"Проблемное обучение на уроках иностранного языка"
статья на тему
Статья, обобщающая теорию проблемного обучения на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение на уроках иностранного языка.
Обучение иностранного языка на современном этапе развития методики и психологии рассматривается как обучение деятельности. В зависимости от новизны и оригинальности мыслительных действий, деятельность может иметь различный характер. Она может быть репродуктивной, то есть повторением знакомых действий, реконструктивной – когда делаются преобразования по образцу и творческой – когда действия выполняются самостоятельно.
Творческая деятельность подразумевает создание нового знания, или способа действия.
Одним из возможных путей обучения творческой деятельности является проблемное обучение: использование специальных проблемных задач (заданий). Основное отличие проблемной задачи от обычной заключается в наличии противоречия между имеющимися у учеников знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи.
Проблемную ситуацию создаёт учитель с помощью специальной обработки или презентации текстового материала: удаление некоторых кусков текста, столкновение нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему или привлечение наглядности, не полностью совпадающей с предлагаемой информацией (содержанием текста).
Задание может требовать расширения имеющийся текстовой информации за счет знаний учащихся или привлечение дополнительного материала (например, прочтите мнения подростков и приведите свое мнение на проблему).
Для успешного решения проблемного задания у ученика необходимы знания, не только языковые, но и профессиональные, и жизненные. Поскольку решение такой задачи представляет собой творческую деятельность, особое значение придаётся обученности учащихся, их творческим способностям. Они включают в себя следующие качества:
- Гибкость мышления (лёгкость переключения)
- Глубину (степень существенно абстрагируемых признаков)
- Самостоятельность (возможность обходиться без посторонней помощи)
- Экономичность (способность свёртывания информации и мыслительных операций)
- Осознанность своих действий
- Креативность (зоркость в поисках проблем) широта мышления(лёгкость и отдалённость ассоциирования).
- Широта мышления (легкость и отдалённость ассоциирования)
Первое качество (гибкость мышления) следует учитывать при переходе от одного типа проблемной задачи к другому, облегчая его для тех учащихся, которым сложно переключиться с одного вида деятельности на другой.
Остальные качества нужно учитывать при составлении конкретных задач. Глубина мышления будет влиять на проникновение в подтекст, экономичность - на скорость выполнения задания, а креативность – на самостоятельное усмотрение вариантов решения.
При выборе материала следует учитывать интересы учащихся: можно предусмотреть несколько вариантов одной задачи с разной тематикой текстов.
Рассмотрим какие приёмы работы с текстом разработаны и предлагаются методистами.
- Сравните текст и рисунки к нему и приведите их в соответствие.
- Ответьте на вопросы к информации, которой в тексте нет. Многие школьники охотно начинают фантазировать, тогда, как другим тяжело отойти от предлагаемого текста. Это должен учитывать учитель, предлагая учащимся типичное задание.
- Вставьте пропущенные слова (или фразы) и допишите текст. Текст с пропусками надо дать до чтения оригинального текста в учебнике, чтобы потом можно было сравнивать варианты учебника с работами учеников. Нужно учитывать, что пропущенные слова подчиняются не только смысловым, но и формальным связям.
- Сделайте свои предположения об авторе текста. Разумеется, сам текст не должен содержать прямых указаний на этот счёт.
- Перескажите текст от имени его неодушевлённых героев (например, чашка чая рассказывает о характере своего хозяина британца Мистера Смита).
- Соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.
Такие проблемные задачи должны органично входить в более крупную систему текстовых учебно-речевых ситуаций в качестве завершающего этапа работы над текстом, поскольку они являются наиболее трудным, творческим видом работы. Очень хорошо использовать такие задачи в качестве домашнего задания в старших классах, так как они исключают возможность списывания.
Таким образом, использование проблемных заданий способствует развитию творческого мышления на уроках английского языка, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам.
На развитие творческого мышления многими методистами рекомендуется использовать такой приём организации работы, как проект. Проектная методика позволяет учащимся осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая реализация идей проблемного обучения на уроках иностранного языка
Методическая разработка...
Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков
Статья выполнена в качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации и раскрывает основные понятия проблемного обучения в преподавании иностранных языков...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Данная статья и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит, о том,как на уроках создается атмос...
Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка
Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и пр...
Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"
Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...
Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка
Данная разработка показывает применение проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет использовать полученные умения и навыки для решения проблем...
Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка
Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка...