методическое пособие по теме "Основные принципы построения урока кит.яз в школе"
методическая разработка по теме

Методика обучения китайскому языку, как и другому иностранному языку, включает в себя ряд методов, принципов, приемов, а также средств обучения, из которых складывается целостный процесс обучения иностранному язык. Обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие и предполагаемые закономерности, именно поэтому в нашей работе речь пойдет о принципах, лежащих в основе построения урока иностранного языка, т.е. в основе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_principy_postroeniya_uroka_kit.yaz_v_shkole.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1. Общедидактические принципы обучения                                                       4

2. Частнометодические принципы обучения                                                      8

3. Общеметодические принципы обучения                                                       10

Заключение                                                                                                            14

Список использованной литературы                                                                  15

Введение

Обучение иностранному языку, по определению И.В. Рахманова, есть «...процесс систематического и последовательного сообщения учителем знаний и привитие умений и навыков в области иностранных языков, процесс активного и сознательного усвоения их учащимися, процесс создания и закрепления у детей тех качеств, которые мы стремимся у них воспитать» [5, с. 13]. Иными словами, процесс обучения — это процесс двусторонний, включающий в себя в их единстве обучающую деятельность учителя/преподавателя иностранного языка и учебную деятельность (изучение языка) обучаемого, направленную на изучение языка/овладение языком.

Методика обучения китайскому языку, как и другому иностранному языку, включает в себя ряд методов, принципов, приемов, а также средств обучения, из которых складывается целостный процесс обучения иностранному язык. Обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие и предполагаемые закономерности, именно поэтому в нашей работе речь пойдет о принципах, лежащих в основе построения урока иностранного языка, т.е. в основе обучения.

Принципы обучения иностранным языкам подробно описывались в работах таких российских методистов, как И.Л. Бим, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Ф. Шатилов, И.В. Кочергин и др. Содержание принципов обучения иностранным языкам на современном этапе обучения раскрывается в методическом стандарте Р.П. Мильруд.

Целью методической разработки выступает изучение основных принципов обучения китайскому языку, применяемых при построении урока иностранного языка.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

1. Общедидактические принципы обучения

Сущность любого метода обучения раскрывается в его принципах. Принципы представляют собой основные правила обучающей деятельности учителя иностранных языков, отражающие существенное и закономерное в методике. Именно поэтому принципы, основанные не на случайных явлениях, а на закономерностях, отражают определенные требования общества в тот или иной период деятельности человека в различных ее сферах.

Принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а потому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. Дидактические принципы отражают важнейшие педагогические законы [5, с. 20].

Рассмотрим ведущие дидактические принципы.

Принцип единства обучения и воспитания

Единство обучения и воспитания, или воспитывающее обучение, основывается на признании допустимым только такого обучения, которое обеспечивает одновременно и воспитание, и всестороннее развитие. Для обучения иностранному языку это крайне существенно, ибо ориентирует на единство целей: практических, образовательных, воспитательных и развивающих, имеет в виду использование ценного в содержательном плане материала, предостерегает от увлечения механической тренировкой и т.д.

Принцип научности и систематичности

Принцип научности заключается в том, что обучение должно строиться на основе новейших достижений науки о языке, теорий обучения и воспитания (педагогики и дидактики), теории речевой деятельности, возрастной и педагогической психологии, и также других областей знаний.

С развитием знания в целом углубляются и расширяются наши познания самого объекта изучения.

На основе новых научных данных уточняется представление о том, какими знаниями, навыками и умениями должны овладеть учащиеся, чтобы быть в состоянии использовать иностранный язык как средство общения, решаются проблемы организации языкового и речевого материала, определяется стратегия его усвоения.

Применительно к современному обучению иностранным языкам принцип систематичности проявляется, в первую очередь, во взаимосвязи усваиваемых явлений, в определенной последовательности их предъявления, которая определяется не системой языка, а значимостью ее элементов для овладения речью.

Принцип систематичности предусматривает, кроме того, установление связей между уже усвоенным и новым.

Отметим, что с помощью принципов научности и систематичности решаются такие сложные методические проблемы, как отбор материала, вносятся ограничения в его объем.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Принцип сознательности при обучении иностранным языкам весьма неоднозначно толковался в разные периоды развития методики.

При этом сознательное усвоение противопоставлялось бессознательному, интуитивному, что неправомерно, ибо интуиция уходит корнями в речевой опыт, она – продукт «старого» знания, форма антиципации (предвосхищения) «нового» знания [1, с. 32].

