Проект инновационный
план-конспект по теме
Тема проекта: "Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_oblast1.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодежной политики и охраны прав детства
МР «Ферзиковский район»
МОУ «Дугнинская средняя общеобразовательная школа»
Инновационный проект
учителя английского языка
1 квалификационной категории
Семёновой
Людмилы Витальевны
Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Применение нетрадиционных форм урока
Калуга 2009 г.
Каждый ребенок- Вселенная, и все уникальны в своём роде.
Задача учителя – развивать присущие именно им способности.
Семёнова Людмила Витальевна
Год рождения: 1976
Квалификационная категория: 1 квалификационная категория
Год присвоения: 2008г.
Домашний адрес: с. Богданино д.84.кв.1 Ферзиковского района,
Калужской области
Тел: (48437)-55-785.
Оглавление
I. Введение……………………………………………...…….... стр. 4
II. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку………………………………………………………………стр.6
2.1 Урок как основная единица учебного процесса ……………….…….стр.7
2.2 Специфика урока иностранного языка…………………………………стр.8
2.3 Коммуникативная цель обучения иностранному языку
на начальном этапе……………………………………..……………..….стр.9
III. Нетрадиционные формы урока английского языка…стр.10
3.1 Особенности нетрадиционных форм урока
английского языка…………………………………………………....стр.10
3.2 Методика работы на уроке………………………………..……………стр.10
3.3.Реализация проектных мероприятий………………………………….стр.16
3.4Оценивание учащихся…………………………………………………..стр.17
3.5 Самоанализ профессиональной деятельности………………………..стр.18
IV. Заключение………………………...……………………… стр.20
Список литературы……………………………………………стр.22
Приложение
- Введение
Я работаю в Дугнинской средней общеобразовательной школе учителем английского языка с 2004г. Придя на работу в школу, я быстро подружилась с коллективом. Мне понравилась теплота и доброжелательность моих коллег – учителей. С первых дней моей преподавательской деятельности в этой школе многие учителя оказали мне поддержку не только как учителю, но и как человеку, вошедшему в новый, для меня коллектив. Работая в школе, я стараюсь отдать детям всё то лучшее, что знаю и умею сама. Я стараюсь привить детям чувство ответственности, внимательности, уважительного отношения друг другу, чувство взаимопомощи, доброты и нежности. В школьные годы училась хорошо, была одной из лучших учениц и поэтому в настоящее время, обучая детей, стараюсь найти к каждому ученику индивидуальный подход. Считаю, что помимо родителей, учитель является вторым человеком в жизни ребенка, который несет не только знания, но и формирует его сознание и мировоззрение. И поэтому, стараюсь работать с полной отдачей.
Работая в школе, пришла к выводу, что общепринятая схема традиционного урока: опрос- объяснение нового материала – закрепление – повторение – контроль, не устраивает полностью ни меня, ни учеников. Детям на таком уроке бывает скучно. К тому же зазубренная, но не всегда хорошо понятая информация, ненадолго удерживается в памяти. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у некоторых детей нет интереса к учебе, нет контроля со стороны родителей, поэтому иногда учащиеся приходят на урок не подготовленными. Но как можно переходить к изучению нового материала, когда не усвоен предыдущий? Все эти факты привели меня к мысли о том, что нужно пересмотреть методику работы. Необходимо заинтересовать детей, доказать «слабому» ученику, что он способен развиваться. В конце концов, добиться того, чтобы большую часть учебного материала ребенок мог усвоить на уроке.
В книге Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП », (М. 2005 г.), я нашла такую информацию:
«Учащиеся удерживают в памяти 10% оттого, что они читают, 26% от того, что они слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими и 80% от того, что основано на личном опыте». Значит необходимо организовать работу так, чтобы предоставить ребятам как можно больше самостоятельности на уроке, дать возможность самим делать определенные выводы и делиться ими с одноклассниками, совместно приходить к правильному решению.
Человек образованный - тот, кто знает,
где найти то, чего он не знает,
- так сказал Георг Зиммель, немецкий философ XIXв.
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной и всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Важно формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т. к. без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.
Те, кто занимаются изучением иностранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для того чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.
Мой опыт работы показал, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, использование элементов проектной методики, использование новых информационных технологий, например таких, как видео-урок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия, Интернет - урок и т. п.
Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации о культуре страны, изучаемого языка, совершенствуется социокультурная компетенции учащихся.
Почему я говорю о том, что необходимо применять данные методы обучения? Дело в том, что во время, например, видео-урока осуществляется приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка посредством погружения их в атмосферу взаимоотношений носителей языка с демонстрацией особенностей их мимики и жестов.
Исходя из вышесказанного, цель проекта: – показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе.
Задачи: - формирование и развитие иноязычной коммуникативной культуры
- повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка
- отработать методику эффективного преподавания английского языка
Предмет исследования – нетрадиционные уроки в процессе обучения иностранному языку.
Объект исследования – Образовательный процесс при использовании различных видов нетрадиционных уроков в процессе обучения английскому языку.
Ввиду многоплановости темы в проекте сосредоточено внимание на исследовании узловых моментов и поставлены следующие задачи:
1. проанализировать методическую литературу по проблеме;
2.
дать определение понятию «нетрадиционные уроки» и описать различные формы их проведения.
Методы исследования – анализ методической литературы, синтез, обобщение.
Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок–праздник, Интернет-урок, урок с применением ИКТ и другие формы.
Актуальность проекта определена недостаточной изученностью особенностей видов нетрадиционных уроков как единиц учебного процесса.
Гипотеза: процесс обучения иностранному языку будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях развития коммуникативных навыков у учеников.
Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а так же различные интернет-сайты.
Вся жизнь человека ставит перед ним острые, неотложные задачи и проблемы. От того, насколько развита интеллектуально личность, зависит и степень решения этих задач и проблем. Воспитание всесторонне развитой личности, не только обладающей большим потенциалом знаний и умений, но, прежде всего мыслящей, умеющей из огромного количества информации выбрать главное является сейчас, на мой взгляд, одной из основных общеобразовательных задач современной школы.
II. Психолого-педагогические основы обучения
иностранному языку
Развитие личности происходит согласно всеобщим философским диалектическим закономерностям:
- способностью к развитию, которая заложена в человеке природой; невосполнимостью того, что индивид может упустить в своем развитии;
- определяющим влиянием социальной среды на формирование личности;
- психогенностью, т. е. пониманием личности как саморегулирующейся и самоуправляющейся системы;
- индивидуальностью темпов развития каждой личности.
Еще одной закономерностью развития личности является то, что движущей силой психического развития является собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослого воспроизводит и присваивает исторически сложившиеся человеческие качества и способности. (Л. С. Выготский).
Именно на законах развития личности строятся принципы развивающего обучения, в частности технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, технология саморазвития личности учащегося А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко, познакомившись с которыми, я пришла к выводу, что методику преподавания английского языка можно построить на принципах развивающего обучения. «Развивающее обучение отличается своей прямой направленностью на задачу психического – умственного и личностного - развития учащихся» (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), главными задачами которого являются:
- Сформировать у учащихся активное отношение к процессу обучения, т. е. умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи.
- Учить ребенка ставить цель по самоизменению, ставить его в состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта» (В. В. Давыдов).
Поэтому главной целью инновационного проекта стало: Повышение коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка, через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей в процессе обучения и воспитания.
Только наличие цели сознательного самоизменения «- я узнаю, я пойму, я найду решение» приведет к принятию ребенком учебной задачи, создаст прочную учебную мотивацию.
