дипломная работа "Проблемно-коммуникативный подход в организации изучения анг. языка в школе".
материал по теме

Cветлана Викторовна Попова (Батарина)

Целью данной дипломной работы является  определение педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной активности школьников.  В первых двух главах описываются теоретические основы модели коммуникативного тренинга на базе групповых и коллективных форм обучения. В третьей главе раработаны проблемно-творческие ситуативные задания и ролевые игры для школьников, кот. могут быть использованы в процессе преподавания иностранного языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_problemy_reformirovaniya_obrazovaniya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Редакции проекта федерального закона «Об образовании»

Глава 2. Общая концепция проекта федерального закона

«Об образовании»

Глава 3. Новеллы проекта федерального закона «Об образовании»

Глава 4. Критика проекта федерального закона «Об образовании»

Выводы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и своевременность задачи обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой - ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением эффективности правового регулирования в сфере образования.

Целью настоящего реферата является анализ общественного резонанса

при обсуждении проекта федерального закона «Об образовании», а также описание общей концепции проекта федерального закона «Об образовании».

Задачей настоящей работы является описание проблем в сфере образования, требующих законодательного урегулирования, анализ новелл проекта федерального закона «Об образовании», а также описание критики проекта федерального закона.

Необходимость обеспечения комплексной модернизации образования, приведение законодательства в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования – являются давно назревшей проблемой.


ГЛАВА 1.

РЕДАКЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Первая версия законопроекта была размещена на сайте Минобрнауки в мае 2010 года, после чего он был доработан, вторая версия также была представлена для публичного обсуждения – в конце 2010 года по поручению президента РФ новый вариант законопроекта был вынесен на общественное обсуждениена специальном сайте. За два месяца этот сайт посетили 12 миллионов человек, было оставлено почти 11 тысяч комментариев, которые рассматривались специальной комиссией по рассмотрению замечаний и предложений.

После первых этапов обсуждения (до 1 февраля 2011г) президент РФ Дмитрий Медведев на встрече 19 апреля 2011г с главой Минобрнауки РФ поручил к осени подготовить окончательный вариант проекта закона об образовании и заявил, что намерен лично принять участие в обсуждении документа на одном из августовских педсоветов в одном из регионов. Источник: er.ru

Речь сейчас идет о третьем варианте закона “Об образовании”, который был размещен на сайте Минобрнауки 20/07/2011г.

 Новая редакция документа была подготовлена по итогам работы Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения законопроекта, под руководством советника президента России Вениамина Яковлева.

С начала августа стартовал проект Министерства образования по новому этапу общественного обсуждения законопроекта – «Общественные консультации по Закону об образовании в РФ».

 Министерство образования и науки рассчитывало до конца 2011 года согласовать законопроект об образовании с ведомствами и регионами, (сообщил в ходе делового клуба РИА Новости 25 июля статс-секретарь, замминистра образования и науки России Игорь Реморенко). “В августе и сентябре планируется обсуждение законопроекта на педагогических совещаниях. Затем мы подведем итоги. В октябре рассчитываем доработать этот законопроект и выходить на согласование ведомств в декабре“,- сказал Реморенко. По его словам, время внесения этого законопроекта в Госдуму зависит от того, сколько времени уйдет на согласование с ведомствами и регионами. “Сказать сейчас точный месяц внесения в Думу затруднительно”,- отметил он.

18 августа 2011г РИА Новости сообщили, что «Российский президент Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки обобщить итоги обсуждения законопроекта “Об образовании” и предложения регионов и представить итоговый доклад.

 “Закон всеми обсуждался, … но, тем не менее, дискуссия продолжается. Конкретные предложения уже представили более 40 регионов, и я хотел бы, чтобы министерство образования и науки вновь собрало регионы и обобщило все результаты. Конечно, применительно к этому закону, как у нас говорят, лучше семь раз отмерить и только потом отрезать. Поэтому, по итогам проделанной работы я хотел бы увидеть полноценный доклад”,- сказал Медведев на педагогическом собрании в Майкопе.

Первого сентября 2011 года был опубликован новый уточненный текст документа – версия 3.0.1.  В настоящий момент на сайте продолжается обсуждение уже новой версии 3.0.3.