В настоящее время постулируется положение о том, что в норме целенаправленная человеческая деятельность всегда сознательна.

Можно сказать, что сознательность, активность и самостоятельность проявляются в отсутствии слепого подражания, механического дрилля, натаскивания на правило, т.е. сообщение только готовых знаний, императивного стиля обращения учителя с учеником и т.д. Все, что стимулирует умственное развитие ученика, его наблюдательность, внимание, догадку, находчивость, интерес, чувства и эмоции, инициативу, творчество – все это основывается на действии принципов сознательности, активности, самостоятельности.

При этом могут использоваться разные приемы обучения: переводные и беспереводные, опора на правило или речевой опыт. Определяющим здесь является ступень обучения, цель производимого речевого действия, характер материала.

Так, сознательному усвоению лексики способствует ее предъявление в контексте, т.е. ее ситуативная обусловленность, а также опоры на картинки и другие средстве изобразительной наглядности.

Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой. Роль этого принципа при овладении грамматикой особенно велика [6, с. 75].

При овладении речевыми умениями сознательность, активность и самостоятельность проявляются в речевой инициативе, умении привлечь внеязыковые знания и адекватно использовать речевые средства, запросить, если нужно, новые, необходимые в той или иной ситуации средства, переспросить, если что-либо непонятно, осуществить поиск информации при чтении, опираясь на догадку, используя в случае необходимости словарь и т.д.

Все это способствует общему развитию школьников, их мышлению, памяти, воображения.

Важно помнить, что активность учителя проявляется не в сообщении готовых знаний и собственной обильной речевой практике, а в управлении деятельностью учащихся, в создании условий их активности.

Опора на принцип активности означает также стремление увеличить время активной работы каждого ученика за счет использования различных режимов работы: фронтальной, индивидуальной, парной, групповой.

Принцип доступности и посильности

Степень трудности не всегда легко установить. В настоящее время в дидактике различают понятия «сложность» и «трудность». Первое представляет собой явление объективное, а второе – субъективное. Иногда обучение объективно сложному грамматическому явлению может быть так организовано, что не вызывает особых трудностей у учащихся. Все это необходимо учитывать при обучении иностранному языку и стараться предусмотреть возможные трудности, пытаться их нейтрализовать.

Стремясь к соблюдению принципов доступности и посильности, необходимо помнить, что ученикам вовсе и не должно быть совершенно легко.

Важно соблюдать допустимый порог трудности: учащийся все время должен делать умственные усилия, иначе нет развития.

Вместе с тем нельзя и перегружать учащихся трудностями.

В каждый данный момент должен по возможности действовать принцип одной трудности. Только тогда можно решить одну из наиболее важных задач обучения: не отбивать охоту учиться, не вызывать неверие в свои силы, а всячески стимулировать познавательную активность учащихся.

Принцип наглядности и прочности

При обучении иностранным языкам отсутствие языковой среды может быть компенсировано лишь с помощью средств наглядности.

Новым и перспективным является использование вычислительной техники.

Важно привлекать все виды наглядности в комплексе, стараясь по возможности их комбинировать.

Особенно продуктивна опора на языковую наглядность: показ артикуляции, предъявление образцов речи учителем, диктором, использование плана, ключевых слов, синонимов и антонимов, опорных текстов, описание ситуации общения.

Таким образом, наглядность в обучении – это предпосылка сознательного усвоения и обязательное условие доступности и прочности усвоения. Что касается принципа прочности, то его реализация обеспечивается всей системой работы и зависит также от активности и самостоятельности учащихся, от объема и характера речевой практики             [1, с. 37].

2. Частнометодические принципы обучения

Если методические принципы выявляются в результате опосредованного использования смежных наук (т.е. если методическим принципом становится интерпретация того или иного педагогического, лингвистического или психологического положения в методических целях), то можно говорить о частных методических принципах.

В методике обучения иностранным языкам называют много частных принципов: принцип устной основы, принцип параллельного обучения всем видам речевой деятельности, принцип коммуникативной направленности, принцип опоры на родной язык, принцип взаимодополнения, принцип ситуативности, принцип коллективного взаимодействия, принцип жизненной ориентации обучения, принцип соответствия заданий речемыслительной деятельности, принцип вовлечения в речемыслительную деятельность, принцип личностно ориентированной самостоятельной работы и др. Однако не все принципы можно включить в современный методический стандарт. Рассмотрим наиболее важные частнометодические принципы на современном этапе обучения.

Принцип ситуативности

В соответствии с этим принципом упражнения для учащихся имеют ситуативную основу и усиливают мотивы школьников говорить, читать, слушать или писать на иностранном языке.

Принцип коллективного взаимодействия

Принцип ситуативности неотделим от принципа коллективного взаимодействия. В соответствии с этим принципом школьники работают в парах, небольших подгруппах или целым классом, решая при этом общую, коллективную речемыслительную задачу. Этот принцип означает также создание особых, доверительных отношений между учащимися, взаимную помощь и поддержку. Для его реализации важно формировать у школьников соответствующие коммуникативные и социально-психологические умения, важные для общения в различных обстоятельствах [3, с.7].

Принцип жизненной ориентации обучения

Выбор тематики, приемов работы, характера заданий в соответствии с данным принципом отражает жизненный опыт учащихся. Наряду с традиционными тематическими направлениями «о себе», «о моем друге», «о любимом писателе» все большее место в учебных пособиях занимают учебные разделы о том, как знакомиться с людьми, начать беседу, остановиться в гостинице, сделать покупки, поговорить по телефону и т.п.

Принцип соответствия заданий речемыслительной деятельности

Данный принцип означает, что обучение практическому общению будет тем успешнее, чем полнее в учебном процессе воплотятся особенности речемыслительной деятельности школьников.

Принцип вовлечения в речемыслительную деятельность

Реализация этого принципа во многом зависит от того, как предъявляется учебный материал. В современных пособиях все более типичным становится раздел «Lead-in», в который включаются вопросы для предварительного обсуждения проблемы, анкеты для подготовки к последующей дискуссии, небольшие образцы диалогов или полилогов и т.п.

Принцип личностно ориентированной самостоятельной работы

Вовлечение учащихся в речемыслительную деятельность во многом зависит от того, насколько личностно ориентированной является их самостоятельная работа. Задания с учетом индивидуального жизненного опыта, интересов, потребностей, перспектив, а также индивидуально-психологических особенностей наиболее характерны для современной организации самостоятельного учебного труда. Принцип личностно ориентированной самостоятельной работы значительно повышает ее эффективность, становится важным методическим ориентиром в работе учителя [3, с.8].

3. Общеметодические принципы обучения

Среди методических принципов важно выделять общие, постоянно действующие принципы, которые должны определять обучение иностранному языку независимо от целей и условий обучения. Эти принципы представляют собой непосредственное выражение лингвистических или психологических законов. Реализация общих методических принципов является непременным условием эффективности учебного процесса, метода обучения

Принцип дифференцированного подхода в обучении

Принцип дифференцированного подхода в обучении иностранному языку отражает реально существующее многообразие целей и условий обучения. Он предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся, их способностей, качеств. Это значит, что обучать устной речи и чтению, аудированию и письму следует по-разному, учитывая навыки и умения каждого вида речевой деятельности и соответствующие им упражнения. Это значит также, что каждый этап обучения предполагает свои приемы обучения.

Принцип дифференцированного подхода в обучении требует учитывать и возрастные особенности учащегося, его способности и свойства характера.

Принцип дифференцированного подхода в обучении предполагает учитывать и характеристики различных элементов языковой системы [4,

с. 27].

Принцип управления процессом обучения

К общим методическим принципам относится и принцип управления процессом обучения. Дидактические принципы систематичности, последовательности, прочности знаний приобретают особое значение в обучении иностранному языку, усвоение которого невозможно без систематической тренировки и повторения пройденного. Отсюда необходимость ясно представлять себе промежуточные цели обучения, мотивационное обеспечение учебного процесса, деление всего языкового материала на учебные дозы и определение последовательности их введения и повторяемости, периодичность контроля, коррекции и других учебных действий. При этом основным объектом управления должна становиться познавательная деятельность учащихся, которым следует при этом выступать не только объектами, но и субъектами управления.

К основным средствам управления относятся книги для учителя, программированные материалы, алгоритмы, обучающие программы и учебные фильмы, инструкции, материалы для лабораторных работ.

Принцип вычленения конкретных ориентиров

Постоянно действующим общеметодическим принципом является и принцип вычленения конкретных ориентиров. Идея использовать ориентиры в обучении положена в основу теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, который различает три типа ориентиров: образцы действий, описания способа выполнения действий, опорные точки правильного выполнения действий.  

