Использование современного оборудования в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО нового поколения
методическая разработка по технологии
Современное оборудование в проектной деятельности по технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий Автономный Округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
город Тарко-Сале Пуровский район
Методическая разработка
«Использование современного оборудования в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО нового поколения»
учитель технологии Спивак М.С.
заявляемая квалификационная категория: первая
г. Тарко-Сале
2022 г.
Введение
Новые технологии в современном мире являются неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом они модернизируются и воздействуют практически на все сферы жизнедеятельности, помогают облегчить и улучшить нашу жизнь, сделать ее как можно проще.
Именно технология формирует технологическое и проектное мышление как современные способы осмысления реальности, реализации собственных стремлений, преобразования жизненного пространства [1].
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это предметная область, обеспечивающая интеграцию знаний из областей естественнонаучных дисциплин, отражающая в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты материальной культуры. Она направлена на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества. В рамках предметной области «Технология» происходит знакомство с миром технологий и способами их применения в общественном производстве [3].
Образовательная область "технология" - это часть предметной области "технология", включающая совокупность технологических знаний (как теоретических, так и практико-ориентированных), освоение которых позволяет сформировать у обучаемых школьников различные уровни компетенции от ключевых, базовых, специальных до специализированных, что обеспечивает формирование различных уровней технологической грамотности и культуры [2].
Перед всеми учителями технологической направленности стоит главная задача - развитие творчески способных учащихся, которые должны самостоятельно мыслить и креативно действовать.
Президент РФ Путин В.В. в одном из своих обращений к Федеральному Собранию подчеркнул, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.
Деятельность обучаемых в рамках предмета «Технология» должна быть направлена на овладение компетенций 21 века за счет использования проектных технологий обучения, применения исследовательских, проблемных и частично-поисковых методов.
Цель данной методической разработки – дать информацию для педагогических работников технологической направленности в части организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии с применением современного оборудования.
Конечным результатом будет возможное применение данной информации для учителей технологии в своей педагогической практике.
Аналитическая часть
Согласно ФГОС ООО нового поколения, изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;
- демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда [8].
В современных образовательных учреждениях, изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных УУД;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. (Приказ Министерства образования и науки России от 31.12.2015 г. N 1577 (пункт 11.9.))
В Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы говорится, что технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах; обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию [2].
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебнопроизводственные бригады, агроклассы [4].
«Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности:
• компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование;
• технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой);
• аддитивные технологии;
• нанотехнологии;
• робототехника и системы автоматического управления;
• технологии электротехники, электроники и электроэнергетики;
• строительство;
• транспорт;
• агро- и биотехнологии;
• обработка пищевых продуктов;
• технологии умного дома и интернета вещей,
• СМИ, реклама, маркетинг [4].
Большое значение в развитии креативности и творческих способностей школьников, имеет декоративно-прикладное искусство (вышивка, вязание, плетение и др.), которое позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от старшего поколения к младшему, формирует художественный вкус, создаёт эстетическую полноценную среду, терапевтически воздействует на эмоционально-психологическое благополучие ребёнка, определяет творческий потенциал личности, позволяет выявлять, поддерживать и развивать способности детей.
Для учащихся огромное значение имеет новизна и креативность продукта труда, изготовленного собственноручно на современном оборудовании. Например, на уроках технологии, получая навыки работы на компьютеризированной вышивальной машине, которая может создавать вышивки с помощью компьютеризированных дизайнов, учащиеся имеют возможность применить их в дальнейшей трудовой деятельности. А также выдержать конкуренцию на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ, является возможность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
В 7 классе по программе (УМК Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) учащиеся изучают раздел «Художественные ремесла», где подробно знакомятся с разными способами и видами вышивания, разрабатывают и защищают творческие проекты по данной теме в форме презентации проектного (вышитого) продукта.
