Этап, занятия, задача | - Мотивационно-целевой:
- Вызывающий желание поиска
- Протест против негативных явлений, событий, фактов
- Осмысление явлений, событий фактов
- Осознанный подход к определенной деятельности на всех этапах урока.
- Процесс формирования навыков
- Рефлексия, анализ выполнения поставленной задачи
|
|
Содержание образования | Предметное | Опорные ЗУН, по предмету, в соответствии со стандартами + дополненные - фактами из научно-популярной литературы
- проблемами из истории науки и практической деятельности
- анализом научных проблем с применением закономерностей и теорий
- поиском и анализом нерешенных научных проблем
|
| Научное | Четко обозначенная терминология |
| Учебно-интелектуальное, коммуникативное, учебно-организационное, развивающее, гуманитарное | - Работа с текстами (текст-это все, что создано человеком в духовной культуре)
- Отбор содержания информации, которая:
- Заставляет удивляться, поражает воображение -Заставляет задуматься -Подводит к видению нового в известном материале -Наделивает на внутрипредметные и межпредметные связи -Ориентирует на использование знаний в жизни, практической деятельности 3. Создание проблемы, затруднения, которое: -вызывает у учащихся необходимость находить привлекательные стороны в ней -Нацеливает разрешение противоречий -Заставляет посмотреть на явление (процесс, задачу) с другой стороны -Предполагает элементы исследования |
Формы и методы взаимодействия (интерактивное обучение) | Виды заданий учащимся для формирования учебных и коммуникативных навыков и создания условий для развития личности | - Задания учащимся в процессе проверки домашней работы:
- Выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях)
- Сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал
- Дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу
- Нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников
- Выделить вопросы, проблемы, противоречия, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме)
- Продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана)
- Выполнить самостоятельно задания с измененными условиями
- Взаимопроверка в парах: самооценка выполненных заданий
- Повторное выполнение заданий без изменения условий
- Повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем)
- Вычленить систему наиболее существенных вопросов к теме, изучаемой дома
- Продумать и обосновать варианты опроса по изучаемой теме
- Назвать предполагаемый очередной вопрос педагога
- Задания учащимся в процессе изучения нового материала:
- Выделить существенное или главные идеи в новом материале
- Составить простой или сложный план по новому материалу в процессе изложения его учителем
- Выразить материал в схеме по ходу изложения его педагогом
- Передать сжато самое главное, не теряя логики, в новом материале
- Выделить главные, уже известные идеи, на которые опирается педагог при объяснении новой темы
- Определить умения, навыки, которые сформированы на данном уроке
- Опираясь на учебник или другие источники знаний, дополнить специально опущенное учителем
- Соотнести новый материал с поставленной целью на уроке
- Повторное объяснение материала учебником своему соседу (группе, классу)
- Составить практические задания (упражнения, задачи), связанные с новым материалом
- Выделить проблемы, вопросы, разрешение которых пока еще недоступно
- Определить практическую значимость нового материала
- Установить связь нового с ранее изученными темами
- Указать наиболее целесообразное использование рисунков, схем, дополнительной литературы для более полного и убедительного обоснования главных вопросов темы
- Обосновать основные выводы к прослушанной новой информации
- Спрогнозировать наиболее целесообразные педагогические ситуации в условиях выполнения учащимися функций педагога на уроке (предвосхищение действий педагогов на уроке)
- Спрогнозировать предполагаемую информацию новой темы по ее заглавию, определить цели, задачи урока, формируемые умения и навыки.
