Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".
статья на тему

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».

     Существует легенда…..

    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: "Люди потеряли свой путь. Как быть?" Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: "Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя". Вот так появился Учитель.

Я – учитель, не только несущий знания своего предмета, но и учитель, воспитывающий всесторонне развитую личность, образованного и готового к жизни человека, учитель – наставник, помогающий выбрать свой жизненный путь.

Я иду на урок. Какими качествами мне следует обладать? Восточная мудрость гласит, что учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик. В глазах своих учеников – я, прежде всего, носитель  преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что ожидают мои ученики – это хорошее практическое владение преподаваемым языком. Я "представляю" своим ученикам культуру народов стран изучаемого языка, знакомлю их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.  Мои ученики хотят видеть меня разносторонним  человеком, который не ограничивается только сферой своего предмета. Тогда мои ученики будут воспринимать меня иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Они хотят видеть меня учителем имеющим чувство юмора, не слишком строгой,  умеющей с детьми держаться просто, не боящейся признать свои ошибки. Учителем, умеющим так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Мои ученики хотят, чтобы я сохранила в себе детскость и оптимизм и воспринимала учительство как продолжение детства. Принимала все в ребенке как естественное, сообразное его природе, помогала и одобряла труд учеников, училась вместе с детьми, сочинять, рисовать, творить вместе с ними. Искренне восхищалась красотой вокруг себя, находила  прекрасное в поступках людей, искусстве, природе.  С личности учителя начинается    процесс  воспитания  и обучения.   

Итак, я на уроке английского языка. Основная цель моей работы: "заразить" детей своей любовью к английскому языку, английской литературе, истории, культуре.

У урока иностранного языка своя специфика, которую я как учитель иностранного языка не могу не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого технологии и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Коммуникативное обучение английскому языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности". Мы с моими  учениками пытаемся решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи английского языка.

В процессе организации коллективной деятельности я ставлю перед учениками такую общую цель, которая способна заинтересовать всех, но для достижения, которой каждый ученик должен внести индивидуальный вклад. Коллективная деятельность реализуется при совместном оформлении газет, коллажей, работе над мини и макси проектами. Такая работа дает большой воспитательный эффект: в ней задействованы все учащиеся, отказаться от выполнения задания кому-либо  уже трудно. Здесь возникают состязательные моменты, каждый старается выполнить свою часть работы не хуже других.

Создается благоприятный микроклимат, что дает каждому ученику проявить свое «Я», активно вступать в общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир. При этом вырабатывается толерантное отношение друг к другу, умение отстаивать свою точку зрения, формируется культура взаимодействия.

В условиях совместной творческой деятельности между мной и моими учениками складываются отношения сотрудничества. Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь на личность учеников и перспективы их развития, что реализуется мной в условиях гуманистического подхода к обучению.

При таком подходе я создаю положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Каждый ученик получает возможность свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения, ученики чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.  Я помогаю  ученику проявить свои лучшие качества. Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.

От того каким содержанием я наполню свои занятия, как их организую и проведу, зависит сила воздействия учебно-воспитательного процесса на моих учеников. В своей педагогической деятельности залогом успеха вижу положительную эмоциональную насыщенность всех компонентов обучения. Я считаю, что обучение иностранному языку должно быть радостным и ненапряженным. Считаю необходимым продумывать виды деятельности учеников на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, т. к. на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу, использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитать ответственность,  самостоятельность, критичность, силу воли, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности возможно при использовании творческих заданий, как на уроке, так и при задании на дом. Проведение этапа рефлексии  позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Я обучаю своих учеников способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка. Английский язык содержит в своих словах и грамматических формах не только знания о системе языка, о правилах пользования элементами этой системы, но и фоновые знания. Сведения о культуре другого народа можно встретить и в названиях предметов и явлений традиционной и нового быта, в понятиях, отражающих явления общественного характера. Элементы культуры содержатся, кроме того, в невербальных средствах общения. Поэтому передо мной как перед учителем иностранного языка встает задача по формированию вторичной языковой личности, способной быть эффективным участником межкультурной коммуникации. Для того, чтобы диалог культур состоялся, необходимо развивать у учащихся готовность пользоваться иностранным языком как средством общения, а также развивать их интеллект, творческое мышление, желание учиться. Мое методическое мастерство как раз и состоит в том, чтобы вовлечь в диалог двух культур личность ученика, все стороны жизни и деятельности ученика, его опыт, мировоззрение, интересы (учебные и не учебные), склонности и его чувства. Каждый ученик должен быть всегда уверенным в том, что его слушают, стараются понять, правильно оценивают то, что он говорит и делает.  А  я как учитель со своей стороны не навязываю ему собственного мнения.

