Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

МО учителей английского языка МАОУСОШ №72

автор работы: Полосина Ирина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sovet_tehnologii_veb_2.0.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Полосина И.В.

Современная система образования предполагает активные поиски путей повышения результативности учебного процесса, при этом особый акцент делается на индивидуализацию обучения, развитие творческих способностей учащихся, организацию активных форм самостоятельной работы, направленных на развитие навыков самостоятельного мышления, поисковых форм деятельности, развитие навыков самообразования.

Для формирования познавательного интереса учащихся имеет значение целый ряд факторов, в том числе поиск методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы. Использование Интернет технологий позволяет расширить и разнообразить учебную деятельность, привлечь учащихся, применяя те инструменты, которые они активно используют в своей повседневной жизни. Нельзя не упомянуть, что Интернет повышает интерес учащихся к учебным занятиям, стимулирует их рост познавательной активности, что позволяет им получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению различных навыков, таких как навыки чтения, говорения, аудирования и пр., а также является «забавным» методом обучения. Таким образом, у учителя есть прекрасная возможность «спровоцировать» активацию работы ученика с помощью компьютера, поскольку огромное число молодежи проводят массу времени за монитором. Так пусть они делают это с пользой!

Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает ученика на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.

В последние несколько лет технологии Веб 2.0 получили широкое применение в самых различных сферах жизни, включая образование.

Одним из направлений работы  нашей школы является работа на платформе Wiki. Летом прошлого года учителя иностранного  языка прошли обучение в школе Light и вместе с учащимися участвовали в образовательном проекте «Учитель Web 2.0. Шаг навстречу».

Мы и наши учащиеся, наряду с учащимися из других школ, участвовали в создании сайта об Ульяновской области (на английском языке). В проекте принимали участие старшеклассники. И ребята и учителя получили огромный опыт работы с Интернетом и компьютером вообще. Работа была интересной и трудоемкой, проходила в несколько этапов. Первый этап – исследование учителями какого-либо района Ульяновской области и создание упражнений и различных заданий на базе этого материала для учеников (нам достался Сурский район), на втором – выполнение детьми этих заданий, на третьем, учащиеся должны были представить продукт самостоятельной творческой деятельности, так или иначе относящегося к Ульяновской области. Ребята решили, что это будет проект-презентация о жизни и творчестве нашего земляка, художника Аркадия Пластова. Для получения более детальной информации была организована поездка в село Прислониха в дом-музей художника. Ребята из  некоторых других школ представили свою исследовательскую работу, создав свою страницу Wiki.

Полученные знания мы продолжаем применять на практике. Мы создали отдельные информационные пространства для нескольких классов, а также для некоторых учащихся (одаренных), где размещаем упражнения, распределяя их по уровню сложности, дополнительные задания, тесты. Ребята работают над собственными проектами на платформе Вики, создавая свои страницы. Учитель тоже может выходить на эти страницы, находясь дома, направлять ход работы, при необходимости корректировать. Определенно положительной чертой данного вида работы является личностная направленность.

Среда Wiki (вики) дает в руки пользователя замечательный, легкий в освоении и бесплатный инструмент для реализации образовательных идей. Пользователю достаточно освоить несколько простых действий по форматированию текстов и графики, чтобы начать работать. Wiki (Вики)– это онлайн-платформа, которая позволяет коллективно работать над каким-либо материалом. Это значит, что пользователи могут добавлять, редактировать и обновлять страницы. При наличии соответствующего разрешения всегда можно изменить часть материала, добавить ссылки на ресурсы по теме или написать свои мысли в комментариях. По сути, Вики – это веб-сайт с возможностью редактирования материала пользователями.

На одной странице Wiki (Вики) можно собрать большое количество контента из самых разнообразных источников. Это может быть электронное портфолио учащегося, где сосредоточена вся информация о нем и т.д. Пространство Вики может стать платформой для выпуска электронного журнала, ведения исследовательского дневника, проведения и представления результатов фотоконкурса. Здесь может быть сосредоточена вся информация о классе и учащихся, о внеклассной деятельности, а также итоги контрольных работ и тестирований. Платформа Вики может быть также использована при совместном проведении виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками; коллективном создании творческих работ — сказок, стихотворений, эссе; коллективном создании учительских и школьных энциклопедий; в проектной деятельности учащихся.

