Публичное выступление на конкурсе "Учитель года" "Миссия учителя"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Миссия учителя.
Я – учитель. Что это означает для меня?.. Почему я стала учителем?.. Сегодня я задаю себе этот вопрос и пытаюсь найти ответ на него не потому, что надо заполнять какую-либо анкету, а потому, что хочу найти подтверждение того, что не ошиблась в выборе профессии много лет назад. Часто слышу вокруг себя реплики: «И зачем ты пошла в учителя? Деньги нормальные не платят. Свободного времени нет. Зачем тебе это надо?» Порой даже вижу удивлённые взгляды в ответ на рассказ, как до полночи готовилась к следующему уроку или проверяла тетради. Нет, всё это не заставляет меня сомневаться в том, что почти 30 с лишним лет назад сделала правильный выбор. И всё же… Почему я стала учителем?
Детство… Прекрасное, чудесное время... Есть такая поговорка: «Все мы родом из детства». Именно там, в детстве, надо искать истоки того, что с нами происходит во взрослой жизни, того, кем мы становимся. В то время кем я только не хотела стать? В детском саду на выпускном сказала, что хочу стать санитаркой, и на удивлённый вопрос «почему?» ответила: «Чтобы выносить с поля раненых и лечить их.» Ещё мечтала стать космонавтом, а когда меня принимали в комсомол на заседании городского комитета ВЛКСМ, заявила, что хочу стать экзобиологом (учёным, который изучает жизнь на других планетах). Типичная ситуация того времени. Многие тогда мечтали о чём-то героическом и выдающемся, лёгких путей не искали. Так нас воспитывали. Что же предопределило в моём детстве выбор профессии учителя?
Вспоминаю себя совсем маленькой. Я в нашей крохотной двухкомнатной квартире стою около стола, а за ним сидит моя мама. Стол накрыт бархатной скатертью. На нём несколько стопок тетрадей. Мама склонилась над столом, проверяет тетради. Что-то отмечает в них, порой улыбается, порой сдвигает брови, её лицо становится серьёзным, иногда даже сердитым. Помню, как мама со своими учениками по утрам ходила на зарядку и однажды принесла домой щенка. Его обнаружили ребята, бедняга подвернул лапу и не мог идти, и мы выхаживали его, пока не нашёлся хозяин.
Помнится мне, как мы всё время играли с подругой в школу. И я неизменно почему-то была учителем русского языка, а моя подруга учителем математики. И ведь обе мы стали учителями, только моя подруга учит детей химии и биологии, а не математике. А когда мы начали изучать английский язык, наша любимая игра была урок английского, и мы по очереди с подругами были то учениками, то учителями, так и готовили домашнее задание: и интересно, и несложно.
В школе я непременно была то председателем совета отряда, то комсоргом, в институте даже руководила комсомольской организацией факультета. Эта работа всегда была для меня интересна, никогда не чувствовала тяжести от того, что на плечах висит большой груз ответственности. Что может быть увлекательнее работы с людьми? Концерты, политинформации, спортивные мероприятия, агитпоходы. В этом нет и не может быть никакой рутины. Только творчество, только полёт мысли.
Помню руководителя нашего городского комсомольского штаба «Искра» Блиничкину Любовь Михайловну, заслуженного работника культуры, отличника народного образования. Под её руководством городской комсомольский штаб был действенным органом самоуправления учеников, организатором массовых мероприятий для школьников города. Любовь Михайловна всегда была требовательным педагогом, всю себя посвящала работе. Её дом для нас стал родным домом. Она всегда учила нас быть инициативными, брать ответственность на себя, у неё была любимая пословица: «Если не мы, то кто же?»