В своей педагогической практике на уроках технологии я применяю как традиционные (объяснение, демонстрация, упражнения, практическая, лабораторная работы и др.) методы, так и инновационные (игровые, мультимедийные технологии, мозговой штурм, алгоритм, кейсы и др.) методы обучения. Но в приоритете остается, конечно же, метод проектов.
Проектная деятельность - ведущая форма учебной деятельности в предметной области «Технология» в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.
Уже в этом учебном году, имея в наличии современную компьютеризированную вышивальную машину, в раздел «Художественные ремесла» я внесу элементы вышивки на этой машине (Приложение 1), а на следующий год пропишу в тематическом планировании. Темы уроков, касающиеся работы на компьютеризированной вышивальной машине, будут являться принципиально новыми. И нет сомнений в том, что учащиеся будут выполнять учебные проекты по данному разделу с большим интересом и удовольствием.
В этом учебном году материально-техническая база нашего кабинета технологии полностью обновилась. Поступило много нового оборудования: современная микроволновая печь, блендер, планетарный миксер, весы настольные электронные кухонные, санитарно-пищевая экспресс-лаборатория, утюги, парогенератор, оверлоки, компьютеризированные швейные машины, вышивальная машина с ЧПУ, распошивальная машина, текстильный принтер, раскройный плоттер.
Современные инновации технологического образования требуют от учителя особой подготовки для преподавания уроков технологии. Как учитель технологии, я ежегодно повышаю свой уровень педагогических знаний: посещаю вебинары, семинары, конференции, мастер-классы учителей технологической направленности и т.п., прохожу курсы повышения квалификации (Приложение 2). Мои ученики и я принимаем участие в олимпиадах, конкурсах, выставках творческих работ разного уровня и, конечно же, занимаем призовые места (Приложение 3).
Именно будущий учитель технологии, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и концепцией технологического образования, должен обеспечить понимание обучающимися общемировых процессов информатизации и цифровизации общества.
Теоретическая значимость: определение важного значения методики технологии машинной вышивки, выполняемой на современной вышивальной машине, с использованием специального программного обеспечения, которые могут быть применены во время обучения, выполнения проектных работ и развития творческих способностей обучающихся.
Практическая значимость: данная методическая разработка может быть использована в работе учителей технологии, а также руководителей кружков дополнительного образования.
Практическая часть
Внесение в тематическое планирование уроков технологии новых тем, касающихся вышивки на швейной машине с ЧПУ.
Новые темы:
- Устройство вышивальной машины с программным управлением и правила безопасной работы на ней.
- Машинная вышивка: инструменты, приспособления и материалы.
- Выбор рисунков вышивания и рисунков букв алфавита с цветочным орнаментом. Выбор рисунков обрамления.
- Редактирование рисунков: перемещение, изменение размера, поворот, изменение цвета и удаление.
- Комбинирование рисунков: редактирование и вышивание.
- Вышивание аппликаций. Выполнение разделенных рисунков вышивания.
- Профессия дизайнер машинной вышивки.
Практические работы учащихся:
- Упражнения по подготовке машины к работе. Изучение работы основных компонентов и экранов.
- Упражнения по выбору рисунков (выбор рисунков из коллекции машины, букв, символов, выбор рисунков обрамления, выбор рисунков, хранящихся на USB носителе).
- Подготовка ткани (крепление стабилизирующего материала). Запяливание ткани в пяльцы, установка пялец. Подтверждение позиции рисунка.
- Упражнения по выполнению и редактированию рисунков вышивания.
- Упражнения по выполнению комбинированных рисунков.
- Упражнения по выполнению вышивки аппликацией.
Темы для творческих проектов учащихся:
- Мое хобби – вышивка.
- Вышивка в современном мире.
- Волшебный мир вышивки.
- Гардероб с элементами вышивки.
- Оформление одежды вышивкой.
- Сумка-шоппер с вышитым орнаментом.
- Вышивка в подарок.
- Изготовление диванной подушки в технике вышивка.
- Вышивка в декоративном оформлении интерьера.
