Познание через интерес
методическая разработка по теме
Выступление на второй Москоской областной научно-методической конференции "Педагог-исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познание через интерес | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Людей не интересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет;
У каждой есть особое, своё
И нет планет, похожих на неё.
Е.Евтушенко
В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете этих изменений повышение интереса к иноязычной культуре, а, следовательно, к языку не является чем-то удивительным. Проводником чужой культуры для наших детей является учитель иностранного языка.
Материалы урока не могут в полной мере удовлетворить интерес учащихся к культуре англоговорящих стран. Вот почему уже несколько лет я работаю над методической темой: «Развитие познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в научно-исследовательскую работу по английскому языку». ектуальные марафоны, например,английского языка нашей школы
Прежде всего, это урочная деятельность школьников. Приведу несколько примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:
- урочные проекты «И это всё о нём» в 5 классе (рассказ о друге), «Сказка про глагол to be» в 6 классе, «Экскурсия по Лондону» в 7 классе;
- проблемные уроки «Глагол to have и его варианты использования» в 6 классе;
- исследовательская мастерская «В мире молодёжной моды» в 10 классе.
В качестве творческих домашних заданий я предлагаю ребятам подготовку сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников:
- «Как и когда отмечают Новый год в англоязычных странах» (8 класс),
- «Шерлок Холмс и его герои» (10 класс),
- «Я восхищаюсь этим человеком» (11 класс),
- «Сочетания слов с глаголом to do и to make» (7 класс),
- составление кроссворда с названиями домашних и диких животных (4 класс).
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является, на мой взгляд, логическим продолжением урочной формы работы. Вместе с ребятами мы подготовили
- реферативную работу «Политическая система англоязычных стран» в 11 классе;
- проектные работы «Евровидение 2009» в 7 классе и «Творчество группы “Queen”» в 9 классе.
Традиционной стала в школе декада английского языка, когда ребята принимают участие в интеллектуальных марафонах, викторинах по страноведению, олимпиадах.
С переходом на учебный план 2004 года обучение английскому языку стало осуществляться со 2-го класса. Считаю, что особенностью организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Работая по учебнику «Английский язык» авторов И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной, я предлагаю учащимся задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, изучая тему “Meet the Family”, ученики рисуют портрет своей семьи и рассказывают о её членах, а во время изучения темы “My Pet” ребята изображают домашнего питомца и рассказывают о нём. Итог этого проекта – выставка работ учащихся в классе.
В средней и старшей школе подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося.
В 5-6 классах школьники начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, интернет-сайтами и решать конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов. Так, изучив тему «Это Я» в 5 классе, я предлагаю ребятам проект “My Best Friend”, поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своём лучшем друге или подруге. А после изучения темы «Мои увлечения» учащиеся 6 классов готовят сообщение о себе, своей семье и увлечениях, после чего ребята выходят на сайт www.students of the world для общения со своими сверстниками из англоговорящих стран.
В 7-9 классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательских интересов, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно - ориентированный характер. Заканчивая изучение темы «В школе и вне школы» в 7 классе, я предложила ребятам проектное задание «Евровидение. Москва 2009». Учащиеся подготовили проекты об участниках «Евровидения 2009» с представлением текста песен и их переводом. Работая в группах, ребята практиковались в применении знаний лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме. А у меня была возможность контролировать, направлять, корректировать и оценивать деятельность учеников. Итогом такой работы была защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
В 8 классе, закончив тему «Великобритания», я подготовила вопросы по культуре и страноведению Соединённого Королевства Великобритании. Ребята готовились к уроку самостоятельно, заранее не зная, какая именно информация о стране им понадобится. На обобщающем уроке по этой теме я предложила учащимся викторину «Что я знаю о Великобритании?».
В 9 классе перед Новогодними праздниками я предлагаю ребятам поработать над темой «Новогодние традиции разных стран». Учащиеся сами выбирают себе страну и ищут информацию. Важным стимулом для развития ребёнка является степень его творчества и оригинальности при выполнении проекта.
В 10-11 классах основное внимание я уделяю довузовскому профессиональному самоопределению школьников, глубине, широте, фундаментальности их исследований. Творческие работы
- «Кто ты?», «Можно ли назвать граффити искусством?», «Компьютерные технологии и мы» в 11 классе,
- «В этой профессии меня привлекает…», «Глобальное потепление: причины» в 10 классе
стимулируют саморазвитие учащихся.
На мой взгляд, основная форма исследовательской деятельности старшеклассников – это проект, который имеет важное значение для социального характера учащихся. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить проект учениц 9 и 11 класса нашей школы Туралиевой Камиллы и Докучаевой Екатерины «Мы разные, но мы вместе».
Предложенная тема их заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас, в период утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира, наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур России на примере семей учащихся нашей школы.
В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученицы осуществляли сбор и анализ информации, обсуждали новые идеи, находили те или иные проблемные ситуации, намечали пути их решения. Весь обработанный, оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, затем учащимся школы, а также учителям английской кафедры. А итогом стала защита данного исследования на районной научно-практической конференции учащихся «Перспективный проект», где работа заняла 1 место.
Навыки, полученные в работе над проектами, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной деятельности.
В заключении хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе – одна из самых позитивных форм работы с учащимся, которая стала устойчивой формой образовательного процесса, сближающим ученика и учителя.
Литература
1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
4. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
5.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М.:АРКТИ.2006.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".
Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....
Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"
Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....
К знаниям и коммуникативной компетентности через интерес: полифункциональный педагогический эксперимент
Основы успешной учебы в Вузе закладываются в школе. В МАОУ "СОШ № 55" г Перми проводится эксперимент "Основная школа - пространство выбора". Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного в...
Познание через призму Любви.
Статья о благотворном влиянии занятий лепкой на всестороннее развитие детей....
Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»
Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка, его индиви...
Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"
Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...
Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.
В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...