Оценочность как функционально – семантическая категория
статья (9 класс) на тему
Анализ работ Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Булыгиной, Н.А. Лукъяновой, В.Н. Телия, В.К. Харченко, Д.Н. Шмелева, посвященных изучению природы и сущности оценки, особенностям ее выражения, позволяет нам рассматривать оценочность как функционально-семантическую категорию и говорить о том, что оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Оценочное отношение принято рассматривать как один из видов модальности, которые сопровождают языковые выражения. Рассматривая структуру оценки в целом, специалисты в этой области определяют ее как своего рода модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим, ни с синтаксическим построением. Оценка может содержаться в семантике слов, но оценочным часто оказывается содержание всего высказывания, сочетание оценочных слов и предикатов. Иными словами оценочная модальность определяется высказыванием в целом, а не отдельными его элементами, и является компонентом высказывания. В основе оценочной модальности лежит формула A r B, где A представляет субъект оценки, B ее объект, а r оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо/плохо». Исходя из сказанного, модальное значение неодобрения представляет собой реализуемое языковыми средствами негативное, ироническое, осуждающее, критическое отношение автора речи – говорящего – к действительности в многообразных ее проявлениях.
Оценочная деятельность предполагает сочетание в ней двух аспектов: рационального и эмоционального. При рациональной оценке человек, соотнеся объект познания со своими ценностными установками, выражает отрицательное отношение, не обнаруживая при этом эмоционального отношения к оцениваемому. В основание рациональной оценки положен принцип нормы как «идеального» объекта оценки (его проявления, положения дел). Однако довольно часто неодобрение сопровождается дополнительными отрицательными эмоциями говорящего: возмущением, отвращением, презрением, негодованием, неудовольствием и др. При этом говорящий, скорее всего, выбирает языковые единицы с эмотивно-окрашенным значением, которые говорят о неодобрении в эмоционально-окрашенном спектре и значение которых является часто результатом вторичной номинации. При этом эмоциональная оценка, как правило, бывает экспрессивной, рациональной же оценке экспрессивность не свойственна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnost_kak_funktsionalno.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочность как функционально – семантическая категория.
Анализ работ Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Булыгиной, Н.А. Лукъяновой, В.Н. Телия, В.К. Харченко, Д.Н. Шмелева, посвященных изучению природы и сущности оценки, особенностям ее выражения, позволяет нам рассматривать оценочность как функционально-семантическую категорию и говорить о том, что оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Оценочное отношение принято рассматривать как один из видов модальности, которые сопровождают языковые выражения. Рассматривая структуру оценки в целом, специалисты в этой области определяют ее как своего рода модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим, ни с синтаксическим построением. Оценка может содержаться в семантике слов, но оценочным часто оказывается содержание всего высказывания, сочетание оценочных слов и предикатов. Иными словами оценочная модальность определяется высказыванием в целом, а не отдельными его элементами, и является компонентом высказывания. В основе оценочной модальности лежит формула A r B, где A представляет субъект оценки, B ее объект, а r оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо/плохо». Исходя из сказанного, модальное значение неодобрения представляет собой реализуемое языковыми средствами негативное, ироническое, осуждающее, критическое отношение автора речи – говорящего – к действительности в многообразных ее проявлениях.
Оценочная деятельность предполагает сочетание в ней двух аспектов: рационального и эмоционального. При рациональной оценке человек, соотнеся объект познания со своими ценностными установками, выражает отрицательное отношение, не обнаруживая при этом эмоционального отношения к оцениваемому. В основание рациональной оценки положен принцип нормы как «идеального» объекта оценки (его проявления, положения дел). Однако довольно часто неодобрение сопровождается дополнительными отрицательными эмоциями говорящего: возмущением, отвращением, презрением, негодованием, неудовольствием и др. При этом говорящий, скорее всего, выбирает языковые единицы с эмотивно-окрашенным значением, которые говорят о неодобрении в эмоционально-окрашенном спектре и значение которых является часто результатом вторичной номинации. При этом эмоциональная оценка, как правило, бывает экспрессивной, рациональной же оценке экспрессивность не свойственна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оценочные карты учителя для аттестации на высшую категорию
материал содержит рекомендации по оформлению и заполнению оценочных карт для аттестации учителя математики на высшую категорию...
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (первая категория)
Оценочный лист педагогической деятельности учителя (первая категория)...
Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале произведений Н.В. Гоголя)
Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений Н. В. Гоголя,...
Эмоционально-оценочные прилагательные в структуре лексико-семантических полей «хороший», «плохой» (на материале некоторых произведений Н.В. Гоголя)
Классификация эмоционально-оценочных прилагательных на примере произведений Н. В. Гоголя...
Оценочная карта на первую категорию
Представление результатов профдеятельности (карта)...