Статья "Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся"
материал (10 класс) по теме
В статье автор представляет опыт работы по многочисленным международным проектам. Описывается метод проектной деятельности и различные виды проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_novyh_tehnologiy_v_proektnuyu_deyatelnost_uchashchihsya_gimnazii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение новых технологий в проектную деятельность учащихся гимназии
Верешкина Татьяна Георгиевна
Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых эффективных технологий. Одним из основных направлений работы гимназии является внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс уроках иностранного языка и в ходе реализации международных программ и проектов.
За последнее десятилетие обучение на основе проектного подхода нашло в школах более широкое применение.
Как показывает практика, проектная деятельность с использованием удаленных ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, самостоятельную деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Цели и задачи проектной деятельности
Как куратор проектной деятельности я ставлю следующие цели,
обусловленные общими принципами развивающего образования:
- Создать условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.
- Обеспечить условия развития творческой личности и ее самореализации.
- Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов.
- Способствовать развитию умения мыслить творчески и самостоятельно.
- Формировать интерес учащихся к познавательной деятельности, практические умения и навыки проведения проектной деятельности.
Проекты могут разделяться как по методу, доминирующему в проекте, так и по характеру координирования, по продолжительности, по количеству участников:
- Исследовательские,
- Творческие,
- Игровые,
- Информационные,
- Практико-ориентированные.
По характеру координирования проекта:
- С явной координацией,
- Со скрытой координацией.
По характеру контактов:
- Внутренние (региональные),
- Международные.
По количеству участников:
- Личностные (индивидуальные),
- Парные,
- Групповые,
По продолжительности проведения:
- Краткосрочные,
- Средней продолжительности,
- Долгосрочные.
Основные виды проектов для обучения иностранному языку:
Наша гимназия имеет определенный опыт использования метода проектов в образовательном процессе. Проектная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
- общегимназические проекты (Предметные олимпиады, конференции)
- проектная деятельность в воспитательной работе (походы, поездки, экскурсии, внеклассные мероприятия)
- проектная деятельность в учебном процессе
- международные проекты и программы образовательного туризма.
В гимназии №105 одновременно проводится работа над несколькими проектами для учащихся 8-11 классов: “Mondialogo”, “Water for Life”, “Young Masters Programme for Sustaintable Development”, “European Weeks”. Все они предполагают совместную исследовательскую деятельность на иностранном языке в области экологии, культуры, архитектуры, развития транспорта и т.д. Тесные контакты налажены с партнерами в США, Бельгии, Великобритании и Швеции. Важным шагом в развитии проектного обучения стало участие гимназии в программе дистанционного обучения старшеклассников по курсу экологии и устойчивого развития общества в шведском Институте Промышленной Экономики и Экологии г. Лунд.
Результатом этой работы стали проекты по дистанционному обучению, выполненные в форме Power-Point презентаций, которые были представлены на Всемирных Конвенциях Молодежи в Академии Наук Египта (Александрия 2004 г.), ОАЭ (Дубай 2006г.). В этом году подготовлено 10 проектов для преставления в Китае в 2009 году.
Ряд проектов, выполненных совместно с предприятием «Водоканал», партнерами из Германии и Великобритании, удостоены первой премии. Например, проект «Мегаполис: взгляд в будущее», «Чистая вода для большого города».
Этапы работы над проектом
В ходе работы над проектом я придерживаюсь следующих этапов:
1. Подготовка
Определение проблемы и цели проекта.
Определение темы проекта и возможности его реализации имеющимися ИТ средствами гимназии.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Обсуждение проблемы с учителем и получение дополнительной информации. Устанавливается цель проекта и форма его реализации. | Объясняет суть проектного метода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
2. Планирование
Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы, определение источников информации; определение способов ее сбора и анализа; Определение способа преставления результатов и процесса разработки проектов.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Вырабатывают план действий и формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения. |
3. Исследование
Сбор информации: обращение к имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Выполняют исследование на промежуточном этапе, работа в группах, обсуждение промежуточных результатов. | Наблюдает, советует, руководит деятельностью. |
4. Анализ и обобщение
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Анализирует информацию и обобщают результат | Наблюдает, советует, проверяет |
5 Представление проекта
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом). Отчет о работе в форме презентации, устного сообщения, выставки, фильма, игра, представление. | Слушает, задает вопросы |
6.Оценка Результатов проекта
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Коллективное обсуждение и самооценка. | Оценивает усилия учащихся. |
Трудности при включении метода проекта в образовательный процесс
Использование метода проектной работы и информационных технологий может вызвать ряд трудностей. Не все учителя приветствуют новшества и владеют компьютерными технологиями в нужной мере. Не каждый учитель может стать научным руководителем групп школьников, работающих над проектами. Нужна высокая квалификация педагога, совершенное знание предмет, знание компьютерных технологий и готовность к дополнительным временным затратам.
Администрация школы должна оказывать всевозможную поддержку учителям, развивающим этот метод обучения. К тому же должны быть найдены дополнительные часы для осуществления этого вида деятельности.
Заключение
Анализируя работу учащихся и педагогов в проектах, можно отметить высокую активность и заинтересованность в проектной деятельности, большое разнообразие тем и типов проектных работ. Проектная деятельность способствует углублению знаний по предмету, выявляет склонности и способности учащихся, развивает интерес к предмету или сразу к нескольким предметам, учит работать с литературой, проводить исследования и наблюдения, а так же овладеть компьютерными технологиями в ходе работы над проектом. Происходит рациональное сочетание теоретических знаний и практическое применение для решения конкретных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации проектной деятельности учащихся.
Новые педагогические технологии...
"ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ".
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определи...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Использование современного оборудования в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО нового поколения
Современное оборудование в проектной деятельности по технологии...