Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ
методическая разработка по теме
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ на уроках иностранного языка. Определены пути повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий.,которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального подвижения в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rychkova_natalya_ivanovna_konkursnaya_rabota.docx | 88.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках иностранного языка через использование
информационно-коммуникационных технологий
Автор: Рычкова Наталья Ивановна,
учитель иностранных языков КОГОКУ СОШ с УИОП г. Яранска
Яранск
2012
Содержание
- Информация об опыте.……………………………………………………….3
- Условия возникновения, становления опыта……………………...3
- Актуальность опыта…………………………………………….......3
- Ведущая педагогическая идея опыта………………………………4
- Длительность работы над опытом………………………………..5
- Теоретическая база опыта…………………………………………..5
- Технология опыта………………………………………………………........7
2.1. Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка………………………………………………………………………..8
2.2. Использование интерактивной доски на уроках…………………10
2.3. Метод проектов и ИКТ-технологии ………………………………..10
- Результативность опыта………………………………………………........12
- Библиографический список……………………………...…………………14
1. Информация об опыте.
It is supreme art of the teacher to awaken joy
in creative expression and knowledge
Albert Einstein.
Высшее искусство учителя - пробудить радость
в творческом самовыражении и познании.
Альберт Эйнштейн.
1.1. Условия возникновения, становления опыта.
Стремительные изменения и развитие социально-экономической ситуации в мире в целом и в России в частности качественно меняют требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная, информационная. С изменением социальных требований к человеку меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Современное образовательное пространство предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет-ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся и учителей.
Президент РФ Дмитрий Медведев в инициативе "Наша новая школа" высказал предложения о постепенном переходе на новые образовательные стандарты, изменении инфраструктуры школьной сети, сохранении и укреплении здоровья школьников, развитии учительского потенциала и системе поддержки талантливых детей. В рамках этой инициативы школы оснащаются компьютерной техникой, что дает возможность совершенно по-новому организовать деятельность педагога и учащихся.
Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, в котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям.
1.2. Актуальность опыта.
На современном этапе изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов обучения, которые приводили бы к достижению положительных результатов. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования новых технических средств обучения.
Цель современного образования - научить учащихся добывать информацию из различных источников, включая информационные, привить навыки их критического анализа, и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике.
Но в изменившихся условиях возникает противоречие: имеется соответствующая база, но нет опыта работы. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также тем, что существуют противоречия между непрерывным ростом объёма знаний и трудностью его усвоения в сжатые сроки обучения; падением интереса к иностранному языку как предмету и повышением интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения; едиными программными требованиями к изучению иностранного языка и разным уровенем учебных возможностей школьников.
1.3 Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников на уроках иностранного языка и в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.
Данная идея опирается на элементы следующих известных разработанных теорий:
- теория активизации учебно-познавательной деятельности Т.И. Шамовой;
- теория оптимизации учебного процесса Ю.К. Бабанского;
- теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной.
Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности учащихся, мы с тем же правом можем говорить об активизации учения. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время (Шамова Т.И.). Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения» (7, стр. 204). Причем, как указывает Ю.К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
В качестве средств активизации учения выступают содержание, методы и приемы, формы организации учебного процесса. Таким образом, уровень активности школьника в процессе обучения определяется тем насколько содержание, методы и организация обучения «провоцируют» эту активность. В работах Т.И. Шамовой, Ю.К. Бабанского как основные средства активизации учебной деятельности рассматриваются проблемное обучение, самостоятельные работы, программированные задания, алгоритмы и использование технических средств обучения.
1.4. Длительность работы над опытом
На сегодняшний день моя работа по использованию мультимедийных и интерактивных программ на уроках иностранного языка прошла три этапа.
Первый этап - применение на уроках иностранного языка видов работы, основанной на зрительном восприятии учащимися учебного материала. Столкнувшись с проблемой разного уровня усвоения учащимися учебного материала, мною были апробированы разные формы и виды работы учащихся на уроке. Но, как показала практика, наилучший результат даёт использование зрительных образов.
По мере появления и освоения новых технических средств обучения появилась возможность разнообразить формы и методы работы на уроке, поэтому на втором этапе - на протяжении 2-х лет – главным направлением моей работы стало создание мультимедийных презентаций по иностранным языкам с помощью мультимедийной программы Power Point.
Третий этап – мною осваиваются возможности программы Smart Notebook к интерактивной доске Smart Board и их применение в учебной деятельности.
1.5. Теоретическая база опыта
Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования активности детей. Под активностью ребёнка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельности отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Т.К. отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленно применяемой педагогической технологии.
Объяснение понятия «познавательная деятельность» дает Щукина Г.И.: «обязательная, систематически совершаемая деятельность подрастающих поколений». По её определению, познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям, окружающим действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на процесс познания. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к активной познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
В то же время, познавательный интерес – глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет система жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно познавательный интерес и целостность связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для эффективного учения.
Познавательный интерес рассматривается как один из мотивов деятельности ребенка. Побуждать учащихся к активной и плодотворной деятельности, развивать у них познавательный интерес, значит, создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности у учеников. Лишь, когда та или иная область науки заинтересует школьника, тогда он охотнее занимается ее, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые увлекли его. Иначе интерес школьников не может иметь характер познавательной подлинной направленности. Важная черта познавательного интереса – это то, что под его влиянием учащиеся все время ищут новые стороны в предмете, стараются установить в нем более глубокие связи и отношения.
