Воспитание нравственности и духовности на занятиях творческого объединения «Мягкая игрушка». Современные подходы и принципы.
материал на тему
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.docx | 23.88 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 685.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к выступлению
Епифанова Н.С.
МАОУ ДОД ЦДОД
Воспитание нравственности и духовности на занятиях творческого объединения «Мягкая игрушка». Современные подходы и принципы.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, а следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Но чаще всего его значение люди относят лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность же проявляется в стремлении человека строить свои отношения с на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Таким образом, духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: (вы их можете видеть на слайде)
• наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности;
• в современном мире дети живут и развиваются, окруженные большим, не всегда положительным потоком информации из вне, который ежедневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка;
• само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
• нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Все мы взрослые желаем детям добра, но нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Детство - это сердце любой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас педагогов, особенно в воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа¸ человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности ( вы их можете видеть на слайде):
Патриотизм | любовь к своей Родине, народу, служение Отечеству; |
Гражданственность | закон и порядок, правовое государство; |
Социальная солидарность | свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; |
Человечество | мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, |
Наука | познание, истина, научная картина мира; |
Семья | любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, продолжение рода; |
Труд и творчество | уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; |
Искусство и литература | красота, гармония, духовный мир человека, , смысл жизни нравственный выбор, эстетическое развитие; |
Природа – | родная земля, заповедная природа, планета Земля; |
Таким образом, нравственным человеком можно считать того, кто обладает
- нравственными чувствами,
- нравственным обликом,
- нравственной позицией,
- нравственным поведением.
«Человек познаёт не только умом, но и руками, и главное – сердцем! В искусстве иного познания нет!» - пишет Борис Михайлович.
Для того чтобы способствовать становлению и формированию личности ребенка, на своих занятиях я опираюсь на следующие принципы:
- Воспитание на традициях, т.е. исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения:
культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России);
трудовые (сознательное отношение к труду);
боевые (бережное отношение к героике прошлого);
- Сохранения исторической памяти, предполагает необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, т. к. историческая память является фундаментом для формирования духовно – нравственной личности;
- Ценностной ориентации имеет смысловую жизненную значимость для личности:
определяет направленность и характер мировоззрения личности;
делает человека человеком;
включает в себя понятие разума, мышления в идеях, созерцание, доброту, любовь.
Наиболее эффективно данные принципы реализуются в следующих разделах образовательной программы «В мире мягкой фантазии»:
- Тряпичные куклы и обереги (1 год обучения)
- Игрушки сувениры для дома (2 год обучения)
- Кукольный театр (2 год обучения)
- Шоу – игрушка (3 год обучения)
- Мозаика и аппликация из меха (3 год обучения)
Я провожу занятия, на которых ребенок не только изучает технологию, но и сочиняет сказу, участвует в мини спектаклях, изображая как положительных так и отрицательных персонажей. Целью этих занятий является знакомство детей с историей, культурой, обычаями бытом разных народов. Воспитания интереса, уважения, толерантности к людям другой национальности.
Обращаясь на своих занятиях к примерам устного народного творчества, воплощая в игрушках и изделиях характерные черты персонажей сказок, рассказов, былин, помогаю детям осознать нравственную идею произведения, понять ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявлению чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги.
Изготовление игрушки обладает катарсической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия. Изготавливая игрушки самоделки, детям прививается любовь и забота о ближнем, умение выразить свои чувства, передать настроение.
Таким образом, ненавязчиво предложенные знания перерастают в реально действующие, осознанные мотивы поведения, становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. А следовательно, происходит формирование базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Считаю, что такая работа позволяет сформировать у детей стойкий интерес к художественно-творческой деятельности. В своих работах дети успешно применяют технические и творческие навыки. Эмоционально-личностная сфера воспитанников обогащается новыми впечатлениями. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру.
Я считаю, что тема духовно-нравственного воспитания средствами художественно-творческой деятельности продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовность - это « устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности » В. И. Даль
«Безнравственный человек – значит бессовестный» К.Д.Ушинский
Актуальность проблемы нравственного воспитания: • наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовными чертами личности; • в современном мире дети живут и развиваются, окруженные большим, не всегда положительным потоком информации извне, который ежедневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка;
Актуальность проблемы нравственного воспитания: • само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; • нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Патриотизм любовь к своей Родине, народу, служение Отечеству; Гражданственность закон и порядок, правовое государство; Социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Человечество мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, Наука познание, истина, научная картина мира; Семья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, продолжение рода; Труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; Искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, , смысл жизни нравственный выбор, эстетическое развитие; Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля; Базовые национальные ценности
Принципы становления и формирования личности: Воспитание на традициях, т.е . исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); трудовые (сознательное отношение к труду); боевые (бережное отношение к героике прошлого);
Принципы становления и формирования личности: Сохранения исторической памяти, предполагает необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, т. к. историческая память является фундаментом для формирования духовно – нравственной личности;
Принципы становления и формирования личности: Ценностной ориентации имеет смысловую жизненную значимость для личности: определяет направленность и характер мировоззрения личности; делает человека человеком; включает в себя понятие разума, мышления в идеях, созерцание, доброту, любовь.
« Человек познаёт не только умом, но и руками, и главное – сердцем! В искусстве иного познания нет! » Б. М. Неменский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"
В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....
Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"
В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».
Цель: Закрепление полученных умений и навыков по оформлению мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить знания по оформлению мягкой игрушки, закрепить тех...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»
Тема: «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. ЗНАКОМСТВО С ПТИЦАМИ».
Тема: «Путешествие в сказочный лес. Знакомство с видами птиц». Цель: Закрепление полученных знаний и умений по раскрою игрушки, знакомство с ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка» творческое объединение «Мягкая игрушка»
Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»Цель: Совершенствование умений шитья, формирование навыков самостоятельных технологических операций. Развитие индивидуальных творч...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик» творческое объединение «Мягкая игрушка»
Тема: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик».Цель: познакомить с ролью игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку - снеговик.Задачи: Образовател...