Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
презентация к уроку по физике
Формирование чиательской грамотности на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_fizika.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность , по словам А.А. Леонтьева, предполагает « способность личности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » . Важность формирования функциональных грамотности каждого члена общества подчеркивается и в других работах наших соотечественников. Например, Г.К. Селевко пишет: «Для жизни, деятельности индивидуума важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. не структурные, морфологические, а функциональные, деятельностные качества» .
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Метапредметные результаты Принципиально новое явление, вводимое в педагогическую практику стандартами второго поколения – метапредметные умения учащихся ( метапредметные результаты )
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса , так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Метапредметный результат Акцентирование внимания на формировании стратегий смыслового чтения и работы с текстом Читательская грамотность
Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
На уроках физики в той или иной степени учащиеся участвуют в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации. Именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное её усвоение учащимися . Преобразование и перекодировка информации – активная индивидуальная и (или) групповая деятельность учащихся, которая, в конечном счете, позволяет решать важную задачу по передаче учащимся необходимого объема знаний, формировать общеучебные и предметные умения и навыки, развивать познавательные процессы личности . Добавлю цитату из книги «Учим детей мыслить критически»: «Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его».
Любая задача по физике – требует навыков смыслового чтения перевод информации из одной формы представления — вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую; анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот; на основе анализа информации создание физической модели
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания Классификация текстов физического содержания: Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Тексты общекультурного содержания. Сюжетная текстовая задача
1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. задания к ним могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при изучении темы «Плавление вещества».
Ледяная магия Между внешним давлением и точкой замерзания (плавления) воды наблюдается интересная зависимость. С повышением давления до 2200 атмосфер она падает: с увеличением давления на каждую атмосферу температура плавления понижается на 0,0075 ° С. При дальнейшем увеличении давления точка замерзания воды начинает расти: при давлении 3530 атмосфер вода замерзает при 17 ° С, при 6380 атмосферах — при 0°С, а при 20670 атмосферах — при 76 ° С. В последнем случае будет наблюдаться горячий лёд. При давлении в 1 атмосферу объём воды при замерзании резко возрастает (примерно на 11 %). В замкнутом пространстве такой процесс приводит к возникновению громадного избыточного давления. Вода, замерзая, разрывает горные породы, дробит многотонные глыбы. В 1872 году англичанин Боттомли впервые экспериментально обнаружил явление режеляции льда. Проволоку с подвешенным на ней грузом помещают на кусок льда. Проволока постепенно разрезает лёд, имеющий температуру 0°С, однако после прохождения проволоки разрез затягивается льдом, и в результате кусок льда остаётся целым. Долгое время думали, что лёд под лезвиями коньков тает потому, что испытывает сильное давление, температура плавления льда понижается — и лёд плавится. Однако расчёты показывают, что человек массой 60 килограммов, стоя на коньках, оказывает на лёд давление примерно 15 атмосфер. Это означает, что под коньками температура плавления льда уменьшается только на 0,11 ° С. Такого повышения температуры явно недостаточно для того, чтобы лёд стал плавиться под давлением коньков при катании, например при -10 °С. Задания к тексту 1. Как зависит температура плавления льда от внешнего давления? 2. Приведите два примера, которые иллюстрируют возникновение избыточного давления при замерзании воды. 3. Попробуйте объяснить своими словами, что может означать термин « режеляция ». 4. При протекании какого процесса может выделяться теплота, которая идёт на плавление льда при катании на коньках?
2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов; умение определить (или сформулировать) выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при изучении темы «Источники тока».