Еще одна проблема, которую нужно решить – как построить взаимоотношения с учениками. Авторитарный способ управления учебно – воспитательным процессом – «учитель на пьедестале» - меня не вполне устраивает, так как мои взгляды на обучение и воспитание расходятся с тем, что ученик – только объект, неполноценная еще личность, (школа воспитывает послушных «винтиков»), а учитель – субъект учебного процесса, командир, единственное инициативное лицо, судья, «всегда прав», стиль «разящей стрелы». (Г. К. Селевко). Решить данное противоречие мне помогло знакомство с технологией педагогического сотрудничества, разработанной в прошлом столетии педагогами – новаторами С. Л. Соловейчиком, В. М. Матвеевым а затем их последователями - И. П. Ивановым, В. Ф. Шаталовым, Ш. А, Амонашвили и др. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Вместе с учителем «творили урок». Не только и не столько знания и владение школьниками языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении, в том числе и на изучаемом языке. Это возможно, если основой формой учебной деятельности будет живое активное общение друг с другом и с учителем.
В основу педагогики сотрудничества положен гуманный подход к личности ребенка. Отношения учителя с учениками являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно–воспитательного процесса. Это должны быть отношения сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции, влекущие за собой повышение мотивации к учебе.
На основе изученных технологий я выработала концептуальные принципы своей работы.
Мои концептуальные принципы
- Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения определенной цели. Такой целью может быть любой вид речевой деятельности, точнее, умение совершать этот вид деятельности. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» обучающихся людей (И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, А.А.Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
- Независимость метода от условий обучения. Метод определяет стратегию обучения, а не его тактику, и поэтому выбор его не может зависеть от языка, ступени обучения, аудитории и т.п.
- Способность метода охватывает все стороны обучения данному виду речевой действительности, это достигается за счет совокупности принципов, входящих в метод, за счет полноты их номенклатуры, а также за счет объема содержания каждого из них.
- Наиболее полное использование возможностей ребенка в учебной деятельности.
- Обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка, т. е., приводит в движение внутренние процессы развития, опережает его.
- Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся, а также формирование и развитие личностных качеств у школьника.
- Принцип субъективности ребенка в учебном процессе (ребенок не объект, а субъект обучения). Принцип диалога – полилога.
- Принцип дедуктивного способа подачи информации. Усвоение знаний, имеющих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями (от общего к частному).
- Применение ИКТ на уроках.
Данные концептуальные положения реализую через содержание и определенные организационные формы учебно-воспитательного процесса, а также методы обучения.
Урок как основная единица учебного процесса
Наиболее приемлемой для меня является классно – урочная форма организации учебно – воспитательного процесса.
«Урок – это динамичная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) учителя и учащихся, включая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения». (Г. К. Селевко)
В школьной практике я применяю различные формы уроков, такие как: нетрадиционные формы урока, использую элементы проектной методики, урок с применением ИКТ, урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного, урок с дидактической игрой, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, интегрированный урок.
Наиболее приемлемой для меня является классно – урочная форма организации учебно – воспитательного процесса.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что урок является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения, на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ. Следует также заметить, что урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Содержание же изучаемого материала должно иметь высокий уровень, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям филологической науки.
- Специфика урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.
Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
-участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
Действительно, чтобы заложить основы по каждому из видов речевой деятельности, необходимо на копление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.
Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским мето дистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значе ние началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоми нается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.
Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методи ческая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систе му и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответст вии с ее основными положениями
Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Результативность работы учителя зависит от умения выбрать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения на каждом уроке .
2.3 Коммуникативная цель обучения иностранному языку
Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рас смотрения специфики учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключа ется в том, что, во-первых, язык — будь то родной или иностран ный — служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.
Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях школы , как это происходит при изучении школьника ми других предметов, таких, как ботаника, биология, физика, хи мия, но расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладе вать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письмен ной. Овладение этими формами общения и должно вхо дить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средст вом общения, уметь им пользоваться в устной и пись менной формах. Устная форма включает владение понима нием звучащей речи на слух — аудированием и выражением сво их мыслей на иностранном языке — говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, то есть пони манием печатного текста — чтением и использованием графиче ской системы для выражения мыслей — письма. Схематически это можно представить так:
Язык — средство общения
в устной форме в письменной форме
аудирование говорение чтение письмо
Аудирование, говорение, чтение и письмо — это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы обеспечить возможность осуществлять общение в устной и письменной формах.
