Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
статья по английскому языку

Исяняева Кадрия Рафаэлевна

Статья предназначена для учителей иностранных языков, для студентов педагогических университетов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_tehnologii.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

       Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом

1. Краеведение как средство мотивации, обучения и воспитания, учащихся на занятиях иностранного языка.

 

Введение учащихся в мир родной и иноязычной культуры способствует развитию мышления учащихся средствами языка. Учащиеся через различия начинают осознавать свою национальную картину мира, видеть отличия от иной картины мира, понимать ее; кроме того, учащиеся учатся быть толерантными к чужой картине мира.

Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие учащихся происходит при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своей страны и своего региона.

   Попытка обратиться к изучению различных культур особенно важна сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как никогда остро, встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной коммуникации.

Необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине - это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Учащиеся лучше и глубже осознают свою культуру, анализируя и сравнивая, они совместно решают важные общечеловеческие проблемы, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей. Это вызывает осознание причастности к событиям, происходящим в мире, взаимопонимание, уважительное и терпимое отношение к различиям между людьми и культурами.

История родного края связана с историей России, история России – с историей мира. Какая-то информация ребятам уже известна из курса истории, географии, биологии, что существенно дополняет содержательную сторону речи. С другой стороны, превалирование в учебниках текстов об англоязычных странах ведет к односторонности в обучении. Учитывая проблему мотивации к обучению иностранному языку, тексты должны быть действительно интересны, тогда проявляют интерес и включаются в работу даже очень слабые ученики.

Человек должен знать культуру и историю своего края, чтобы вести разговор на равных. Многие учителя-практики считают, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.

Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, краеведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своем крае. Краеведческий материал представляется учащимся различными способами и связывается с научными знаниями. Применение его в системе преподавания как познавательного процесса играет действенную роль в методике преподавания, в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в формировании чувств патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, в развитии их самостоятельности.

Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения.

 Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать музеи. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение имеет ценный воспитательный потенциал. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества.  В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи.

Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления об окружающем мире, приобрести умения осуществлять краеведческие и иные исследования. Учащимся предоставляется возможность получить и развить практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить о неразрывной связи процессов обучения и воспитания.

 2. Проектная технология в обучении иностранному языку

      Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.

     Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

     Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

   Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать   приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

   Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

  • Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  • Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки

    Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества 

Проект осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта,  следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

   2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

  3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

   4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

   5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

      Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны выполнять презентации,  видеоролики, писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, в Интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или умело пользоваться Интернет – ресурсами.

Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям:

– включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства и т. д.) в программу изучения иностранного языка;

– творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.

 Краеведение может стать прекрасным объектом проектно-исследовательской деятельности учащихся по иностранному языку.

Предметное содержание речи, отраженное в образовательной программе по иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему содержанию: Географическое положение. Природа. Климат. Население. Населенные пункты. История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники. – Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство. – Экологические проблемы региона. – Образование. – Средства массовой информации. – Спорт. – Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона. – Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи. – Известные люди.

 Включение регионального компонента в процесс обучения возможно через организацию различных форм работы:

– выпуск газет и постеров;

– устный журнал;

– инсценировка;

– проведение экскурсий, в т. ч. виртуальных;

– выпуск туристических путеводителей;

– подготовка мультимедийной презентации;

– создание видеофильмов и рекламных роликов;

– исследовательская работа;

– создание веб-квестов.

 Указанные формы работы имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Необходимо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, обществознания, литературы, биологии и других предметов. В процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные музеи и достопримечательности, общаться с представителями старшего поколения с целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т. д. Таким образом, использование краеведения является важной частью процесса обучения иностранному языку.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье представлен материал о возможностях использования технологийй веб 2.0 в школе(работа на платформе WIKI)...

Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"

В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...

Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...

«Использование проектных технологий на уроках иностранного языка»

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

«Использование образовательных технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

laquo;Использование образовательных технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»...