Статья "Формирование основ здорового образа жизни на занятиях по иностранному языку"
статья по теме
В данной статье рассматриваются основные средства формирования здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа на занятиях по английскому языку. Преподавателями колледжа с этой целью используются нестандартные уроки: урок-беседа, урок-конференция, урок с элементами психорелаксации, урок- защита проектов и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ здорового образа жизни на занятиях по иностранному языку
Драгиль Анна Олеговна
г. Анжеро-Cудженск
The formation of healthy lifestyle bases on the classes of foreign language
Dragil Anna Olegovna
the town of Anzhero-Sudzhensk
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме «формирование основ здорового образа жизни у студентов». Актуальность данной проблемы побудила автора к разработке комплекса нестандартных занятий по теме «Человек, здоровье, спорт» и электронного учебного пособия “A man, health and sport ” по учебной дисциплине Иностранный язык. В результате проведения и анализа данных занятий выявлена и обоснована необходимость и значимость использования данной темы на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: формирование ЗОЖ, нестандартные занятия, интерактивное взаимодействие: конференция, проект, тестирование, психорелаксация, ФГОС СПО, электронное пособие.
The article is devoted to present the problem of "the formation of healthy lifestyle bases among the students." The urgency of the problem has led the author to develop a set of precarious work on the topic "Man, Health, Sport" and electronic textbook "A man, health and sport" on the subject of foreign languages. As a result of studies and data analysis revealed the importance and the necessity of using this topic on the classes of foreign language. In conclusion, we present the results of the study.
Key words: the formation of healthy lifestyle, precarious work, interactive cooperation: conference, project, test, relaxation, FGOS SPO, electronic textbook.
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо в процессе обучения.
Несомненно, в нашем колледже, и во многих других образовательных учреждениях применяются меры направленные на сохранение и улучшение здоровья молодого поколения, формирование здорового образа жизни студентов. Но, как показывает практика, существующие до сегодняшнего дня стратегии профилактического подхода к решению проблем здоровья студенческой молодежи носят, как правило, медико-гигиенический и информационно-просветительский характер. Вне воспитательного влияния оказалась сфера эмоционально-ценностных запросов молодежи, не востребована в полном объеме инициатива молодого поколения в достижении личного успеха и благополучия, не найдены яркие формы выражения привлекательности здорового образа жизни, недостаточно прописан механизм реализации принципа единства личностного и профессионального становления молодого специалиста. По данным официальной статистической отчётности XVI Конгресса педиатров России в 2012 году, за последние пять лет заболеваемость среди подростков увеличилась на 15%. Растёт процент смертности людей до 30 лет. Среди причин названных явлений специалисты называют курение, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм. Статистика показывает, что в подростковом возрасте курят 40% юношей и 30% девушек, а среди молодёжи более 80% периодически употребляют алкоголь. Перечисленные факты подчёркивают актуальность данной проблемы, что побудило нас к поиску новых форм, приёмов, технологий решения данной проблемы. Мы предположили, что формированию основ здорового образа жизни могут способствовать и занятия по иностранному языку. Для этого мы разработали комплекс нестандартных уроков по теме «Человек, здоровье, спорт» и электронное учебное пособие “A man, health and sport ” по учебной дисциплине Иностранный язык. Исходя из требований ФГОС СПО по педагогическим специальностям к общей и профессиональной компетенции будущих специалистов, мы определили цели нашего исследования: “разговорить” обучающихся по данной проблеме; выработать у студентов эмоциональное личностное отношение к проблемам здоровья; воспитать активную жизненную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.