III. Нетрадиционные формы урока английского языка
- Особенности нетрадиционных форм урока английского языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Поэтому в школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы занятий.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
- Методика работы на уроке
Методы проблемных и учебных задач.
«Обучение - необходимый элемент развития. Всякое обучение развивает, обогащает банк памяти, условных рефлексов». (В. В. Гузеев ).
Развитие ребенка через обучение является моей главной задачей на всех этапах урока Для выполнения данной задачи использую следующие методы:
- Проблематизация обучения, т. е. создание проблемных ситуаций.
Принцип проблемности - есть условие создания мотивации, основой которой является познавательный интерес.
Уже формулировка темы урока может содержать проблему, к разрешению которой нужно придти в процессе работы.
- Применение метода проектов
В своей практике использую элементы проектной методики. Метод проектов направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, но и уметь применять их на практике.
Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта я ориентируюсь на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Типы проектов могут быть: творческие (выпустить совместную газету), информационные (собирают определенную информацию, а затем информируют других участников), прикладные(результаты, которых ориентированы на социальные интересы участников)
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Вот, например урок в 4 классе по теме «Моя семья» ребята приняли участие в творческом проекте. Учащиеся собирали информацию о своей семье, учили извлекать из текста информацию и использовать полученные сведения в работе. В конце проекта сделали коллажи и подготовили мини доклады по теме. (приложение)
- Использование Интернет- урока
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами.
В своей практике я использую Интернет- уроки, которые эффективно решают целый ряд дидактических задач на уроке:
-совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство
Я применяю Интернет, как источник до полнительных материалов при подготовке к занятию. Материа лы позже распечатываю и использую, затем в ходе традиционного заня тия. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интерне та обучение иностранному языку меняет ся: пользователь Интернета- ученик, получает до ступ к актуальной и аутентичной инфор мации, которую трудно отобрать из дру гих источников. Интернет- уроки повышают интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка.
Проанализировав опыт использования Интернета в процессе обучения иностранным языкам, я пришла к следующим выводам:
1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны учителя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком случае просто образуется новая группа).
2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация.
3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции. Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов Интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения. Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
(Приложение)
- Применение видео-уроков
Существует, безусловно, множество не стандартных форм работы учителя, акти визирующих внимание, а значит, и инте рес школьников к иностранному языку. Одной из них я считаю работу над филь мом, которую успешно практикую в своей работе не первый год. Это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и спо собствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зритель ная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
Интерес к фильму повышает интерес ребят к английскому языку, что подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками моделируемых учителем условно-речевых ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.
Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.
Таким образом, работа с видеофильмом является ярким техническим средством обучения, реализующим наглядность в обучении. Поэтому основной порядок работы с ним можно продемонстрировать следующим образом:
Демонстрация эпизода фильма
Постановка познавательной задачи
Учащиеся воспринимают информацию, отвечают на поставленные вопросы
УЧИТЕЛЬ
ВИДЕОФИЛЬМ
Постановка
познавательной
Учащиеся воспроизводят полученную информацию
- Интегрированный урок
Одним из путей решения общедидактических, педагогических и методических задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Был проведен урок английского языка и математики в 6 классе
Данный урок показал возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по математике и английскому языку
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.
Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются:
-совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения;
-дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
На таких уроках решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи:
- приобретение новых знаний;
- развитие способности к распределе нию внимания, догадке на основе зрительной наглядности и контекста, обобщение фактов и формулирование выводов из прочитанного и услышанного;
- формирование умений и навыков чте ния, аудирования, говорения (в том числе спонтанного) и письма по данной теме с использованием продуктивной граммати ки.
(Приложение)
- Урок-экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. И так мы на своих уроках учимся проводить экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, я стремлюсь развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
- Урок-спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является также урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на своих уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
(Приложение)
- Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Уроки –праздники я провожу чаще в начальных классах.
Вот например «Праздник- Букваря» во 2 классе
(Приложение).
- Урок-интервью
В своей практике провожу уроки – интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т.д.
Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
- Урок-мюзикл
Урок-мюзикл также способствует развитию социокультурной компетенции и ознакомлению с культурами англоязычных стран.
Методические преимущества песенного творчества в обучении иностранному языку очевидны. Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.
Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
- Применение ИКТ
Невозможно представить себе современного культурного человека, не знающего компьютерную грамотность. Поэтому внедрение в современный учебный процесс информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), должны не заменить прижившиеся в нашей школе педагогические технологии, а сделать их более результативными.
В последнее время пришла к выводу, что компьютерная поддержка повышает эффективность процесса обучения.
В процессе обучения ученик, т.е. обучаемый, вступает во взаимодействие с учителем – обучающим. При внедрении развивающих технологий возникает возможность осуществления обратной связи. С появлением средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, в информационное взаимодействие включается третий субъект, имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема.
ПК
Учитель Ученик
Новые информационные технологии (ИКТ) обладают тотальной мультимедийностью. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку англоязычной страны, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений стране изучаемого языка. Эффективность обучения через образное восприятие известна всем. В сочетании с компьютерными возможностями она многократно возрастает.
Я создаю презентации уроков и использую мультимедийные электронные издания на уроках английского языка.
Благодаря достаточному количеству различных мультимедийных учебников и пособий, возможна различная организация учебной работы с применением ИКТ. Вот некоторые из них, мною проанализированные и
применяемые.
(Приложение)
- Урок с применением презентаций.
Новый, наиболее значимый материал представлен здесь в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, аудиоматериалами, позволяющими оживить урок, сконцентрировать внимание на наиболее нужных моментах.
(Приложение)
- Урок проведения опроса и контроля знаний.
Предлагаю ученикам следующие варианты проведения опроса и контроля знаний:
1. Компьютерное тестирование.
2. Приведение в соответствие грамматических таблиц.
3. Кроссворд, викторина.
(Приложение)
- Программа по английскому языку и тематическое планирование как «инструмент управления коммуникативной познавательной деятельности учащихся».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2007 - май 2009гг.(2 года)
Количество учащихся, принимающих в проекте, - 6 человек.
Этапы проекта | Задачи этапа | Ответственный | Планируемые результаты | Сроки проведения | |
начало | окончание | ||||
1. Подготовительный | 1. Организационные: разработать план по разработке и реализации проекта | Семёнова Л.В. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. | Сентябрь2007г | Май 2008г. |
2.Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех частников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта | ||||
3.Содержательные: Изучить документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов развития и воспитания коммуникативной культуры учащихся. | ||||
4.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта. | ||||
2. Практический | 1. Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта | Сентябрь2007г | Декабрь 2008г. | |
2.Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели образовательного процесса. Формирование коммуникативных умений и навыков на английском языке | ||||
3. Контрольно-оценочный | Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативной культуры учащихся. Участие в олимпиадах, конференциях школьного, районного и областного уровней. | Семёнова Л.В. Клещеева Н.А. зам.директора по учебной части | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта | Январь 2009г. | Май 2009г. |
В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:
Формирование коммуникативных навыков и умений учащихся;
участие в проводимых олимпиадах, в конференциях;
распространение и пропаганда данной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся:
Предметы в рамках базисного компонента
Элективные курсы – школьный компонент
Группы дополнительного образования
Экскурсия
Поход ,конференция или конкурс
Клуб или кружок.
3.4 Оценивание учащихся
Очень большое значение приходится уделять и системе оценивания
учащихся.
Существуют определенные критерии оценивания результатов деятельности и знаний ребят на уроках английского языка. При определении качества знаний являются четыре вида учебной деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо. Каждое из этих умений предполагает несколько составляющих. Чтение и аудирование проверяются с помощью задания закрытого типа, письмо проверяется по следующим параметрам:
- решение коммуникативной задачи,
- относительная грамотность,
- корректность употребления лексических единиц.
Параметры для оценивания устной речи:
- решение коммуникативных задач,
-связанность речи,
- лексико – грамматическое оформление речи,
- фонетическое оформление речи.