На основе взаимодействия культур осуществляется гражданское воспитание  учеников. Открывая для себя культурные ценности стран изучаемого языка, и сравнивая со своей Родиной, ученики проявляют отношение к своей стране, которое проявляется в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу. Чрезвычайно важно для меня как учителя раскрывать эту высокую связь с Родиной и все время развивать ее.

Овладение культурными ценностями другого народа в процессе изучения иностранного языка вносит заметный вклад и в саму культуру умственного труда. У школьников развиваются умения пользоваться словарями, справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий.  Важнейшим  воспитательным звеном, отношение к которому необходимо формировать  все время развивать является труд. Отношение к труду реализуется при выполнении дом. Задания, подготовки рабочего места, дисциплинированности и собранности, честности и усердия. Все это подвластно моему влиянию как учителя.

Мне как учителю следует владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними. Чтобы создать атмосферу подлинного общения на уроке мне следует общаться  естественно, не говорить механически, заученно, учитывать интересы собеседника, быть искренним: формализм, безразличие убивает дух общения. Справедливость –  для меня основной принцип общения с учениками. Эффективность учебного процесса зависит от моей способности организовывать педагогическое общение с учениками. Если мои действия как учителя  будут направлены на выражение радости от встречи с учениками, от предстоящего общения с ними, то они будут мотивировать и стимулировать всю последующую речевую деятельность учащихся.

Мне следует помнить, что я хранитель души своих учеников.

Если я буду воспитывать своих учеников  в обстановке терпимости,  то они научаться понимать и принимать других.

Если я буду подбадривать их, то они научаться верить в себя,

Если я стану хвалить их, то они научаться быть благодарными.

Если они будут воспитываться в безопасности, то они научаться верить в людей.

Для этого я не должна быть к ним равнодушной и тогда это зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие  плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские,

  Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

 

 

Три моих « всегда» и три моих « никогда»
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchaya-vospityvay_vospityvaya-obuchay.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».

     Существует легенда…..

    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: "Люди потеряли свой путь. Как быть?" Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: "Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя". Вот так появился Учитель.

Я – учитель, не только несущий знания своего предмета, но и учитель, воспитывающий всесторонне развитую личность, образованного и готового к жизни человека, учитель – наставник, помогающий выбрать свой жизненный путь.

Я иду на урок. Какими качествами мне следует обладать? Восточная мудрость гласит, что учитель должен обладать всем тем, в чем нуждается ученик. В глазах своих учеников – я, прежде всего, носитель  преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что ожидают мои ученики – это хорошее практическое владение преподаваемым языком. Я "представляю" своим ученикам культуру народов стран изучаемого языка, знакомлю их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками и т. д.  Мои ученики хотят видеть меня разносторонним  человеком, который не ограничивается только сферой своего предмета. Тогда мои ученики будут воспринимать меня иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Они хотят видеть меня учителем имеющим чувство юмора, не слишком строгой,  умеющей с детьми держаться просто, не боящейся признать свои ошибки. Учителем, умеющим так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Мои ученики хотят, чтобы я сохранила в себе детскость и оптимизм и воспринимала учительство как продолжение детства. Принимала все в ребенке как естественное, сообразное его природе, помогала и одобряла труд учеников, училась вместе с детьми, сочинять, рисовать, творить вместе с ними. Искренне восхищалась красотой вокруг себя, находила  прекрасное в поступках людей, искусстве, природе.  С личности учителя начинается _        процесс  воспитания  и обучения.        

Итак, я на уроке английского языка. Основная цель моей работы: "заразить" детей своей любовью к английскому языку, английской литературе, истории, культуре.

У урока иностранного языка своя специфика, которую я как учитель иностранного языка не могу не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого технологии и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Коммуникативное обучение английскому языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности". Мы с моими  учениками пытаемся решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи английского языка.

В процессе организации коллективной деятельности я ставлю перед учениками такую общую цель, которая способна заинтересовать всех, но для достижения, которой каждый ученик должен внести индивидуальный вклад. Коллективная деятельность реализуется при совместном оформлении газет, коллажей, работе над мини и макси проектами. Такая работа дает большой воспитательный эффект: в ней задействованы все учащиеся, отказаться от выполнения задания кому-либо  уже трудно. Здесь возникают состязательные моменты, каждый старается выполнить свою часть работы не хуже других.

Создается благоприятный микроклимат, что дает каждому ученику проявить свое «Я», активно вступать в общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир. При этом вырабатывается толерантное отношение друг к другу, умение отстаивать свою точку зрения, формируется культура взаимодействия.

В условиях совместной творческой деятельности между мной и моими учениками складываются отношения сотрудничества. Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь на личность учеников и перспективы их развития, что реализуется мной в условиях гуманистического подхода к обучению.

