Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку в Амгинской гимназии
методическая разработка на тему
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку в Амгинской гимназии нацелен на развитие личности ученика, на развитие его самостоятельности, способности жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_obucheniya.docx | 22.9 КБ |
metodicheskaya_model_uroka.docx | 15.71 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 54.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_urok1.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
в Амгинской гимназии
Поскачина Антонина Денисовна,
учитель английского языка
Амгинской гимназии.
Амга - 2012
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
в Амгинской гимназии
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку в Амгинской гимназии нацелен на развитие личности ученика, на развитие его самостоятельности, способности жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной, интегрироваться в мировое сообщество.
В центре процесса обучения находится ученик с его потребностями, способностями, возможностями. Он выступает, наряду с учителем, как субъект деятельности учения, учитель- организатор, консультант, партнер - обеспечивает педагогическое сопровождение.
Любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке, интеллектуальные способности, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также различаются особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине и т.д. Поэтому справедливо утверждение британского исследователя Пенни Ур, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга. Из этого утверждения очевидно, что ни один учебник не может удовлетворить все разнообразные потребности и интересы учащихся класса, соответствовать уровню развития способностей, индивидуальным особенностям каждого из них.
Трудно переоценить значение учебников нового поколения для организации качественного учебного процесса. Тем более, что в этом учебном году наша гимназия обеспечена учебно-методическим комплектом издательства Macmillan для 6,7, 9,10-11 классов. Но для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности необходимо изучить личностные особенности и потребности своих учеников и использовать широкий спектр учебных материалов различными способами. Для этого важно ставить перед обучающимися такие цели, которые заинтересовали бы как можно большее число обучаемых. Цель должна быть ориентирована на некий реально-достижимый, обозримый и привлекательный результат. Учитель прогнозирует, что обучаемый сможет сказать или понять на изучаемом языке в конце урока, серии уроков:
- использовать изученную лексику, рассказывая о себе и о своих увлечениях;
- отыскать в тексте основные факты по заданию;
- давать советы, используя should/ shouldn’t.
Эти же цели могут быть сформулированы еще конкретнее:
- В переписке или при личной встрече зарубежные гости просят рассказать вас о себе, о ваших увлечениях. Сегодня вы научитесь отвечать на эти вопросы. Новые слова вам в этом помогут;
- Прочитав текст об известном бизнесмене, вы сможете найти и перечислить те качества, которые позволили ему добиться успеха;
- Оказавшись в нашей республике впервые, иностранец нуждается в советах относительно того, что следует и чего не следует делать в нашей стране, чтобы не попасть в неловкое положение. Сегодня вы научитесь давать такие советы.
Для успешной реализации той или иной цели урока необходимо, чтобы обучаемые были вовлечены в активную деятельность на уроке, выполняя некоторый комплекс заданий. При этом различные учащиеся нуждаются в различных по качеству и объему комплексах упражнений, которые должны быть выстроены с учетом личностных особенностей обучающихся.При отборе заданий необходимо учитывать факторы двух видов: факторы, связанные с обучаемыми, и факторы, связанные с характером заданий. Факторы, связанные с обучаемыми:
- Насколько упражнение создает и поддерживает мотивацию учащихся.Одни и те же задания( н-р дискуссии, игры, соревнования, «Я-роли» и т.п.) идут на «ура» у одних и полное неприятие у других.
- Какое количество учебных материалов учащийся может усвоить в единицу времени. Скорость усвоения материала различна.
- В какой степени учащийся владеет тем или иным речевым умением. Какого уровня владения языком можно ожидать от данного ученика, какова «зона его ближайшего развития»
- Насколько глубоки лингвистические знания школьника. Какие лингвистические знания требуются для выполнения данного задания.
- В какой мере учащийся должен верить в себя, чтобы справиться с заданием.
Характер задания во многом зависит от:
- Является ли задание уместным и личностно значимым для обучаемого.
- Какие познавательные усилия потребуются со стороны учащегося.Насколько сложны установки.
- Какой объем практических знаний, понимания ситуации или контекста необходим для выполнения задания.
- Какая помощь необходима ученику для выполнения этого задания.
- Сколько времени потребуется учащемуся для выполнения задания.
Таким образом отбор и градуирование содержания обучения базируется на знании особенностей обучаемых.
