Педагогический проект «Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка»
проект по теме

Черныш Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

проект

«Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка»

Актуальность

Благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие, сменились ценностные ориентации в системе образования. И  в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и «компетентная» личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Новый образовательный стандарт, определяет  компетентностный подход в обучении, то есть главным является личностный результат.

.     Актуальность темы проекта обусловлена тем, что в процессе обучения английскому языку формируются информационно-коммуникативные компетенции школьника через личностно-ориентированный подход.

       Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью  поиска новых эффективных  приемов и методов для формирования коммуникативных компетенций учащихся.

Формирование коммуникативной компетенции

  • Повышение качества знаний
  •  Повышение мотивации к обучению
  •  Воспитание самостоятельной  компетентной личности
  • Развитие коммуникативных  способностей
  • Формирование социокультурных  навыков

Цель проекта

Формирование коммуникативных компетенций школьников на основе личностного подхода в обучении.

Задачи проекта

  •  Повышать интерес к изучению английского языка;
  • Формировать языковую, речевую, компенсаторную,  социокультурную компетенции на данном этапе обучения;
  • Организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания.

Участники проекта

Ученики 8-в класса

Объект исследования

Процесс обучения английскому языку в рамках основных требований личностно- ориентированного подхода 

Предмет  исследования

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования коммуникативных компетенций на уроках английского языка

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ собственной педагогической деятельности и   передового педагогического опыта, систематизация и обобщение;
  • Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности  учащихся, сравнительный анализ,  стимулирование.

Основные механизмы
достижения целей и задач

  • Исследование  уровня  мотивации   детей  к   учебной  деятельности;
  • Организация внеурочной деятельности по предмету;
  • Участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности;
  • Использование современных технологий в работе с детьми на уроках английского языка.
  • Обеспечение  деятельного,  проблемного   характера    обучения,   выхода иноязычной    речевой    деятельности  в  другие    виды    речевой   деятельности:  игровую,  трудовую,  эстетическую;
  • Сочетание   различных   форм   работы   на   уроке:  индивидуальной, групповой,  парной,  фронтальной;
  • Обеспечение   иноязычной  коммуникативной  атмосферы  на  уроках  в  том    числе   и     благодаря   коммуникативным      формулировкам  заданий,  мотивирующим  общение;
  • Реализация    воспитательных,     образовательных   и    развивающих    целей, в обучении   школьников   иностранному языку.

Основополагающие принципы построения проекта

Наглядность

Доступность

Системность

Последовательность

Сознательность

активность

Ожидаемые результаты

  • повышение мотивации учащихся к изучению английского

       языка;

  •  положительная динамика продвижения учащихся;
  •  призовые места в конкурсах, олимпиадах;

Методические результаты:

  • Разработка материалов дидактического обеспечения;
  • Разработка системы оценивания с учетом индивидуальных способностей учащихся;
  • Разработка программы индивидуально- групповых занятий «Подготовка к ЕГЭ»

Оценка рисков

Риски проекта

Меры для их минимизации

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

Стимуляция учащихся (грамоты,

призы, оценки)

Неверное направление исследований, ошибка в постановке задачи детьми при подготовке своей работы 

Коррекция работы учителем на

раннем этапе подготовки работы,

 и необходимая методическая

помощь

Нежелание учащихся участвовать в групповой или парной работе ввиду отсутствия требуемых навыков

Применение индивидуального и дифференцированного  подхода

 к каждому ребенку

I этап – организационно-подготовительный

  • Изучение специальной психолого-педагогической литературы, знакомство с ЦОР на сайте http://school-collection.edu.ru и ЭОР на сайте http://eor-np.ru/;
  • Изучение научно-методической литературы;
  • Проведение первичной диагностики мотивации учащихся к изучению английскому языку;
  •  Подбор современных технологий, способствующих формированию коммуникативных компетенций учащихся в процессе использования  ;
  • Выбор методов, приемов и форм работы с детьми, учитывая  их индивидуальные особенности .

Результаты вводной диагностики

Результаты работы первого этапа

  • Положительному развитию проекта способствует ознакомление с достижениями современной науки в области педагогических взаимодействий и использование педагогических диагностик. Выявление отношения к предмету показывает, что дети в целом удовлетворительно относятся к изучению английского языка, но существуют трудности в его усвоении, и очень малое количество учащихся стремятся узнать сверх программы, что показывает необходимость активизации работы по повышению мотивации учащихся в изучении английского языка и формированию коммуникативных компетенций через личностно-ориентированный подход

II этап – практический

  • Содержание деятельности
  • Планируемый результат

Обучение и формирование коммуникативных компетенций на основе сотрудничества, совместного планирования и осмысленности

Научить учиться и мыслить

 критически

Системное использование комплекса методических приемов, совершенствующих интеллектуальное мышление (на разных этапах обучения)

Повышение интереса к предмету,

формирование коммуникативной

культуры и ключевых компетенций

по систематизации знаний

Организация активной информационно-коммуникационной деятельности учащихся  на уроках и во внеурочное время.