На занятиях по иностранному языку мы погружаем обучающихся в ситуации профессиональной деятельности, построенные на межпредметных связях, что создаёт условия для дополнительной мотивации изучения иностранного языка, формирует основы здорового образа жизни выбранной специальности. На начальном этапе изучения тем в данном разделе обучающиеся систематизируют лексический материал, куда входят: понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», слова по темам: физиологическое строение человека, продукты питания и виды спорта, а затем совершенствуют свои лексические навыки в языковых упражнениях на развитие письменной и устной речи. Стало традицией в нашем колледже организовывать ряд нестандартных уроков на занятиях по иностранному языку: занятие с элементами тестирования, занятие-защита проектов, занятие-конференция, занятие-беседа по душам и занятие с элементами психорелаксации. (слайд 3)
Занятие с элементами тестирования. На одном из занятий обучающимся предлагается прохождение теста: How healthy you are? (Насколько вы здоровы?). Нами подготовлено несколько вариантов подобных тестов, которые могут быть предложены студентам: What do you eat? (Правильно ли вы питаетесь?), What is your lifestyle? (Какой у вас жизненный стиль?), What is a stress for you? (Подвластны ли вы стрессу?). (слайд 4) Работу с тестом проводим как в индивидуальной и письменной форме, так и в групповой и устной. Нами зачастую проводится индивидуальное тестирование, т.е. обучающиеся самостоятельно отвечают и фиксируют письменно свои ответы, ответив на вопросы, подчитывают количество баллов, и узнают собственные результаты тестирования. Результаты обсуждаются обучающимися вместе с преподавателем, высказываются мнения по поводу итогов теста, выражаются согласия и несогласия. По нашему мнению данный вид работы помогает студентам не только задуматься о своём питании и его влиянии на здоровье, но и совершенствовать лексический и грамматический материал. Данная форма работы с тестом полезна при тренировке навыков аудирования, чтения (вслух, про себя), перевода, письма. В ходе дискуссии формируются и развиваются навыки устной речи (монологической, а чаще диалогической) с использованием коммуникативных формул и т.д. Тест вызывает у обучающихся большой интерес, они с энтузиазмом работают при этом с разными грамматическими конструкциями и лексикой, на уроке царит атмосфера веселья и доброжелательности. Результаты тестирования можно увидеть на представленной диаграмме, которые свидетельствуют о наличии проблем с питанием у студентов. ( слайд 5)
Занятие с элементами психорелаксации. Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости обучающихся, повышения их работоспособности необходимо проводить психорелаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. На уроках иностранного языка - это также возможность развитие лексических навыков и навыков восприятия иноязычной речи на слух. Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность обучающимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость. В нашем педагогическом колледже переодически проводятся психорелаксации, например: под звуки природы учитель читает текст на английском языке, в котором предлагается студентам представить, что они находятся на лоне природы, расслаблены и любуются красотой окружающей их в данный момент. В конце занятия проводится следующая рефлексия. На доске заранее нарисованы изображения человечков (улыбающийся, серьезный и грустный). Студенты подходят к доске и ставят галочки у изображения соответствующего их настроению и состоянию. (Этот мини-тест можно проводить и в начале занятия). По результатам проведенной рефлексии, можно сделать вывод, что обучающиеся были довольны теплой атмосферой, царившей во время занятия. Студенты покидают урок отдохнувшими и расслабленными, с хорошим настроением. (слайд 6)
Занятие – конференция. Большую роль в формировании диалогических и монологических навыков говорения, умении обмениваться мнениями, сравнивать и обобщать на иностранном языке играет конференция. Обучающиеся учатся формулировать свое мнение, оценивать высказывания других, предлагают выходы из трудных жизненных ситуаций. На данных занятиях реализуются следующие цели: формирование ответственного отношения к своему здоровью; развитие у обучающихся веры в свои силы и способности; воспитание умения сопереживать и выражать благодарность; совершенствование навыков работы в группе; развитие творческих способностей обучающихся, умений логически мыслить, анализировать, делать выводы. Занятие-конференцию проводим в виде пресс конференции или ток-шоу. Действующими лицами выступают обучающиеся. Конференция всегда требует длительной подготовки и активного участия. Преподаватель и обучающиеся составляют план проведения конференции, определяют вопросы для обсуждения. Обучающиеся готовят наглядные пособия к уроку, выпускают стенгазету или плакаты, подбирают литературу к конференции, организуют индивидуальные и групповые беседы с участниками будущей конференции. Предлагаем следующие варианты конференций: встреча со знаменитыми спортсменами, психологом и диетологом, посвящённая здоровому образу жизни, ток-шоу «Здорово жить» («Let’s live a healthy life») – встреча с иностранцами, обмен опытом в сфере здоровьесбережения. (слайд 7)
Занятие-беседа по душам. По результатам проведённых подобных занятий, нами сделаны следующие выводы: обучающиеся способны не только усовершенствовать лексические навыки, навыки диалогической и монологической речи по теме, но и используя свои знания и умения по иностранному языку способны рассказать о своих вредных привычках, признать и осознать их вред. На занятии-беседе речь идёт о вредных привычках в нашей жизни, их влиянии на жизнь и умении их преодолеть. На начальном этапе проведения данного урока обучающимся предлагается задания на развитие лексических навыков по данной теме: составление лексического паучка «Bad and Good habits», решение кроссвордов и чтение текстов. Повторив лексический материал обучающимся предлагается высказать своё мнение о вредных привычках и рассказать о своих. Беседа проводится в виде тренинга закрытого общества, обучающиеся сидят лицом к друг другу по кругу и слушают друг друга. (слайд 8).