 На сегодняшний день на сайте зарегистрировано около 5,5 тысячи пользователей, и их число увеличивается ежедневно на несколько десятков человек. Каждый желающий может внести предложение по решению наиболее острых вопросов законопроекта или непосредственно доработать текст существующей редакции законопроекта. Другие пользователи могут поддержать высказанную позицию или выступить против нее.

                                         ГЛАВА 2.

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с реализацией права на образование и обеспечением государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в сфере образования, в том числе возникающие в процессе реализации прав и обязанностей лиц при получении образования различного уровня как за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в связи с деятельностью образовательных организаций, основанных на различных формах собственности, а также в процессе государственного регулирования и контроля исполнения законодательства в области образования.

Законопроектом будут установлены новые права и обязанности субъектов системы образования, вытекающие из необходимости:

 отражения современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;

создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование;

повышения доступности образования и его качества;

устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.

В частности, законопроектом будут уточнены задачи законодательства в сфере образования и четко сформулированы его цели, устранены имеющиеся пробелы, преодолен декларативный характер ряда норм, разработаны эффективные правовые механизмы их реализации, уточнен и расширен понятийный аппарат законодательства об образовании. Законодательное оформление получат такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. В результате принятия законопроекта будут созданы законодательные механизмы, обеспечивающие динамичное развитие системы образования, в том числе способствующие увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечению мобильности обучающихся за счет снятия излишних ведомственных барьеров и ограничений, апробации и использованию новых образовательных технологий, педагогических методик, внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и другие.

Законопроектом предполагается регламентировать отношения на всех уровнях образования, в том числе посредством сохранения оправдавших себя на практике норм Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и типовых положений об образовательных учреждениях, а также включения новых норм, вытекающих из современных потребностей модернизации и развития образования, направлений социально-экономического развития страны и государственной образовательной политики.


ГЛАВА 3.

НОВЕЛЛЫ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В законопроекте предполагается закрепить деление образовательных организаций по следующим критериям: на типы - по реализуемым образовательным программам, исходя из того, что образовательная организация может реализовывать основные образовательные программы различных уровней; а также на виды и категории, используя в качестве показателей отнесения к виду один или несколько показателей, таких как направленность, повышенный объем содержания или специальные условия реализации образовательной программы, дополнительно осуществляемые функции - содержание, лечение, реабилитация, коррекция, научно-исследовательская и технологическая деятельность, преобладающая форма обучения и другие.

 При этом с учетом модернизации структуры системы образования в сфере высшего профессионального образования представляется необходимым сохранить начавшееся обособление университетского сектора, предоставив более широкую автономию данному виду образовательных учреждений (организаций). Это согласуется с направлениями государственной образовательной политики по созданию системообразующих высших учебных заведений - университетов, ориентированных на решение стратегических задач обеспечения инновационного развития экономики (федеральных, национальных исследовательских университетов и так далее). В связи с формированием и развитием системы непрерывного образования, диверсификацией подсистем начального профессионального образования и среднего профессионального образования актуальным становится также пересмотр типологии образовательных учреждений профессионального образования в целом, в том числе упорядочивание типологии образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы.

 Закрепление в законопроекте правовых критериев и признаков классификации типов и видов образовательных организаций, требований к ним позволит более точно определить особенности правового регулирования деятельности образовательных организаций в различных сферах (управление, механизмы финансирования, источники формирования и особенности правового режима имущества, предназначенного для образовательной деятельности, требования к материально-техническому оснащению, кадровому обеспечению с учетом специфики реализации образовательных программ различного уровня), а также установить взаимосвязь с конституционными правами и свободами различных категорий обучающихся и воспитанников, педагогических работников, уточнить предмет государственной аккредитации.

 Помимо юридических и физических лиц, непосредственно принимающих участие в образовательном процессе, в системе образования могут функционировать иные организации, в том числе объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, научные организации, фонды, организации по содействию образовательным учреждениям в развитии их материально-технической базы и иные организации. В действующем законодательстве, по существу, имеются только отдельные положения о деятельности общественных и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Представляется, что их правовое положение в сфере образования и в целом механизмы обеспечения государственно-общественного характера управления образованием, построения частно-государственного партнерства в этой сфере следует более полно урегулировать в законопроекте.

