Технологическая карта инновационного урока
методическая разработка по теме

Бакланова Елена Юрьевна

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса при переходе от традиционной "знаниевой"педагогики к личностно значимой деятельностной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_tekh.karty_.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

                    Модель технологической карты инновационного урока

Этап, занятия, задача

  1. Мотивационно-целевой:
  • Вызывающий желание поиска
  • Протест против негативных явлений, событий, фактов
  • Осмысление явлений, событий фактов
  • Осознанный подход к определенной деятельности на всех этапах урока.
  1. Процесс формирования навыков
  2. Рефлексия, анализ выполнения поставленной задачи

Содержание образования

Предметное

Опорные ЗУН, по предмету, в соответствии со стандартами + дополненные

  • фактами из научно-популярной литературы
  • проблемами из истории науки и практической деятельности
  • анализом научных проблем с применением закономерностей и теорий
  • поиском и анализом нерешенных научных проблем

Научное

Четко обозначенная терминология

Учебно-интелектуальное, коммуникативное, учебно-организационное, развивающее, гуманитарное

  1. Работа с текстами (текст-это все, что создано человеком в духовной культуре)
  2. Отбор содержания информации, которая:

- Заставляет удивляться, поражает воображение

-Заставляет задуматься

-Подводит к видению нового в известном материале

-Наделивает на внутрипредметные и межпредметные связи

-Ориентирует на использование знаний в жизни, практической деятельности

3. Создание проблемы, затруднения, которое:

-вызывает у учащихся необходимость находить привлекательные стороны в ней

-Нацеливает разрешение противоречий

-Заставляет посмотреть на явление (процесс, задачу) с другой стороны

-Предполагает элементы исследования

Формы и методы взаимодействия (интерактивное обучение)

Виды заданий учащимся для формирования учебных и коммуникативных навыков и создания условий для развития личности

  1. Задания учащимся в процессе проверки домашней работы:
  1. Выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях)
  2. Сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал
  3. Дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу
  4. Нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников
  5. Выделить вопросы, проблемы, противоречия, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме)
  6. Продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана)
  7. Выполнить самостоятельно задания с измененными условиями
  8. Взаимопроверка в парах: самооценка выполненных заданий
  9. Повторное выполнение заданий без изменения условий
  10. Повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем)
  11. Вычленить систему наиболее существенных вопросов к теме, изучаемой дома
  12. Продумать и обосновать варианты опроса по изучаемой теме
  13. Назвать предполагаемый очередной вопрос педагога
  1. Задания учащимся в процессе изучения нового материала:
  1. Выделить существенное или главные идеи в новом материале
  2. Составить простой или сложный план по новому материалу в процессе изложения его учителем
  3. Выразить материал в схеме по ходу изложения его педагогом
  4. Передать сжато самое главное, не теряя логики, в новом материале
  5. Выделить главные, уже известные идеи, на которые опирается педагог при объяснении новой темы
  6. Определить умения, навыки, которые сформированы на данном уроке
  7. Опираясь на учебник или другие источники знаний, дополнить специально опущенное учителем
  8. Соотнести новый материал с поставленной целью на уроке
  9. Повторное объяснение материала учебником своему соседу (группе, классу)
  10. Составить практические задания (упражнения, задачи), связанные с новым материалом
  11. Выделить проблемы, вопросы, разрешение которых пока еще недоступно
  12. Определить практическую значимость нового материала
  13. Установить связь нового с ранее изученными темами
  14. Указать наиболее целесообразное использование рисунков, схем, дополнительной литературы для более полного и убедительного обоснования главных вопросов темы
  15. Обосновать основные выводы к прослушанной новой информации
  16. Спрогнозировать наиболее целесообразные педагогические ситуации в условиях выполнения учащимися функций педагога на уроке (предвосхищение действий педагогов на уроке)
  17. Спрогнозировать предполагаемую информацию новой темы по ее заглавию, определить цели, задачи урока, формируемые умения и навыки.
  1. Задания учащимся в процессе закрепления новой информации и при определении домашнего задания
  1. Нацелить учащихся на выбор практических заданий  ими самими и на их уровне сложности для самостоятельного выполнения
  2. Внести изменения в условия заданий уже выполненных с учетом нового изучения материала
  3. Выбрать способы, приемы, методы закрепления нового материала
  4. Разработать систему вопросов для проверки усвоения нового выполненного домашнего задания
  5. Самостоятельно выполнить задание по новому материалу с последующей самопроверкой  взаимопроверкой
  6. Составить алгоритм выполнения задания (упражнения, задачи, устного ответа)
  7. За максимально короткое время изложить материал, не пренебрегая полнотой главного в нем
  8. Выделить противоречия между главными идеями изучаемого материала и ранее известными
  9. Указать, найти другие способы решения задач (выполнения упражнений), обосновать наиболее рациональные
  10. Вычленить места в новом материале, где наблюдаются логические противоречия
  11. Разобрать задания для соучеников, продумать способы выполнения и возможные затруднения  при их выполнении
  12. Проанализировать домашнее задание и указать, где и какие ошибки могут быть допущены учащимися
  13. Продемонстрировать лучшие образцы выполненного домашнего задания
  14. В сжатой форме воспроизвести информацию новой темы (можно с опорой на учебник)
  15. Спрогнозировать самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями
  16. Найти известное и новое в обосновании учителем изучаемой темы урока (можно с опорой на учебник)

