Воспитание нравственности и толерантности на занятиях иностранного языка
статья по теме

Якимова Ирина Федоровна

Мы должны научить подростков терпимо относиться к представителям других культур, чтобы язык действительно являлся средством общения и  взаимопонимания между людьми, поскольку именно от умения эффективно общаться во многом зависит наша жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ЯКИМОВА И.Ф.

Воспитание нравственности и толерантности на занятиях иностранного языка

     Первейшая задача преподавателя – сформировать человека-носителя культуры, имеющего вполне широкий кругозор, который может отличить Ньютона от Эйнштейна, Лондон от Парижа, Рождество от Хэллоуина. Следовательно, преподаватель иностранных языков на своих занятиях должен в большей степени презентовать лингвострановедческие, социокультурные и лингвокультурологические факты.              

     Среди студентов, безусловно, есть и такие, которые будут вовлечены в конкуренцию на европейском рынке труда. Естественно, что у них есть высокая мотивация к изучению языка международного общения. Но таким обучающимся не достаточно голых лингвистических фактов (лексических, фонетических, грамматических и т.п.). Действительно, наиболее высоко ценятся те специалисты, которые не просто знают язык, но могут найти «общий язык». А это возможно лишь при знании социокультурных и лингвокультурологических фактов. Подготовка таких студентов и есть реализация практических целей дисциплины «иностранный язык».

      Важным аспектом природы языка является то, что он служит средством национальной  и социокультурной идентификации. Язык помогает различить представителей разных социальных групп, поэтому существует так много языковых различий. Но различия эти не станут препятствием, если люди действительно хотят общаться. В условиях диалога культур изучение иностранного языка должно основываться на межкультурном сравнительном подходе. Для лучшего понимания нужно стараться находить общие черты. Студенты учатся видеть мир глазами других людей, учитывая то, что другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-другому. Мы должны научить подростков терпимо относиться к представителям других культур, чтобы язык действительно являлся средством общения и  взаимопонимания между людьми, поскольку именно от умения эффективно общаться во многом зависит наша жизнь. Толерантность поможет обучающимся найти общий язык как с друзьями,  родителями, сверстниками, педагогами, так и представителями других культур.

      В современном обществе проблема  проявления толерантности становится всё более актуальной. Это связано со многими  объективными   причинами.  Необходимость в более тщательном изучении проблемы толерантности возникла и в связи с принятием Декларации принципов толерантности,  утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.   Декларация провозгласила    16 ноября  Международным днём  толерантности.

     Согласно Декларации принципов толерантности,   понятие толерантность есть не что иное как,  «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Формированию толерантности  способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая,  и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

     Толерантность – понятие достаточно новое. Попробуем обратиться к этимологии понятия «толерантность». Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить,  выдерживать, терпеть). Современное понимание толерантности неоднозначно в различных культурах. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в арабском – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание».

     В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. Как мы видим, толерантность достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

   В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности человеческой культуры, отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.
    Таким образом, на современном этапе основной акцент в обучении иностранному языку делается на включение обучающихся в диалог культур. Иностранный язык является дисциплиной, где образная система напрямую воздействует на ценностные ориентации личности, дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности. Но необходимо строить учебный процесс так, чтобы студенты увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не бояться быть отличными от других. «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю», — сказал Антуан де Сент-Экзюпери.

     Общение на иностранном языке — это в реальной жизни практически всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо донести до обучающихся, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

     У иностранного языка как учебного предмета есть важная особенность: мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Преподаватель и студенты должны стать речевыми партнёрами, а занятие — уроком творческой дружбы. Задача педагога расположить обучающихся к обсуждению темы, проблемы; внимательно слушать самому, учить этому студентов; вести себя естественно, исправлять ошибки в форме подсказки правильного ответа (мимоходом). Если педагогу удаётся успешно решить все эти задачи, то каждое занятие будет занятием, формирующим навыки коммуникативной толерантности. Воспитательный потенциал заложен и в методах, и формах обучения.

     В нашем техникуме мы также внедряем учебно-воспитательные программы, составленные в духе мира, ненасилия и толерантности. Мы проводим классные часы, тематические и интегрированные уроки. Иностранный язык предоставляет огромные возможности для формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия.

     Отобранные и используемые на занятиях специальные тексты содержат информацию об организациях, явлениях, фактах, связанных с темами культуры мира, прав человека, солидарности, взаимодействия культур, отношениями людей друг к другу. Они рекомендуются для домашнего чтения и обсуждаются на занятиях. Например на первом и втором курсах.

     Вполне понятно, что в  предлагаемой статье проблема формирования толерантности на занятиях иностранного языка  фактически  только поставлена. Ее разработка – большая и творческая задача  для  любого преподавателя и  не только при обучении иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной личности школьника средствами предмета «Иностранный язык».

В работе представлен опыт работы учителей иностранных языков в школе №54 по духовно-нравственному воспитанию...

Формирование толерантности на уроках иностранного языка

Как формировать толерантность у младших школьников?...

«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Проблему воспитания толерантности, как целостного проявления личности, необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов в системе ценностей образования XXI века, показатель духовной культуры...

Воспитание нравственности и духовности на занятиях творческого объединения «Мягкая игрушка». Современные подходы и принципы.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обы...

Формирование межкультурной толерантности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Данная статья выявляет основные приемы воспитания межкультурной толерантности на уроках  иностранного языка....

Гражданское и патриотическое воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности по иностранному языку

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...