выступление "Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики"
статья по теме

Преимущества интеграции на уроке;Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями;

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Еремина Е.А.                 МОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района Белгородской области»

Уважаемые коллеги!

Я хочу сегодня начать своё выступление  с  притчи.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Действительно, в наших (педагогов) руках развитие личности любознательной, интересующейся, активно познающей мир;

умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности;

_ уважающей и принимающей ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа;

_ доброжелательной, умеющей слушать и слышать партнёра, уважающей своё и чужое мнение;

_ готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Возникает вопрос: какими методиками и технологиями необходимо

владеть современному педагогу для развития личности – ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

Интегрированный урок-

одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и иностранный язык. Напротив, по своей сути, школьный предмет «Иностранный язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1.      Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

   -  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

   -  Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

                       Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

                       Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

                      логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

                      Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.            В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока.

2.  Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.  При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,

                       В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

                       В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

                       Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

 Реализация межпредметной интеграции в практике обучения вообще и иностранному языку, в частности, предполагает сотрудничество учителя одного предмета с учителем другого предмета, посещения открытых уроков, совместное планирование.

Конкретизация использования межпредметной интеграции в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Главное при разработке планов таких уроков – формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний. 

Интегрированные уроки являются   необычными по замыслу, организации, методике проведения, их эффективность зависит в большей степени от качественной предварительной подготовки. Требуется кропотливая работа по тщательному отбору содержания материала урока. Учитель должен в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённой теме. Он должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом. Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных приемов обучения.

          Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимо правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;  высокие  профессиональные  качества  педагогов, обеспечивающие творческое  сотрудничество  учителей  и учащихся  при  подготовке урока; использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока; сочетание индивидуальных и групповых форм работы; обязательный  учет  возрастных психологических особенностей обучающихся.    

Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося. В данном случае каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.

В нашей школе в течении двух лет проводились межпредметные интегрированные уроки «Обществознание – английский язык» в профильных классах. Цель их в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку. Ценность состоит и в обобщении знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета. Проведение интегрированного урока английский язык — обществознание стало возможно только благодаря желанию учителя английского языка и учителя истории. Подготовка состояла в выборе тем урока, в совместном планировании с точки зрения методов и форм, содержания, конкретного участия каждого учителя в его проведении. Выбранные темы соответствовали материалу учебника по английскому языку, по которому занимаются школьники (учебник « Английский язык» для 10-го класса, автор В.Кузовлев), и учебника обществознания для 10-го класса (Боголюбова Л.).(профильный уровень) Эти занятия способствовали переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в единое целое.

                                               Анализ урока

Форма: современный интегрированный урок.

Вид: учебно-практическое занятие.

Тип: закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.

Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический.

Методы обучения:

1) метод устного обучения;

2) метод наглядного обучения;

3) метод обучения  по тексту;

4) практический метод;

Точки соприкосновения: сферы общественной жизни и политическое устройство 2 государств

Логические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация

Мы постарались использовать такие приемы, как мозговая атака, работа в группах, соотнесение частных признаков с общими понятиями, чтение диаграммы и схем

Считаю, что творческое содружество преподавателей разных дисциплин может принести огромную пользу, так как связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов, в данном случае обществознания и иностранного (английского) языка.

                                                                                                                                                    -                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ – НОВШЕСТВО СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ

В условиях современного реформирования школы и введения новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов актуальным и перспективным направлением в развитии образования является интеграция...

Методика урока одной задачи при подготовке к решению заданий с параметрами в ГИА и ЕГЭ

В статье предлагается использование "методики урока одной задачи" при организации итогового повторения темы "Решение уравнений с модулем и параметром". Автор проводит подобные занятия с 7 класса, данн...

Лекция, как одна из форм современного урока

В статье рассматриваются методологические основы лекции.( как формы урока)...

Деловая игра одна из форм современного урока математики

Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете....

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного урока»

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного  урока»...

Урок одного слова (методика)

Урок одного слова (методика)...