Аудирование на занятии английского языка
Аудирование — это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение обучающимися упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом. Аудирование как активная мыслительная деятельность - сложный процесс восприятия и понимания звучащей речи. И элементы зрительного восприятия (жесты, мимика) и интонация, разбивающая речь на синтагмы, помогают понять речь.
Основные задачи педагога на занятии для аудирования: - подготовить ребенка в прослушиванию через разнообразные задания PRE-listening, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием; - помогать во время прослушивания - DURING-listening, чтобы снять трудности во время аудирования и чтобы заострить внимание на каких-то важных моментах и чтобы научить слышать именно нужную информацию; - обсудить, сделать выводы после прослушивания - POST-listening, не только чтобы проверить, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, но и закрепить знания, а также – это мотив для аудирования.
PRE-listening, DURING-listening и POST-listening - это три этапа занятия так называемого приема PDP, которые позволяют формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогает развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Кроме того, деятельность на уроке в рамках PDP организуется в таком объеме и такой последовательности, чтобы учащиеся могли полнее понять содержание текста. И я нахожу, что наиболее важная часть PDP - это PRE-listening.
Нам кажется, что в реальной жизни мы не готовимся к восприятию речи, но это не совсем так. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. Или, посещая лекцию, мы также готовы к восприятию речи на определенную научную или познавательную тему, предвосхищая ее содержание. И на занятии ребёнок также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания. Так каковы же цели первого этапа - PRE-Listening?
1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь. 2. Вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных – поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д. 3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны? 4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микроигры типа мозгового штурма “Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?” 5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойдет речь. 6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. 7. Проверить понимание цели аудирования – убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании .
Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например:
Listening Guide:
Sample listening Guide (*) 1. Situation: ………………… 2. Speaker's name: ……………. 3. When ……………….. 4. Where: ………………………. 5 What is the general subject of this talk? ……… 6. What is the main point or message of this talk? ………………. 7. What transitional expressions does the speaker use? ………………..
В процессе непосредственно аудирования DURING–listening, учащиеся должны: - определить, о чем идет речь, где происходят события и т.д.; - обратить внимание на то, что осталось непонятым и сформулировать об этом вопрос; - подтвердить или опровергнуть свои догадки, сделанные в процессе PRE-listening; - сделать выводы, оценить.
Важное значение имеют темп и паузы во время прослушивания. Делая паузы в прослушивании, необходимо: - резюмировать - что происходило до сих пор; - попытаться догадаться, что может произойти дальше, допуская все предсказания равновероятными; - попросить учащихся объяснить, почему они так думают, избегая оценок типа "правильно" или "неправильно", и используя такие как "возможно", "вероятно".
Чтобы сфокусировать внимание учащихся во время прослушивания, целесообразно также использовать раздаточный материал - так называемый “Listening guide”( см. выше)
Этап POST-listening не менее важен. Он показывает: - насколько глубоко учащиеся поняли аудиоматериал; - насколько он им интересен; - оказались ли верными их предположения.
Для этого можно: - просмотреть и подкорректировать предварительные записи в “Listening guide”; - проанализировать, критически оценить и сделать выводы по прослушанному материалу; - суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний или презентаций, или инсценировки диалогов и т.д.
Помогают этому следующие упражнения: - выполнить задание “Fill in blanks with suitable word” в тексте аудиоматериала; - Multiple Choice, True/False, Short Answer, Paraphrase/Summary; - ответить на вопросы; - проиллюстрировать эпизод; - составить план, пересказать; - сравнить с ситуацией из жизни и т.д.
Речь педагога также играет важную роль и занимает немалую часть занятия, поэтому к ней предъявляются большие требования. Главные из них: - говорить короткими предложениями; - говорить грамматически простыми предложениями; - интонировать речь; - выделять ключевые слова; - ограничивать высказывания в рамках только одной темы, далее расширяя круг тем; - употреблять повторяющиеся слова, фразы, предложения; - перефразировать высказывания; - обязательно давать паузы между высказываниями; - размер высказывания увеличивать постепенно - сначала слово, затем фраза, одно предложение, несколько предложений, полный текст или диалог; - органично использовать мимику и жесты, пантомимические приемы; - задавать вопросы, чтобы убедиться, что вас понимают; - давать ясные корректные задания; - использовать визуальные опоры в виде картинок или позднее - опоры на текст; - на начальном этапе задания также иллюстрировать; - систематически проверять понимание учащимися речи педагога; - соблюдать английские речевые нормы.
Речь педагога - не только задания на языке, но и сам процесс обучения. Целесообразно на этапе вводного устного курса выполнять упражнения Listen-and-Do: учить с детьми много песенок и стихов, использовать игры, сопровождать их картинками, активно использовать жесты, мимику движения. Музыкальные задания невероятно облегчают восприятие и помогают формировать и совершенствовать навыки аудирования.
Большое значение имеет и атмосфера на занятии. Вот некоторые рекомендации для педагога об организации занятия. Поскольку слушание с пониманием – наиболее тяжелая работа при обучении иностранному языку, и возможен даже некоторый стресс, желательно: - вести урок вселяющим спокойствие, но несколько интригующим голосом; - подбадривать детей, поощрять за успехи, вселять уверенность; - объяснять, что не всегда можно понять все слова - иногда это и не нужно; - дети должны ясно понимать, зачем слушают, что должны услышать; - развивать языковую догадку детей с помощью системы упражнений; - просить детей внимательно смотреть на педагога, в т.ч. на его артикуляцию; - просить детей соблюдать тишину во время аудирования; - заранее приготовить наглядный материал и визуальные опоры.
Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для учащихся второго года обучения. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ)
I. Самое простое задание – диктант.
1) Listen & write a letter. 2) Listen & write only the first letter. 3) Listen & write a word. 4) Listen & write a sentence.
II. Упражнения на развитие фонематического слуха.
III. Для развития навыков аудирования используем песни. 1) Listen to the song and choose the best alternative. – предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании.
Hello! …………. day! Please to see you! Let’s …………..! Let’s ………………...! I will ……………. to you!
IV. Учим аудированию в игровой форме.
Игры помогают: 1) научить учащихся понимать смысл однократного высказывания; 2) научить выделять главное в потоке информации; 3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи; 4) развивать слуховую память учащихся; 5) развивать слуховую реакцию Например: 1) Follow me! – Смотри и делай как я, по теме ‘Action verbs’. 2) Is it edible? – Съедобное–несъедобное, по теме ‘Food’, ‘Fruit – Vegetables’.
V. Учимся с карандашами. Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на ИЯ –совмещать аудирование с любимым занятием детей.
Литература и интернет-ресурсы
1. “A framework for planning a listening skills lesson” by Nik Peachey, teacher, trainer and materials writer, The British Council 2. The Primary English Teacher's Guide by Brewster, J, Ellis, G & Girard D, Pearson Education Ltd. 3. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе» Елухина Н.В «ИЯШ». 4. Ресурсы образовательных сайтов: www.onestopenglish.com ,www.esl.about.com ,www.elfenglish.ru ,
|