Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
методическая разработка по теме
Интересная работа, основана на работе с психологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencirovannyy_podhod_v_obuchenii_inostrannym_yazykam_0.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам
учитель английского языка МОУ «Гимназия №1»
Пятанина Юлия Михайловна
Мне хотелось бы привести конкретные примеры личностно-ориентированного подхода при изучении английскому языку на основе психологической направленности личности:
Для экстравертов желательна частая смена ролей, т.к. проигрывание новых ролей способствует поддержанию интереса к выполняемой деятельности. Проговаривание однотипных текстов позволяет формировать гибкие и прочные знания. По этому принципу можно сформировать группу учащихся, которые имеют хороший словарный запас, выполняют задания очень быстро, чаще работая в паре или группой. За то же время, которое дается остальным детям, они могут успеть составить и проговорить не один диалог. Поэтому для них можно подготовить три-четыре ситуации, чтобы они могли меняться парами и рассказывать друг другу однотипные диалоги, изменяя содержание в зависимости от заданной ситуации. Например: проработанный диалог «В кафе» можно прочитать, меняясь ролями «официант-клиент», «ученик и повар школьной столовой», «мама и дочь дома» (необходимо изменить стиль на неформальный), «в английском ресторане» (диалог требует знаний национальной кухни). Рекомендуются роли, проигрывание которых позволяет непоседливым экстравертам подвигаться, избежать усталости, утомления. Такие задания нужно иметь для работы с мальчиками. Они с удовольствием откликнуться на задание показать зарядку в зоопарке, изображая разных животных при работе над темой «Животные», при этом отрабатывается употребление лексики: глаголов движения, звукоподражательных слов, названия животных. Для экстравертов необходимо запастись ситуациями, в которых возможна корректировка отрицательных проявлений индивидуальных характеристик в общении. Необходимо сбалансированное распределение ролей, требующих повелительных конструкций и интонаций, ролей, содержащих просьбы, выражения согласия-несогласия, уверенности-неуверенности, так как экстраверты стремятся к повышенному доминированию в общении. Первые необходимы данной группе учащихся для ощущения комфорта, вторые помогают им посмотреть на себя со стороны, потренироваться в использовании примеров общения, которые они нередко применяют в естественных условиях, лучше понимать партнеров, учиться соотносить свои действия с коллективным мнением. Таких ребят можно ставить в разные ситуации доминирования, например, на одном уроке при групповой форме работы такой ученик может играть роль капитана команды, имеющего решающий голос, а на другом – роль секретаря, который не участвует в обсуждении, а лишь коллекционирует и записывает идеи группы, либо распределение ролей проводить по жребию.
Для интровертов нужны роли, хорошо знакомые с точки зрения особенностей речевого поведения: герои телепередач, сериалов, литературных произведений, социальные роли, для изображения индивидуальных особенностей которых интроверту не нужно прилагать особых усилий и абстрагироваться. При этом образ должен быть достаточно четко прописан, должны содержаться четкие инструкции, но при этом подбор языкового материала и логика построения все-таки должны оставаться вариативными. При низком темпе работы такие учащиеся могут составить один диалог по заданной ситуации, но с привлечением тех знаний, какие они посчитают необходимыми. Однако необходимо включать интровертов в ситуации, которые могли бы корректировать их отрицательные стороны, помогающие преодолеть не эмоциональность, стеснительность. Меланхоликам предлагается больше жизнерадостных, неунывающих героев, роли активных в общении персонажей, руководящих групповым общением. Нужно также помнить, что два интроверта редко входят на контакт и, как правило, такие диалоги не получаются. Поэтому необходимо сочетание противоположных типов, но при этом в целях оказания помощи при решении коммуникативной задачи, поддержания разговора, инициативы в диалоге им можно предлагать заданную логику диалога в виде разговорных клише, форм переспроса, встречного вопроса и т.д.
Экстраверты | Интроверты |
|
|
Учет психологических особенностей учащихся 5 - 6 классов при обучении иностранным языкам
Проблемы, связанные с изменением внешних факторов для учащихся 5-6 классов | Необходимые действия учителя |
| Сделать кабинет привлекательным и комфортным. Такой опросник помогает учителю расположить к себе учащихся, показав свою заинтересованность в их состоянии на уроке. |
Проблемы, связанные с изменением психологических особенностей учащихся | Изменения в учебном процессе |
1. Происходит интеллектуализация восприятия и памяти, т.е.:
|
|
2. Начинает развиваться абстрактно- логическое и теоретическое мышление («мышление в понятиях»). Однако сохраняется и наглядно-образное |
|
3. Развитие теоретического мышления способствует возникновению рефлексии, т.е. способности к самоанализу. Рефлексия – новообразование подросткового возраста, которое преображает познавательную деятельность и отношение к окружающим людям и к себе (у ребенка вырабатывается собственное мнение, появляется интерес к внутреннему миру, попытка понять себя) |
|
4. Развитие теоретического мышления позволяет анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях |
|
5. Появляется тяга к творчеству |
|
6. Получают удовольствие от процесса фантазирования |
|
7. Важен не результат действия , а личный замысел, инициатива, самостоятельность |
При учете этих факторов легко можно поддерживать мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность. |
8. Начало этапа полового созревания влияет на общее настроение, а также замедляется темп деятельности. Хрупкая эмоциональная сфера, которой может угрожать завышение требований. |
|
9. Большое количество острых личных проблем, связанных с реализацией своих желаний, удовлетворением своих эмоциональных потребностей |
|
10. Изменение в самосознание – появление чувства взрослости |
|
11. Потребность в общении со сверстниками, объединение в неформальные группы |
|
12. Период установления этических норм в общении со взрослыми и со сверстниками |
|
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Вайсбурд М.Л. Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. «Иностранные языки в школе», №1-2, 1999год,
2.Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе», №6, 2000 г, стр 6
3.Полат Е.С. Разноуровневое обучение. «Иностранные языки в школе»№1, 2001 г, стр 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образов...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку в Амгинской гимназии
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку в Амгинской гимназии нацелен на развитие личности ученика, на развитие его самостоятельности, способности жить и творить в условиях посто...
Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учит...
Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.
В современном обществе, на мой взгляд, востребованы такие качества личности, как самостоятельность и гибкость мышления, стремление к самореализации в различных сферах деятельности, инициативность и от...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...