"ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ".
статья по теме
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной.
Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инновационная методика обучения – проектный метод – направлена на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожденной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формированию познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- современном обществе успешным человеком считается тот, кто спосо-бен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближай-шую перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив их, оценить, удалось ли достичь поставленных це-лей.
- современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной.
Внедряемая сегодня в образовательные учреждения России инноваци-онная методика обучения – проектный метод – направлена на самореализа-цию учащегося как личности; на сохранение и приумножение его врожден-ной «самостоятельности»; на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею» че-рез выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реаль-ность с учетом потребностей, традиций, возможностей .
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование иссле-довательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Сегодня есть все основания утверждать, что проектная деятельность наилучшим образом способствует формирование познавательной активности учащихся. Метод проектов находит всё большее распространение в системе образования, так как любая его форма это одновременно поиск, обработка, критическое осмысление, систематизация, презентация и оценка полученных результатов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
- учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез,
систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющих-ся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.
Таким образом, проект – это замысел, движение вперёд. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Многообразие сфер применения информационных технологий – от об-
ласти искусства до сложных задач моделирования реальных жизненных процессов – активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению и творчеству.
Предмет Изобразительное искусство и ИКТ находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода. Учитель изобразительного искусства лично заинтересован в любых проектах, которые выполняются в его школе, т. к. это способствует развитию эмоциональной отзывчивости и любви к прекрасному, у любого ребенка есть интересующие его темы, вопросы. Для оформления результатов или выступления ему потребуется компьютер с его возможностями, и тогда вместе с добыванием знаний по предмету он будет получать знания и умения по ИКТ.
Проект подразумевает законченность, то есть реализацию. Он должен найти практическое применение, например, он может использоваться на уроке как методический материал, или показать в класее в случае объяснения нового материала по изобразительному искусству в проекте.
Проекты могут быть индивидуальные и коллективные, долгосрочные и кратковременные, нельзя установить нижнюю или верхнюю возрастную границу для проектировщиков.
У средних школьников лучше получаются коллективные проекты. Дос-таточно небольшой группе ребят обозначить проблему, как уже все загоре-лись. Работа с цифровой техникой всегда вызывает у детей большой восторг, но самое главное, ребята использовали компьютер по назначению, а не игра-ли или просматривали мультфильмы, и это им понравилось, ко всему они получили прочные навыки по работе с текстовым документом, включающим рисунки из файлов, рисованные объекты, текстовые эффекты и т. д.
Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
Ребята увлеченно, с интересом собирают материал, расширяя свои знания в изобразительном искусстве Мало собрать информацию, надо выделить самое важное и значительное, надо правильно подать проект, что-бы он вызвал интерес у аудитории.
Каковы результаты такой деятельности?
Для учащегося
- Формируются и отрабатываются:
– навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
– умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения;
– умение представить информацию в доступном, эстетичном виде;
– умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
– умение работать в группе, в команде;
– навыки публичного выступления (ораторское искусство).
- Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
- Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (сканер, модем, фото и видеокамеры, мультимедиа проектор и т. д.)
- Ученик довольно основательно изучает необходимое для реализации проекта программное обеспечение ПК. Задача учителя обеспечить кабинет необходимыми программными средствами.
- Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
- Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
- Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
Все это дает ребятам возможность, выйдя из стен гимназии, стать ус-пешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.
Для учителя
- Отношения с учениками переходят на уровень сотрудничества.
- Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
- Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
Все это приводит к повышению профессионализма учителя.
Ничто так не сплачивает коллектив, как деловые отношения, общие идеи. Совместная коллективная деятельность устанавливает деловые, межличностные, дружеские контакты между детьми и между учителем и детьми. При работе над подобным проектом, учитель – не только классный руководитель и предметник, но и энтузиаст, и организатор, и художественный руководитель.
Опыт показывает, что, активно используя в учебном процессе проектные методы обучения в сочетании с информационно-коммуникационными техно-логиями, можно достичь высоких образовательных результатов, необходи-мых для жизни в современном информационном обществе, а именно:
– повышается познавательная активность на основе развития критического мышления и умения получать информацию по технологиям Интернет;
– развиваются коммуникативные навыки работы, как в группе, так и со своими сверстниками через Интернет;
– становление активной творческой и жизненной позиций во всех областях деятельности, включая учебную;
– принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, меж-культурного взаимодействия, воспитание толерантности.
Таким образом, внедрение в проектное обучение информационно-ком-
муникационных технологий можно отнести к инновационным подходам в образовании, которые раскрывают большие возможности для самоопреде-ления личности, для ее самореализации в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта: формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Педагогический проект "Руководство проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательной работе с применением информационно-коммуникационных технологий "
Цель данного проекта- формирование знаний, умений и навыков по созданию школьно-поселковой газеты «Содружество» с помощью современных образовательных и информационных технологий, поз...
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Проектная деятельность учащихся: технология развития проектной культуры
Автор технологии развития проектной культуры Хаматгалеев Э. Р. предлагает к использованию в проектной деятельности учащихся с позиций культурно-исторического подхода такие средства опосредствования ка...