Открытие животного э лектричества Днём рождения науки электробиологии считается 26 сентября 1786 года. В этом году итальянский врач и учёный Луиджи Гальвани начал серию опытов по изучению действия на мышцы лягушки «спокойного» атмосферного электричества. Поняв, что лапка лягушки является в некотором смысле чувствительным электродом, он решил попробовать обнаружить с её помощью атмосферное электричество. Повесив препарат на решётке своего балкона, Гальвани долго ждал результатов, но лапка не сокращалась ни при какой погоде. И вот 26 сентября лапка наконец сократилась. Но это произошло не тогда, когда изменилась погода, а при совершенно других обстоятельствах: лапка лягушки была подвешена к железной решётке балкона на медном крючке и случайно коснулась решётки. Гальвани проверяет: оказывается, всякий раз, как образуется цепь «железо–медь–лапка», тут же происходит сокращение мышц независимо от погоды. Учёный переносит опыты в помещение, использует разные пары металлов и регулярно наблюдает сокращение мышц лапки лягушки. Таким образом, был открыт источник тока, который впоследствии был назван гальваническим элементом. Во времена Гальвани учёные считали, что электричество не может возникать в металлах, они могут играть только роль проводников. Отсюда Гальвани заключает, что источником электричества в этих опытах являются сами ткани лягушки, а металлы только замыкают цепь. Задания к тексту 1. Какую гипотезу пытался проверить Луиджи Гальвани , начиная в 1786 году новую серию опытов с лапкой лягушки? 2. Какой вывод сделал Гальвани на основании своих опытов? В чём состояла ошибочность его вывода? 3. Из каких основных частей должен состоять гальванический элемент? 4. Если бы вы проводили опыты, аналогичные опытам Гальвани , то какие бы дополнительные исследования (кроме проверки разных пар металлов) осуществили?
3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. задания к текстам могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства; умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.
Как работает пьезоэлектрическая зажигалка? Зажигалки, действие которых основано на явлении пьезоэлектрического эффекта, широко распространены. Пьезоэффект заключается в появлении разности потенциалов между гранями некоторых твёрдых кристаллических тел при их сжатии или растяжении. Количество электричества, возникающего при деформации пьезоэлектрика , пропорционально силе, вызывающей деформацию. Основной частью пьезоэлектрической зажигалки является пьезоэлемент в виде цилиндра из пьезокерамики с металлическими электродами на основаниях. При помощи механического устройства производится кратковременный удар по пьезоэлементу . При деформации пьезоэлемента на двух его сторонах, расположенных перпендикулярно направлению вектора деформирующей силы, появляются разноимённые электрические заряды. Разность потенциалов между этими сторонами может достигать нескольких тысяч вольт. По изолированным проводам разность потенциалов подводится к двум электродам, расположенным в наконечнике зажигалки на расстоянии 3–4 мм друг от друга. Возникающий между электродами искровой разряд поджигает смесь газа и воздуха. Несмотря на очень большие напряжения (~10 киловольт) опыты с пьезозажигалкой совершенно безопасны, так как это напряжение возникает на обкладках конденсатора очень малой электроёмкости. Поэтому при напряжении 10 киловольт даже при коротком замыкании сила тока оказывается ничтожно малой и безопасной для здоровья человека, как при электростатических разрядах при снимании шерстяной или синтетической одежды в сухую погоду. Задания к тексту 1. Каким образом возникает разность потенциалов на двух сторонах пьезоэлемента ? 2. Можно ли измерить обычным вольтметром напряжение, генерируемое пьезоэлементом ? 3. Почему напряжение в десятки киловольт от пьезозажигалки не опасно, а напряжение 220 вольт в электрической розетке смертельно опасно? 4. Какие другие применения пьезоэффекта вам известны?
4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. задания к текстам могут проверять понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при изучении темы «Звук».