Все виды речевой деятельности и параметры их оценивания должны быть отражены в шкале рейтингового учета знаний.
Чтение | Ознакомительное | |
Поисковое | ||
С полным пониманием | ||
Аудирование | Понимание общего содержания Понимание основной мысли | |
Письмо | Заполнение анкеты | Грамотность |
Сообщение о себе | Грамотность | |
Решение коммуникативных задач | ||
Корректность употребления лексических единиц | ||
Говорение | Решение коммуникативных задач | |
Связность речи | ||
Лексико-грамматическое оформление речи | ||
Фонетическое оформление речи |
На последнем уроке все баллы, полученные в течение работы над темой, суммируются. Моя задача – прокомментировать успехи учащихся и указать на недостатки, повлиявшие на снижение рейтинга. Рейтинг активизирует работу учащихся, исключает случайность в оценивании, учитывает индивидуальные возможности и дает четкое представление об уровне сформированности знаний.
Практика показывает, что ученики легко ориентируются в данной системе оценивания, меньше становится скучающих учеников на уроках, повышается мотивация обучения и эффективности урока.
Данную систему оценивания применяю, чтобы вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.
Могу сказать, что такой подход детей приносит свои плоды. Ребенок, которого оценили, заметили, зачастую начинает учиться лучше, прилежнее выполнять домашнее задание, и, как правило срезовые и контрольные работы он выполняет успешнее.
3.5. Самоанализ профессиональной деятельности
Уже 7 лет в своей педагогической деятельности я применяю данную методику, и мне кажется, что я смогла добиться некоторых позитивных результатов.
Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:
Сравнительная таблица качества знаний учащихся класса за три учебных года
(8, 9, 10 кл.)
Учебный год, класс | Количество обучающихся детей | Успеваемость по предмету (в %) | Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5» |
2005-2006 8 класс | 9 | 100% | 5 учащихся, 55% |
2006-2007 9 класс | 10 | 100% | 6 учащихся, 60 % |
2007-2008 10 класс | 6 | 100% | 4 учащихся, 67 % |
На основании этой таблицы, можно сделать вывод, что при усложнении содержания предмета, качество знаний у ребят не падает, а наоборот повышается.
Кроме того, в этом классе в 2007 и в 2008гг. проводилось анкетирование с целью выявления отношения учащихся к методике самостоятельной работы на уроке. Результаты анкетирования показаны в диаграмме ниже.
Можно сделать вывод, что ученики не хотят ждать, когда учитель сообщит им готовые выводы, а желают сделать эти выводы сами.
Позитивные результаты можно отметить не только в этом классе. Высокий показатель качества обучения (69%) сейчас и в нынешнем 4 классе. С этими детьми я ежегодно даю открытые уроки не только на школу, но и на район.
Результативность
1. Успехи учащихся свидетельствуют о достижении поставленной цели: показать возможность использования нетрадиционных форм урока и воспитания ученика как речевого партнера.
- Умение общаться на английском языке помогло Сигеевой Екатерине (2005 г.11кл.) (Ныне она –студентка 4 курса факультет- Связи с общественностью, Московского Гуманитарного Экономического Института).
- 2007.Сигеева Татьяна заняла 3 место в районной олимпиаде по английскому языку.
- 2008г. Сигеева Татьяна заняла 1 место в районной олимпиаде по английскому языку.
- Творческие работы учащихся свидетельствуют об уровне сформированности их иноязычной культуры.
Сочинение-рассуждение ученицы 11-а класса (2008-2009 уч.г.) Жаровой Анастасии «Зачем мы учим английский?»
(Приложение)
3. В процессе формирования и развития иноязычной культуры учащихся большую роль играют личные качества учителя.
Рост авторитета учителя как речевого партнера учащегося в процессе формирования культуры общения подтверждается данными, приведенными в следующей таблице на основания анкетирования учащихся.