Решение проблем, связанных с отличием обучаемых друг от друга, заключается не только в плоскости планирования, но и реализации плана в процессе обучения. Для этого существует ряд возможностей:
1.В классе с неоднородным составом обучаемых необязательно оставаться в рамках той или иной темы, сюжета, проблемы, текстов, методов и приемов обучения, которые предлагает учебник. Для повышения мотивации целесообразно предложить им такие задания, так формулировать темы для обсуждения, чтобы они были личностно значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы. Необходимо учитывать пожелания обучающихся, возможно придется несколько изменить содержание темы. Какие-то аспекты темы могут быть невостребованными, другие, наоборот, потребуют всестороннего изучения.
Использование заданий открытого типа. Это задания, которые не имеют единственно правильного решения или ответа и позволяют учащимся справляться с ними при любом уровне владения языком. Например:
1) Write a story. Choose a topic. You can write a new story or a story that you know. Think about:
- Where the story happened
- Who the people are
- What exactly happened
2) Here are some pictures of unusual things. Talk about what you think they might be/ Use the phrases given. I’m not really sure, but… I think it could…I guess…It is not clear, but I suppose….
3) Compare and contrast these two photographs and tell where you think the photographs were taken. Use the phrases.
Выполнение этих заданий затрагивает чувство и эмоции учащихся, развивает пространственное воображение и фантазию, создает благоприятные условия на уроке для всех.
4) Can you match. Подбор соответствий. Учащиеся могут соотнести любые слова (словосочетания, части предложений) из колонки А с любым словом (словосочетанием, частями предложения) из колонки Б при условии, что они могут обосновать свое решение. Благоприятным эффектом таких упражнений является умение учащихся нестандартно мыслить, ломать стереотипы.
Вопросо - ответные упражнения. После прочтения или прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания, но при этом они могут выбрать вначале тот вопрос, на который они хотели бы ответить. Это позволяет каждому обучаемому выбрать те вопросы, которые им интересны и посильны. Такой прием работы позволяет увеличивать число участвующих в работе и скорость выполнения задания.
«Мозговой штурм». Обучаемым предлагается сказать все, что они хотят по поводу предлагаемой картинки. Эти же упражнения могут выполняться в группах. Задание «Вспомни как можно больше предметов, которые…» также имеет отношение к «мозговому штурму».Учащиеся могут получить время для для составления списка предметов или соревноваться с одноклассниками на скорость их припоминания. В любом варианте это упражнение позволяет за короткое время припомнить множество лексических единиц и обычно выполняется с энтузиазмом всеми без исключения.
Таким образом, каждое выполняемое в классе задание должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения, посильность, увлекательные опоры и т.д.Это позволит максимально включить всех обучающихся в учебную деятельность.
В результате личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых дает возможность каждому обучаемому максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав увлекательное задание, подходящее лично ему.
Такой подход предполагает необходимость внимательно отслеживать продвижение обучаемых в овладении компетенциями, адаптировать учебник, а также создавать комплекты упражнений, дидактические материалы. Для отслеживания продвижения обучаемых в овладении компетенциями может быть использована технология «Языковой портфель».Данная технология поможет обучающимся с помощью дескрипторов проанализировать сильные и слабые стороны своих коммуникативных компетенций и на основе осмысления этих результатов они получат возможность поставить себе цель в достижении более высокого уровня компетенций в том или ином виде речевой деятельности и выстроить собственную программу дальнейших действий в достижении поставленной цели, т.е. предполагается, что у школьников будут сформированы умения регулировать свой труд.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБОУ Амгинская гимназия имени академика Л.В. Киренского
Методическая разработка урока в 5 «б» классе на тему «A really busy day»
Поскачина Антонина Денисовна,
учитель английского языка
Амгинской гимназии им. Л.В.Киренского
Амга - 2013
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Обучение иностранному языку строится на основе деятельностного подхода, целью которого является развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности (личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных)
Паспорт урока.
Общие данные о предмете: Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Назначение предмета «Иностранный язык»- формирование коммуникативной компетенции, т.е.способности и готовности осуществлять иноязычное общение.
Класс: 5б. Группа неоднородного состава. Всего в группе10 учащихся.
Учитель: Поскачина Антонина Денисовна. Пед стаж - 35лет. В данном классе работаю первый год.