 Одной из серьезных проблем законодательства в области образования является отсутствие полноценного правового регулирования отношений, возникающих в подсистемах российского образования. В определенной степени исключение составляет лишь подсистема высшего и послевузовского профессионального образования, регламентация отношений в которой осуществляется на основе норм Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Правовое регулирование отношений в подсистемах дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного и специального образования фактически осуществляется посредством типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов. Однако нормы типовых положений в силу их статуса и направленности не могут служить основой правового регулирования целой подсистемы образования, тем более что для негосударственных образовательных организаций типовые положения являются не обязательными, а примерными. Разработка законопроекта предусматривает ревизию этих актов, перенесение на законодательный уровень регулирования всех отношений, связанных с правами и обязанностями участников образовательного процесса, которые в настоящее время в ряде случаев безосновательно устанавливаются подзаконными актами. С этой целью в структуре проекта федерального закона будет выделена самостоятельная глава, посвященная регламентации образовательной деятельности в каждой подсистеме российского образования, исходя из задач и специфики соответствующих образовательных уровней.

 При этом следует учитывать, что в обновлении нуждаются и нормы законодательства в области образования, определяющие образовательные уровни (цензы) в Российской Федерации.

 Согласно пункту 5 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об образовании" послевузовское профессиональное образование является уровнем образования. Однако отнесение законодательством послевузовского профессионального образования к одному из образовательных уровней весьма спорно. Представляется, что действующие нормы требуют пересмотра и определения роли, места и структуры послевузовского профессионального образования в системе образования с учетом целей и содержания осуществляемой в этой подсистеме деятельности.

 Одним из возможных решений является рассмотрение аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры не в качестве послевузовского профессионального образования, а в качестве послевузовской подготовки, представляющей собой интегрированную форму обучения и научно-исследовательской деятельности в рамках системы подготовки научных кадров.

 При этом представляется целесообразным регламентировать в законопроекте существующие формы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки, учитывая, что интеграция науки и образования является одним из направлений государственной научно-технической политики и повышения качества образования, обеспечивающим включение в образовательный процесс ученых и использование материально-технической и информационной базы ведущих научных институтов, а также инновационно-ориентированного производства.

 Отдельного внимания заслуживает вопрос о регулировании отношений в дополнительном образовании. Дополнительное образование представляет собой подсистему, в которой выделяются самостоятельные секторы, различающиеся по своим целям, направленности, формам организации, правовому положению участников. В частности, дополнительное образование детей направлено на развитие личности человека, повышение его культурного и интеллектуального уровня, дополнительное профессиональное образование - на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан, уже имеющих профессиональное образование, актуализацию их профессиональной квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности. Существует и активно развивается также практически не урегулированный законодательно сектор, в котором осуществляется обучение одновременно и детей и взрослых.

 Особенно тщательной проработки требуют положения, закрепляющие возможности развития системы непрерывного образования, в том числе финансово-экономические основы ее функционирования, а также механизмы обеспечения доступности различных форм получения дополнительного профессионального образования всем желающим. Проблема развития дополнительного профессионального образования значительно актуализируется в условиях формирования инновационных направлений развития экономики, когда быстро меняющиеся знания и технологии требуют постоянного обновления профессиональных навыков, динамичной переподготовки и повышения квалификации кадров, организации их непрерывного образования.

 Законодательно (статьи 11.1 и 12 Закона Российской Федерации "Об образовании") определено, что государственные и муниципальные образовательные организации, а также негосударственные образовательные организации могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Это практически исключает возможность участия в процессе реализации дополнительных профессиональных образовательных программ большинства организаций реального сектора экономики. В то же время, как показывает опыт, в дополнительном профессиональном образовании могут и должны быть задействованы крупные коммерческие организации, имеющие ресурсы для реализации соответствующих образовательных программ в рамках "внутрифирменного" обучения.

 В связи с изложенным представляется целесообразным предоставить право реализации дополнительных профессиональных образовательных программ не только образовательным и научным организациям, но и иным организациям, независимо от их основного вида деятельности и организационно-правовой формы. При этом данные организации, осуществляя образовательную деятельность в дополнение к основным уставным видам деятельности, не будут приобретать статуса образовательных. Предполагается, что ими будут создаваться специализированные структурные подразделения, ведущие образовательную деятельность в соответствии с законодательством в области образования. В связи с этим законопроектом должны будут определены условия ведения образовательной деятельности таким организациями, а также более полно урегулирована деятельность негосударственных образовательных организаций в целом.

