Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"
статья по теме

Наталья Михайловна Акользина

Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбинированных уроков. Да и специфика преподавания иностранных языков такова, что освоение новых знаний, незнакомых пластов культуры происходит активнее в условиях разрешения противоречия между тем, что ребенок уже знает и тем, чем предстоит овладеть. Современному специалисту необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС

                                                                                            Акользина Н.М., методист ИМЦ

                                                                                            Адмиралтейского района СПБ

    Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Естественно все это не может не отразиться на методике обучения иностранному  языку, не может не выявлять новых проблем в теории и практике преподавания иностранного языка. Проблемное обучение в школьной практике появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбинированных уроков. Да и специфика преподавания иностранных языков такова, что освоение новых знаний, незнакомых пластов культуры происходит активнее в условиях разрешения противоречия между тем, что ребенок уже знает и тем, чем предстоит овладеть. Современному специалисту необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда возрастающая значимость обучения иностранному языку, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике.

      В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствуют личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку.Максимальное развитие коммуникативных способностей - вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед учителями и преподавателями иностранного языка. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться на иностранном  языке. При этом, разумеется, было бы неправильно броситься из одной крайности в другую и отказаться от всех старых методик изучения иностранного языка: из них надо бережно отобрать все лучшее, полезное, прошедшее проверку временем. Научить людей общаться (устно и письменно) на иностранном языке, научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника - это трудная задача, усугубляющаяся еще и тем, что общение - не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания иностранного языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.

      Работа с информацией на иностранном языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы. Поэтому процесс обучения английскому языку можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Обучение иностранному языку в современных быстро меняющихся условиях  предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Проблемность в обучении иностранному языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и английского языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию. В ряду проблемных по своему характеру методов обучения английскому языку хотелось бы отдельно остановиться на методе проектов, дискуссионном методе и методе ролевых игр.

        Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой отводится большое место самостоятельной работе учащимся. Однако роль преподавателя при этом не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности школьников, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.Сущность проблемного обучения заключается в создании перед учащимися  проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий определенной трудности, для преодоления которой требуется творческая мыслительная деятельность. То есть проблемное обучение - это такая форма организации учебных занятий, при которой знания передаются учащимся не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций.

        Проблемные ситуации, используемые в целях обучения, должны иметь обучающий характер. Проблемное обучение преследует две цели:

1. Сформировать у школьников необходимую систему знаний, умений, навыков.

2. Достигнуть высокого уровня умственного развития учащихся.

         Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Обучающая деятельность школьников в процессе переноса ранее ситуаций при выполнении все новых и новых заданий, сопровождаемая интеллектуальным удовлетворением от преодоления трудностей и иллюзией полной самостоятельности в «открытиях», эвристичность процесса обучения - все это благоприятно влияет на становление личности: формируются устойчивые познавательные интересы и мотивы учебной деятельности,  вырабатывается творческое отношение к учебному материалу.

        Проблемный подход при обучении английскому языку может осуществляться по всем видам речевой деятельности (устной речи, чтении, письму). На каждом этапе может использоваться система упражнений, в основе которой заложена проблемная ситуация. При выполнении этих упражнений огромную роль играет зрительная и слуховая наглядность, которая позволяет разнообразить варианты проблемных ситуаций. Для создания учебной ситуации необходимо знать компоненты, входящие в ее смысловое содержание. К компонентам смыслового содержания ситуации относятся следующие: цель, участники, место и время общения.Так, например, при обучении диалогической речи по темам: «Семья», «Город», «Спорт» можно использовать упражнения, построенные по модели коммуникативной ситуации. В школьной практике сложность вызывают зачастую даже такие, казалось бы, обыденные ситуации, как разговор в магазине или другом общественном месте. Таким образом,  проблемное обучение, безусловно, повышает мотивацию обучения, стимулируя учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках иностранного языка. Тем не менее, проблемное обучение не получило должного распространения в массовой практике и тому есть ряд объяснений-причин:

1. методологический аспект - нет четко разработанных методологических принципов проблемного обучения;

2. методический аспект - нет учебников и учебных пособий по организации проблемного обучения на уроках иностранного языка;

3. психологический аспект - проблемный урок весьма трудоемкий и учителям сложно регулярно (хотя бы 1 раз в месяц) проводить его.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белякова Е.А. Проблемные задания как прием обучения иностранному языку студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Т. 55. - № 1. - С. 97-100.

2. Закирова С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения (на материале преподавания иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

3. Колесник Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. М., 2004.

4. Микитченко С.П. Организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку (на материале говорения) Текст.: дис. канд. пед. наук / С.П. Микитченко. Нижневартовск, 2004.

5. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: «Еврошкола», 2009. – 272 с.

6. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 1. - С. 148-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемное обучение на уроках иностранного языка"

Статья, обобщающая  теорию проблемного обучения на уроках английского языка....

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения....

Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка

Данная статья  и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит,  о том,как на уроках создается атмос...

Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка

Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и пр...

Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,...

Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка

Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка...