Моя педагогическая концепция
материал (10 класс) по теме
Основными направлением моей педагогической деятельности является развитие поликультурной личности на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya_2_novyy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Шаракчинова Дулма – Сурун Дашидоржиевна
«Моя педагогическая концепция и ФГОС»
Почему в современном российском обществе стали все больше говорить о духовности? Думаю оттого, что духовность является высшей целью эволюции человечества и всеобщим средством его спасения.
Система образования нашей страны, в которой проживают более 130 наций и народностей, является поликультурной и многоязычной.
Сегодня приоритетными становятся ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Прежде всего - это стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, поиск взаимоприемлемых компромиссов, идея диалога взаимопонимания. Поэтому вопрос воспитания духовно – нравственной, свободной, толерантной, граждански активной, высокоинтеллектуальной и здоровой поликультурной личности в условиях многоэтнической среды приобретает первостепенную значимость.
Основными направлением моей педагогической деятельности является развитие поликультурной личности на уроках английского языка.
В Концепции национально-регионального компонента Госстандарта образования Республики Бурятия отмечено, что «стандарты образовательных областей …РБ являются основой для разработки программ и учебников, содержащих в НРК образования (традиционные промыслы, обычаи и традиции) титульного бурятского народа и народов, проживающих совместно.
Чем глубже и содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, их обычаях и традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному краю, природе, земле, уважении к старинным обычаям и традициям своего народа. Сегодня широко развиваются международные контакты Бурятии с представителями многих стран, которые требуют неформального обращения в различных сферах жизни, и поэтому необходимо обеспечить подготовку учащихся к активной жизни в меняющемся мире, способствовать овладению современными формами межличностного и межнационального общения. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Обращение к данной проблеме обусловлено следующими причинами.
Во-первых, одним из главных целей образования в современных условиях – подготовка выпускника, готового жить в поликультурном мире, уважающего права как свои, так и других людей;
Во-вторых, в связи с созданием туристско-рекреационной зоны на территории Бурятии как многоязычном, поликонфессиональном и в целом поликультурном регионе важным является изучение иностранного языка и родного как средства общения и познания;
В-третьих, культурное самоопределение учащихся в рамках родной культуры и иноязычной невозможно без непрерывного процесса сопоставления и осознания норм и ценностей своей культуры и культуры страны изучаемого языка.
Актуальность проблемы развитие поликультурной личности обусловлена:
- открытостью современного общества и модернизации системы образования, которые предполагают формирование межкультурной компетенции в условиях глобализации мирового сообщества;
-своеобразием собственной культуры, сложившиеся нормы поведения и проявления национального менталитета осознаются своими представителями этой культуры при коммуникации с представителями другой культуры;
- современная школа, тем более национальная, должна обучать и воспитывать своих учеников на знании национальных традиций и обычаев.
- учащиеся не должны «потеряться» в поликультурном обществе, им необходимо помнить о своей культурной принадлежности.
Основная цель обучения иностранному языку, которую я стараюсь решить в процессе своей работы - это развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности, приобщение учащихся к другой культуре и познание ее через английский язык.
Концепция связи языка и культуры, языка и действительности при обучении иностранному языку сегодня безоговорочно принимается методистами, преподавателями и учителями школ. Выдвинутая в 70-е годы в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова лингвострановедческая теория получила большой резонанс в современном языковом образовании.
Нельзя себе представить процесс овладения языком без процесса параллельного усвоения социального и культурного "багажа" народа-носителя языка. Поэтому и преподавание английского языка предполагает обязательную страноведческую аспектизацию, которая осуществляется в процессе формирования страноведческой, лингвострановедческой и культурологической компетенции учащихся.
На мой взгляд, обращение к проблеме развития лингвострановедческой компетенции школьников в процессе изучения английского языка является актуальным и практически значимым. Таким образом,
1. Изучая иностранный язык, мы познаем чужую культуру
2. Изучая иностранный язык, мы познаем окружающую нас действительность
3. Изучая иностранный язык, мы познаем себя, непроизвольно сравнивая с носителями другого языка.
Современный этап развития методики как педагогической науки характеризуется стремлением выявить наиболее эффективные приемы включения компьютерной технологии в учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности и результативности.
Исследования последних лет дают возможность проследить за тем, как постепенно меняются акценты в разработке проблем, связанных с использованием НИТ в школьной практике преподавания. Если десять лет назад исследователей больше интересовала проблема эффективности применения компьютера в образовательных целях, то в настоящее время все настойчивее поднимается вопрос о роли информационных технологий в становлении личности школьника: не только его интеллектуальных возможностей, но и нравственных, этических воззрений. Этот поворот в современной педагогике, безусловно, связан с глубочайшим духовным кризисом, который переживает наше общество, и с интенсивными поисками выхода из этого кризиса Таким образом, основными положениями моей педагогической концепции являются:
1.соответствие лингвокультурологического содержания материала возрастным интересам ученика и проблематике возраста, что определяет отношение школьников к предмету.
Темы проектных и исследовательских работ связаны с лингвострановедением и всегда актуальны и интересны, а проблемные задания задевают за живое. Таким образом, появляется потребность в поиске дополнительного лингвострановедческого материала и в общении на языке.
2. ориентация в процессе обучения на социальные потребности времени, общественную психологию времени.
Так информационные компьютерные технологии находят широкое применение в процессе обучения языку в моей педагогической деятельности. Ученик не только овладевает знаниями о предмете, но и развивается в процессе обучения, а также получает навык работы по использованию компьютерных технологий, что, безусловно, является важными навыками в дальнейшей социализации учащихся.
3. подчинение системы обучения целям активного пользования языком как средством самораскрытия личности, средством общения и постижения культуры.
4. свободное самораскрытие личности ребенка - мотивированное, искреннее выражение своего взгляда - возможно только в диалоге.
Дружеские и доверительные отношения со школьниками способствуют тому, что дети не боятся выражать свое отношение и вступают в диалог. Актуальность тем побуждает к беседе, а игровые моменты на уроках повышают заинтересованность школьников в процессе обучения.
Лингвострановедческая основа уроков и развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной позволяет реализовать современное филологическое образование, которое заключается в познании личности через язык и познание языка через культуру. Специфика предмета "Иностранный язык" заключается в его "безграничности и беспредметности". "Безграничность" означает, что язык нельзя выучить весь до конца. А "беспредметность" заключается в том, что учитель учит не столько самому языку, сколько речевой деятельности. Таким образом, познание себя и окружающей действительности посредством иностранного языка безгранично и каждый раз мы открываем в себе что-то новое.
Реализуя свою педагогическую концепцию, используя современные компьютерные технологии, я поняла, что никакие технические средства обучения не смогут заменить живое слово учителя, не смогут помочь понять материал так, как сможет помочь учитель, научить, как учитель, а значит, профессия учителя была, есть и будет! И вместе с тем я помню, что все новые технологии дают неисчерпаемую возможность распахивать для ребенка на каждом уроке окно в огромный мир, открывая дорогу к его познанию, а значит, к познанию самого себя, своего места в этом мире, позволяя ответить на главные вопросы: "Что такое мир? Кто я в этом мире? Как мне жить?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.
1.Становление философских и педагогический воззрений С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...