 Законодательное закрепление общих правил приема в образовательные учреждения является важнейшим условием реализации государственных гарантий права на образование. Однако регламентация условий доступа к образованию, особенно профессиональному, в настоящее время вызывает многочисленные нарекания и требует обновления и детализации.

Одновременно Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлены категории граждан, которым предоставляются эти преимущества (льготы) при приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования. Вместе с тем категории граждан, которые могут воспользоваться преимуществами (льготами) при приеме, предусматриваются также в довольно большом количестве иных законодательных актов Российской Федерации, не входящих в систему законодательства Российской Федерации в области образования. В настоящее время насчитывается более двухсот установленных различными законодательными актами категорий лиц, имеющих те или иные преимущества при поступлении. При этом в некоторых случаях предоставление таких преимуществ (льгот) утратило свою актуальность. В условиях введения новой системы приема на основе результатов единого государственного экзамена действующая система преимуществ (льгот) требует пересмотра и унификации. В законопроекте будут закреплены критерии и исчерпывающий перечень предоставляемых преимуществ (льгот) и категорий граждан, имеющих право ими воспользоваться.

 Кроме того, в настоящее время законодательно не урегулированы общие правила приема в российские образовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства. Большая часть подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих эти вопросы, существенно устарела и не в полной мере отвечает современным реалиям российской системы образования, тенденциям формирования международного образовательного пространства и развития механизмов экспорта образовательных услуг.

 В связи с введением единого государственного экзамена, результаты которого засчитываются в качестве результатов вступительных испытаний, целесообразно законодательно закрепить категории лиц, которым по объективным основаниям может быть предоставлено право поступления по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями в иной форме (лица с ограниченными возможностями здоровья, поступающие для получения второго высшего профессионального образования, иностранные граждане и другие).

 Пунктом 11 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с договорами с органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования. Однако на законодательном уровне остались неурегулированными порядок проведения конкурса при целевом приеме, вопросы, связанные с выполнением взаимных обязательств выпускников высших учебных заведений, обучавшихся в рамках целевого приема, и направивших их на обучение органов как потенциальных работодателей и другие.

 Таким образом, регламентация приема в образовательные учреждения как важнейшего механизма реализации права на образование и соответствующих государственных гарантий является одной из первоочередных задач законопроекта.

 Действующее законодательство в области образования практически не содержит норм, регулирующих порядок оказания платных образовательных услуг, получения образования на возмездной основе. Правовое регулирование этих отношений нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 779 - 783) недостаточно, не учитывает в необходимой мере специфики образовательных отношений, что создает неблагоприятные правовые условия для обеспечения реализации конституционных принципов доступности и бесплатности, прежде всего, обязательного общего образования, способствует распространению таких негативных явлений, как взимание платы за обучение по образовательным программам, финансируемым из бюджетов различных уровней, нарушение прав обучающихся на платной основе, в частности, одностороннее расторжение договора об образовании по инициативе образовательной организации и так далее.

Требуют также пересмотра нормы, регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования. В настоящее время вопросы стипендиального обеспечения регламентируются различными законодательными актами.

 Роль педагогических работников в образовательном процессе трудно переоценить. Вместе с тем правовое регулирование их статуса сегодня признается неполным и недостаточно эффективным, в соответствующих законодательных актах имеется ряд противоречий и неточностей. В первую очередь, это относится к педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, специфика деятельности которых в настоящее время фактически не имеет законодательного оформления к формированию систем оплаты труда, к индивидуальной педагогической деятельности и так далее. Актуальным является введение законодательных положений, направленных на учет особенностей и повышение социальной значимости педагогического труда. При этом целесообразно учитывать положения таких документов, как Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 г.), Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (Париж, 11 ноября 1997 г.), Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 9 октября 1998 г.).

 В пересмотре и более полной регламентации нуждаются также различные административные процедуры в сфере образования. В первую очередь, это относится к регулированию лицензирования, государственной аккредитации и контроля качества образования. Так, в законодательных актах об образовании отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие лицензионных требований и условий осуществления образовательной деятельности, являющихся стрежневым элементом лицензионной деятельности, основания выдачи или отказа в выдаче лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, права и обязанности участников соответствующих отношений. Это снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными для образовательных организаций и общества, допускает возможность необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и устранение различных нарушений, выявленных в деятельности образовательных организаций, их филиалов и представительств. Назревшим является также вопрос о формировании новых форм оценки качества образования, в частности, о введении наряду с государственной аккредитацией процедуры общественно-профессиональной аккредитации.

