Практическое использование фразеологических единиц
учебно-методический материал на тему
Цель сообщения — научить учащихся использовать в речи (уст-
ной и письменной) распространённые фразеологизмы путём выполнения
практических заданий, направленных на сознательное восприятие нового
материала (перевод с немецкого языка на русский, подбор пропущен-
ных в тексте фразеологических единиц или их компонентов, составление
предложений из отдельных слов и словосочетаний). В сообщении есть
также упражнения, способствующие максимальной активизации учебного
материала: составление ответов на вопросы, комментарии к картинкам
и другое. В большей части упражнений выражения использованы в ти-
пичном контексте.
Данные разработки могут использоваться учителем
на уроках в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.doc | 103.5 КБ |
prakticheskoe_ispolzovanie_frazeologicheskih_oborotov.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никулинская основная общеобразовательная школа»
Сообщение по теме:
«Практическое использование фразеологических единиц»
Учитель немецкого языка
Проворова Галина Петровна
г. Кашира 2013г.
Практическое использование фразеологических единиц
Во время чтения газет и журналов, художественной литературы,
выполнения технических переводов учащиеся часто встречаются с не-
мецкими фразеологизмами, которые они понимают правильно, однако
возникают трудности в употреблении этих фразеологических единиц во
время пересказа текста, рассказа, при написании письма и т. д. Неумение
употреблять в речи хотя бы самые распространённые фразеологические
выражения очень обедняет речь.
Цель моего сообщения — научить учащихся использовать в речи (уст-
ной и письменной) распространённые фразеологизмы путём выполнения
практических заданий, направленных на сознательное восприятие нового
материала (перевод с немецкого языка на русский, подбор пропущен-
ных в тексте фразеологических единиц или их компонентов, составление
предложений из отдельных слов и словосочетаний). В сообщении есть
также упражнения, способствующие максимальной активизации учебного
материала: составление ответов на вопросы, комментарии к картинкам
и другое. В большей части упражнений выражения использованы в ти-
пичном контексте.
Данные разработки могут использоваться учителем
на уроках в старших классах.
Таблица с наиболее часто употребляемыми фразеологизмами
1 eine gute (schlechte) Meinung von j-m haben иметь хорошее (плохое) мнение о ком-либо (о чем-либо) |
2 in Wirklichkeit в действительности |
3 es gewohnt sein иметь привычку к чему-либо |
4 sein Moglichstes tun делать всё от тебя зависящее |
5 j-m Beifall klatschen аплодировать кому-либо |
6 j-m Bescheid sagen сообщать, передавать информацию кому-либо |
7 Bescheid wissen uber j-n, etwas знать о ком-либо что-нибудь; быть |
проинформированным |
8 auf die Dauer на длительное время |
9 Es ist schon lange her, dass… прошло уже много времени, как… |
10 sich an die Arbeit machen приниматься за работу |
11 sich mit j-m Bekanntschaft machen знакомиться с кем-либо |
12 mit j-m im Briefwechsel stehen переписываться с кем-нибудь |
13 (einen) Eindruck machen auf j-n производить впечатление на кого-либо |
14 auf Urlaub gehen идти в отпуск |
15 sich auf den Weg machen отправляться в путь |
16 sich (Dat.) zum Ziel setzen ставить себе цель |
17 sich (Dat.) die Zeit mit etwas vertreiben развлекаться, проводить время за чем-либо |
18 das Bett huten болеть; лежать в кровати |
19 es eilig haben спешить |
20 in (ein) Gelachter ausbrechen (i; e) рассмеяться |
21 sich (Dat.) Muhe geben стараться; прилагать усилия |
22 Mut fassen набраться смелости; решиться |
23 (nicht) bei der Sache sein быть (не) внимательным |
24 mit etwas Schluss machen закончить какое-либо дело |
25 sich (Dat.) Sorgen um j-n, etwas machen заботиться о ком-либо |
26 sich wichtig machen быть самовлюблённым; задирать нос |
27 vor allen Dingen прежде всего; впервую очередь |
28 bis auf weiteres до подходящего времени; пока что |
29 mit Muh' und Not еле-еле; через-силу |
30 an Ort und Stelle (sein) (быть) на месте |
31 Machen Sie sich keine Muhe! Не волнуйтесь, пожалуйста |
Практические упражнения для работы с учащимися на уроках.