Занятие–защита проектов. Нельзя не согласится, что огромное значение в развитии навыков исследовательской работы, творчества, креативности, самостоятельности, повышении мотивации к изучению английского языка имеет работа с проектами. Считаем, что основная задача работы с проектом - формирование основ здорового образа жизни достигаются при развитии у обучающихся умений читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, вести дискуссию по заданной теме, уметь аргументировано отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать результаты своей работы. Проект имеет практическое применение. С успехом используется в качестве самостоятельной внеаудиторной работы на следующие темы: Nutrition and Health (составление рецептов или диеты правильного питания), Sport in our life (презентация о полезных видах спорта), Our body (создание макета человеческого тела с использование лексических единиц по теме), Bad habits (создание агитационного плаката против наркотиков или курения), а также это может быть любой другой проект, созданный по желанию обучающегося по данной теме. Задание на выполнение проектов даётся в начале изучения раздела «человек, здоровье, спорт». По истечению нескольких уроков по теме обучающиеся защищают свои проекты, отвечают на вопросы друг друга. Обучающиеся поэтапно создают проект: выбирают узкую тему исследования в рамках общей темы, описывают ее актуальность, делают литературный обзор, разрабатывают практическую часть – составляют вопросники и проводят небольшое социальное исследование, обрабатывают и описывают полученные данные, составляют графики, презентации, наглядные пособия, занимаются переводческой деятельностью, работают со словарем и составляют глоссарий по теме. (слайд 9)
Электронное учебное пособие “A man, health and sport ” . Данное пособие предназначено для студентов I и III курсов.
Электронное учебное пособие может быть использовано как для работы во время аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы студентов. Целью электронного учебного пособия является развитие навыков чтения, письма и аудирования. Электронное пособие состоит из 5 разделов. В каждый раздел входят: лексический минимум по теме, текст (все тексты по своей тематике относятся к различным областям педагогики и основ здорового образа жизни), комплекс лексико-грамматических упражнений (упражнения предназначены для выработки автоматизированных навыков перевода). Также в электронное пособие включены интерактивные кроссворды, видео материалы и тесты. В конце каждого раздела студентам предлагается пройти тест для определения уровня освоения пройденного материала. (слайд 10)
Таким образом, включение темы и проведение такого комплекса занятий действительно говорят об эффективности проведённой нами работы, о чём наглядно говорят результаты: повышение мотивации обучающихся в изучении иностранного языка, о чём свидетельствует повышение процента качества успеваемости студентов; формирование ценностей здорового образа жизни студентов; развитие навыков работы студентов с техническими средствами обучения, а именно с электронными учебными пособиями; развитие основных навыков и умений в изучении иностранного языка у обучающихся. Несомненно, положительным результатом является и то, что увеличилось количество студентов, которые имеют желание и просят выполнение дополнительных, индивидуальных заданий по теме «Человек, здоровье, спорт». Появились студенты желающие заниматься в группе шейпинг, кружках физкультурно-оздоровительной направленности. Индивидуальные беседы со студентами, выявили большое количество желающих сесть на оздоровительную диету, бросить вредные привычки и сделать комплексную проверку своего здоровья.
Resource id #1108
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей с нарушениями слуха. «Основные понятия о здоровом образе жизни».
Проектпо формированию основ здорового образа жизниу детей с нарушениями слуха.«Основные понятия о здоровом образе жизни»....
Проект по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»
В данной статье представлена разработка проекта по реализации задач формирования основ здорового образа жизни «Мы за здоровый образ жизни!»...
Классный час по формированию основ здорового образа жизни "Мы за здоровый образ жизни"
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье ребёнка, нормальный рост и развитие во многом определаются средой, в которой он живёт. Здоровьесберегающ...
Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи."...
Методическая мастерская на тему: «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование основ здорового образа жизни посредством через использование спортивных игр». Конкурс "Учитель года - 2022"
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. А.Леонов...