Познание через интерес
методическая разработка по теме

Сучкова Наталья Владимировна

Выступление на второй Москоской областной научно-методической конференции "Педагог-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Познание через интерес51 КБ

Предварительный просмотр:

Людей не интересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет;

У каждой есть особое, своё

И нет планет, похожих на неё.

Е.Евтушенко

        В настоящее время наблюдается ускорение темпов развития общества, расширяются возможности политического и социального выбора, значительно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия. В свете этих изменений повышение интереса к иноязычной культуре, а, следовательно, к языку не является чем-то удивительным. Проводником чужой культуры для наших детей является учитель иностранного языка.

       Материалы урока не могут в полной мере удовлетворить интерес учащихся к культуре англоговорящих стран. Вот почему уже несколько лет я работаю над методической темой: «Развитие познавательной деятельности учащихся через вовлечение их в научно-исследовательскую работу по английскому языку». ектуальные марафоны, например,английского языка нашей школы                                                                  

       Прежде всего, это урочная деятельность школьников. Приведу несколько примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  1. урочные проекты «И это всё о нём» в 5 классе (рассказ о друге), «Сказка про глагол to be» в 6 классе, «Экскурсия по Лондону» в 7 классе;
  2. проблемные уроки «Глагол to have и его варианты использования» в 6 классе;
  3. исследовательская мастерская «В мире молодёжной моды» в 10 классе.

        В качестве творческих домашних заданий я предлагаю ребятам подготовку сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников:

  1. «Как и когда отмечают Новый год в англоязычных странах» (8 класс),
  2.  «Шерлок Холмс и его герои» (10 класс),
  3. «Я восхищаюсь этим человеком» (11 класс),
  4. «Сочетания слов с глаголом to do и to make» (7 класс),
  5. составление кроссворда с названиями домашних и диких животных (4 класс).

         Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является,                               на мой взгляд, логическим продолжением урочной формы работы. Вместе с ребятами мы подготовили

  1. реферативную работу «Политическая система англоязычных стран» в  11 классе;
  2. проектные работы  «Евровидение 2009» в 7 классе и  «Творчество группы “Queen”» в 9 классе.

         Традиционной стала в школе декада английского языка, когда ребята принимают участие в интеллектуальных марафонах, викторинах по страноведению, олимпиадах.

         С переходом на учебный план 2004 года  обучение английскому языку стало осуществляться со 2-го класса. Считаю, что особенностью организации исследовательской деятельности в начальной  школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным.  Работая  по учебнику «Английский язык» авторов И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной,   я предлагаю учащимся задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, изучая тему “Meet the Family”, ученики рисуют портрет своей семьи и рассказывают о её членах, а во время изучения темы “My Pet” ребята изображают домашнего питомца и рассказывают о нём. Итог этого проекта – выставка работ учащихся в классе.

         В средней и старшей школе  подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося.

         В 5-6 классах школьники начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, интернет-сайтами и решать конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов. Так, изучив тему «Это Я» в 5 классе, я предлагаю ребятам проект   “My Best Friend”, поскольку большинство учащихся предпочитают работать индивидуально, чтобы рассказать о своём лучшем друге или подруге. А после изучения темы «Мои увлечения» учащиеся 6 классов готовят сообщение о себе, своей семье и увлечениях, после чего ребята выходят на сайт www.students of the world для общения со своими сверстниками из англоговорящих стран.

         В 7-9 классах у школьников оформляются и приобретают зримые очертания исследовательских интересов, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно - ориентированный характер. Заканчивая изучение темы «В школе и вне школы» в 7 классе, я предложила ребятам проектное задание «Евровидение. Москва 2009». Учащиеся подготовили проекты об участниках «Евровидения 2009» с представлением текста песен  и их переводом. Работая в группах, ребята практиковались в применении знаний лексического, грамматического и страноведческого материала по данной теме. А у меня была возможность контролировать, направлять, корректировать и оценивать деятельность учеников. Итогом такой работы была защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

         В 8 классе, закончив тему «Великобритания», я подготовила вопросы по культуре и страноведению Соединённого Королевства Великобритании. Ребята готовились к уроку самостоятельно, заранее не зная, какая именно информация о стране им понадобится. На обобщающем уроке по этой теме я предложила учащимся викторину «Что я знаю о Великобритании?».

        В 9 классе перед Новогодними праздниками я предлагаю ребятам поработать над темой «Новогодние традиции разных стран». Учащиеся сами выбирают себе страну и ищут информацию. Важным стимулом для развития ребёнка является степень его творчества и оригинальности при выполнении проекта.

        В 10-11 классах основное внимание я уделяю довузовскому профессиональному самоопределению школьников, глубине, широте, фундаментальности их исследований. Творческие работы

  1. «Кто ты?», «Можно ли назвать граффити искусством?», «Компьютерные технологии и мы» в 11 классе,
  2. «В этой профессии меня привлекает…», «Глобальное потепление: причины» в 10 классе

стимулируют саморазвитие учащихся.

          На мой взгляд, основная форма исследовательской деятельности старшеклассников – это проект, который имеет важное значение для социального характера учащихся. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить проект учениц 9 и 11 класса нашей школы Туралиевой Камиллы и Докучаевой Екатерины «Мы разные, но мы вместе».

          Предложенная тема их заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна  в современном мире, особенно сейчас, в период утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира, наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур России на примере семей учащихся нашей школы.

          В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученицы осуществляли сбор и анализ информации, обсуждали новые идеи, находили те или иные проблемные ситуации, намечали пути их решения. Весь обработанный, оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, затем учащимся школы, а также учителям английской кафедры. А итогом стала защита данного исследования на районной научно-практической конференции учащихся «Перспективный проект», где работа заняла 1 место.

        Навыки, полученные в работе над проектами, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми  и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной деятельности.

         В заключении хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе –  одна из самых позитивных форм работы с учащимся, которая стала устойчивой формой образовательного процесса, сближающим ученика и учителя.

Литература


1.Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
4. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
5.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М.:АРКТИ.2006.
6. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....

Мастер-класс "Познание начинается с интереса" на тему "Прямая и обратная пропорциональность"

Данный мастер-класс раскрывает проблемный подход при изучении темы "Прямая и обратная пропорциональности" в 6 классе....

К знаниям и коммуникативной компетентности через интерес: полифункциональный педагогический эксперимент

Основы успешной учебы в Вузе закладываются в школе. В МАОУ "СОШ № 55" г Перми проводится эксперимент "Основная школа - пространство выбора". Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного в...

Познание через призму Любви.

Статья о благотворном влиянии занятий лепкой на всестороннее развитие детей....

Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета  в развитии личности ребенка, его индиви...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

Формирование духовно- нравственного воспитания учащихся через интерес к национальной культуре и традициям русского народа.

В настоящее время актуальным направлением духовно-нравственного  воспитания является формирование у учащихся этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.Особая роль в р...