С особой теплотой вспоминаю нашего учителя русского языка и литературы Рузову Аллу Анатольевну. Именно благодаря ей впервые осознанно у меня появилась мысль стать учителем русского языка и литературы. Чем навек поразила меня Алла Анатольевна? Не прекрасно подаваемым материалом или великолепно продуманными уроками, не умением просто и доступно преподать сложную тему. Нет. Прежде всего это был увлечённый человек, и своей увлечённостью она покоряла всех, умела заинтересовать своей идеей кого угодно. И вот под её руководством в нашей школе появился сначала музей Великой Отечественной войны, а потом музей М.Ю.Лермонтова. Экспонаты для музеев собирали и школьники, и их родители, и все работники школы. Их привозили с экскурсий по местам боевой славы, которые также организовывала Алла Анатольевна, приносили из дома, ведь в наших домах лежат порой настоящие сокровища. А ещё я помню, что Алла Анатольевна нам давала уроки жизни. Это я так спустя время назвала то, что иногда происходило на наших уроках. Она приходила в класс взволнованная и вместо темы «Особенности метода социалистического реализма в творчестве Горького» вдруг начинала рассказывать что-нибудь о своих бывших учениках, о том, какие случаи были у них. И мы сидели, раскрыв рты, слушали учителя и тоже переживали, что Сергей, мальчик из неблагополучной семьи, смог поступить в Оренбургское авиационное училище и стать настоящим военным лётчиком, а Валерка, который с сигаретой прятался от учителя в ящике для методического материала, теперь стал одним из ведущих инженеров на заводе. Забыв о том, что тема у нас на уроке совсем другая, мы понимали, что жизнь - сложная штука, в ней можно добиться успеха только тогда, когда ты чего-то очень хочешь и всё делаешь для достижения своей мечты. А ещё понимали, что самая сильная штука на Земле – это любовь. Без неё жизнь невозможна.
Могло ли случиться так, чтобы я выбрала другую профессию? Теперь я понимаю, что ничего другого просто-напросто не могло быть. Жизнь словно сделала всё, чтобы я стала учителем. И я им стала. Но зачем? Что я должна сделать как учитель? Научить, как пишутся полные причастия, или как сдать ЕГЭ на максимально возможные баллы? Несомненно, это часть работы любого преподавателя. Но вспоминая своих учителей, я понимала, что это не главное. А что же тогда?
Есть одна древняя легенда… Это случилось много тысяч лет назад. По размытой дождями осенней дороге шли Двое. Плечом к плечу. Нога в ногу. Было холодно. Древний ветер отбирал тепло. Мир остывал. Им нужно было добраться до прекрасной страны.
Люди подошли к небольшой ледяной реке. Брода не было. А путь необходимо было продолжать. Тогда Первый взял бревно, перекинул его через реку и, поддерживая Второго, двинулся дальше. Когда река осталась позади, Второй робко спросил: «Мы уже пришли?» «Нет, - ответил Первый. – Наш путь ещё только начинается».
Сгущались сумерки. Ночь, древняя и страшная, надвигалась, грозила поглотить весь мир. Первый и Второй сидели, прижавшись друг к другу в небольшой пещере. «Мне холодно… И страшно», - сказал Второй. «Не бойся, я всегда буду с тобой рядом», - и прикрыл Друга теплой шкурой, которую снял с себя. А затем он начал рассказывать сказки. Он говорил о том, что где-то сейчас тепло. Указывал застывшим пальцем на небо, и по его словам получалось, что звезды – это маленькие очаги, где сейчас горит огонь, где смеются люди, где всегда ждут гостей…
Так прошла ночь. А когда наступило утро, Первый и Второй пошли дальше. Им надо было преодолеть горный перевал. Люди из последних сил карабкались вверх, помогая друг другу. Но когда спустился туман, Второй вдруг с ужасом понял, что больше не слышит дыхания Первого. Он страшно закричал. Но никто не ответил на его зов. Тогда Второй вскарабкался повыше, нашел небольшую площадку, сел и заплакал. А потом взял уголек, который всегда носил с собой (ведь так учил его Первый), закрыл глаза - и перед его мысленным взором проплыла река, дорога, пещера, чья-то сгорбленная фигура, медленно исчезающая в тумане. Тогда он открыл глаза и прямо на скале нарисовал деревянный мост, ведущий к звездам, и на этом мосту фигуру Первого, которая была размыта и как-то особенно хрупка…
Затем он вскарабкался на самую высокую вершину перевала и оттуда крикнул. Крикнул изо всех сил:
- Спасибо, тебе, Учитель! Теперь я не собьюсь с дороги! Ведь ты всегда будешь рядом со мной! Всегда!
