Выступление на ШМО с докладом «ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»
учебно-методический материал

Чернявка Олеся Валерьевна

«ТРИЗ технология как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Чернявка Олеся Валерьевна

МБОУ СОШ №2

Учитель английского языка

В концепции модернизации российского образования существуют своевременные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Наше общество сегодня заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, в приоритете у которых саморазвитие и самореализация, они должны уметь оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

И как следствие, одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение современных технологий, соответствующих требованиям времени.

В этой связи, использование на уроках иностранного языка приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) приобретает особую актуальность.

ТРИЗ – теория решения исследовательских задач, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

Что это значит «открытые задачи»? Существуют «закрытые и открытые задачи».

Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления!) – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи называются - открытыми.

ТРИЗ направлены на практическое воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности, способной найти выход из всех сложных задач и ситуаций, встретившихся на пути ее воспитания и образования. Однако использование этого приема учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма). Это означает, что необходимо адаптировать прием ТРИЗ к предмету иностранный язык.

Рассмотрим применение приема в рамках обучения иноязычной речевой деятельности.

Основными приемами формирования произносительных и интонационных навыков являются фонетические разминки, звукоподражательные и интонационные игры, ролевые игры, речевые проблемные ситуации, однако все они подаются в контексте приемов ТРИЗ - технологии: 1. «Сочиняем сказки», «Театрализация», «Прослушивание с остановками», которые придают процессу формирования произносительных навыков яркую творческую и коммуникативную окраску.

«Сочиняем сказки»

В самом начале процесса постановки иноязычного произношения необходимо познакомить учащихся со строением речевой полости и, следовательно, раскрыть имеющиеся у них резервы. Как это сделать? Для этого случая существует замечательная игра-сказка "Mr. Tongue" - «Господин язычок», где учащиеся персонифицируют речевой орган язык и изучают различные позиции постановки языка при иноязычном произношении.

Главное действующее лицо – персонифицированный орган – язык.

Место действия – речевая полость.

Время действия – утро.

Сценарий сказки зависит от тех звуков, которые необходимо отработать на данном уроке. Ученики выполняют нужные действия, наблюдая процесс в зеркало.

Эту игру можно бесконечно усовершенствовать и дополнять, в зависимости от поставленных задач.

 «Театрализация»

Для формирования интонационных навыков можно с успехом использовать игру «Оркестр». Учитель пишет на доске предложения и интонирует их, показывая движение тона голоса стрелками. Далее учитель дает образец интонационной структуры в связном предложении, ребята смотрят на доску, следят за движение палочки, которая показывает движение тона голоса, и повторяют за учителем.

Данный прием эффективен на любом этапе освоения фонетики. Его можно использовать как фонетическую зарядку при повторении интонационных структур и в старших классах.

Другим вариантом при работе над произношением на начальном этапе, а особенно для развития умения слышать разницу между иноязычными русским вариантом произношения одних и тех же звуков, является игра «Иностранцы в России». Эта игра стоится на проговаривании русских пословиц с английским акцентом.

Также я использую много приемов ТРИЗ во время обучения лексико-грамматическим структурам:

 «Мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов», «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Синквейн», «Экспертиза», «Лови ошибку

Загадка

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Пример урока во 2 классе.

Тема: “Animals”

Цель: активизировать лексические единицы по теме, тренировать учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения Is it…..?

Задача: угадайте, что это за животное.

It can jump, but it is not a kangaroo,

It can run, but it is not a dog,

It can swim, but it is not a fish,

It is strong, but it is not an elephant.

(a tiger)

Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.

Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  1. В первой строчке называется тема (обычно это существительное).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Пример урока в 9 классе.

Тема «Famous people».

Цель: Активизировать в речи учащихся Л.Е. по теме, обучать связному высказыванию по теме.

Задание: Составьте синквейн к тексту.

Результат работы учащихся:

Имя (название, личность, предмет, звание…)

Peter the Great

Два прилагательных, описываю-
щих эту личность

powerful, strong

Описание действий (3 глагола)

made, built, improved

Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность

“a window into Europe”

Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия

emperor (tsar)

Метод ассоциаций

Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо.

Пример урока английского языка в 6 классе.

Тема: “Home sweet home”

Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме.

Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего.

Даны слова:

  • a chair, a lamp, a hat, wind.
  • a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.

Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.

Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.

Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование ТРИЗ технологии в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения.

Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Применение ТРИЗ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка.

Разработка по реализации цели самооразования на тему :Применение ТРИЗ технологии  как средство развития  критического  и творческого мышления  учащихся  на уроках английского ...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.

В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на  основе  конкретных примеров( УМК Spotlight)...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...