Praktische Anwendung der oben genannten Fraseologismen Практическое применение упомянутых выше Fraseologismen
Ubung 1
Ubersetzen Sie die folgenden Satze ins Russische. Beachten Sie die untergeschriebenen Ausdrucke.
1. Er tat sein Moglichstes, um seinem Freund zu helfen.
2. Ich bin es gewohnt, fruh aufzustehen.
3. Das Publikum erhob sich von den Platzen und klatschte ihm sturmischen Beifall.
4. S ie wusste ja, dass er eine gute Meinung von ihr hat.
5. Die Studenten wussten schon Bescheid uber Anderungen im Studienplan.
6. E s ist schon lange her, dass wir uns das letzte Mal gesehen haben.
7. Die Sache liegt ja in Wirklichkeit ganz anders.
8. Der Junge gab sich beim Schulunterricht die groste Muhe.
9. M achen wir Schluss mit dieser Faulenzerei!
10. E ndlich fasste die Lizeistin Mut und betrat das Prufungszimmer.
Ubung 2
Erganzen Sie die fehlenden Komponenten der nachstehenden Satze.
1. Der Kranke wird noch einige Tage das Bett… mussen.
2. Ich fahre bis auf… ins Ausland.
3. Ich kann mit dieser Arbeit endlich… machen und machen Sie sich keine…!
4. Diesmal gab er sich die groste…, diese Ubung zu machen.
5. Er brachte in ein so lautes… aus, dass ihn die Anwesenden erstaunt anblickten.
6. Ein wirklich kluger Mensch… sich nie wichtig.
7. Der junge Philologe setzte es sich zum…, Italienisch zu erlernen.
8. Wir haben mit deinem Bruder Bekanntschaft…
9. Viele Schuler stehen mit ihren Altersgenossen aus Deutschland…
10. Im August gehe ich auf…
Ubung 3
Erganzen Sie die folgenden Satze durch die unter dem Strich angegebenen
Ausdrucke. Дополнить
1. Morgen fahren wir in die Berge. Machen Sie sich…?
2. Ich interessiere mich fur Kunst. Und womit… du…?
3. Das Theaterstuck machte auf uns… grosen…
4. Bitte, sagt mir…, wann wir ins Theater gehen.
5. In zwei Stunden werden Sie…
6. Storen Sie mich nicht! Ich… es…!
7. Du hast wenig Zeit! Mach…!
8. Sie mussen sich… gut erholen, erst dann werden Sie wieder produktiv
arbeiten konnen.
9. Du bist wieder…!
10. Wer sagt mir…, der wievielte heute ist.
11. Er blieb… in unserer Stadt.
j-m Bescheid sagen, auf die Dauer, sich an die Arbeit machen, einen
Eindruck machen auf…, sich auf den Weg machen, sich (D.) die Zeit mit
etw. vertreiben, es eilig haben, nicht bei der Sache sein, vor allen Dingen, an
Ort und Stelle sein.
Ubung 4
Bilden Sie Satze aus den folgenden Wortern und Wortverbindungen. Сделайте предложения из следующих слов и фраз.
1. in einer Gruppe, lernen, wir, es ist schon lange her, dass…
2. 5 Jahre, die Freundin, mit… im Briefwechsel stehen, mein Freund, aus
der Schweiz.
3. du, wann, auf Urlaub gehen?
4. an der Universitat studieren, sich (D.) zum Ziel setzen, ich.
5. Platz nehmen, bitte, Sie; es eilig haben nicht, doch Sie?
6. Deine Schwester, warum, in Gelachter ausbrechen?
7. Sie, endlich, Mut fassen!; energisch, Sie, handeln.
8. brauchen, um mich, Sie, keine, Sorgen machen; sein ubermudet, einfach, ich.
9. Warum, sich wichtig machen, du?; in der Prufung, du, Gluck haben.
10. bleiben, bis auf weiteres, du, hier!