Тема урока: A really busy day
Вид урока: Урок развивающего обучения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок построен на материалах УМК (программы учебного курса): Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Гренджер «Английский язык» издательства «Русское слово-учебник» : Макмиллан ( ФГОС. Инновационная школа).
Урок проводится в группе с неоднородным (heterogeneous) составом обучающихся. Поскольку обучающиеся в нем различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальные способности к обучению, способность к овладению языком, способность к общению на иностранном языке, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Также они отличаются стилем обучения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также, культурными особенностями и особенностями родного языка.
Поэтому справедливо утверждение известного британского исследователя ПенниУр, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга. Из этого утверждения очевидно, что ни один, даже самый современный учебник не может удовлетворить все разнообразные потребности и интересы учащихся класса, если не учитывать при составлении плана урока индивидуальные особенности учащихся.
Этот урок является первым в серии уроков по данному разделу (Unit 2 Аll about School). Почему я считаю этот вид урока развивающим? Потому что на всех этапах и стадиях урока ученики – активные участники процесса обучения. Для анонсирования темы урока подобран так называемый квиз. Ученики отгадывают, затем пытаются спрогнозировать тему урока, его цель и задачи. Таким образом формируются УУД целеполагания и планирования.
Извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста, декодирование схем-моделей по прочитанному, кодирование прочитанного текста; способствуют формированию познавательных УУД.
Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы), сотрудничество, взаимодействие способствуют развитию коммуникативных навыков.
Урок построен с учетом трех слагаемых успешности урока: ENGAGE-STUDY-ACTIVATE (вовлечь-обучить-активизировать)
Цели урока:
- коммуникативные: научить говорить об учебных предметах, расписании уроков и времени с использованием грамматической структуры I’ve got с опорой на модель-схему;
- образовательные: повысить любознательность, мотивацию к изучению английского языка, самостоятельность;
- воспитательные: воспитать уважение к чужому мнению, умение прислушиваться к мнению окружающих, быть корректным, знать и уважать традиции страны изучаемого языка.
Оснащение урока: интерактивная доска, компьютер, DVD, учебник, сигнальные карты.
- В начале урока звучит музыка ( этап постановки цели)
Hello everybody! Let’ stand in a circle. (становимся в круг)
I know one secret word and I whisper it to you… So on round the circle… The last says it out loud. If it is correct? Clap the hands. (шепотом называю слово первому, он передает следующему и т.д. Слово секретное, никто не должен слышать…Последний произносит вслух. SCHOOL
What are we going to talk about?
(догадываются) About school, School timetable.
II. Этап фонетической зарядки
Look at the clocks and listen and repeat the times (P.20 Ex.1)
Answer the questions about the clock. It's one o'clock…
III. Этап ознакомления с новой лексикой
- Read and listen to the words (Ex.2)
- Read and compare with your subjects.(сравните со своими предметами, расшифровка IT, PE)
- What's your favorite school subject?
IV. Этап закрепления нового материала
- Let’s go to English school. What subjects can you see on these photos. (Ex.3)
- Rosie is one of the British students. Listen to Rosie telling about her school day.
- How do you understand the phrase I’ve got? (finger coding)
- Listen to Rosie again and point to the right pictures she is naming her activities.
- Read the text about Rosie’s day
- Can you guess the following phrases?
a really busy day
Just in the morning
At lunchtime
In the afternoon
After school
- How do you explain Phew! at the end of the text?
- Look at the Rosie’s timetable and try to tell about it. (декодирование символов)
- (Сultural information) In British school students have to shorter breaks and an hour long lunch break
- Compare with your school
V. Заключительный этап
1.(Домашнее задание – творческое, оформить расписание уроков и звонков в виде таблицы и придумать символы для обозначения учебных предметов и рассказать с опорой на схему)
Draw the time table an tell about your school day and time you study and relax/
2. Рефлексия
Do you like this lesson?
What can you do now?
Is it interesting for you? Why?
3. I've enjoyed this lesson. You were very active. Your marks…
The lesson is over… See you next lesson…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образов...
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
Интересная работа, основана на работе с психологом....
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Индивидуальный мониторинг как важнейший инструмент в реализации личностно ориентированного подхода при обучении английскому языку в гимназии
Актуальность личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку в системе гуманитарного гимназического образования определяется концепцией индивидуального мониторинга уровня овладения язы...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...