- Задания учащимся в процессе закрепления новой информации и при определении домашнего задания
- Нацелить учащихся на выбор практических заданий ими самими и на их уровне сложности для самостоятельного выполнения
- Внести изменения в условия заданий уже выполненных с учетом нового изучения материала
- Выбрать способы, приемы, методы закрепления нового материала
- Разработать систему вопросов для проверки усвоения нового выполненного домашнего задания
- Самостоятельно выполнить задание по новому материалу с последующей самопроверкой взаимопроверкой
- Составить алгоритм выполнения задания (упражнения, задачи, устного ответа)
- За максимально короткое время изложить материал, не пренебрегая полнотой главного в нем
- Выделить противоречия между главными идеями изучаемого материала и ранее известными
- Указать, найти другие способы решения задач (выполнения упражнений), обосновать наиболее рациональные
- Вычленить места в новом материале, где наблюдаются логические противоречия
- Разобрать задания для соучеников, продумать способы выполнения и возможные затруднения при их выполнении
- Проанализировать домашнее задание и указать, где и какие ошибки могут быть допущены учащимися
- Продемонстрировать лучшие образцы выполненного домашнего задания
- В сжатой форме воспроизвести информацию новой темы (можно с опорой на учебник)
- Спрогнозировать самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями
- Найти известное и новое в обосновании учителем изучаемой темы урока (можно с опорой на учебник)
|
Деятельность учащихся | - Воспроизводят имеющиеся знания
- Анализируют затруднения
- Ставят цели
- Ищут ответы на поставленный вопрос, сопоставляют, сравнивают, анализируют
- Расчленяют информацию на логически законченные части, определяют сущность понятий, явлений, законов
- Мысленно составляют план рассказа, определяют вступление, основное содержание, заключение, делают выводы
- Выделяют основные свойства и признаки, находят общее и отличительное в предметах, явлениях, процессах
- Выделяют исходные данные, определяют этапы поиска решения, проводят решения задачи, анализируют полученные данные и проверяют их соответствие условиям
- Находят в известной информации неизвестные стороны, связывают ее с ранее изученным, находят в ней источник для решения ранее нерешенных задач
- Отбирают из известных знаний те, которые помогают обосновать противоречие, находят пути их преодоления
- Выдвигают гипотезы, находят способы подтверждения их, опираясь на известные знания, обосновывают, аргументируют, доказывают
- Ищет дополнительные источники информации, включают воображение, фантазию. Творческое мышление
- Комментируют, рецензируют, оценивают ответы одноклассников, указывают слабые и сильные стороны ответа
- Выделяют главные в ответе, ищет противоречия, сопоставляют собственные знания со знаниями соучеников, формулируют вопросы
- Свертывают информацию, кодируют ее и систематизируют знания
- Отбирают источники знаний, определяют методы и способы самостоятельной работы, находят решения познавательных задач, исследуют полученные данные
- Сопоставляют обсуждаемые работы с собственными, указывают на достоинства и недостатки
|
|
Деятельность учителя | - Корректирует опорные ЗУН
- Организует проблемные ситуации
- Развивает умение выделять в информации главное
- Обучает логически законченному рассказу
- Пробуждает к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явления, свойств, признаков.
- Учит, каким должен быть порядок самостоятельной работы над новым текстом (задачей, информацией):
а) предлагает вопрос учащимся, выясняет, как выполняется познавательная задача б)подводит итоги изучения новой темы, осмысления новой информации (в том числе привлекая к этому самих учащихся с учетом сформированности у них умственной самостоятельности) - Подводит к ведению (осознанию, осмыслению) противоречий
- Сообщает материал, привлекая учащихся к участию в поиске (обоснованию)
- Сообщает часть материала, побуждая учащихся к осмыслению того, что не изложено, но предполагается
- Нацеливает на постановку вопроса по существу изложенного в ответе соученика
- Обучает к приемам самостоятельного составления схем, таблиц, гистограмм, опорных сигналов
- Ориентирует на самостоятельную работу
- Организует обсуждение выполненных работ (в том числе и коллективное, предварительно определив лидеров)
|
|
Дидактические материалы | - Текст
- Таблицы с пустыми понятиями
- Дидактические карточки
- Опорные конспекты
- Комплекты задач
- Поурочные карточки
- Компьютерные презентации
- Компьютерные программы
- Модули
- Модели информации (таблицы, рисунки, конспекты, схемы, планы, структурно-логические схемы, тематические планы, модели информации с выделением исследовательских задач)
|
|
Оценка ожидаемых результатов инновационного урока. Результативность. | - Переход от традиционной «знаниевой» педагогики к инновационной ,личностно значимой деятельностной.
- Налаживание межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала
- Повышение мотивации обучающихся
- Полученный результат выше прежних достижений учителя
- Полученный результат является максимально возможным для конкретных учащихся, что определяется по совпадению реальных знаний и умений учащихся с их учебными возможностями
|
|