Развитие познавательного интереса предполагает поиск учителем путей совершенствования учебного процесса. С учетом индивидуальных способностей учащихся учитель может развить интерес к предмету и успешно формировать знания. Интерес к познанию – основа развития склонностей, творческих способностей. Не случайно лучшие учителя страны развитию познавательного интереса придают первостепенное значение, строят свою работу так, чтобы взволновать, всколыхнуть и разум, и чувства своих питомцев.
Рассматривая познавательный интерес как устойчивую черту личности, автор в то же время подчеркивает очень важную сторону интереса, что он выступает как мотив познавательной деятельности, в которой аккумулируется опыт положительных переживаний ребенка. Процесс деятельности выступает как побудитель интеллектуальной активности, как стимулятор волевых усилий школьников.
Для познавательной деятельности характерны три уровня развития.
- Непосредственный интерес к новым фактам.
- Интерес к познанию сущностных свойств предметов и явлений.
- Интерес к причинно-следственным связям, установлению общих признаков действия, выявлению закономерностей, проявляющихся в разных условиях.
Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания - это естественная потребность учащихся. Но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению её в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.
Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности.
В настоящее время в образовательном пространстве нашей страны и за рубежом вопросы компьютерной грамотности, методики использования информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка все чаще становятся предметом обсуждения на страницах различных информационных изданий, как печатных, так и электронных. Приводятся различные классификации компьютерных средств обучения и опыт их использования. Большие информационные блоки по применению ИКТ в школе можно найти в Интернете. Информационные технологии в образовании уже сами по себе являются новыми педагогическими технологиями, способствующими внедрению передовых средств и методов в обучении. Их можно отнести к категории технологий развивающего обучения, в основе которых лежит содержательное обобщение (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Постоянное развитие КСО позволяет использовать личностно-ориентированные технологии, где при изложении любого теоретического материала используют субъектный опыт школьника (И.С.Якиманская).
Такое сочетание элементов различных методик обучения позволяет развивать познавательные и творческие способности учащихся, создать целостную картину изучаемого учебного материала, а применение новых технических средств обучения даёт учителю возможность оптимизировать учебный процесс.
2. Технология опыта
Цель инновационной деятельности: создание условий для развития познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. формировать у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию;
2. научить учащихся самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать;
3. применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий;
4. повысить качество знаний учащихся по предмету.
2.1 Использование мультимедийных средств на уроках иностранного языка
Процесс разработки и подготовки уроков с применением мультимедийного оборудования может быть построен в следующей последовательности:
1 этап – определение проблемы, требующей объяснения с помощью мультимедийных средств обучения.
2 этап - выбор формы и вида используемого задания.
3 этап – подготовка слайда (с помощью программы PowerPoint) На слайде размешается в выбранной форме фактический материал, а так же любой слайд дополняется соответствующими иллюстрациями, т.к. при выборе формы и вида работы на уроке как всегда большое значение играет зрительный образ.
4 этап – в зависимости от выбранной учителем структуры урока – перенос готовых материалов к уроку на электронный носитель (диск, флэш-карту) или распечатка его отдельных элементов (по одному на парту или каждому учащемуся).
5 этап – организация урока в такой форме, которая более всего способствовала развитию универсальных учебных действий учащихся через усвоение учебного материала в мультимедийной форме.
Методика создания уроков такого вида апробирована мною на практике на протяжении нескольких лет и дает хорошие результаты (приложение 1).
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1. объяснения новой темы;
2. контроля знаний;
3. создания проблемной ситуации.
При использовании презентации в программе PowerPoint тема урока представляется на слайдах. Возможности программы позволяют вывести на слайд эпиграф урока, задающий общую направленность урока. Рассказ учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, фотографиями, необходимыми схемами. Данный вид оформления учебного материала помогает учащимся ощутить реальность происходившего, существенно влияет на их заинтересованность, повышает учебную мотивацию. Изложение учебного материала строится в соответствии с планом расположения его на слайдах и их содержанием. При этом возможности программы PowerPoint позволяют приостановить рассказ и обратить внимание на наиболее сложные для восприятия учащихся вопросы.
При использовании PowerPoint у учителя есть возможность использовать большое количество цифровых данных, анимированных карт. Это позволяет использовать их в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, передавать по рядам иллюстрации, поэтому уроки проходят более организованно, рационально распределяется время.
Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещённую на большом экране, это активизирует их воображение. Материалы в форме взаимосвязанных картинок и объектов, видеофрагменты, возможность выделения текста рамками любого цвета и формы позволяют удерживать внимание учащихся.
Виды деятельности учителя:
1. Разработка и использование мультимедийных учебных материалов.
2. Объяснение нового материала с использованием мультимедийных учебных материалов.
3. Демонстрация выполнения определённых видов заданий.
4. Показ видеороликов.
5. Создание собственных тестовых заданий.
6. Использование электронных учебников.
Виды деятельности учащихся:
1. Работа с аудиозаписями.
2. Использование Интернет-ресурсов для получения нужной информации.
3. Защита проектов с использованием презентаций.
Приёмы контроля учебной деятельности:
1. роль «эксперта» на уроке (контроль за исполнением заданий, сравнение с образцом, анализ выполненной работы, рецензирование);
2. проверка работы соседа по парте;
3. тестирование.