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Интеллектуальные способности | 91,7% | 8,3% | - | - |
Знание предмета | 100% | - | - | - |
Отношение к работе | 100% | - | - | - |
Преданность работе | 100% | - | - | - |
Новаторство в преподавании | 95,8% | 4,16% | - | - |
Способность увлечь учеников | 100% | - | - | - |
Лидерские качества | 87,5% | 12,5% | - | - |
Профессионализм | 100% | - | - | - |
- В целом результативность моей работы как учителя английского языка можно представить в следующей схеме:
Р Е | Рост мотивации обучения у учащихся | |
З У Л Ь Т А | стабильное увеличение числа учащихся, занимающихся на внеклассных мероприятиях | Кружок «Занимательный английский» предметная неделя индивидуальные занятия |
Т И | рост профессиональной заинтересованности учащихся | будущая профессия, связанная с языком |
В | участие в предметных конкурсах | школьные и районные олимпиады |
Н О С Т Ь | рост авторитета учителя | среди учащихся и родителей, школы, победитель районного конкурса «Учитель года – 2009» Лауреат районного конкурса «Учитель года – 2011» Лауреат районного конкурса «Самый классный классный 2012» Занесена на Доску Почета Ферзиковского района |
Заключение
В заключении мне хотелось бы сказать, что на данном этапе своей педагогической деятельности я считаю, что приведенная выше методика преподавания английского языка наиболее приемлемой и результативной.
В своем проекте я рассмотрела проблему - процесс формирования коммуникативных навыков при использовании различных видов нетрадиционных уроков в процессе обучения английскому языку.
Была достигнута цель проекта– показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, что свидетельствуют качества знаний учащихся.
Также были решены задачи: формирование и развитие иноязычной коммуникативной культуры .
Результат работы проекта и практика говорят о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
В ходе работы была достигнута поставленная цель. Была показана возможность использования нетрадиционных форм урока в современной школе, направленной на решение задачи формирования социокультурной грамотности учащихся. Так же были выполнены поставленные задачи:
- проанализировали методическую литературу по проблеме;
-
дали определение понятию «нетрадиционные уроки» и описали различные формы их проведения.
Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим, и где его искусственно не возвышают и не унижают.
В своей педагогической практике я отказалась от авторитарных и императивных методов управления учебно-воспитательным процессом.
В построении взаимоотношений с детьми я ориентируюсь на принципы гуманно – личностных отношений, где основой является глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка. Я должна доказать детям, что мы – одна команда, и учебные задачи мы решаем вместе.
« Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь в их душах и сердцах»
Ш. А. Амонашвили
Список литературы.
1.Ариян М.А. Пути совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. №1.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. №2.
3. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке – Обнинск: Титул, 2001.
4. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку./Под редакцией Аппатоой Р.С., Биболетовой М.З., Бим И.Л., Брейгиной М.Е., Вайсбурд М.Л., Миролюбова А.А., Полякова О.Г. – Обнинск: Титул, 2001.
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
6. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. 2005г.
7. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.
8. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.// – Иностранные языки в школе. – 2000, №4, №5.
9. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Под редакцией Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Будько А.Ф., Петровой С.И. - Минск, «Вышэйшая школа», 1999.
10. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991.
11. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети!» М.Просвещение 1983.
12. Сухомлинский В.А. О воспитании. –М.: Политиздат, 1985.
13. Пассов Е.И. Программа – концепция коммуникативного иностранного образования. – М.: Просвещение, 2000.
14. Практическая методика обучения иностранному языку.// Под редакцией Колкер Я.М., Устиновой Е.С., Еналиевой Т.М. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
15. Strachota. On Their Side. – Greenfield: Northeast Foundanation For Children, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования
Метод проектов-инновационная педагогическая технология, фактор повышения качества образования...
Всероссийский телекоммуникационный проект "Инновационные стратегии развития школы в условиях ФГОС"
В рамках комплексного методического сопровождения внедрения ФГОС нового поколения в образовательный процесс школ предлагаем принять участие в завершающем (последним) цикл Всероссийских телекоммуникаци...
Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"
Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»
Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....
Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки
Данный пакет документов включает перечень документов, которые позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...