- Вышивка на салфетке по запрограммированному в вышивальной машине рисунку.
- Современное оборудование для хобби: швейно-вышивальные и вышивальные машины.
- Вышивка гладью на современной вышивальной машине.
- Вышивка на современной швейной машине.
- Вышивка на фетре.
- Русская народная вышивка.
- Профессия художник по кодировке машинной вышивки.
Согласно руководства пользователя компьютеризированной вышивальной машиной, дети допускаются к работе на ней, поэтому я внесу несколько часов по данному разделу во все классы с 5 по 8.
Наша школа (кабинет технологии) сотрудничает с ателье «Велюр» г. Тарко-Сале (индивидуальный предприниматель – родитель учащейся нашей школы), где получаем информацию о современных тканях и их составе, фурнитуре, разных отделочных материалов, а также спонсорскую помощь в виде остатков и обрезков тканей, отделочных материалов.
На сегодняшний день рассматривается вопрос о преемственности школа-детский сад: участие школьников в декоративном оформлении спортивной формы и атрибутов команды детского сада для участия в спортивных соревнованиях (аппликация и вышивка символики).
Учитывая обновленную материально-техническую базу нашего кабинета технологии уже на следующий учебный год планируется разработка программы внеурочной деятельности, в которую будут привлечены учащиеся с 5 по 9 классы, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. В программу будут включены такие разделы как проектирование, конструирование, программирование, моделирование.
Заключение
На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что учащиеся смогут овладеть техникой машинной вышивки, после того как изучат компьютеризированную вышивальную машину и порядок работы на ней.
Показательным результатом будет является выбор учащимися тем по данному разделу для выполнения творческих проектов, которые будут ежегодно представляться на конкурсах различного уровня и без сомнения занимать призовые места.
Литература
- Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана) [Электронный ресурс]: Разрабатываем рабочую программу по технологии на 2020/2021 уч. год Гилева Елена Анатольевна, к.п.н., методист по технологии. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/9ed/9ed789e9c8ca8ecae28b23c56e9d946d.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
- Примерная основная образовательная программа основного общего
образования в части предметной области «Технология», принятая протоколом федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 февраля 2020 г. №1/20.
- Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа-Вентана) [Электронный ресурс]: Технологическое образование школьников в современных условиях. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/990/990ce89892f56ee6534f191c27c3594f.pdf (дата обращения: 25.01.2022).
- Технология. Методическое пособие. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
- Шарипова Э.Ф. Проект как средство оценивания метапредметных результатов обучения. Современное технологическое образование: материалы XXIII Международной научно-практический конференции по проблемам технологического образования / под ред. Ю.Л. Хотунцева [Электронное издание]. - Москва: МПГУ, 2017. - 297 с.
- Банк документов [Электронный ресурс]: Министерство просвещения Российской Федерации. Дата обновления: 30.12.2018. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa (дата обращения: 24.01.2022).
- ФГОС [Электронный ресурс]: Основное общее образование. Дата обновления: 11.12.2022. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 24.01.2022).
- Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Дата обновления: 05.07.2021. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=125&rangeSize=1 (дата обращения 24.01.2022).
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Шуваловская школа № 1448" [Электронный ресурс]: Современное технологическое образование: сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научно-практической конференции, 23 и 24 ноября 2020 года, г. Москва МПГУ – МГТУ им. Н.Э. Баумана. URL: https://sch1448.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5fc74fe340657.pdf (дата обращения 25.01.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках технологии.
Обобщение опыта работы по теме " Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"....
Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»
В настоящее время – время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...
Методический семинар к конкурсу "Учитель года" Тема «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирование универсальных учебных действий учащихся»
https://cloud.mail.ru/public/HJ1D/H5SczMHmt...
Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)
Организация проектной деятельностишкольников на уроках технологиив условиях реализации ФГОС( из опыта работы)...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. Учащийся должен научиться мыслить нестандартно, нестереотипно. Как известно, творчество - это деятельность...