Ubung 5
Beantworten Sie Deutsch die folgenden Fragen. Gebrauchen Sie dabei
die deutschen Entsprechungen der rechts angegebenen russischen Wortverbindungen. Немецкий, ответьте на следующие вопросы. Используйте немецкий эквиваленты права с учетом российских фразы здесь.
Muster. Was habe ich fur heute geplant?
Ich soll meine Schwester mit Viktor Bekanntschaft machen. Vor allen Dingen
muss ich Hausaufgaben machen.
Я должен познакомить свою сестру с Виктором. В первую очередь
сделать уроки.
1. Was mochten Sie mir sagen?
Я отношусь к Вам хорошо, но…; я не имею привычки повторять;
мы сделаем всё что от нас зависит.
2. Zu welchem Zweck hast du mit deinem Freund telefoniert?
На самом деле я никому не звонил; чтобы он меня ознакомил
с делами; что мы уже приступили к работе; чтобы он не развлекался долго.
3. Warum seht ihr so aus? Was ist los?
Ничего не случилось. Мы спешим; мы только что хорошо посмея-
лись; не беспокойтесь о нас; мы не сможем быть вовремя на месте; мы
еле закончили нашу работу.
Ubung 6
Inszenieren Sie eine Situation. Gebrauchen Sie die folgenden Ausdrucke. Этап ситуацию. Используйте следующие распечатки.
1. Bald sind die Prufungen. Wir sind wie immer noch nicht fertig; (eine
schlechte Meinung von den Lehrern haben; in Wirklichkeit; es gewohnt sein;
sein Moglichstes tun; Bescheid wissen uber…; sich an die Arbeit machen; sich
(D.) etw. zum Ziel setzen; Mut fassen; es eilig machen; sich (D.) Muhe geben;
Schluss machen mit…; mit Muh' und Not).
2. Z wei Freunde sprechen uber einen Wochenendeausflug…
(Bescheid sagen; einen Eindruck machen; es ist schon lange her, dass…;
auf die Dauer; sich auf den Weg machen; sich (D.) die Zeit mit etw. vertreiben;
sich (D.) Sorgen machen; vor allen Dingen; sich wichtig machen; es
eilig haben).
Примеры фразеологических оборотов на немецком языке с переводом на русский язык.
J-m stehen die Haare zu Berge.
Дословно: Волосы становятся горой
Русский аналог: Волосы становятся дыбом
Wie zweimal zwei vier ist.
Как дважды два четыре
J-m Knüppel zwischen die Beine werfen
J-m Knüppel zwischen die Beine werfen.
Дословно : Бросать палки кому-либо под ноги.
Русский аналог : Вставлять палки в колёса.
Einen Bärenhunger haben.
Дословно: Иметь медвежий голод
Русский аналог: Быть голодным как волк
Крокодиловы слёзы Druckertranen, falsche Tranen vergiesen
Подложить свинью 1. j-m in die Suppe spucken;
2. j-m ein Bein stellen;
3. j-m einen Stein in den Garten werfen
Сидеть на чемоданах Reisefieber haben
Потерпеть фиаско eine Schlappe erleiden
Особенности коннотативного значения и переосмысления слов-названий частей тела в составе фразеологических единиц.
Названия частей тела являются одними из наиболее часто участвующих слов в образовании фразеологизмов. Рассмотрим коннотативные оттенки значений некоторых из них.
Волосы/Haar/ можно рассматривать и как возможный атрибут головы, и самостоятельно. Обычно, слово в составе фразеологической единицы приобретает значение какой-либо эмоции. Например, страха: die Haare stehen zu Berge – волосы дыбом встают; досады: sich die Haare ausraafen - рвать на себе волосы. Отдельной семантикой обладает один волос, или волосок: он имеет значение чего-то малого, иногда неважного: Haare spalten – придираться к мелочам; um kein Haar - ни на волос; um ein Haar - на волосок.