Шум и здоровье ч еловека Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека: утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только такой шум смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя. Уровень шума в 20–30 децибел (дБ) практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для «громких звуков» предельно допустимая граница примерно 80–90 дБ. Звук в 120–130 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 становится для него непереносимым. Влияние шума на организм зависит от возраста, слуховой чувствительности, продолжительности действия. Наиболее пагубны для слуха длительные периоды непрерывного воздействия шума большой интенсивности. После воздействия сильного шума заметно повышается нормальный порог слухового восприятия, то есть самый низкий уровень (громкость), при котором данный человек ещё слышит звук той или иной частоты. Измерения порогов слухового восприятия производят в специально оборудованных помещениях с очень низким уровнем окружающего шума, подавая звуковые сигналы через головные телефоны. Эта методика называется аудиометрией; она позволяет получить кривую индивидуальной чувствительности слуха, или аудиограмму . Обычно на аудиограммах отмечают отклонения от нормальной чувствительности слуха (см рис). Рис. Аудиограмма типичного сдвига порога слы - шимости после кратковременного воздействия шума
Задания к тексту 1. Порог слышимости определяется как: 1) минимальная частота звука, воспринимаемая человеком; 2) максимальная частота звука, воспринимаемая человеком; 3) самый высокий уровень, при котором звук той или иной частоты не приводит к потере слуха; 4) самый низкий уровень, при котором данный человек ещё слышит звук той или иной частоты. 2. Какие утверждения, сделанные на основании аудиограммы (см.рисунок), справедливы? А. Максимальный сдвиг порога слышимости соответствует низким частотам (примерно до 1000 Гц). Б. Максимальная потеря слуха соответствует частоте 4000 Гц . 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б 3. Определите, какие источники шума, представленные в таблице, создают недопустимые уровни шума. Источник шума Уровень шума (дБ) А. Работающий пылесос 40 Б. Шум в вагоне метро 70 В. Оркестр поп-музыки 110 Г. Автомобиль 60 Д. Шёпот на расстоянии 1 м 20 1) В 2) В и Б 3) В, Б и Г 4) В, Б, Г и А
5. Тексты общекультурного содержания. Такие тексты отражают общекультурную составляющую физики, и в них может быть затронут широкий круг проблем: физические основы современного миропонимания; эстетические основы науки и научного творчества; история физики и техники; творчество, взгляды и убеждения учёных, деятелей культуры и искусства; изучение и сохранение материальных памятников культуры. задания могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных, деятелей культуры и искусства для современности; умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества; умение определить (или сформулировать) выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при изучении темы «Лазеры».
Причина разрушения камней старых п остроек Венецию не раз спасали её жители: от моря и рек, которые постоянно угрожали превратить лагуну, это зеркало вод, прославленную поэтами и художниками, в зловонное болото или сушу. Из трёх врагов Венеции вода была первым и самым страшным. Затем добавились ещё два: оседание почвы и загрязнение атмосферы. Во все времена до появления железобетона строители использовали в Венеции невероятное количество камней как для украшений, так и для сооружения зданий и художественных памятников. Поэтому город на лагуне стал самой передовой лабораторией, где итальянские и иностранные учёные исследуют причины разрушения камней и испытывают новые материалы, а также методы их укрепления… Главная причина разрушения камней — это загрязнение атмосферы соединениями серы, которая оказывает сильное воздействие на уже разрыхлённые временем камни Венеции. Средств, предупреждающих порчу камней, немного. Главных задач три: прежде всего необходимо устранить источник загрязнения; затем нужно удалить соли, отложившиеся внутри камней и очистить поверхности от толстых черных корок, которые не только уродуют здания, но и порождают непрерывный процесс кристаллизации солей. Именно эти корки приводят к растрескиванию материалов. Для снятия чёрных корок существует метод, изобретённый англичанином Кеннетом Земпелом : поверхности очищают абразивным материалом, состоящим из мельчайших стеклянных бусинок, которые не оставляют следов на камне. Венецианские специалисты с помощью американских инженеров разработали новую систему очистки с применением лазера, основанную на поглощении света. Свет лазера обладает большой энергией. Как всякий свет, он поглощается чёрными телами и отражается от белых. Удалив чёрную корку, свет лазера «останавливается» на нижнем, белом слое. Ещё во время экспериментов этот « самоограничивающий » метод использовали для очистки маленьких скульптур и предметов небольшого размера, имеющих особую ценность. Он позволяет производить очень точную очистку, а степень воздействия лазера можно менять, увеличивая или уменьшая интенсивность луча. При этом оказывается такое воздействие, которое даёт возможность очищать камни, уже укреплённые синтетическими смолами. Пока что удаётся очищать поверхность размером в 0,8 квадратных сантиметра за 4 секунды. Специалисты собираются значительно сократить это время, добившись скорости в 1 и, возможно, в 1,5 сантиметра в секунду. Тогда «венецианским лазером» можно будет в приемлемые сроки производить очистку весьма обширных поверхностей. Задания к тексту 1. Выделите физические термины, используемые в тексте. 2. Поясните, что такое лазер. 3. Укажите основные особенности лазерного излучения. 4. Чем лазерное излучение отличается от обычного света? Что между ними общего? 5. Правильно или нет объяснено действие лазера, которое приводится в тексте? Совпадает ли оно с тем, что написано в учебнике? 6. Как называются методы очистки камней от отложений соли? 7. Объясните, почему лазер может применяться для предотвращения значительных разрушений памятников материальной культуры