При таком подходе я создаю положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. Каждый ученик получает возможность свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения, ученики чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.  Я помогаю  ученику проявить свои лучшие качества. Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.

От того каким содержанием я наполню свои занятия, как их организую и проведу, зависит сила воздействия учебно-воспитательного процесса на моих учеников. В своей педагогической деятельности залогом успеха вижу положительную эмоциональную насыщенность всех компонентов обучения. Я считаю, что обучение иностранному языку должно быть радостным и ненапряженным. Считаю необходимым продумывать виды деятельности учеников на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, т. к. на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу, использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитать ответственность,  самостоятельность, критичность, силу воли, трудолюбие. Воспитание творческой самостоятельности возможно при использовании творческих заданий, как на уроке, так и при задании на дом. Проведение этапа рефлексии  позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Я обучаю своих учеников способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению изучаемым языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка. Английский язык содержит в своих словах и грамматических формах не только знания о системе языка, о правилах пользования элементами этой системы, но и фоновые знания. Сведения о культуре другого народа можно встретить и в названиях предметов и явлений традиционной и нового быта, в понятиях, отражающих явления общественного характера. Элементы культуры содержатся, кроме того, в невербальных средствах общения. Поэтому передо мной как перед учителем иностранного языка встает задача по формированию вторичной языковой личности, способной быть эффективным участником межкультурной коммуникации. Для того, чтобы диалог культур состоялся, необходимо развивать у учащихся готовность пользоваться иностранным языком как средством общения, а также развивать их интеллект, творческое мышление, желание учиться. Мое методическое мастерство как раз и состоит в том, чтобы вовлечь в диалог двух культур личность ученика, все стороны жизни и деятельности ученика, его опыт, мировоззрение, интересы (учебные и не учебные), склонности и его чувства. Каждый ученик должен быть всегда уверенным в том, что его слушают, стараются понять, правильно оценивают то, что он говорит и делает.  А  я как учитель со своей стороны не навязываю ему собственного мнения.

На основе взаимодействия культур осуществляется гражданское воспитание  учеников. Открывая для себя культурные ценности стран изучаемого языка, и сравнивая со своей Родиной, ученики проявляют отношение к своей стране, которое проявляется в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу. Чрезвычайно важно для меня как учителя раскрывать эту высокую связь с Родиной и все время развивать ее.

Овладение культурными ценностями другого народа в процессе изучения иностранного языка вносит заметный вклад и в саму культуру умственного труда. У школьников развиваются умения пользоваться словарями, справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий.  Важнейшим  воспитательным звеном, отношение к которому необходимо формировать  все время развивать является труд. Отношение к труду реализуется при выполнении дом. Задания, подготовки рабочего места, дисциплинированности и собранности, честности и усердия. Все это подвластно моему влиянию как учителя.

Мне как учителю следует владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними. Чтобы создать атмосферу подлинного общения на уроке мне следует общаться  естественно, не говорить механически, заученно, учитывать интересы собеседника, быть искренним: формализм, безразличие убивает дух общения. Справедливость –  для меня основной принцип общения с учениками. Эффективность учебного процесса зависит от моей способности организовывать педагогическое общение с учениками. Если мои действия как учителя  будут направлены на выражение радости от встречи с учениками, от предстоящего общения с ними, то они будут мотивировать и стимулировать всю последующую речевую деятельность учащихся.

Мне следует помнить, что я хранитель души своих учеников.

Если я буду воспитывать своих учеников  в обстановке терпимости,  то они научаться понимать и принимать других.

Если я буду подбадривать их, то они научаться верить в себя,

Если я стану хвалить их, то они научаться быть благодарными.

Если они будут воспитываться в безопасности, то они научаться верить в людей.

Для этого я не должна быть к ним равнодушной и тогда это зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие  плоды – добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские,

  Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Три моих « всегда» и три моих « никогда»
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на конкурсе учителей иностранных языков "За совершенство" 2011

Выступление в конкурсе учителей иностранных языков (финальный этап) "За совершенство"-2011 с презентацием, крастким содержанием на русском, речью на английском и диалога (видео детей). Само видео не п...

Моё педагогическое кредо (из выступления на конкурсе Учитель года)

Данная статья опубликована в журнале Директор школы. №9 2005...

Выступление на конкурс "Учитель года".

Представление педагогической деятельности(текст к презентации)....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Публичное представление на конкурсе "Учитель года"

Публичная презентация результатов педагогической                деятельности и инновационной работы...

Публичное выступление на конкурсе "Учитель года" "Миссия учителя"

Текст публичнго выступления "Миссия учителя"...

Публичное выступление для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "«Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения».

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Травля, агрессивно...