Приемы стимулирования учебной деятельности:
1. Приём «отсроченной оценки» (неудовлетворительные оценки не ставить, а дать учащемуся возможность ответить на следующем уроке).
2. «Щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).
3. Дифференцированные задания (разные по степени сложности для сильных и слабых учащихся)
Таким образом, используя данные положения, существенно оптимизируется время урока, появляется возможность:
- применять различные виды деятельности учащихся на уроке, рационально их чередовать;
- поддерживать интерес учащихся к новой теме на протяжении всего урока;
- быстрее определить вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения у учащихся и уделить время на их дополнительное рассмотрение;
- формировать умения и навыки по применению полученных знаний учащимися.
2.2. Использование интерактивной доски на уроках
Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет интерактивная доска. Как показывает практика, учащиеся всего класса (вне зависимости от успеваемости) проявляют большое желание участвовать в работе с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска - это интересно, увлекательно и значительно экономит время урока. Ученики говорят: «Работая на доске, чувствуешь себя скорее учителем, чем учеником».
Интерактивная доска используется на протяжении всего урока, при этом, интерактивные задания используются при закреплении или отдельных блоков нового учебного материала, или при закреплении всей учебной темы, изученной в течение данного урока. Так, использование интерактивной доски на протяжении всего урока возможно на уроках-играх, уроках - защите творческих проектов. В данном случае, учителем заранее готовятся задания по изучаемой теме с учётом индивидуальных способностей отдельных учащихся (количество и уровень сложности заданий будет зависеть от уровня подготовки, скорости учебной работы, степени организованности каждого класса). В интерактивной доске имеется сенсорное устройство, поэтому можно управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения:
1. Фонетическую зарядку: разнообразные двигающиеся, всплывающие буквы помогают вспомнить звуки, звукосочетания и правила чтения.
2. Грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала, закрепления и отработки его употребления в речевых конструкциях, отображенных на доске.
3. Интерактивные кроссворды.
4. «Рассыпанное слово».
5. «Знакомые незнакомцы»: определить слово по его значению, распределить слова по колонкам и т.д.
6. Интерактивные иллюстрации.
7. Интерактивные тесты.
Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.
2.3. Метод проектов и ИКТ-технологии
Помимо развития познавательных способностей учащихся во время урочной деятельности, учителю необходимо развивать их интерес к предмету и во внеурочное время. Современное общество быстро меняется, и, соответственно, меняются требования, предъявляемые к уровню развития личности учащегося. Одно из требований – формирование у учащихся критического мышления, способности к самостоятельному поиску необходимой в разных областях информации.
Модернизация школьного образования ориентирует учителя на развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся, формирование у них навыков исследовательской деятельности.
Учитывая особенности предметов филологического цикла, учителю необходимо создать такие педагогические условия, когда каждый учащийся включается в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Существует множество форм работы в данном направлении: предметные кружки, олимпиады, конкурсы. Но, на мой взгляд, наиболее эффективной формой является выполнение творческих проектов.
Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль
Метод проектов предполагает такую организацию учебного процесса, которая обеспечивает возможности для самовыражения учащихся на основе
- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
- принципа коллективного труда;
- использование личностно ориентированного обучения.
Главная цель творческих проектов - научить школьников организовывать свою деятельность, создавать собственный образовательный продукт, используя для этого телекоммуникационные средства.
Работа учащихся над проектом строится в соответствии с разработанной мною памяткой (приложение 2).
Любознательность, стремление найти дополнительную информацию характерно большинству учащихся, но чем раньше учитель начнет строить свою работу, учитывая наличие данного качества учащихся, тем раньше будет достигнут положительный результат. Я работаю по учебникам О.В.Афанасьевой, М.З.Биболетовой, И.Л.Бим, программа которых уже предусматривает выполнение проектов. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются.
Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать: Subcultures-10 класс;Berlin ist eine Reise wert-10 класс;Symbol of Yaransk-8 класс; History of Great Britain-10; Meine Heimatstadt-7 класс; Welcome to Great Britain!-10 класс;The city on the Neva -10 класс ;Filmstars-11 класс , Inventions made in Russia-11 класс ( приложение 3).
В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point. Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.
Готовясь к экзаменам, олимпиадам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, просматривают видеофильмы. Считаю, что использование этих средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий дает возможность учителю:
- формировать универсальные учебные действия по применению полученных знаний учащихся;
- повышать интерес школьников к предмету;
- создавать психологически комфортные условия для обучения каждого учащегося;
- способствовать саморазвитию, самореализации каждого учащегося.
III. Результативность опыта
Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:
- На протяжении 3-х лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения учеников по иностранному языку
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
% успеваемости | 100% | 100% | 100% |
Качество знаний | 56% | 58,5% | 67,5% |
- Создание учащимися разнообразных творческих проектов по английскому и немецкому языкам говорит о существовании стабильного интереса учащихся к предмету
Темы проектов:
- Немецкий или английский?
- Стоит ли побывать в Берлине?
- Немецкий в лицах знаменитых немцев.
- Мой родной город.
- Добро пожаловать в Великобританию.
- История Великобритании.
- Звезды российского и немецкого кино.
- Герб города Яранска.
- Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения (по итогам опроса учащихся 8 класса)
№ | Вопрос/ ответ | да (в %) | отчасти (в %) | нет (в %) |
1. | Делают ли мультимедийные и интерактивные технологии обучение интереснее и познавательнее? | 100 | ||
2. | Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять грамматику английского (немецкого) языка? | 100 | ||
3. | Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал? | 100 | ||
4. | Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии при повторении ранее изученного учебного материала? | 100 |
4. Результаты анкетирования
Опрошено 25 человек.
- Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?
- Все ребята дали положительный ответ.
- Что дает применение ИКТ?
- Самыми распространенными были ответы:
- Способствует запоминанию;
- Дает дополнительную информацию;
- Делает урок более интересным, привлекает внимание;
- Реализует возможности и развивает творчество.
- Положительные результаты на предметных олимпиадах по иностранным языкам:
Победители и призеры предметных олимпиад.
Год проведения | Школьная олимпиада | Районная олимпиада |
2010 | 3 | 2 призера |
2011 | 7 | 2 призера |
2012 | 4 | 1 победитель |
6. Участие в конкурсах по иностранным языкам
- в международном игровом конкурсе British Bulldog
2009-2010 уч.год: Лопаткин Руслан – 1 место в школе среди учащихся 10-х классов
2010-2011 уч. год: Коптелова Виктория-1 место в школе среди учащихся 9-х классов.
- во всероссийском конкурсе по английскому языку “Bridges for kids”
2011-2012 уч.год: Ростовцева Анна - 2 место
7. Эффективность преподавания иностранного языка в школе:
- Вовлечение в процесс изучения и закрепления нового материала всех учащихся группы.
- Оптимизация использования времени и применения форм и методов работы на уроке через подготовленные заранее материалы.
- Повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков.
- Оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися группы независимо от их способностей.
Библиографический список:
- Подопригора Л.А.»Использование Интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ №5-2003г.стр.25-29.
- Карамышева Т.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера».Санкт-Петербург, «Союз», 2001г., стр.24-28
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» М.,Педагогическое общество России, 2001 г.с. 11, 30-32
- Макаревич И. Г. « Использование Интернета на уроках немецкого языка» ИЯШ № 5-2001 г., стр.40-42
- Ремнев А.А.» Методические аспекты сочетания традиционной и информационной технологий в обучении»-, с. 1(Copyright 2001-2004 Федерация Интернет Образования)
- Некрасова Г.Н. «Педагогические основы проектирования мультимедиаурока» - ВГГУ, г. Киров,2004г.
- Полат Е.С. « Новые педагогические и информационные технологии в системе образования «-М.,Академия,1999 г.
- Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка»- ИЯШ № 2-3-2000 г.
- Intel»Обучение для будущего»:Учебное пособие.-5-е изд испр.-М.: Русская Редакция,2006.-368стр.
10. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» // «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001 г.
11. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». - М., Академия–2000.
12. Соловова, Е.Н. Апальков В.Г. Курсы: «Развитие и контроль коммуникативных умений» // «Первое сентября» №17-24, 2005-2006г.
Приложение 1
Урок английского языка в 7 классе
(УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой)
Тема урока: «Визит английских друзей в нашу школу»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков с применением ИКТ.
Методы ведения урока: словесные, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, парные.
Средства обучения:
Компьютер, проектор, экран.
Презентация к уроку “Our school” (Наша школа)
Учебник: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык», Дрофа, Москва, 2005г.
Аудиозапись к учебнику № 2, упражнение 153.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и её применения в отработке различных видов чтения и устной речи.
Задачи урока:
обучающие
- учить понимать на слух полностью текст, построенный на знакомом языковом материале и предъявленный в звукозаписи;
- учить вести диалог-расспрос с опорой на таблицу;
- учить читать про себя текст с опорой на иллюстративный материал и полностью понимать прочитанное;
- развитие умения письменно оформить и передать информацию;
- развитие навыков устной речи по теме «Наша школа»
воспитательные
- расширить интерес учащихся к предмету при помощи информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание любви к родному краю;
- обеспечение «диалога культур» на российском уровне.
развивающие
1) развитие творческого воображения;
2) развитие информационного мышления школьников;
3) формирование информационно - коммуникационной компетентности
План урока.
- Организационный момент (элемент игры):
Учитель: Скоро в школу прибудут гости из Великобритании. Они захотят узнать:
а) как можно больше о нашей школе,
б) как мы учим английский язык. Как мы сможем их поприветствовать?
Ученик: Мы можем прослушать гимн Соединённого Королевства.
(Звучит гимн Соединённого Королевства)
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Наши гости будут интересоваться вашим расписанием уроков. Вашим домашним заданием было составление расписания уроков при помощи программы Microsoft Word. Кто готов ответить нашим гостям?
Ученик 2 заполняет таблицу, используя компьютер и компьютерную программу Microsoft Word. Его ответ проецируется при помощи проектора на экран. Остальные ученики зачитывают вслух слова, появляющиеся на экране, по мере заполнения и оформления таблицы.
Задание 1. Составьте расписание.
- Постройте таблицу в 7 столбцов и 12 строк (по количеству учебных предметов).