Школьники умеют работать с традиционными учебными текстами, изложенными в учебниках, и привыкли к стилю предъявления информации в них. В текстах общекультурного содержания информация по физике обычно завуалирована, что требует особого подхода к её извлечению. Сделать это ученик может, если он знаком с видами текстов физического содержания и типологией вопросов к ним. Включение текстов общекультурного содержания в процесс обучения физике основной школы способствует пониманию учащимися единства и целостности мира, путей его познания, позволяет раскрывать взаимосвязи науки и культуры, различные аспекты приложения физики к гуманитарной области. Материалами для таких текстов могут служить фрагменты из научно-познавательных книг для детей, научно-популярных изданий, статей и тому подобное. Их можно брать либо целиком (при небольшом объёме источника информации), либо адаптировать. Информация по содержанию бывает весьма разнообразна: в одних источниках речь идёт об одном каком-то явлении, методе, приборе, в других — о комплексе проблем, методов, явлений. Все это и определяет характер работы учащихся (индивидуальное занятие, деятельность в парах, группе); место выполнения задания (на уроке, дома); форму и вид представления результатов работы (письменно или устно, с таблицами, схемами или без них, с презентацией и так далее). Работа с текстами общекультурного содержания способствует формированию у учащихся таких умений, как: выделять главную мысль текста или его частей; выделять физическую информацию, завуалированную в тексте: физические термины, явления, закономерности, процессы и так далее; раскрывать смысл использованных в тексте физических терминов; выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы по содержанию текста); отвечать на вопросы, требующие использования информации из данного текста; переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст — в таблицу, график, диаграмму, рисунок и наоборот); обобщать информацию и сделать выводы; сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты и явления; критически оценивать содержание информации. Работа с такими текстами позволяет учащимся не только расширить и углубить знания по физике, но и увидеть практическое применение изучаемой теории в школьном курсе физики для понимания общекультурной информации.
6. Сюжетная (текстовая) задача. В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу . Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений. задания могут проверять: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение моделировать описанную ситуацию; умение анализировать; умение формулировать выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему приводим следующий материал, который можно использовать при изучении темы «Механическое движение».
Исследования дорожного движения Питер работает в Австралийском Совете по исследованиям дорожного движения. Один из способов, который использует Питер для получения информации о движении на узкой дороге — съёмка движения видеокамерой. Камеру устанавливают на столбе высотой 13 метров. На видеоплёнке Питер может наблюдать за тем, как быстро движутся машины на этой дороге, на каком расстоянии друг от друга они едут и какую часть дороги они используют при движении. Затем на дорогу наносятся разделительные дорожные полосы. Теперь Питер сможет увидеть на видеоплёнке, изменилось ли движение после нанесения полос: движутся машины быстрее или медленнее, чем раньше; ближе или дальше друг от друга располагаются машины; ближе к краю дороги или к центру движутся теперь машины. Когда Питер определит, какие произошли изменения, он сможет дать рекомендацию, наносить ли разделительные линии на все узкие дороги или нет. Задания к тексту Вопрос 1. Если Питер хочет быть уверен в том, что он дал хорошую рекомендацию, ему нужно собрать дополнительную информацию. Что из перечисленного ниже поможет ему быть более уверенным в своей рекомендации относительно нанесения разделительных линий на узких дорогах? а) провести видеосъёмку на других узких дорогах да/нет б) провести видеосъёмку на широких дорогах да/нет в) определить изменение числа аварий до и после нанесения разделительных линий да/нет г) определить количество машин, использующих дорогу до и после нанесения разделительных линий да/нет
Вопрос 2. Предположим, что на одном участке узкой дороги после нанесения разделительных линий Питер обнаруживает следующие изменения: Скорость Движение стало быстрее Расположение машин на дороге Машины держатся ближе к краям дороги Расстояние между машинами Нет изменений На основании этих результатов было решено нанести дорожные линии на все узкие дороги. Согласны ли вы с тем, что это лучшее решение? Обоснуйте своё согласие или несогласие Вопрос 3. При большой скорости водителям рекомендуется между своей и движущейся впереди машиной оставлять большее расстояние, чем при движении с небольшой скоростью, так как быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться. Объясните, почему быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно. Вопрос 4. Питер видит на видеоплёнке, что машину А, скорость которой 45 км/ч, обгоняет машина Б, движущаяся со скоростью 60 км/ч. Насколько быстрее едет машина Б по сравнению с машиной А? 1) 0 км/ч 2) 15 км/ч 3) 45 км/ч 4) 60 км/ч 5) 105 км/ч
Как показывает анализ учебных пособий, подобные тексты и задания практически не содержатся в учебниках и сборниках задач по физике. Следовательно, для формирования умения работать с текстами физического содержания и выполнять задания по ним учитель должен уметь подбирать материал из научно-познавательных книг для детей, научно-популярных статей, интернет-сайтов и адаптировать его к учебному процессу.
Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трёх групп умений : общая ориентация в тексте; глубокое понимание текста; применение информации из текста в учебно - практических задачах.
Задания для проверки первой группы умений предполагают поиск и выявление информации, представленной в явном виде . При этом для естественно-научных блоков наиболее характерным является проверка следующих умений: вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде, определять из текста значение терминов, сопоставлять информацию из разных частей текста, устанавливать в тексте последовательность действий . Задания второй группы требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую, формулирования оценочных суждений . Здесь могут проверяться, например, такие умения: выделять главную мысль отдельных частей текста, делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства, преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот, ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте, выделять информацию, не соответствующую содержанию текста. Задания для проверки умений третьей группы рассчитаны на использование информации из текста при решении учебно-познавательных задач . Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций. Здесь используются новые и, чаще всего, практико-ориентированные ситуации, к анализу которых необходимо применить знания, полученные из соответствующих информационных блоков. Это может быть, например, задание, в котором нужно самостоятельно выстроить объяснение для новой ситуации, или интерпретировать результаты естественнонаучных исследований на основе глубокого понимания информации из текстов, или самостоятельно сконструировать новую (или существенно измененную) по отношению тексту ситуацию (например, предложить проведение опыта или придумать рекламный плакат).
Ниже приведён пример блока заданий, в котором каждый из вопросов относится последовательно к первой, второй и третьей из указанных выше групп. Пример “ Микроволновая печь ” В микроволновых печах продукты нагреваются, поглощая энергию электромагнитных волн сверхвысоких частот (СВЧ). В домашних микроволновых печах частота достигает 2450 МГц, а излучение создаётся особым электронным устройством — магнетроном и отражается металлическими стенками печи. СВЧ-излучение мгновенно проникает вглубь продукта, возбуждает молекулы воды, и за счёт этого продукт нагревается (вплоть до температуры кипения воды). Посуда для микроволновых печей должна быть из диэлектрических материалов: жаропрочного стекла, обычного фарфора и керамики, но без рисунков и ободков, наносимых металлосодержащими красками. Металл в краске может вызывать электрические разряды. Вся посуда должна предусматривать выход для пара. От вредного воздействия СВЧ-излучения хозяек защищает металлический кожух и конструктивные ловушки по периметру дверцы. При включении магнетрона дверца блокируется, чтобы её нельзя было открыть. При открывании дверцы, повышении температуры стенки камеры или кожуха печки специальные датчики мгновенно отключают магнетрон. Задание №1 В микроволновых печах продукты нагреваются : 1) при поглощении световых лучей поверхностным слоем продуктов; 2) за счёт возбуждения молекул воды электромагнитным излучением; 3) от горячих стенок кастрюли; 4) значительно выше температуры кипения воды. Задание №2 Миша решил впервые воспользоваться микроволновой печью и разогреть себе борщ на обед. Какая посуда должна для этого использоваться? 1) Фарфоровая тарелка; 2) алюминиевая кастрюля; 3) стеклянная банка с герметичной крышкой; 4) эмалированная металлическая миска.
