К знаниям и коммуникативной компетентности через интерес: полифункциональный педагогический эксперимент
статья по теме
Основы успешной учебы в Вузе закладываются в школе. В МАОУ "СОШ № 55" г Перми проводится эксперимент "Основная школа - пространство выбора". Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного выбора учащимися того или иного вида образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_dlya_knigi_troshevoy_t.b..doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К знаниям и коммуникативной компетентности через интерес:
полифункциональный педагогический эксперимент
Ваганова Л.А.
Пермский государственный педагогический университет,
МАОУ СОШ № 55 г. Перми
Основы успешной учебы в вузе закладываются в школе. В школе № 55 г. Перми с 2011 г. под руководством директора Е.Ю. Кычевой и заместителя директора Г.И. Гуляевой проводится эксперимент «Основная школа – пространство выбора». Суть эксперимента - создание условий для самостоятельного выбора учащимися того или иного вида образовательной деятельности.
Заказчиком является Департамент образования г. Перми. Принципиальные характеристики модели разработаны научно-инновационным коллективом ПрЭСТО по согласованию с Департаментом образования г. Перми. Модель предполагается реализовать в школах г. Перми в форме муниципального инновационного проекта.
Наиболее проблемной ступенью общего среднего образования является основная ступень (5-9-е классы). По словам Г.И. Гуляевой, «именно в этот период нарастает разрыв между предметными знаниями и личным опытом подростков, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл, подростки не связывают получаемое ими образование и реальную жизнедеятельность. Как следствие, у подростков не формируются стойкие образовательные интересы и потребности». В рамках модели «Основная школа – пространство выбора» предлагаются инновационные подходы к решению этой проблемы, предусматривающие следующее: 1) предоставление подросткам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, принимать самостоятельные решения и реализовывать их; 2) формирование новой для основной ступени образования части образовательного процесса – системы новых видов образовательной деятельности, таких как краткосрочные курсы, социальные практики, профессиональные пробы и др.; 3) включение в образовательный процесс субъектности подростков – формирование универсальных учебных действий смыслополагания, самоопределения, личной рефлексии.
Главным социально-образовательным результатом реализации модели должно стать сформированное у подростков понимание, что образование – это не абстрактность, а личная необходимость «здесь и теперь».
В модели «Основная школа – пространство выбора» образовательный процесс рассматривается как организационно-содержательная структура, состоящая из конкретных элементов, распределенных во времени и пространстве. Эта структура включает в себя как урочные, так и внеурочные виды образовательной деятельности учащихся, т.е. объединяет в себе пространство обучения и воспитания в единый образовательный процесс. В данный комплекс элементов образовательной деятельности входят следующие элементы: 1) деление параллели на учебные группы по предметам федерального компонента учебного плана школы; 2) система краткосрочных курсов; 3) система социальных практик и профессиональных проб; и нек. др.
В данной статье подробно рассмотрим один из элементов, а именно систему краткосрочных (дополнительных) курсов, реализованную в педагогической деятельности автора статьи.
Учащиеся 5-х классов на основе презентации курсов, проведенной в актовом зале, самостоятельно выбирали один из курсов и занимались в течение четверти в сборной группе. Продолжительность курсов – от 6 до 16 часов. Разработанный нами (преподавателем химии) и описываемый в статье курс называется «Скатерть-самобранка» и рассчитан на 8 часов. Программа курса предусматривает проведение 2 теоретических занятий, 5 практических работ, итогового обобщающего занятия.
Задачи курса: 1) раскрыть значение химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное значение; 2) рассмотреть источники поступления тех или иных веществ в организм человека; изучить значение компонентов пищи для организма человека; 3) изучить основные компоненты пищи, в том числе с помощью качественных реакций и химических опытов выполнять опыты в соответствии с требованиями правил техники безопасности.
После изучения данного краткосрочного курса учащиеся должны знать понятия «белки», «углеводы», «жиры», «индикатор», «кислота», «щелочь», понимать биологическую роль белков, ферментов, витаминов, углеводов, жиров, знать источники поступления этих веществ в организм человека.
В ходе курсов учащиеся осуществляют и собственную исследовательскую деятельность. Программой предусмотрено выполнение экспериментальных исследований с последующим сообщением о полученных результатах на занятии группы.
По окончании курса учащиеся должны для себя определить, будут ли они продолжать обучение в профильном классе и, возможно, в дальнейшем получить профессию, связанную с предметом «химия».
Мотивация учащихся при выборе курса «Скатерть-самобранка» связана с интересом к проблемам питания. Рациональное, полноценное питание является залогом правильного развития школьника, является одним из факторов здорового образа жизни.
5-й класс является переломным в процессе обучения. Учащиеся испытывают большие нагрузки, стрессы, поэтому вопрос питания пятиклассников имеет особое значение, что делает данный курс очень актуальным.
Помимо освоения учебной программы курсов, другой задачей стала организация работы с детьми из разных классов. Для этого были использованы следующие приемы.
Первое, что следовало сделать, - познакомиться с детьми и познакомить их между собой. Было дано задание:
- Представься. Расскажи о своем питании: сколько раз в день ты принимаешь пищу, какие твои любимые блюда?
При использовании данного приема учащиеся узнали друг друга, познакомились с учителем.
Учитель в свою очередь оценил способность учеников излагать свои мысли, получил информацию о питании детей, выяснил, на что сделать акценты при изучении курса, что особенно интересно и важно будет рассмотреть.
Еще один прием – создание рабочих групп для различных целей. Например, давалось домашнее задание – найти интересные и незнакомые названия блюд для игры «Съедобное – несъедобное». Работа в группах позволила ученикам ближе познакомиться друг с другом, проявить лидерские и организаторские способности. Произошло разделение функциональных обязанностей.
Состав группы варьировался при выполнении различных заданий, и, таким образом, в течение курса каждый ученик поработал в 3-4 группах.
При выполнении практических работ использовался прием «работа в парах». При постановке опыта один из пары проводил опыт, другой наблюдал и описывал ход и результаты данного опыта. Затем они менялись ролями.
Был использован также прием индивидуальных заданий по подготовке кратких докладов на темы, связанные с проблематикой курса. После выступления с докладом проводилось его совместное обсуждение.
Результатом использования перечисленных приемов стало развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.
На итоговом занятии каждый учащийся в форме устного сообщения поделился с коллективом, чему научился, что узнал нового и полезного. Все отметили, что помимо того, что они получили новые знания, они еще и подружились.
Эксперимент оказался полифункциональным: он позволил углубить знания по предмету, понять тесную связь учебной дисциплины с реальной жизнью, развить коммуникативную компетенцию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья "Формирование...
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Развитие информационной и коммуникативной компетентности через включение учащихся в исследовательскую деятельность.
Развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения. И пути достижения этой цели могут быть разные. Один и...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение
В данной статье раскрываются приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....
Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...
Проект педагогического эксперимента "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках проектной деятельности"
Увлеченный новыми техноологиями, мудрый учитель использует только её открытия, которые помогут раскрыть, развивать и реализовать способности ребенка....
Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...