И эхо ответило ему: «Да… Да… Да…»
Миссия учителя - воспитать настоящего человека, достойного гражданина своей родины, научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас, сделать мир чуточку добрее и убедить ребёнка в том, что мир прекрасен, показать маленькому человеку, как можно быть счастливым.
Современная школа - это то место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. А учитель должен «стоять не над, а рядом», помогать учащимся и поддерживать их, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Ученик может вступить в спор с учителем на любую тему, отстаивать свою точку зрения. Современный же учитель должен уметь слушать и слышать своего ученика, ведь он не только учит детей, но и сам учится у детей. Учитель не только помогает формированию знаний, умений, навыков, он помогает каждому ребенку сформироваться как личности, развивает желание преодолевать жизненные трудности, помогает научиться правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.
Вот уже 27 лет я стою у доски, проверяю тетради, готовлюсь к урокам. Перед каждым новым классом волнуюсь, смогу ли найти общий язык, смогу ли сделать учеников единомышленниками? Заполняя анкету на сайте работников образования, я указала свой девиз: «Жить, чтобы делать жизнь добрее». Я считаю, это главная задача педагога. Учитель не может быть успокоенным. «И вечный бой!.. Покой нам только снится…» - мои любимые слова. Они принадлежат Блоку. Моя жизнь учителя – это постоянный бой, бой с ленью, трусостью, неорганизованностью, безответственностью, разболтанностью. Я должна научить ребят встречать вызовы жизни смело, не бояться трудностей, с улыбкой решать все проблемы и получать от этого удовольствие. Я работаю не для того, чтобы научить детей правильно писать, а для того, чтобы они, став взрослыми, сами смогли бы стать грамотными. Для меня важно, чтобы в школе ребята понимали, что их жизнь, настроение, результаты зависят не от каких-то им неведомых причин, а от их отношения к ним. Поэтому для меня важнее, чтобы ребёнок хотел решить проблемы, возникшие у него при выполнении задания, а не само выполненное задание, чтобы было желание преодолеть появившиеся трудности, а не оправдание, почему не получилось сделать то или иное задание.
Современный человек живёт совершенно в другом ритме, чем наши дедушки и бабушки. Темп этот порой не даёт нам возможности хотя бы на секунду остановиться и увидеть, как прекрасен мир, в котором мы живём. И поэтому научить радоваться жизни, всему, что нас окружает – тоже важная задача учителя. Нет ничего ужаснее ребёнка, не радующегося солнечному лучу, сверкающей воде, в которой можно резвиться, зелёной травинке, пробивающейся сквозь скалы, низвергающемуся с огромной высоты потоку, парящей в небе птице, ветру, сбивающему тебя с ног. Такой ребёнок никогда не сможет совершить открытие, всю жизнь будет чувствовать себя усталым.
«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни...», - считал Симон Соловейчик. И я полностью разделяю его мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
публичная лекция "Миссия учителя"
выступление на фестивале Методических идей в г. Балаково...
Публичная лекция "Миссия учителя".
С этой лекцией я выступала на конкурсе педагогических достижений учителей Красносельского района "учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой." Почему я выбрала эту професси...
Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".
Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай». Существует легенда….. Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...
Конкурс «Педагог года – 2020» Публичное выступление на тему "Секреты изучения иностранного языка"
Краткое содержание публичного выступления на тему «Секреты изучения иностранного языка»...
Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"
Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...
Ссылка на видео "Миссия учителя" на конкурс "Учитель года Алтая - 2021"
Ссылка на видео "Миссия учителя" на конкурс "Учитель года Алтая - 2021"...
Учитель года - портфолио. Критерий 2. Публикации и публичные выступления
Наличие публикаций (авторских программ, методик,, научных статей по проблеммам дифектологии) Возможности использованм\ия японского мини-волейбола в физическом воспитании обучающихся с...