Голова/Kopf/управляет мышлением и рассудком. В связи с этим вытекает основное коннотативное значение соматизма, оно обозначает рассудительность и ум или их отсутствие, например: einen klaren (или offenen) Kopf haben / nicht auf den Kopf gefallen sein - иметь ясную голову, или seinen Kopf für sich haben - иметь свою голову на плечах. Значение способности сосредоточиться, воли отражается в таких фразеологических единицах: den Kopf hangen lassen / den Kopf verlieren – повесить голову / понурить голову; sich deshalb nicht den Kopf wegreifien – не терять головы; den Kopf in den Sand stecken - зарыть голову в песок. Зачастую «голова» приобретает значение «жизни, поскольку является жизненноважным органом: etwas mit seinem Kopf bezahlen – поплатиться головой. Дополнительное значение вносит сема превосходства, заложенная в понятии, например: den Kopf hochhalten (или aufrechthalten) – высоко держать голову (т.е. держать себя с достоинством); j-m den Kopf waschen - намылить голову/шею кому-либо (отругать, тем самым унизив, кого-либо).
Посредством рта/Mund/ производится речь. Это и есть его символическое значение в сопоставляемых языках: j-m den Mund stopfen - заткнуть рот; набрать в рот воды - er kann nicht den Mund aufkriegen.
Зубы/Zahn/– это древнейшая эмблема агрессивной и защитной силы. Например: einen Zahn gegen j-n haben / die Zähne fletschen - иметь зуб против кого-либо / скалить зубы; Aug(e) um Aug(e), Zahn um Zahn – око за око, зуб за зуб; bis auf die Zähne bewaffnet sein - вооружён до зубов.
Нос/Nase/– сравнительно малый орган и единственный, который выступает на лице. Первое его значение – обозначение близости, часто сопряженное с получением информации. Например: nicht über die eigene Nase hinaas sehen - дальше собственного носа не видеть; j-m etwas vor der Nase wegschnappen (или wegnehmen) – стащить что-либо у кого-либо из-под носа. Вторая символика носа – нездоровое любопытство, пороки: seine Nase in alies stekken - совать свой нос не в свое дело. Необходимо отметить и следующее значение: die Nase hoch tragen (aufwerfen или einspannen) - задирать нос, важничать.
Глаза/Augen/ и их открытость символизирует получение информации и ее достоверность: острый глаз - ganz Auge sein - смотреть во все глаза / смотреть в оба (глаза) - быть внимательным, бдительным, смотреть с большим вниманием; j-m die Augen öffnen (über) - открыть/раскрыть глаза на что-то. Глаза являются и важными выразителями эмоций и чувств, следовательно, велико количество фразеологических единиц с данным компонентом, отражающих изменение эмоционального состояния человека. Например, удивление: die Augen aufreifien - вытаращить глаза; желание: die Augen brennen Him danach - положить глаз на что-либо / глаза загораются; зависти и недоброжелания: ein büses Auge haben – дурной глаз.
Ухо/Ohr/, как и глаз, – орган, воспринимающий информацию извне (только не зрительную). Поэтому в основном фразеологизмы, связанные с этим органом, употребляются, чтобы обозначить способность узнавать и слушать: (ganz) Ohr sein / mit beiden Ohren horchen (auf etwas) - во все уши слушать; etwas zu einem Ohr herein zum andern hinauslassen – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Интересно, что уши ассоциируются с тайной, с желанием ее выведать: die Ohren spitzen - навострить уши. Также уши являются символом чего-то крайнего (видимо, это связано с их маркированным расположением как на голове, так и в вертикальном отношении: эта часть тела расположена выше почти всех других): bis über die Ohren verliebt sein - влюбиться по уши; viel urn die Ohren haben - по уши увязнуть в работе / быть по уши в работе.
