Новый тип урока в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья (5 класс) по теме
Структура современного урока.Чем отличается современный от традиционного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_tip_uroka_po_fgos.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“ Средняя общеобразовательная школа №17”
НОВЫЙ ТИП УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Подготовила: Петровичева М.П.
учитель первой категории
г. Воскресенск
2013г.
“ Великая цель образования – это не знания,
а действия.”
Гербер Спенсер.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим:” Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности.”
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т.д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности ( т.е. тем, кто учится ) или её объектом ( тем, кого учат)? Конечно объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему в обновленных стандартах образования ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого “знаниевого” подхода к деятельностному.
В основе традиционного обучения лежит идея о независимости развития от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:
обучение > естественное развитие= зона актуального развития
Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. Учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение от простого к сложному и от “ близкого к далекому.” Согласно этому принципу , на каждой ступени образования школьникам дается лишь то , что им посильно в данном возрасте.
В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семёнович Выготский разработал новую модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом:
развитие > обучение = зона ближайшего развития
Согласно этой теории обучение не есть развитие, но “правильно организованное”, оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л.С. Выготскому , процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Оно включает те действия, которые ребенок способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.
Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.
Традиционное обучение
1.базируется на принципе доступности;
2. учащийся выступает в роли объекта П Д ;
3.ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
4.развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;
5.решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;
6.в результате формируется индивид-человек, способный к исполнительской деятельности.
Инновационное, системно - деятельностный подход
1.опирается на зону ближайшего развития;
2.учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;
3.нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
4.развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5.на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности;
6.формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
В условиях модернизации общего образования современный Коммуникативно-ориентированный урок представляет собой системное поэтапное использование приемов и методов активизации работы на уроке, которые способствуют более интенсивному общению на английском языке.
Это упорядоченная модель каждого урока с целью развития коммуникации в 4 видах речевой деятельности: говорении, письме, чтении и аудировании, способствующая эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении, развитии и формировании его как личности, способной к самостоятельной творческой самореализации в обществе.
На первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся усваивают общие способы умственной деятельности. Современное обучение становится инновационным, развивающим и опирается на зону ближайшего развития. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности, развивая творческий и теоретический способ познания изучаемого материала.
Цель обучения-----Комминикация.
Принципы системно-деятельностного подхода, реализуемые на уроках английского языка:
- Принцип деятельности: ученик сам добывает информацию в процессе своей учебной деятельности под руководством учителя, приобретая способность к рефлексивному самоопределению и самопознанию.
- Раздельно-совместные действия: развитие личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Говорение и письмо – чтение – аудирование
Виды речевой деятельности:
- Групповая и парная работа.
- Взаимопроверка.
- Контроль и обратная связь с учащимися. Самопроверка.
- Поиск информации в интернете задания в форме проекта или призентации.
При систематизации умений можно выделить как минимум несколько:
- предметные умения;
-обще-учебные умения : умение читать, понимать, запоминать, извлекать необходимую информацию ( учить-учиться);
-интеллектуальные умения;
-коммуникативные умения;
-умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности.
Перед нами ставятся задачи:
*научить получать знания (учить учиться);
*научить работать и зарабатывать (умение для труда);
*научить жить (учение для бытия);
*научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
1.Главной целью урока является развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.
2.На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3.На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5.Организация урока динамична и вариативна.
6.На уроке используются современные педагогические технологии.
Последовательно рассмотрим все условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.
1.Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознание того вопроса, на который требуется , интересно найти ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это – постановка учебной задачи или создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: “ Прежде чем вводить новое значение, надо создавать ситуацию…необходимости его появления.”(Г.А.Цукерман)
Одним из приемов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос” Кто прав?” становится отправной точкой дальнейшего поиска.
Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей . Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог ( общее побуждение, подсказка, сообщение ).
Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока ).
Необходимо использовать виды продуктивных заданий :
Формулирование вопросов по теме урока.
Создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова.
Создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.
Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы “ Школы 2000-2100”. Вот наиболее распространенные:
*вопросы, суждения, ошибки персонажей;
*задания, для выполнения которых недостает знаний;
*заголовки-вопросы;
*наблюдения за фактами, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения и др.
2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А.Цукерман:” Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…”
Названное условие тесно связано с первым , оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний ( для формирования осознанных умений ).
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведет к верному результата.
4.Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу..
5.Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы:” Школа 2100”, “Начальная школа XXI века ”, “ Гармония”, “ Школа России” и другие. Во всех системах и УМК на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её “ самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Какие же изменения происходят в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он а результате её достиг желаемых результатов и целей ? Ведь главной целью в преподавании для меня , как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а “ открывает” их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами “ додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили , как надо действовать в новых условиях.
Структура урока , построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы:
1.Этап самоопределения к деятельности (организационный момент).
Цель: включение в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины знания затруднения, постановка цели урока.
4.”Открытие нового ” (построение проекта выхода из затруднения )
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
5.Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действий.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель: применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение .
Цель: включение “ открытия”в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Коммуникативная направленность всех этапов урока позволяет решить учебные задачи и цели урока легко и быстро.
*Учебная деятельность – это управляемый учебный процесс.
*Учебные действия – действия по созданию образа.
*Образ – слово, рисунок, схема, план- клише и т.д
*Оценочные действия – у меня получится! Я умею!
Это блочная подача материала. Она опирается на три правила :
- Изучи предмет в целом, дай его характеристику.
- Раздели предмет на части, изучи каждую отдельно.
- Соедини изученные части , рассмотри , как они взаимодействуют.
Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка позволяет вырабатывать у детей умение учиться:
1.Ставить цели.
2.Планировать и организовывать собственную учебную деятельностью
3.Формирует навыки системной работы, что способствует повышению качества обученности по английскому языку и образования.
В целом данный подход – модель , которая нацеливает на наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов в обучении и развитии.
“ Я знаю последовательность работы по теме и умею работать самостоятельно, работать с источниками информации, я могу разработать проект и публично защитить его.”
Использование технологии деятельностного подхода позволяет мне проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения. У них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
В заключении хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников. Надеюсь, что выше изложенный материал будет полезен всем практикующим учителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)
Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...
Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения
Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...
статья "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения"
В статье рассматриваются вопросы подготовки к современному уроку....
Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....
Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...