 Перечисленное не является исчерпывающим перечнем пробелов и противоречий, устаревших норм права, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, в законодательстве в области образования, но в целом характеризует общее состояние и проблемы правового регулирования соответствующих общественных отношений.

 Активно проходящие в последние годы процессы модернизации значительно актуализировали проблему совершенствования законодательства в области образования. Формирование новых подсистем образования, образовательных институтов и процедур, введение современных форм и технологий обучения, а также управленческих и экономических механизмов требует их надлежащего законодательного оформления, своевременного обновления правовых механизмов реализации конституционных гарантий права граждан на образование, обеспечения равных условий доступа к качественному образованию, сохранения и развития единого образовательного пространства России. Характер, объем и содержание изменений в системе образования предполагают необходимость кардинального пересмотра основного массива законодательных норм и формирования правовых моделей, адекватных решению поставленных задач.

 Аналогичные процессы в последнее десятилетие протекают и в большинстве стран мира. При этом следует отметить, что в зарубежных государствах развитие образовательного законодательства осуществляется в направлении все более детальной законодательной регламентации образовательных отношений, то есть отношений, непосредственно связанных с процессом получения образования того или иного уровня. Законодатели исходят из того, что предметом законов об образовании наряду с общими правилами регулирования отношений в сфере образования должны быть в том числе такие вопросы, как права обучающихся в образовательном процессе, порядок сдачи экзаменов и правовая защита обучающегося на экзамене, порядок наложения на них дисциплинарных взысканий, участие родителей в школьной жизни и тому подобное. Так, в Кодексе образования Франции в законодательной части содержится более 240 статей, непосредственно посвященных школьному образованию, в то время как в Законе Российской Федерации "Об образовании" соответствующие нормы содержатся в одной небольшой статье "Общее образование", а также включены в ряд иных статей, регламентирующих, в частности, реализацию общеобразовательных программ или статус обучающихся.

 Таким образом, на современном этапе разработка нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", интегрирующего нормы действующих законодательных актов, а также включающего дополнительный массив законодательных положений по всем уровням и подсистемам образования, является своевременной и востребованной. Обеспечение регламентации правоотношений в отдельных подсистемах образования в рамках одного законодательного акта снимает задачу разработки и принятия отраслевых федеральных законов по каждому уровню образования, при этом наличие такого акта не исключает принятие в предусмотренных законодательством случаях актов Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия по нормативному правовому регулированию в сфере образования, более детально регламентирующих отдельные вопросы и процедуры.

ГЛАВА 4.

КРИТИКА ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Основные претензии к форме первоначального законопроекта заключались в его весьма внушительных размерах, а также трудностях восприятия самого текста из-за тяжелого казенного языка, которым он был написан. По своим стилистическим особенностям законопроект представлял собой скорее «инструкцию по эксплуатации», чем документ, закладывающий стратегические ориентиры развития российской системы образования.

По содержанию законопроекта крайнюю обеспокоенность вызвали изменения, касающиеся ликвидации начального профессионального образования; трансформации системы высшей школы: придания колледжу статуса образовательной организации высшего образования, введения аспирантуры в систему высшего образования в части подготовки научно педагогических кадров и отмены как такового понятия «послевузовское образование»; отсутствия в законопроекте нормы в отношении малокомплектных школ, закрытие которых органами местного самоуправления возможно только по решению сельского схода; бесправного, уничижительного статуса учителя; отсутствия государственных гарантий в отношении финансирования системы образования и пр.

Остановимся более подробно на основных законодательных новациях, вызвавших большой общественный резонанс.

Прежде всего следует отметить, что в законопроекте отсутствуют нормы о содержании образования, отсылая читателей к государственным образовательным стандартам. Однако в условиях хронического дефицита региональных и местных бюджетов, в особенности в отношении социально значимых отраслей, необходимо, чтобы эти «минимальные требования» задавали высокую планку для опережающего развития отечественной системы образования.

 Особую обеспокоенность вызывает ликвидация начального уровня профессионального образования. Авторы законопроекта отмечают, что это - вопрос терминологии. Якобы начальное профессиональное образование (НПО) войдет в систему среднего профессионального образования (СПО) в качестве его начальной ступени - подготовки квалифицированных рабочих (на второй ступени СПО будет осуществляться подготовка специалистов среднего звена).