Деятельность учащихся

  • Воспроизводят имеющиеся знания
  • Анализируют затруднения
  • Ставят цели
  • Ищут ответы на поставленный вопрос, сопоставляют, сравнивают, анализируют
  • Расчленяют информацию на логически законченные части, определяют сущность понятий, явлений, законов
  • Мысленно составляют план рассказа, определяют вступление, основное содержание, заключение, делают выводы
  • Выделяют основные свойства и признаки, находят общее и отличительное в предметах, явлениях, процессах
  • Выделяют исходные данные, определяют этапы поиска решения, проводят решения задачи, анализируют полученные данные и проверяют их соответствие условиям
  • Находят в известной информации неизвестные стороны, связывают ее с ранее изученным, находят в ней источник для решения ранее нерешенных задач
  • Отбирают из известных знаний те, которые помогают обосновать противоречие, находят пути их преодоления
  • Выдвигают гипотезы, находят способы подтверждения их, опираясь на известные знания, обосновывают, аргументируют, доказывают
  • Ищет дополнительные источники информации, включают воображение, фантазию. Творческое мышление
  • Комментируют, рецензируют, оценивают ответы одноклассников, указывают слабые и сильные стороны ответа
  • Выделяют главные в ответе, ищет противоречия, сопоставляют собственные знания со знаниями соучеников, формулируют вопросы
  • Свертывают информацию, кодируют ее и систематизируют знания
  • Отбирают источники знаний, определяют методы и способы самостоятельной работы, находят решения познавательных задач, исследуют полученные данные
  • Сопоставляют обсуждаемые работы с собственными, указывают на достоинства и недостатки

Деятельность учителя

  • Корректирует опорные ЗУН
  • Организует проблемные ситуации
  • Развивает умение выделять в информации главное
  • Обучает логически законченному рассказу
  • Пробуждает к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явления, свойств, признаков.
  • Учит, каким должен быть порядок самостоятельной работы над новым текстом (задачей, информацией):

а) предлагает вопрос учащимся, выясняет, как выполняется познавательная задача

б)подводит итоги изучения новой темы, осмысления новой информации (в том числе привлекая к этому самих учащихся с учетом сформированности у них умственной самостоятельности)

  • Подводит к ведению (осознанию, осмыслению) противоречий
  • Сообщает материал, привлекая учащихся к участию в поиске (обоснованию)
  • Сообщает часть материала, побуждая учащихся к осмыслению того, что не изложено, но предполагается
  • Нацеливает на постановку вопроса по существу изложенного в ответе соученика
  • Обучает к приемам самостоятельного составления схем, таблиц, гистограмм, опорных сигналов
  • Ориентирует на самостоятельную работу
  • Организует обсуждение выполненных работ (в том числе и коллективное, предварительно определив лидеров)

Дидактические материалы

  • Текст
  • Таблицы с пустыми понятиями
  • Дидактические карточки
  • Опорные конспекты
  • Комплекты задач
  • Поурочные карточки
  • Компьютерные презентации
  • Компьютерные программы
  • Модули
  • Модели информации (таблицы, рисунки, конспекты, схемы, планы, структурно-логические схемы, тематические планы, модели информации с выделением исследовательских задач)

Оценка ожидаемых результатов инновационного урока. Результативность.

  • Переход от традиционной «знаниевой» педагогики к инновационной ,личностно значимой деятельностной.
  • Налаживание межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала
  • Повышение мотивации обучающихся
  • Полученный результат выше прежних достижений учителя
  • Полученный результат является максимально возможным для конкретных учащихся, что определяется по совпадению реальных знаний и умений учащихся с их учебными возможностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...