класса.

Уделяла большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью изучала вопросы привлечения в урочную деятельность обучаемых дополнительной литературы по предметам, нестандартных форм проведения уроков. В классе были организованы дополнительные занятия «Школа Абитуриент» по подготовке к единому государственному экзамену по всем предметам. Проведено открытое внеклассное мероприятие «Моя система подготовки к единому государственному экзамену».

IMG_2147

11Б класс, в котором я работала, был дисциплинирован, стремился к получению знаний, еженедельно в классе подводился рейтинг успеваемости обучающихся, итоги успеваемости анализировались самими учениками и планировалась работа на текущую неделю, всё это находило отражение в  личных тетрадях учеников. В классе с улубленным изучением физики и математики обучались 32 ученика, 4 ученицы  получили 1 золотую и 3 серебряные медали.  Более 70 % детей в 11ом классе обучались на «4» и «5».

 Ученики принимали активное участие в городских, республиканских, дистанционных, заочных олимпиадах, Киямова Динара – призёр республиканской олимпиады по татарскому языку, Галимова Лейсан - победитель республиканской научно – практической конференции «Трансформер – 2008», Коновалов Станислав - победитель  городских конкурсов ораторского мастерства. 16 учеников 11Б являлись участниками региональной открытой предметной олимпиады, проводимой Казанским государственным университетом по разным предметам в 2009 году. Велика была мотивация детей в учёбе, все они хотели  продолжить своё обучение в одном из государственных вузов страны.

В классе велась работа по составлению портфолио. Составляя его, ученик переставал быть полностью зависимым от учителя, он становился самостоятельным, учился  сам себя оценивать, отмечать собственные успехи. В портфолио ученик накапливал информацию о своих целях и успехах, планировал дальнейшие действия, оценивал состояние текущих дел. Данная технология очень эффективна, так как повышает учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.  

Регулярно проводила индивидуальную работу с учащимися, организовывала помощь ученикам и учителям в решении индивидуальных учебных конфликтов совместно с родителями. Следила за их развитием, видела проблемы в их воспитании, изучала самого ребёнка, его склонности и интересы, его семью, окружение, класс.  В своей работе всегда использую простые, интересные для учеников методы диагностики: анкетирование, беседа, наблюдение. Беседуя с учеником индивидуально, опираюсь на его сильные стороны, мобилизуя его на борьбу с его слабыми сторонами. Даю необходимые конкретные рекомендации, предлагаю способы и приёмы работы над собой.   Свою работу направляю на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

Постоянно поддерживаю профессиональные связи  со всеми лицами, которые участвуют в жизнедеятельности моих воспитанников: учителями – предметниками, педагогом – психологом, социальным педагогом, педагогами – организаторами, педагогами дополнительного образования, библиотекарями. Чем шире круг этих профессиональных связей, тем прочнее воспитательное значение.

Работаю в тесной связи со школьным психологом, который помогает в разрешении конкретных проблем воспитанников. Школьный  психолог проводит диагностику в классе и вслед за этим серьёзную и целенаправленную коррекционную работу. Данный союз способствует повышению эффективности этой работы. Совместно с психологом проведена целая серия классных часов, направленных на психологическое просвещение учащихся. Темы классных часов самые разнообразные: «Как развить в себе хорошую память?», «Мои интересы и мои возможности», «Какой я друг, какая я подруга?», «Профессиональные склонности и способности человека», «Конфликтный человек. Какой он?».

Тесно сотрудничаю с родителями в воспитании учащихся:

  • регулярно провожу родительские собрания с обсуждением перспектив жизни класса,
  • индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка,
  • постоянно информирую родителей об успешности обучения учащихся через табели успеваемости,
  • а также привлекаю родителей к участию в решении школьных проблем и проведению внеклассных мероприятий.

Провожу работу по формированию коллектива, акцентирую своё внимание на развитии ученического самоуправления. Каждый ученик был включён в общие дела класса. Анализируя работу органов самоуправления класса, можно с уверенностью сказать, что класс был в состоянии  сам     создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение. За организацию каждого внеклассного мероприятия отвечала конкретная группа детей. Например, при проведении мероприятия, посвящённого Дню матери, все учащиеся без исключения принимали участие в его подготовке, у  каждой  группы было своё задание: подборка материала, оформление, подготовка музыкальных номеров, проведение.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей личной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах – все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Всегда планирую воспитательную работу совместно с учениками и родителями, выявляю  темы, представляющие для них наибольший интерес. Это необходимо для того, чтобы чётко себе представлять уровень требований и притязаний взрослых и детей. В своей работе использую разные формы работы: классные часы, познавательные игры, беседы, праздники, экскурсии, положительно воздействует на детей совместная работа – от ежедневной уборки кабинета до ремонта школы.

                                                                       x_5e906514

IMG_0495

Открытое внеклассное мероприятие «Умники и умницы»  было проведено совместно с родителями, команды составляли семьи, на мероприятие были приглашены победители республиканских, российских и международных олимпиад школы, которые подготовили вопросы для участников игры. Мои ученики умеют радоваться успехам других учащихся и часто приглашают их на свои  внеклассные мероприятия.