Микроволновая печь « Ням-ням » Система трехмерного распределения микроволн; Объем печи – 23 л; Мощность микроволн – 800 Вт; Авторазморозка ; Блокировка от детей; Электронное управление; Антибактериальное покрытие Микроволновая печь « Быстро-ням » Микроволновый режим; Объем печи – 23 л; Мощность микроволн – 850 Вт; Часы; Таймер на 99 минут; 6 уровней мощности; 4 режима приготовления « на пару » ; Режим « Кафетерий » . Микроволновая печь « Вкусно-ням » Микроволновый режим; Объем печи – 18 л; Кварцевый гриль; Мощность микроволн – 800 Вт; Пароварка; Таймер на 30 минут; 3 уровня мощности; Разморозка . Микроволновая печь « Ням-на -пару » Микроволновый режим; Объем печи – 20 л; Сенсорная панель управления; Мощность микроволн – 800 Вт; Пароварка; Таймер на 99 минут; 6 уровней мощности; Разморозка . Задание №3 Мишина мама решила купить новую микроволновку , причём такую, чтобы можно было печь румяные пирожки и быстро размораживать продукты. Ниже приведены характеристики четырех микроволновых печей одного ценового диапазона . Какую микроволновую печь вы посоветуете выбрать Мишиной маме? 1) « Ням-ням » ; 2) « Быстро-ням » ; 3) « Вкусно-ням » ; 4) « Ням-на-пару » .
Одним из приоритетных умений, проверяемых в текстах на естественно-научном материале, является умение учащихся преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (например, из таблицы в диаграмму или из текста в схему), понимать условные схематические обозначения и т. п.
Ниже приведён пример информационного блока для девятиклассников, построенного на основе графика. Здесь в первом задании нужно правильно определить по графику интервал изменения функции, во втором — сопоставить информацию из двух графиков и сделать вывод, а в третьем — применить информацию из графиков для разрешения несложной жизненной проблемы. Пример Аня прочитала, что зубы человека в разное время суток по-разному реагируют на одно и то же болевое воздействие. Величина порога болевой чувствительности зависит от времени суток, как показано на рисунке 1. (Порог болевой чувствительности — это наименьшая величина воздействия, при которой начинают возникать болевые ощущения.)
Действие анестезии после обезболивающего укола также продолжается разное время в зависимости от времени суток. Эта зависимость показана на другом графике (см. рис. 2). Задание 1. В соответствии с графиком на рисунке 2 длительность анестезии в течение суток изменяется в пределах: 1) от 6 до 20 ч; 2) от 1 до 24 ч; 3) от 10 до 30 мин; 4) от 10 до 16 мин. Задание 2. Какой из перечисленных ниже выводов можно сделать, сопоставив информацию, представленную на рисунках 1 и 2? 1) В середине дня длительность анестезии максимальна, а зубы наиболее чувствительны к боли. 2) В послеобеденные часы минимальна болевая чувствительность зубов и максимальна длительность анестезии. 3) Рано утром у большинства людей зубы практически не чувствительны к боли и их можно лечить без обезболивающих уколов. 4) Поздно вечером чувствительность зубов падает гораздо сильнее, чем длительность действия анестезии. Задание 3. У Ани неожиданно заболел зуб, но она очень боится его лечить. К какому часу Ане лучше прийти к стоматологу, если он принимает с 8 до 12 ч и с 18 до 20 ч? Ответ: к __________ ч.
В естественно-научных текстах, которые мы встречаем в жизни, содержится большое число научных терминов, незнание которых существенно затрудняет восприятие информации. Естественно-научные информационные блоки, на базе которых конструируются задания для проверки метапредметных умений, в какой-то степени моделируют эту ситуацию и обязательно содержат неизвестные учащимся термины. Все они либо разъясняются в тексте напрямую, либо значение термина становится понятным из контекста по мере прочтения. Как правило, новые термины используются для создания заданий к тексту. Это могут быть вопросы на прямое воспроизведение смысла нового термина или использование нового понятия для построения ответа на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...
Презентация "Использование УМК "Физика-7" авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мнемозина")
Презентация "Использование УМК "Физика-7" авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мне...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.
В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...
Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»
поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...
Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....