Важность обучения технике чтения на иностранном языке.
статья по теме

Белова Арина Владимировна

Одним из условий выроботки образовательной стратегии для осуществление межкультурной коммуникации  является систематическая работа с иноязычными текстами, формирующая умения иноязычного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_na_inostrannom_yazyke_moya_statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важность обучения технике чтения на  иностранном языке.

Несмотря на исключительное внимание  в последнее время к устной речи как к объекту обучения иностранным языкам, чему способствует расширение международных контактов, а также средства массовой информации, значение чтения в жизни современного человека, как на родном, так и на иностранном языке остается исключительно огромным. И для этого имеются веские аргументы.

  1. Чтение предполагает гораздо более широкий канал коммуникации, так как в настоящее время в мире издается огромной количество литературы на различных языках и только малая часть поступает в переводы.
  2. У большинства людей зрительный канал приема информации функционирует более эффективно по сравнению со слуховым. Поэтому вербальные единицы в зрительной презентации (предложенные в качестве печатного текста) воспринимаются и  перерабатываются с большей эффективностью и результативностью.
  3. За единицу времени человек воспринимает по зрительному каналу в несколько раз больше информации, чем по слуховому (по данным физиологии).
  4. Более широкая доступность получения аутентичных материалов в виде письменных текстов.
  5. Процесс  обучения чтения  несколько облегчается  по сравнению с обучением устной речи благодаря тому, что письменный текст статичен, а устная речь динамична. При работе с текстом сам читающий задает себе темп прочтения и может перечитывать много раз повторно, что с устной речью сделать невозможно. Устно-речевое общение - представляет собой двусторонний процесс, в то время как чтение-процесс односторонний.
  6. Овладение чтением позволяет учащимся не только извлекать информацию, но и  овладеть другими видами речевой деятельности, в том числе и устной речью.

Говоря о процессе чтения, нельзя отметить при этом большой роли внутренней речи, которая отнюдь не является внешней речью в ее, немом варианте.  Внутренняя речь имеет сугубо предикативный характер, С ее помощью можно обозначить лишь сокращенный план дальнейшего монологического  высказывания или действия, который по мере надобности, может быть, развернут в словесные элементы высказывания.

Общеобразовательное значение чтения как вида речевой деятельности трудно переоценить, так как, приобретая необходимые знания в процессе самостоятельного изучения иностранного языка, учащийся становится более эрудированным и успешным, что помогает в выборе будущей специальности.  К сожалению, еще многие выпускники средней школы не обладают прочными умениями и навыками в этом виде речевой деятельности, что делает необходимым проводить огромную работу по обучению чтению с непосредственным пониманием читаемого. Следовательно, работа над чтением начинается с первых занятий и не прекращается до завершения всего курса обучения.  Для создания предпосылок успешного обучения чтению важна методика работы с текстом. Исходя из главной особенности письменной речи – текста, т.е. отсутствия  непосредственного партнера в  акте коммуникации, почти полного отсутствия экстралингвистических средств выражения, дополняющих и усиливающих коммуникативную задачу сообщения, нетрудно сделать вывод о том, что вся необходимая информация, заключенная в тексте передается исключительно средствами языка – лексическими и грамматическими единицами, пунктуационными символами, а также полиграфическими определителями (выделение абзаца, величина и жирность шрифта, подчеркивание, курсив). Следовательно чтобы читать, необходимо владеть языковым материалом и иметь представление о полиграфических средствах выделения.

Однако ни знания смысла отдельных слов, ни понимание морфологических и синтаксических сигналов не обеспечивает проникновения в искомый смысл, если у читающего  не выработана так называемая техника чтения, т.е  знание правил и исключений определяющих графическую систему изучаемого языка. Во всех  изучаемых западноевропейских  иностранных языках графическая система имеет немало специфических черт, хотя базируется на одном и том же алфавите. 26 букв латинского алфавита передают, как правило, намного больше орфограмм.  

Несмотря на то, что чтение – процесс по сути беззвучный, а поэтому, казалось бы, и не стоит тратить время на совершенствование техники чтения, в действительности такая работа имеет огромное значение, ведь как уже говорилось чтение сопровождается внутренней речью, которая должна быть речью нормированной, что поможет формированию умений и навыков речи внешней, т. е той которую мы используем при устноречевых формах коммуникации. Обучение чтению всегда будет связано с устной речью, выступающей как средство, благодаря которому осуществляется контроль прочитанного и понятого.

Освоив технику чтения, зная значение лексических единиц и грамматических структур необходимо также освоить технику понимания целого текста. Умение воспринимать текст как целое со своими  общеструктурными, синтаксическими и содержательными особенностями удается не сразу. Сложность текста определяется способом  выражения композиционно-речевых форм. Каждый текст определяется структурной оформленностью, тематическим единством, информационной завершенностью, логической взаимообусловленностью всех его компонентов. Следовательно, при обучении чтению необходимо учить не только проникновению в сущность каждого слова или словосочетания, использованного грамматического явления, но и охвату текста целиком, пониманию его содержательной и композиционной сущности. Обучение чтению на всех этапах сочетается с обучением устной иноязычной речи. Это необходимо для т ого чтобы помощью устной речи с одной стороны, лучше запоминался изучаемый материал, а другой стороны – контролировалось понимание читаемого.

Обучение чтению с непосредственным пониманием текста – процесс весьма сложный, поэтому практика в чтении должна проводиться, непрерывно начиная с самого первого занятия и заканчивая последним. Причем выполнение упражнений по чтению должно характеризоваться доступностью  учебного материала и, невзирая на нарастающую  сложность материала и увеличивающийся объем читаемого  необходимо, чтобы учащийся получал удовольствие при чтении иностранного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение техники чтения на английском языке

В этой статье представлены  разработки, связанные с этапом обучения чтению на английском языке...

Cтатья. Обучение технике чтения на младшей ступени.

В стьатье содержится подсистема упражнений, направленных на формирование и совершенствование техники чтения....

Пути повышения эффективности обучения технике чтения на ачальномэтапе

Обучение чтению в начальной школе является неотъемлемой частью обучения английскому языку. Поэтому очень важно знать, с чего стоит начать обучение со слов или звуков. Статья раскрывает мои секреты усп...

Проблемы обучения техники чтения на английском языке.

Статья содержит обзор различных методов обучения техники чтения на английском языке. А также предлагает такой способ, как персонификация букв. Обо всем подробней с данной статье....

Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащимися младших классов.

Существует большое количество различных методик обучения технике чтения млдаших школьников. И не один из них не стал приорететным. Все они наровне используются разными авторами учебников и разными учи...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В статье описывается эксперимент, проведенный в гимназии №9 г. Казани по коррективной технологии «Техно-Р», проведенный с учащимися третьих классов в области обучения технике чтения на французском язы...

Обучение технике чтения на материале УМК «Английский язык» И.Н. Верещагина и др., 2 класс

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изуче...