- Расположите в таблице названия учебных предметов
Monday | Tuesday | Wednesday | Thursday | Friday | Saturday | |
Lesson 1 | Algebra | Geography | Russian | Biology | Russian | Music |
(break) | ||||||
Lesson 2 | Russian | Russian | Literature | Algebra | Literature | Algebra |
(break) | ||||||
Lesson 3 | History | Art | Algebra | Physics | Geometry | Biology |
(break) | ||||||
Lesson 4 | Physical education | Geometry | Physical education | English | Russian | English |
(break) | ||||||
Lesson 5 | Physics | Physical education | History | Geography | Technology | History |
(break) | ||||||
Lesson 6 | English | Literature | English | Technology |
- Выделите названия предметов разными цветами:
- История – красным
- География – синим
- Математика – лиловым
- Физика – зелёным
- Биология – оранжевым
- Русский язык – фиолетовым
- Литература – сиреневым
- Изобразительное искусство – бирюзовый
- Физкультура – индиго
- Английский язык – вишнёвым.
- Музыка - золотистым
- Технология – коричнево – зелёным.
Задание 2. Ученики по очереди задают вопросы контролируемому ученику:
- What lessons have you got on Monday?
- Haw many lessons have you got on Friday?
- What subjects are you interested in?
- What subjects are you good at?
- What lessons are you fond of?
- Аудирование текста с пониманием основного содержания.
Учитель: Дети любят расспрашивать друг друга о школах, в которых они учатся. У нас есть возможность прослушать разговор Джона и Юры и по тесту проверить, как вы поняли его.
Текст для аудирования. (Афанасьева О.В.: «Новый курс английского языка для Российских школ», 7 класс, книга для учителя, №153 к упражнению 1, с. 136)
Interviewer: Well, Yura, may I ask you a few questions?
Yura: Yes, I’ll be happy to answer them if I can.
Interviewer: Know that you go to school. What’s your school like.
Yura: Well, it’s a big school in Moscow. It’s rather old. I think it’s fifty or sixty years old.
Interviewer: How big is your school?
Yura: About a thousand pupils, I thin – four hundred in the primary school and six hundred in the secondary school.
Interviewer: So, your primary and secondary schools are under one roof, aren’t they?
Yura: Yea, they are. Most schools in Russia are like that.
Interviewer: I see. But not in England. Our primary and secondary schools are usually situated in different places. What form are you in?
Yura: I’m in the 7th form now, so my form number is 7. In fact it is 7”B”, because we have three 7th forms.
Interviewer: How big is your form?
Yura: There are 36 pupils in it – 19 boys and 17 girls.
Interviewer: Have you got any good friends in your form?
Yura: Oh, yes. I have some very good friends who go to my school and my two friends, Denis and Victor are my classmates.
Interviewer: Do you and your friends spend a lot of time together after classes?
Yura: Yes, we do. We often play football or basketball. Sometimes we go to the cinema and watch video films or listen to music at somebody’s place/
Interviewer: Thank you for your time, Yura.
Test (Афанасьева О.В: «Новый курс английского языка для Российских школ» 7 класс)
Тема 7. Урок 5. упражнение 1, с. 245.
- In the interview Yura is speaking about his…
- Town
- School
- Home.
- Yuri’s school is about …years old.
- 40 – 50
- 50 – 60
- 60 – 70
- Yuri’s school is big, nearly … pupils.
- 10,000
- 100
- 1.000
- English primary and secondary schools are usually situated in …
- Different places
- one place
- Yura is in form …
- 7 “A”
- 7 ”B”
- 7 “C”
- There are …pupils in Yuri’s form.
- 34
- 35
- 36
- Yuri’s best friends are his …
- Classmates
- Schoolmates
- Развитие умения передать прочитанное с опорой на текст.
- Гости из Великобритании захотят узнать больше о нашей школе. Вы должны хорошо подготовиться к рассказу о школе. Для этого выполните следующие упражнения.
А) Прочитайте текст на листе и сопоставьте части текста с номерами
1) a school hall
2) a gymnasium
3) a Chemistry classroom
4) a room for manual work for girls
5) a computer class 6) a library
7) our school
8) a teacher’s room | Topic “Our school”. (a) Our school is big and light. It is rather old. There is a schoolyard around it. There are many trees near the school. You can see a sports ground behind the school. Sometimes we have physical training lessons there. (b) There is a room for manual work for girls on the ground floor. They can sew and cook there. (c) There is a computer class, and pupils like such school subject as computing. We have the Internet in our school. (d) There is a gymnasium near the school. All pupils like to go there, because they like physical training lessons. (e) Our school has a library. There are a lot of interesting old and new books in it. (f) Our school has many classrooms. We have an English classroom, History, Geography, Physical classrooms and others. They are big and light and each of them has got large windows, flowers on the windowsills, bookcases with a lot of books in them, maps, pictures on the walls. There are very good blackboards in the classrooms. There is a TV-set or computer in each classroom. Sometimes we used them during the lessons. The teacher’s tables and pupil’s desks and chairs are new. (g) In the school hall concerts, meetings, conferences and parties take place. We organize concerts and parties when we celebrate our holidays. The pupils in our school sing songs and dance modern and folk dances and perform plays there. (h) The teacher’s room is on the ground floor. There are tables and chairs for teachers. It is a comfortable and cozy room and the teachers like to spend their free time in it. We like our school and proud of it. We go there and learn new things. |
Б) Ответьте на вопросы, которые содержаться в презентации “Our school”
- Работа с презентацией. Описание школы.
В презентации разработано 8 слайдов, которые используются на уроке обобщения по теме «Школа» или при создании проекта “Our school”.
- Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания (сочинение “My school”). Выставление оценок.
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Что такое персональный проект?
Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам, в котором ты можешь проявить все свои умения, которые ты приобрел за годы обучения и применить их к достижению избранной тобой цели.
Какой бы тип проекта ты ни выбрал, он должен:
- иметь четкую и достижимую цель;
- позволить тебе проявить свою индивидуальность;
- быть результатом твоей собственной инициативы, творчества и организованности;
- отражать твои личные интересы, увлечения, способности и отношение к определенным проблемам;
- относиться к близкой тебе теме .
- Зачем нужен персональный проект?
Если ты правильно выберешь свой персональный проект, он даст тебе возможность поделиться с другими тем, что интересует тебя лично.
Какие шаги я должен сделать?
- поиск и выбор тем и проблем;
- подбор необходимого материала;
- непосредственная работа над проектом;
- презентация проекта .
Поиск и выбор цели и темы
Выбирая тему или проблему для своего персонального проекта, помни, что твой проект нужен для того, чтобы ты мог показать свое понимание данной темы или проблемы.
Также важно обсудить свой выбор с учителем, чтобы понять, насколько реалистичны твои намерения. Тема или проблема не должна быть сформулирована чересчур обобщенно и тем более не должна сводиться к пересказу того, что ты прочитал в книге, энциклопедии или Интернете. Это должна быть тема, которая позволит тебе изложить собственные рассуждения и идеи и высказать свою личную точку зрения на проблему.
Планирование проекта
Следующая часть работы – спланировать те шаги, которые нужно сделать для успешной разработки проекта. Нужно записать свои основные идеи, а также цель, которую ты перед собой поставил и обсудил со своим учителем.
Задай себе следующие вопросы (их список не является обязательным и исчерпывающим):
- Где я могу найти необходимый материал?
- У кого есть информация по моей теме?
- Нужно ли мне составлять анкеты и проводить опросы?
- Нужно ли мне пользоваться библиотекой?
- Нужно ли мне беседовать с отдельными людьми?
Следует записать эти и другие вопросы и ответы на них, чтобы они напоминали тебе о разнообразии возможных источников.
Убедившись вместе с учителем, что ты учел все возможности, составь список задач, чтобы приступить к сбору необходимого материала. При этом нужно обязательно продумать очередность этих задач. Если список источников готов, приступай к сбору материала.
Сбор необходимого материала
Найдя источник информации, ты должен понять, насколько он полезен для тебя. Список источников в твоем проекте должен включать в себя только те, которыми ты действительно воспользовался.
- Всегда записывай источник материала. Тип записи может быть разным в зависимости от вида источника.
- Книга: запиши имя автора(-ов), название, серию, библиографические данные (издательство, дату и место издания).
- Произведение искусства: запиши название, автора и другие данные (например, местонахождение музея или галереи).
- Интернет-сайт: запиши адрес, имя автора и дату публикации.
Работа над проектом
В зависимости от характера твоего проекта, тебе нужно будет размышлять, анализировать, критически осмыслять и сопоставлять собранный материал. Возможно, тебе придется внести изменения в свои изначальные планы в свете новой полученной тобой информации. Регулярно советуйся со своим учителем.
Презентация проекта
Когда твоя работа будет подходить к концу, нужно задуматься о том, каким образом ты собираешься его представить.
Полезные идеи
- Использование компьютера на разных стадиях работы над проектом может значительно облегчить его оформление и помочь тебе создать аккуратную, легко читаемую работу.
- Ознакомься с персональными проектами, выполненными другими учащимися, и с тем, как они представили свои идеи. Обсуди предполагаемый окончательный вид проекта с учителем, прежде чем начать свою работу над ним. Можно также посоветоваться с другими учащимися. Впрочем, всегда нужно помнить, что твой персональный проект – это твое собственное произведение
Приложение 3
Реализация проектной работы по теме «Берлин»
Тип проекта: смешанный(практико-ориентированный и информационный)
Цель : исследование проблемы выбора Берлина как цели путешествия; поиск пути решения данной проблемы и изучение соответствующего материала.
Исследуемая проблема: стоит ли отправиться в путешествие по Берлину и как лучше это сделать?
1 этап. Задача: представление ситуации, позволяющей выделить проблему. Предлагаю подумать над следующими высказываниями:
- Berlin ist eine sehenswerte Stadt.
- Man kann dort vieles sehen.
- Berlin ist eine Fremdenverkehrsmetropole.
Дается установка исследовать причины выбора Берлина в качестве цели путешествия и определить способы путешествия и места пребывания в городе.
2 этап. Задача: выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез. Вначале учащиеся сами определяют какая лексика им нужна для обсуждения данной проблемы, которую они выписывают в тетрадь.
Затем учащимся предлагается прочитать текст о Берлине с целью поиска информации, являющейся ответом на поставленные вопросы:
- Ist Berlin wirklich sehenswert?
- Wie kann man nach Berlin reisen?
- Was kann die Stadtrundfahrt durch Berlin unvergesslich machen?
Затем каждый участник группы получает определенное задание:
У1 ищет материал об истории Берлина
У2 ищет информацию о Берлине в цифрах
У3 ищет информацию об известных мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
Далее организуется обмен информацией в группе. Результат обсуждения подводит учащихся к выдвижению гипотез:
- “ Berlin ist eine Stadt mit reicher Geschichte”
- “Das ist eine Kulturstadt”
- “Berlin ist eine Sportstadt”
Происходит обсуждение выбранных гипотез и их обоснование.
3 этап. Задача: обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
Гипотеза: Hier gibt es viel zu sehen.
Ist Berlin sehenswert?- Die Internationale Filmfestspiele, der Karneval, die Kulturstadt derWeltformat,die Internationale Literaturfestival, die Loveparade.
Учашиеся уточняют источники информации, определяют форму представления результатов проектирования.
4 этап. Задача: поск необходимой информации , подтверждающей или опровергающей гипотезу; выполнение проекта. Исследуя источники информации учащиеся находят факты, подтверждающие наличие проблемы, выясняют причины, какие меры необходимо принять. Результаты представляют виде таблицы.
Reisemoeglichkeiten | Reiseweg |
Mit dem Flugzeug | Nach Frankfurt |
Mit dem ICE | Nach Berlin |
Mit dem Bus | Von Frankfurt bis Berlin |
Собрав достаточную информацию по проблеме, учащиеся обсуждают различные варианты защиты проекта, распределяют роли, готовят мультимедийную презентацию.
5этап. Защита проекта.
Учащиеся данной группы провели большую поисковую работу по данной проблеме. Они изучили множество публикаций в журналах, учебных пособиях, интернете. В ходе защиты проекта дали обоснования , почему стоит выбирать Берлин в качестве цели путешествия, каким видом транспорта следует воспользоваться и совместно выработали советы туристам, решившим отправиться в путешествие по столице Германии.
Считаю, что данный проект способствовал созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся.
Приложение 4
РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Английский для детей http://www.englishforkids.ru
Английский для дошкольника http://lib.ru/ENGLISH/
Английский с англичанами. Школа английского языка http://www.language.ru
Английский сленг http://www.londonSlang.com
America's homepage. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев http://www.infospace.com/info.USA
Бесплатные уроки английского языка в Интернете http://www.english.language.ru
ВКС MBA Centre – центр подготовки к экзаменам TOEFL, IELTS, GMAT, GRE, созданный на базе школ ВКС-International House http://www.bkcmba.ru
ВКС IELTS Test Centre: центр по приему и подготовке к экзамену IELTS в Москве http://www.ielts.su
Газета на английском языке для изучающих английский язык http://www.schoolenglish.ru
Dave's ESL Cafe on the web. Сайт для изучающих английский язык http://www.eslcafe.com/
Education Systems Anri. Интернет_программа для изучения английского языка http://www.anriintern.com
Изучение английского языка: статьи, тесты, игры, идиомы, пословицы, программы, аудиокниги, фильмы http://www.native_english.ru
Информация об экзаменах по английскому, французскому и итальянскому языкам, обмен опытом сдачи экзаменов на форуме http://www.exams.ru
Книги на иностранных языках http://uztranslations.net.ru
Компьютерный курс английского языка http://www.reward.ru
Курс подготовки к экзамену The Heinemann TOEFL http://www.toefl.ru
"Новый диск" – фирма, выпускающая образовательные компакт-диски http://www.nd.ru
Образовательная программа для школ, учебные материалы по разным предметам, тесты по английскому языку, образовательные международные проекты http://www.att.virtualclassroom.org/index.html
Обучение английскому языку _ an American TOEFL Program (Washington) http://www.lado.com/index.asp?pageid=245
Приложение к газете 1 сентября http://1september.ru
Программа сотрудничества детей из разных стран для участия в дискуссиях, международных проектах http://www.kidlink.org
Рассылка материалов для изучения английского языка (грамматика, лексика, пословицы, приколы, юмор, хитрости, полезности и многое другое) http://www.fluent_english.ru
Стихи, песни, дидактические игры, словарик, статьи, уроки, международные проекты на английском языке http://www.englishclub.narod.ru
Страноведение, разговорные темы, грамматика, тесты по английскому языку и др. http://www.linguistic.ru
Тестирование по иностранным языкам http://www.kop.ru/?go=testing&test=9
Тестирование он-лайн. Бесплатные интерактивные уроки английского языка http://www.english.language.ru/index.html
Уроки английского языка http://lessons.study.ru
Приложение 5
Тема: «Использование ИКТ как способ формирования ключевых компетенций».
Выполнила Рычкова Н.И.,
учитель английского языка ГОУ СОШ с УИОП
г. Яранска Кировской области.
г. Яранск
2010
План:
- Актуальность.
- Цели.
- Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.
- Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке.
1) Использование Интернет-ресурсов для введения нового материала.
2) Использование Интернет-ресурсов для закрепления полученных знаний.
3) Работа с аутентичным материалом через применение на практике полученных знаний.
4) Развитие речевых умений с помощью материалов, взятых из сети Интернет.
5) Проекты.
- Использование сети Интернет для повышения самообразования.
- Заключение.
1.Актуальность.
Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности. Интернет может оказать помощь в изучении иностранного языка, так как применение ИКТ создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду.
Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями.
Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному творческому развитию учащихся.
2.Цели:
- Создавать условия для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами помощью ИТК.
- Создавать условия для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма учащихся с помощью ИТК.
- Создавать условия для развития социокультурной компетенции через знакомство учащихся с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках.
- Создавать условия для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развитие речевых умений учащихся с опорой на материалы Интернет-сайтов.
- Создавать условия для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.
- Создавать условия для развития таких качеств как ответственность и способность принимать решение в ситуации выбора.
