Создание иноязычной развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками
статья по английскому языку

Ямбаева Марина Александровна

Статья раскрывает основные принципы создания иноязычной, культурной, интерактивной, развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками или младшими школьниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Создание иноязычной развивающей среды

для изучения иностранного языка дошкольниками.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, изучающие иностранный язык осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Это означает, что они имеют возможность слышать и активно использовать иностранный язык, только на занятиях, в общении с учителем и другими детьми. Важность создания языковой обучающей среды при обучении детей иностранным языкам неоднократно подчеркивалась отечественными исследователями и методистами. По утверждению известного педагога Ш.А. Амонашвили, такая среда «запускает» природные речевые механизмы, которые у маленького ребенка еще являются гибкими и пластичными. В условиях правильной организации языковой обучающей среды формирование речевых умений и навыков происходит быстрее и эффективнее, а сами речевые умения становятся более прочными и гибкими.

Понятие языковой обучающей среды включает как собственно языковое окружение (языковая среда), так и физическое окружение ребенка на занятиях (предметная среда). Предметная среда привлекает ребенка, стимулирует его интерес к языку. В условиях работы с дошкольниками роль предметной среды очень велика. Особенность организации предметной среды в школе (детском саду, кружке, студии) состоит в том, что ребенок находится в ней в постоянном контакте. Такой контакт стимулирует реальное общение и становится основой для игровой деятельности ребенка. Общение на иностранном языке, организованное учителем в рамках предметной среды, становится значимым как для детей, так и для учителя. Можно говорить о том, что такая среда носит интерактивный характер. Очень полезным представляется современным педагогам, работающим с маленькими детьми, создание специальной комнаты для занятий английским или любым другим языком. Для того чтобы язык действительно стал средством общения, учитель, по мнению специалистов, должен стремиться создать одноязычную среду, в которой соблюдается принцип «один человек – один язык» (о важности такого принципа писали многие исследователи, например Л.С. Выготский, И.А. Зимняя). Соблюдение этого принципа выражается в том, что дети пользуются иностранным языком в тех случаях, когда общаются с героями или персонажами, понимающими и разговаривающими, например только по-английски. Таким образом, реализация принципа «один человек – один язык» в условиях искусственно созданной языковой среды означат осознанное, вынужденное и регулярное использование иностранного языка при общении с конкретным персонажем.

Как показывает практика, учителя часто интуитивно и стихийно стремятся использовать данный принцип в обучении, поэтому частыми героями детских занятий являются Tom и Alice – дети из страны изучаемого языка – или звери и сказочные персонажи, которые говорят и понимают только на своем родном языке. Здесь кукла выступает активным участником общения на иностранном языке, а учитель общается с детьми при помощи куклы, которая позволяет управлять иноязычной средой. Роль куклы является решающей при мотивации исполнения иностранного языка при реальном общении. Учитель при помощи куклы инициирует общение на иностранном языке, управляет диалогом, организует игры детей на занятии, знакомит ребят с различными традициями той страны, язык которой они изучают. Через куклы или кукол-персонажей учитель может обеспечить введение, отработку того или иного речевого материала, обеспечить достаточно большой «инпут» (т.е. объем языкового материалы, который предназначен как для активного, так и пассивного овладения). Использование куклы создает и особую дружелюбную атмосферу занятия. «Присутствующий» на занятии персонаж должен быть постоянным, обладать своим характером, привычками, кругом интересов и т.д.

Таким образом, активное и правильное использование куклы на занятии – это один из наиболее доступных способов реализации принципа «один человек – один язык». Следовательно, использование куклы является обязательным элементом любого занятия с дошкольниками по иностранному языку.

Ребенок также должен понять, что научиться говорить на иностранном языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Ведь изучение другого языка – это знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды, добавив слово культурная. Основная функция этой среды состоит в аккультурации, т.е. в приобщении детей к другой культуре. Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как в процессе обучения постоянно сравнивается родная культура с культурой стран изучаемого языка.

Можно сделать вывод, что одна из важных задач учителя при обучении дошкольников состоит в создании адекватной иноязычной среды. Эта среда, как было сказано выше, обладает следующими характеристиками: она является иноязычной (по возможности, одноязычной), культурной, развивающей и интерактивной.

Одним из средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность учителя. Наблюдения за тем, как преподаватель разговаривает с детьми на занятии, показывают, что учителя, как правило, не осознают степень воздействия своей речи на развитие речи ребенка на иностранном языке. Обучающий характер речевой деятельности на иностранном языке состоит в том, что, общаясь с учителем, дети учатся использовать язык в естественных ситуациях общения, а не только в учебных речевых ситуациях, которые «запланированы» для данного занятия. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания. Кроме того, в условиях характерных для обучения дошкольников иностранному языку в нашей стране, учитель часто является единственно свободно говорящим на изучаемом языке взрослым, с которым можно общаться при помощи иностранного языка. Учителю важно пользоваться речью осознанно и, по возможности планировать свою речевую иноязычную деятельность. Для того, что обучающее воздействие речи учителя было велико, необходимо учитывать ряд факторов:

  1. Речь учителя должна быть доступна детям в языковом отношении. Необходимо избегать длинных синтаксически сложных предложений.
  2. В случае, если вы видите, что ребенок вас не понимает, можно и нужно использовать необходимые повторы, перифраз или другие приемы.

Перечисленные методические приемы учитель должен использовать осознанно, это поможет правильно и эффективно организовать процесс общения на иностранном языке и тем самым обеспечить создание иноязычной развивающей среды для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа как средство создания мотивации в изучении иностранного языка.

. Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а умет...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ

Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....

ПУТИ СОЗДАНИЯ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одну из важных задач своей деятельности вижу в том, чтобы научить своего ученика сегодня сосуществовать в общем жизненном мире, чтобы он мог строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами э...

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"

Выступление на тему "Создание мотивации к изучению иностранного языка в сельской школе"...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка путём создания на уроке зоны психологического комфорта.

В данной статье мною разработаны психологические упражнения, которые создают на уроке комфортную и спокойную обстановку. При использовании этих упражнений на разных этапах урока инотранного языка можн...

Статья на тему "Изучение иностранных языков младших дошкольников: вред или польза."

Статья на тему  "Изучение  иностранных языков младших дошкольников: вред или  польза"В  современном мире значимость иностранных языков возрастает с каждым днем. Мы всё ча...