Два года подряд мой класс участвовал в конкурсе «Фестиваль военно – патриотической песни, посвящённый Дню защитника Отечества»  и дважды был награждён дипломами.

 Большое внимание уделяю охране здоровья детей. Учащиеся серьезно и основательно изучали темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания   организма   в   хорошей    форме, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. В классе была организована профилактическая просветительская работа по борьбе с вредными привычками через систему внеклассных мероприятий: «Безвредного табака не бывает» и другие. К проведению бесед о вредных привычках привлекаю специалистов. Форма общения на подобных классных часах – не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины. В 11Б не было правонарушений. Большая часть детей класса посещала спортивные секции, 5 учащихся класса являлись членами сборных команд школы по волейболу и баскетболу, Дементьева Евгения – мастер спорта по акробатике. В расписание также был включён спортивно – оздоровительный час,  в классе организовано горячее питание.

Для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни были использованы диагностические методики, предложенные экспертно – консультативным советом Республиканского центра профилактики наркотизации населения при кабинете Министров Республики Татарстан, которые направлены на определение особенности здоровья подростка соответствие его нормам здорового образа жизни. Тест «Здоровы ли вы физически?» показал уровень физической активности учащихся.

Результаты теста

Содержание

Показатель %

1.

очень активны и вполне здоровы физически

83%

2.

в достаточной степени активны и придерживаются разумного подхода к вопросам сохранения физической формы

17%

3.

недостаточно занятий физическими упражнениями

_

4.

ленивы, пассивны, физические упражнения просто необходимы

_

Тест «Разумное питание -  ваш ли это девиз?»

Содержание

Показатель %

1.

здоровое отношение к питанию

97,3

2.

пренебрегание многими правилами здорового питания

2,7

Результаты диагностического исследования позволяют сделать вывод, что учащиеся 11Б ориентированы на здоровый образ жизни.

Большое внимание уделялось профориентацинной работе, где не только классный руководитель, но и родители учащихся, а также бывшие выпускники рассказывали об интересных, нужных и важных профессиях и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии. Данные встречи являлись частью большой профориентационной работы, помогающей каждому ученику определиться с будущей профессией, тем самым сформировать мотив, цель учебной деятельности.

Анализируя итоги каждого полугодия и результатов учебного года, провожу такое исследование, как рейтинг классных и школьных дел. Учащимся предлагается поставить по степени значимости для себя все проведённые и перечисленные в списке мероприятия. Мероприятия, которые большинство ребят ставят на последние места, исключаю или изменяю их структуру и содержание. В конце каждого полугодия и в конце учебного года учащиеся пишут записки, в которых они говорят о том, что получилось в общении классного руководителя и ученика, что не получилось.  Такой методический приём позволяет мне по - новому взглянуть на некоторых ребят и класс в целом, заставляет быть требовательной к себе и своей деятельности.

В 11 Б классе сложились определённые  традиции:

  • проведение Дня знаний, беседуя об успехах выпускников своей школы, поступивших  в разные высшие учебные заведения  нашей страны на бюджет;
  • поздравление именинников  «Я пришёл в этот день в этот мир»;
  • помощь ветеранам, больным и пожилым, немощным людям;
  • приглашение олимпиадников, выпускников своей школы, родителей на классные часы  (профориентация);
  • проведение совместных мероприятий с родителями («Эрудиты, вперёд!», «Кто знает английский лучше: родители или дети?» и другие;
  • лыжные прогулки;
  • экскурсии по родному краю (город Казань, город Елабуга).

        Совместно с психологом провели исследование по методике Л. Кудрявцева по изучению профессиональной адаптации учащихся и выявили, что в классном коллективе нет ни одного учащегося, который бы не имел интереса к профессиональному становлению. В классе был достаточно высокий показатель ориентации учащихся на развитие личности.

Все ученики 11Б класса успешно сдали единый государственный экзамен и

в настоящее время являются студентами высших учебных заведений. 86% учащихся обучается на бюджетной основе.

Вся система воспитательной работы, которую я использую, способствует формированию у детей здорового образа жизни, нравственных смыслов и духовных ориентиров, прививает школьникам нравственный иммунитет.

Все годы работы учителем английского языка постоянно нахожусь в творческом поиске, стараюсь быть примером для учителей школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Претендент учитель английского языка

муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы №6 с углубленным изучением отдельных

предметов на конкурс лучших учителей

общеобразовательных учреждений для денежного

поощрения за высокое педагогическое мастерство

и значительный вклад в образование                          ____________ С.Г. Дорофеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно -аналитическая справка учителя русского языка и литературы

Подтверждение высшей категории ( информационно -аналитическая справка учителя русского языка и литературы):1.Общие сведения об учителе.2.Характеристика условий профессиональной деятельности.3.Сведения...

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год 1 полугодие

Аналитическая справка учителя русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год   1 полугодие...

Аналитический отчет учителя английского языка

Аналитический отчет учителя английского языка...

Аналитический отчёт учителя английского языка Гудиной О.В.

Современный образовательный процесс требует пересмотра приоритетов целей обучения. На сегодняшний день особое внимание  уделяется развивающей функции обучения, формированию личности учащихся. а т...

Аналитическая справка учителя английского языка.

Аналитическая справка учителя английского языка учителя Елькиной НМ....