3.Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.
Тексты для аудирования, размещенные на сайтах в поддержку УМК. Например, использование аудиоматериалов к учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. «Английский язык», размещенных на сайте http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094 , позволяет создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудирования тексто
- Флэш-игры, флэш-мультфильмы, предлагаемые сайтом http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=166 в разделе « в поддержку УМК “ Enjoy English”» помогают создавать на уроке игровую атмосферу и в то же время являются источником аутентичного материала.
- Для восполнения « пробелов в знаниях» учащихся сайт http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm предлагает различные типы тренировочных упражнений, которые можно использовать на различных ступенях обучения.
- Видеоролики, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, ролики, дающие характеристику штатам США(http://www.youtube.com/watch?v=f8WlJwiQ2G0&feature=related ) помогают в выполнении упражнений по теме «Географическое положение США»
Видеоролики с детскими песенками, ( например, песенка “ If you are happy” (http://www.youtube.com/watch?v=FrsM9WggCdo&feature=related), песенка про алфавит (используемые на начальном этапе помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетических, лексических, грамматических навыков на уроке.
- Цель работы с англоязычными сайтами заключается в развитии умений учащихся ориентироваться в структуре их работы, восприятия аутентичного материала, овладение языковой и речевой компетенциями через тренировку в использовании лексического, грамматического, фонетического материала,
( источником которых являются англоязычные сайты), в основных видах речевой деятельности.
4. Методика работы с Интернет-ресурсами на уроке.
Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для ученика в изучении английского языка, поскольку большинство детей любят все, что связано с всемирной паутиной. Поэтому работа с Интернетом необходима на всех этапах урока.
1)Использования Интернета для введения нового материала.
- Просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни англоязычных стран, способствует более полному пониманию темы урока. ( Например, ролики, посвященные географии США, Великобритании, Австралии. )
- Работа с детскими песенками и песнями, рекомендуемыми к изучению в старших классах, способствует более быстрому овладению знаниями по теме. Например, в 9 классе (учебник « Новый курс английского языка… 5-й год обучения Афанасьевой О.В.,
Михеевой) работа с песнями из репертуара группы «ABBA»,может быть расширена за счет показа видеороликов “ Fernando” (http://ru.youtube.com/watch?v=4ohr4P8E_io)
“The winner takes it all” (http://ru.youtube.com/watch?v=xK3mVxGfzPY&feature=related).
2)Использования Интернета для закрепления полученных знаний.
Учащиеся охотнее изучают материал, если в дальнейшем с ним предлагают поработать с применением мультимедийного проектора
( презентация слайдов с заданиями к ранее изученному тексту) или задания, взятые из сети Интернет.
( http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm )
Разрабатывая уроки с использованием ИКТ, занимаюсь созданием презентаций по определенным темам. Материалами для них служат информация из Интернета. Например, разрабатывая уроки по учебнику Кузовлева В.П. «Английский язык» для 10 класса по теме «Географическое положение США», при создании презентации использовала видеоматериалы, посвященные данной теме
3) Работа с аутентичным материалом, цель которой применить на практике полученные знания.
Работа с англоязычными сайтами.
Самостоятельный поиск необходимой информации на таких сайтах как http://www.bbc.co.uk
помогает развивать компенсаторную, социокультурную компетенции, умение организовать самостоятельную работу.
Сайт http://www. friendsabroad.com,
рекомендуемый для углубления знаний по английскому языку, способствует развитию всех видов коммуникативных компетенций учащихся.
Знакомство со структурой работы англоязычных сайтов на уроке помогает ориентироваться учащимся в работе с Интернетом, стимулирует дальнейший интерес к работе с этим сайтом.
4) Развитие речевых умений.
Использование Интернет-ресурсов для подготовки к высказыванию на уроке помогает составить информативное сообщение, составить полный ответ по заданной теме. ( Например, сообщения по теме « Штаты США», «Неформальные молодежные движения»)
Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
5) Проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК.
Обладая значительными ресурсами, ИКТ помогают в самореализации учащихся. Это улучшает процесс развития ключевых компетенций.
5. Использование ИКТ в самообразовании
Участие в методических интернет-объединениях позволяет учителю обмениваться мнениями и идеями с коллегами всей страны и земного шара. Посещение сайтов
http://www/englishteachers.ru/
http://nota.triwe.net/ позволяет узнать новые приемы и методы в обучении английскому языку, получить ответы на интересующие вопросы.
В связи с тем, что информация данная в учебниках, устаревает (например , сведения о звездах спорта ,кино, телевидения),то информационные сайты помогают наполнить содержание уроков современными фактами.
(сообщения о молодежном неформальном движении в музыке и стилях одежды)
6. Заключение.
С внедрением ИКТ в процесс обучения английскому языку, прежде всего, необходимо отметить повышение положительной мотивации учащихся. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютер помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий, очень немаловажный фактор—это успешное использование индивидуальной формы работы. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы ребенок творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
В это работе идёт речь о методах и приёмах здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в среднем звене....
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания
Учащиеся коррекционной школы слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы у...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ
Обобщение педагогического опыта использования ИКТ на уроках иностранного языка. Определены пути повышения эффективности процесса обучения ...
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Формирование адаптивной среды на уроках иностранного языка через использование здоровьесберегающих технологий
Выступление на совещании учителей французского и немецкого языков 20.02.2013...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке
Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...