Аннулируя уровень начального профессионального образования, авторы законопроекта забывают о его социальной функции. Между прочим, контингент ПТУ - определенный социальный срез российского общества, игнорирование которого чревато усилением социальных рисков.

Система высшего образования претерпит существенные изменения. Высшее образование будет представлять трехуровневую структуру (на самом деле, правда, четырехуровневую): бакалавриат (присвоение квалификации «Бакалавр»), подготовка специалиста («Специалист»), магистратура («Магистр») и подготовка научно педагогических кадров (по окончании аспирантуры (адъюнктуры) - присвоение квалификации «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», а после защиты диссертации - диплом кандидата наук). Аспирантура (адъюнктура) будет низведена с уровня послевузовского образования на уровень высшего в части подготовки научно педагогических кадров. Следует отметить, что данное нововведение имеет смысл только в том случае, если ученые степени кандидата и доктора наук будут присуждаться людям, чьи профессиональные интересы лежат в области науки и образования. Докторантуре и вовсе не нашлось места в новой редакции законопроекта. Речь идет о том, что она будет исключена из образовательного процесса, подпав под юрисдикцию закона о науке.

В соответствии с законопроектом к организациям высшего образования, наряду с институтом и университетом, будет приравнен колледж. В колледжах будут обучать по программам прикладного бакалавриата, в институтах - по программам прикладного и академического бакалавриата, а так же по программам подготовки специалиста, в университетах - по программам всех уровней высшего образования, включая подготовку научно педагогических кадров и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.

При этом «колледжи, институты и их филиалы вправе выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры». Никоим образом не умаляя необходимости развития вузовской науки, важно все таки четко понимать, что преподавательская и научно-исследовательская деятельность - не одно и то же.

Существенное отставание заработной платы педагогического персонала от средней заработной платы в среднем по экономике в течение последних 20 лет с момента обретения российской суверенности вынудило преподавателей увеличивать лекционную нагрузку, вследствие чего происходила трансляция старых знаний при катастрофической нехватке времени на их обновление. Последнее, в свою очередь, является основой научно исследовательской деятельности. Результат не замедлил сказаться - низкое качество преподавания и отсутствие условий для исследовательской деятельности характеризуют современное состояние отечественной высшей школы. Обращает на себя внимание тот факт, что, декларируя необходимость интеграции науки и образования, законопроект обходит «мертвым молчанием» деятельность Российской академии наук.

К организациям дополнительного профессионального образования будут отнесены академии, институты профессиональных квалификаций и центры, поэтому организации высшего образования, использующие в своем названии слово «академия», будут вынуждены перерегистрироваться в институты или университеты.

 Следует подчеркнуть, что в законопроекте отсутствуют механизмы финансирования и льготного налогообложения в системе образования. Более того, складывается впечатление, что реализация государственной политики в сфере образования целиком и полностью зависит от положений Бюджетного кодекса РФ.

Вместо того чтобы задать в законе минимальный норматив финансирования образования (как это было в начале 1990-х годов), не ниже которого должно финансироваться не столько функционирование, но прежде всего опережающее развитие отечественной системы образования, в законопроекте, напротив, задаются верхние пороговые значения формулировками следующего содержания: «финансовое обеспечение ... осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ».

 В лучшем случае, российское образование будет по-прежнему получать финансирование «от достигнутого», а не на основе реальных потребностей отрасли. В свете же положений Федерального закона № 83 ФЗ от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменение объемов государственно го (муниципального) задания, привязанного к возможностям бюджетов, повлечет за собой реальное снижение объемов финансирования.

 Нельзя не отметить в законопроекте ярко выраженную тенденцию смены приоритетов в реализации государственной политики в сфере образования: приоритетность развития высшего образования уступает место сред нему профессиональному образованию.

В целом складывается впечатление, что публичное обсуждение законопроекта «Об образовании» - это необходимая, хотя и досадная, формальность, создающая иллюзию участия общества в принятии важнейших государственных решений.

Законопроект «Об образовании», призванный заложить стратегические ориентиры развития отечественной системы образования, ставит во главу угла не формирование основ для опережающего развития образования, а положения Бюджетного кодекса РФ.

В законопроекте нет четко сформулированных правовых норм, в которых развитие образования признается сферой ответственности государства.

Обращает на себя внимание тот факт, что в законопроекте отсутствует содержательная составляющая образовательного процесса, поскольку основное внимание здесь сконцентрировано на организационно правовых основах функционирования образовательных организаций.