Сердце/Herz/ - орган с символикой чувств, переживаний, настроений. Например, искренности: von ganzem Herzen - от чистого сердца; aus ganzem (или vollem) Herzen - от всего сердца, от всей души; боли: ihm tat das Herz im Leibe weh - сердце кровью обливается; das Herz dreht sich mir im Leibe um - сердце болит; удачи: j-s Herz gewinnen - покорить чьё-либо сердце; переживания: sich etwas zu Herzen nehmen - принимать что-либо близко к сердцу. Используется для описания характера людей: ein Herz haben / viel Herz haben / ein Herz im Leibe haben / ein Herz im Busen tragen - иметь золотое / доброе / большое сердце. Чаще употребление слова «сердце» говорит о положительных качествах человека. Достаточно часто сердце связано с понятием любви: sein Herz an j-m verloren haben / j-m das Herz öffnen - открыть сердце / отдать кому-то свое сердце; j-n ins Herz treffen – разбить сердце. Следует отметить сильную фразеологическую эквивалентность русского слова «душа», у русских оно ассоциируется с сердцем, например: аналоги русского выражения душа ушла в пятки - er traegt sein Herz in der Hand; а излить душу - jemand das Herz ausschuetten.
Плечи/Schultern/ символизируют ответственность, трудолюбие, ношу, которая на них ложится: взвалить что-то на плечи, по плечу, с плеч долой, как гора с плеч свалилась. В немецких устойчивых выражениях плечи не обладают такой ярко выраженной символикой. Однако, данный соматизм достаточно часто встречается во фразеологических единицах типа: seinen Kopf für sich haben - иметь свою голову на плечах.
Пятка/Ferse/ как часть ноги задействована чаще в русском языке: быть под пятой у кого-либо einen krummen Rücken vor j-m machen (гнуть спину); j-m auf dem Fuβe folgen - идти по пятам за кем-либо.
Рука/Hand/ играет практически универсальную роль, т.е. практическое применение мысли. Например: die Hand auf etwas legen -наложить руку на что-либо / прибрать что-либо к рукам / взять в свои руки; j-n (или etwas) in der Hand haben (или halten) -держать в своих руках; sich in die Hand nehmen - взять себя в руки; Hand von der Butte! - руки прочь; in j-s Hand fallen / j-m in die Hande fallen / j-m in die Hand laufen - попасться в чьи-либо лапы. Значение деятельности (например: an Händen und Füβen gefesseit (или gebunden) sein - быть связанным по рукам и ногам). Значение общения и обмена отражено в таких фразеологических сериях: von Hand zu Hand gehen - переходить из рук в руки / ходить по рукам / из рук в руки; etwas aus erster / zweiter / dritter Hand (erfahren, wissen, kaufen) - из первых / вторых / третьих рук (узнать, знать, купить что-либо). Руки обозначают и материальное воплощение намерений: um die Hand anhalten (или bitten) - просить руки; seine Hände in Unschuld waschen - умыть руки;быть чьей-то правой рукой - er ist seine rechte Hand.
Нога/ Fuβ/ символизирует движение, скорость. В устоявшихся выражениях ноги часто противопоставляются голове и связанному с ней ментальному началу в человеке, как действующий и механический орган - разумному: was man nicht im Kopf hat, muβ man in den Beinen haben - дурная голова ногам покою не дает. Соматизмы отражают значение устойчивости или неустойчивости (как в прямом значении, так и в переносном смысле) и уверенности в себе: mit semen Beinen auf der Erde bleiben / fest auf den Beinen stehen - стоять обеими ногами на земле; festen Fuβ fassen - обрести (твёрдую) почву под ногами; auf die Beine kommen - встать на ноги; auf wackligen Füβen stehen – выбить почву из-под ног; mit einem Bein im Grabe stehen / mit einem Fuβ unter der Erde (или im Grabe) stehen / auf den letzten Füβen gehen - стоять одной ногой в могиле.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Фразеологические единицы, отображающие обычаи и традиции в пословицах о женщинах».
Novelty of research is in researching of the theme, that isn’t static zed in the popular scientific or study-methodical literature in the vol...
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТОМ – НАИМЕНОВАНИЕ ПРОФЕССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Предлагаю Вашему вниманию работу моей ученицы Салахутдиновой Ф. по сравнительному языкознанию...
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....
Фразеологизмы, их типы и особенности строения. Стилевое и речевое бытование фразеологических единиц.
Наблюдения над активными процессами в развитии и изменении русской фразеологии в речевых, языковых формах во все века выражали грани культуры человека. Фразеология украшает речь, но соврем...
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов 2 курса специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...
План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.
План-конспект урока по дисциплине "Русский язык". Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи....