Методические принципы построения уроков по классическому танцу
методическая разработка по теме
Каждая ступень обучения классическому танцу имеет свои специфические черты, сложности. Начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы,встающие перед начинающими преподавателями, освещены в данной работе..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_printsipy_postroeniya_urokov_po_klassicheskomu_tiantsu.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Шумиловская детская школа искусств»
М Е Т О Д И Ч Е С К И Е П Р И Н Ц И П Ы
ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ
п о к л а с с и ч е с к о м у т а н ц у
Составлено преподавателем
отделения хореографии
Р. Р. Шевченко
Хореографии наших дней свойственны серьёзность идейного содержания, глубина образов, разнообразие танцевального языка и его усложнение.
Современное поколение преподавателей классического танца оснащено теоретическими знаниями, многие имеют огромный педагогический опыт. Тем не менее начинающий преподаватель часто сталкивается с трудностями в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и другие вопросы встают перед начинающими преподавателями.
Годы преподавательской практики показали, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии прорабатываются разученные движения со всеми подходами. Учебные комбинации более насыщены и длительны, темп исполнения возрастает.
Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, сложности. В младших классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения. В старших классах суммируются приобретённые детьми все знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца. Особое внимание преподаватели уделяют работе над художественной выразительностью и музыкальностью ученика.
Повышение эффективности и результативности урока связано, во-первых, с построением каждого из его разделов – экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro, экзерсиса на пальцах; во-вторых, с умением методически правильно создавать учебные комбинации. В зависимости от программы класса каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель должен выстраивать урок с учётом физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органическому сочетанию силовых и танцевальных движений.
В школе экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный в предыдущих классах материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, Поэтому ученикам старших классов рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.
Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.
Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.
Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног, В старших классах battement tendu даётся в сочетании с battement jete.
Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением rond de jambe par terre является port de bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра при поднятии ноги (на 45 и 90 градусов) во всех направлениях, в сочетании с различными перегибами корпуса.
Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, пальцевой технике, качество прыжка. В старших классах battement fondu хорошо сочетать с battement frappe, меняя темп на быстрый. В battement frappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.
В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый (в старших классах). В этой же комбинации даётся rond de jambe en l”air на 90 градусов.
В adajio в младших классах включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. В старших классах понятие adajio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и в ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tour fouette и некоторые прыжки. Если в младших классах adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в старших классах использование в adajio технически трудных движений, исполняемых, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.
Последнее движение экзерсиса у станка - grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.
В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.
Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.
Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.
Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.
Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений. В старших классах непременным правилом является соединение маленького adajio с battement tendu и вращением.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.
В младших классах экзерсис на середине зала идёт в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Далее идёт соединение некоторых движений в комбинации. В старших классах основными движениями экзерсиса на середине зала считаются battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en l”air, battement frappes, double frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.
На середине зала много внимания уделяется отработке вращения (особенно в старших классах). Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.
Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.
В младших классах, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором приобретается постановка корпуса, вывовротность ног, эластичность приседания и т.д.
Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.
Во всех классах первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса. Новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Все темпы, устанавливаемые для прыжков, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков.
В старших классах исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Танец на пальцах – один из главных компонентов женского танца. Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги (в особенности ступни) достаточно укреплены экзерсисом у станка и на середине зала. Вначале проделываются простейшие упражнения на пальцах на двух ногах: releve в I, II и V позициях лицом к станку; затем releve на пальцах переносится на середину зала; далее изучается echappe, glissade, pas de bourree с переменой ног в том виде, в каком оно делается на полупальцах, и pas de bourree suivi в I и V позиции (мелкий бег на пальцах). Далее пальцевые движения разучиваются в соответствии с программой (при наличии у учащихся хороших профессиональных данных).
Общеизвестно, что каждый преподавате5ль ежедневно, сочиняя комбинации, является как бы балетмейстером, постановщиком танцевальных композиций. Комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать жудожественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.
В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.
При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.
Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле. Старшие ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить у4чащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.
Музыкальное сопровождение урока (особенно в старших классах) имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера в классе и его творческий контакт с преподавателем.
Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.
___________________________________
Рекомендуемая литература
Школа классического танца. Костровицкая В. С., Писарев А. А.
Основы классического танца. Ваганова А. Я.
Азбука классического танца. Базарова Н. П., Мей Б. П.
Уроки классического танца в старших классах. Головкина С. Н.
100 уроков классического танца. Костровицкая В. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения уроков по классическому танцу
Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...
методическое пособие по теме "Основные принципы построения урока кит.яз в школе"
Методика обучения китайскому языку, как и другому иностранному языку, включает в себя ряд методов, принципов, приемов, а также средств обучения, из которых складывается целостный процесс обучения инос...
Методические принципы построения уроков по классическому танцу
В зависимости от программы класса каждый раздел урока по классическому танцу имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен. Преподаватель до...
Методические рекомендации к построению урока по классическому танцу
Каждый танец- это уникальное, прекрасное но хрупкое новое произведение.Задача хореографа подобна дирижёру крупного оркестра смела и отвественна- добиться,чтобы все инструменты в нём играли слитно, без...
Конспект урока по классическому танцу
Примерный план-конспект урока по классическому с приложением - разминкой по кругу, методика обучения классическому танцу (в моей обработке)...
Методическая разработка открытого урока по современному танцу
Тема "Круговая тренировка"...
Конспект урока по классическому танцу первого года обучения в МБУДО «ДШИ» г. Инты в классе преподавателя Луганской Е.Н.
Проведение открытого контрольного урока в 1 классе...