Интересно отметить, что типы ориентиров П.Я. Гальперина совпадают с тремя объективно существующими способами обучения: показом (образцы действий), объяснением (описание способа выполнения действий), подкреплением (опорные точки). Первые два типа ориентиров широко используются в обучении иностранным языкам, что касается опорных точек, то они выделяются сравнительно редко.

При выделении конкретных ориентиров необходимо учитывать возрастные особенности, подготовку и вкусы учащихся [4, с. 30].

К сожалению, конкретные ориентиры в обучении иностранным языкам выделяются еще редко, хотя их себе ищут интуитивно учащиеся – как в виде знакомых русских слов при запоминании иностранных, так и в виде уже изученных парадигм грамматических форм. При овладении незнакомым материалом, при совершении незнакомых действий учащимся необходимы опоры. Такими опорами служат подкрепления учителя, что является непременным условием формирования навыков и умений.

Принцип комплексного подхода к мотивации в обучении иностранным языкам

Комплексный подход к мотивации обучения иностранным языкам заключается в том, что учащимся на разных этапах обучения предлагаются разные стимулы для повышения мотивации, в зависимости от возраста учащихся, круга их интересов и учебного материала.

Мотивация есть результат внутренних потребностей человека, его интересов, эмоций. Соответственно в процессе обучения предусматриваются ситуации для решения коммуникативных задач, способных как бы удовлетворить внутренние потребности человека. Чаще естественные ситуации, а отсюда и потребности встречаются во внеклассной работе учащихся, чем в учебном процессе.

Комплексный подход к мотивации в обучении иностранным языкам представляет собой развитие важнейшего принципа дидактики – принципа активности, с использованием разнообразных внешних и внутренних стимулов.

Заключение

Итак, мы можем заключить, что принцип обучения иностранным языкам – это основные правила обучающей деятельности учителя иностранных языков, отражающие существенное и закономерное в методике.

Принципы, провозглашенные общей дидактикой для всех дисциплин в результате накопленного опыта или переосмысления законов философии, общей педагогики, психологии, являются общедидактическими принципами. К общедидактическим принципам можно отнести принцип единства обучения и воспитания, принцип научности и систематичности, принцип сознательности, активности и самостоятельности, принцип доступности и посильности, принцип наглядности и прочности. Каждый принцип имеет свои достаточно конкретные признаки. Иностранный язык, как учебная дисциплина, имеет свою специфику, а следовательно, и свои принципы, которые называются методическими принципами. Среди методических принципов важно различать общие и частные методические принципы.

На современном этапе обучения иностранному языку к наиболее важным частнометодическим принципам относятся: принцип ситуативности, принцип коллективного взаимодействия, принцип жизненной ориентации обучения, принцип соответствия заданий речемыслительной деятельности, принцип вовлечения в речемыслительную деятельность, принцип личностно ориентированной самостоятельной работы. Частнометодические принципы не универсальны и не постоянны. Их провозглашение и реализация зависят как от субъективных, так и от объективных причин.

Общеметодические принципы являются универсальными, и от их практической реализации зависит эффективность обучения. Среди них можно выделить такие принципы, как принцип дифференцированного подхода в обучении, принцип управления процессом обучения, принцип вычленения конкретных ориентиров, принцип комплексного подхода к мотивации в обучении иностранным языкам.

Список использованной литературы

1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1988

2. Кочергин И.В. Очерки методики обучения китайскому языку. – М., 2000

3. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранному языку в школе // ИЯШ. – 1996. - № 1

4. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990

5. Рахманов И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе. В кн.: Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А. — М.: Русский язык, 1991

6. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1986

7. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1986

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

В зависимости от программы класса каждый раздел урока по классическому танцу имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель до...

Методические принципы построения уроков по классическому танцу

Каждая ступень обучения  классическому танцу имеет свои специфические черты, сложности. Начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательн...

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Учебно-методическое пособие "Математика и Excel. Построение графиков функций одной переменной. Элементарные преобразования графиков"

Учебное пособие позволит студентам получить новые и закрепить уже имеющиеся знания и умения по   математике и освоению основных и дополнительных приёмов работы в программе Excel при построении гр...

Методическая разработка по теме: «Принципы построения чертежа основы поясных изделий. Построение базисной сетки чертежа основы прямой юбки на типовую фигуру».

Правила и последовательность построения прямой юбки. Методическая разработка по предмету  "Коструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом"....

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида".

Методическое пособие "Аннотация к сборнику презентаций уроков музыки в коррекционной школе VIII вида"....