В законопроекте не прописаны государственные гарантии финансирования отечественной системы образования, а также механизмы льготного налогообложения образовательных организаций.

Вернуть уважение и понимание высокой общественной значимости профессий воспитателя, учителя, педагога, исследователя невозможно без закрепления в законе право вой нормы, в соответствии с которой размер заработной платы данных категорий работников должен быть не ниже уровня средней заработной платы по экономике, что, к сожалению, отсутствует в тексте законопроекта.

Критические замечания общественности в отношении аннулирования уровней начального профессионального образования и послевузовского образования, изменения структуры высшего образования в новой версии законопроекта учтены не были.


ВЫВОДЫ

В условиях глобализации, информационного и технологического бума образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, становления "экономики знаний", повышения конкурентоспособности государства в мире. При этом наличие стабильного законодательства, обеспечивающего полноценное правовое регулирование общественных отношений в области образования, является необходимым условием эффективного функционирования и развития отечественной системы образования.

 Обеспечение системного и функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере образования, направленное на реализацию конституционного права на образование и соответствующих государственных гарантий, повышение доступности образования и его качества, внедрение новых форм, моделей, технологий образовательной деятельности, ведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в рамках единого образовательного пространства страны являются насущной потребностью современного этапа развития.

 Одновременно совершенствование законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого качества или "фиктивное" ведение образовательного процесса, незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации, злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и так далее.

 Принятие законопроекта обеспечит комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации, провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. Приведение в соответствие с новым законодательным актом об образовании норм законов об образовании субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов различного уровня, а также локальных правовых актов образовательных учреждений будет способствовать упорядочиванию системы законодательства об образовании, совершенствованию ее структурно-функциональных связей и оформлению ее как единой, внутренне согласованной системы.

 Однако законопроект находится все еще на рассмотрении общественности и претерпевает изменения. Необходимо, чтобы адекватные замечания были учтены, а общественное рассмотрение не стало фикцией. Лишь в этом случае законопроект позволит:

  1. обеспечить преемственность и стабильность законодательства,
  2. обеспечить развитие актуальных законодательных новелл, принятых в последние годы, в том числе в связи с включением России в Болонский процесс,
  3. органично включить в законодательство новые положения, отражающие современные требования к образованию, вытекающие из объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны, интеграции в международное образовательное пространство,
  4. создать правовые условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, методов, организационных механизмов и направленных на более полную реализацию права на образование, повышение доступности образования и его качества,
  5. повысить уровень и функциональную полноту правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечив законодательное регулирование отношений на всех уровнях и в подсистемах образования, унификацию терминов и понятий, восполнение пробелов, снятие противоречий и тому подобное,
  6. обеспечить условия для эффективного правоприменения нового законодательства посредством законодательного закрепления эффективно работающих правовых механизмов и специальных норм, непосредственно связанных с действием общих норм и обеспечивающих их реализацию на соответствующем уровне образования.

Принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности, повышения социального статуса педагога.


ЛИТЕРАТУРА

(ИСТОЧНИКИ)

  1. Сайт «Учеба за рубежом» (http://www.studyabroad.ru/guide/lib/studentsuk.php) и краткий справочник «О странах» (http://ostranah.ru/_lists/population.php).
  2. http://mon.gov.ru/  Законопроект «Об образовании»: версия 3.0.3.
  3. http://blog.business-analyst.info/2011/10/05/zakon-ob-obrazovanii-sudba/ Судьба законопроекта «Об образовании» публикация от 05.10.2011 11:56.
  4. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/14086.html «Подготовлен законопроект, направленный на комплексное регулирование отношений в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность

Данная статья опубликована в рамках сборника материалов всероссийской научно-практичнской конференции "Воспитательная система. Вызовы современности"...

Статья "Системный подход в организации преподавания русского языка в школе в условиях ЕГЭ"

Подготовка учащихся 10-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ЕГЭ - сложный  процесс. В статье рассматривается вопрос о том, как  создать надежную и эффективную учебную технологию,...

Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...

Деятельностно-компетентностный подход в организации обучения иностранному языку

Теоретическое обоснование и опыт практического применения деятельностно-компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку...

Статья "Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в процессе изучения английского языка"

Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхадо к образованию является метод проектов. В данной статья проводится исследов...