Индивидуальные и групповые

ученические проекты, оформление

буклетов, подготовка и защита

 презентаций

Организация  участия  учащихся  в конкурсах, предметных     неделях ,    олимпиадах, научно-практических конференциях;

Использование полученных  знаний

для достижения конкретных

результатов

Приемы работы на уроке

  • Мозговой штурм
  • Групповая дискуссия
  • Дебаты
  • Сюжетная игра
  • Метод интервью
  • Написание эссе, личного письма
  • Метод проектов
  • Ролевая игра

III этап – аналитический

  • Вторичная диагностика отношения учащихся к  предмету;
  • Сравнительный анализ входной и конечной диагностик;
  • Анализ письменного и устного контроля за период реализации проекта учащихся;
  • Сравнительный анализ качества знаний на ГИА со средним показателем по Тамбовской области;
  • Анализ реализации данного проекта;
  • Обобщение и распространение опыта;
  • Разработка программы индивидуально-групповых занятий  по английскому языку в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ».

Вывод

В процессе реализации проекта проводилось тестирование «отношение к предмету», оно было организовано в два этапа (входное и итоговое). На графиках хорошо видно, что в целом картина стабильна. Изменились ответы ребят по следующим пунктам: родители заставляют (уменьшилось число ребят, которых всегда родители заставляют учить предмет); 1 ребенок осознал свой долг в учебе; и заметно улучшилась динамика по пунктам «легко дается предмет» «стремлюсь узнать больше, чем требует учитель». Результаты тестирования показывают, что работа педагога Черныш Ольги Александровны организована на оптимальном уровне сложности, методически грамотно и психологически компетентно.

Формы  и методы работы

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
  • дополнительные занятия с одарёнными  и слабыми детьми;
  • проектная деятельность учащихся;
  • широкое использование информационно-коммуникационных технологий и интернет- ресурсов;
  • метод диалогового общения и критического мышления;
  • решение задач проблемного характера;
  • связь изучаемого материала с жизнью;
  • обучение от простого к более сложному;
  • создание ситуации успеха для ребенка.
  • участие в олимпиадах и конкурсах.

Организация образовательного процесса

  • Разработан комплекс методического и дидактического материала;
  • Отработан механизм использования проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • Осуществлялось активное использование информационно- коммуникационных технологий и интернет- ресурсов  в ходе реализации проекта;
  • Активно использовался личностно-ориентированный и подход на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Применялись различные виды контроля: фронтальный, письменный, в программе «My test», разработаны задания по темам, контроль монологической и диалогической речи, защита творческих проектов.
  • Разработана  программа  ИГЗ «Подготовка к ЕГЭ»

Формы представления результатов

  • Диагностический материал
  • Участие в олимпиадах, дистанционных конкурсах
  • Контроль письменной и устной речи на уроках
  • Защита творческих проектов
  • Участие в предметных неделях, научно-исследовательских конференциях

Показатели эффективности проекта

  • Повышение уровня развития коммуникативных  способностей учащихся;
  • Повышение мотивации к творческой деятельности учащихся;
  • Формирование навыков работы с компьютером и интернет –ресурсами;
  • Положительная динамика развития коммуникативных компетенций учащихся по следующим позициям: монологическое высказывание по заданной теме, умение вести диалог, способность выразить свое мнение и привести необходимые доводы, написать письмо, сочинение;
  • Повышение качества знаний по предмету;
  • Повышение рейтинга побед учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Дальнейшее развитие проекта

  • Продолжение работы по данной проблеме;
  • Распространение опыта и возможность внедрения в практику учителей иностранного языка;
  • Распространение своего опыта в соц. cетях;
  •  Реализация программы ИГЗ в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ»   (4 человека собираются сдавать ЕГЭ по английскому языку)
  • Прохождение дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования «Центр лингвистических коммуникаций»
  • Участие в дистанционных конкурсах (в данный период участвуем в дистанционной олимпиаде «Я энциклопедия »).

Информационные ресурсы

1  Использование современных инновационных технологий при обучении английскому языку http://www.pandia.ru/text/77/251/86389.php 

2  Инновационные технологии  http://www.center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye

 tehnologii.php 

3  Использование инновационных технологий на уроках английского языка

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=540529 

4  Особенности формирования коммуникативных компетенций при изучении

    иностранного языка  http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2902 

5  Индивидуальная образовательная траектория по А.В.Хуторскому

 Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С. 

6  «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» Хуторской

   А.В., ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС»

  1. Формирование коммуникативных технологий                                    http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a3ac68b4d53a89521216c36_0.html 

8    Черныш Ольга Александровна, учитель английского языка Программа курса ИГЗ  по английскому языку в 10 классе «Подготовка обучающихся 10-х классов к ЕГЭ по английскому языку» >>>>>> 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулиру...

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...