 К преимуществам «Wiki» можно отнести следующие:

  1.  возможность вносить изменения на сайте, не используя дополнительного программного обеспечения;
  2.  участие нескольких авторов с различными точками зрения;
  3. подача материала, построенная на гиперссылках, что придает наглядность и соотнесенность между страницами;
  4. возможность мгновенно вносить исправления и изменения в материал;
  5. возможность сравнивать материал до и после корректировки, а также возврат к более ранней версии статьи;
  6. Применение данных технологий дает возможность работать как индивидуально, так и в группах (Wiki больше предназначена для работы в группах).

Возможность коллективного использования платформы соответствует воспитанию с точки зрения деятельностного подхода, а  именно тому, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность учащихся с учителями, в реализации вместе выработанных целей и задач.

Практика показывает, что вместе решать поставленную задачу не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Здесь важно отметить, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, но и их нравственного воспитания. Помочь друг другу в решении проблемы, а затем разделить радость успеха - вот главная идея совместного обучения.

Приведем пример одного из способов совместного обучения, основанном на использовании технологии Web 2.0, а именно на применении «Wiki»:

Группу учащихся необходимо предварительно разбить на малые подгруппы (по 3-4 человека). Всей группе дается одно общее задание. Необходимо оговорить роль каждой подгруппы в выполнении общего задания. Например, общее задание «Страны Евросоюза». 1-ая подгруппа занимается корректировкой предложенного документа на ссылке. Вторая подгруппа ищет (в заданных ссылках) недостающую на их взгляд информацию. А третья, например, просто сканирует предложенный документ. Результатом выполнения заданий может быть общая дискуссия. При этом, отвечать могут как все участники подгрупп, так и назначенный самой подгруппой отдельный ученик. Это может быть как сильный учащийся, так и, наоборот, самый слабый. Все зависит от характера составленного резюме. Невольно учащиеся поставлены в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результате всей подгруппы. Оценочный балл за выполнение общего задания ставится (желательно) также один на всю подгруппу. В итоге возникает ситуация, в которой каждый участник подгруппы отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его безучастным), но, что особенно важно, за результат всей подгруппы. Как видно из примера с подгруппами, все три задания различны по своей сложности (это зависит от уровня подготовки учащихся), но каждый ученик в подгруппе в равной степени принимает участие в общем деле. Безусловно, в ходе работы учитель может консультировать ребят, давать рекомендации по выполнению текущего задания. И, наконец, контроль и оценка процесса и результатов - это одна из важных и ответственных частей работы. Критерии контроля и оценки результатов должны быть заранее известны учащимся.

Такой метод использования в практике обучения иностранному языку способствует: быстрому поиску в Интернет необходимой информации, которую задает учитель;  развитию компьютерных навыков; развитию мышления на стадии анализа, обобщения и оценки информации; умение делать выводы, принимать самостоятельно решения; повышению словарного запаса учащихся;  мотивации к самообразованию; достижению качественно нового уровня коммуникативной компетенции учащихся.

Внедрение использования таких интернет платформ как Вики, в качестве основы для проведения проектов в образовательной деятельности, способствует развитию основных навыков учащихся в области информационных технологий,  их языковых навыков, а также расширяет литературный кругозор.

Возможности социальных сервисов Веб 2.0 очень велики. Мы живем в 21 веке и должны идти в ногу со временем. Настало время учиться использовать эти возможности в своей педагогической практике.

Список использованной литературы:

1.Великанова А.В. Компетентностно-ориентированный подход к образованию / выпуск 2, Самара: Изд-во Профи, 2002. С. 92

2.Патаракин  Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю (http://www.iteach.ru)

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

4.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / Иностр. языки в школе. – 2000. - №1

 5.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. №6. С. 3-10.

6.Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам/ учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье представлен материал о возможностях использования технологийй веб 2.0 в школе(работа на платформе WIKI)...

Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Чат, как средство формирования устной и письменной речи на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности классного руководителя.

В статье рассматривается использование Интернет-ресурса как одного из средств формирования иноязычной компетентности учащегося, а так же как средство организации работы с классом....

Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...