Профессинально-ориентированное преподавание иностранного языка
статья (10 класс) на тему

Виноградова Вероника Николаевна

методическая статья по преподаванию иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку

                       

Виноградова Вероника Николаевна,

учитель  английского языка, высшей категории,

МОУ «Лицей № 66» г. Омска. E-mail: vinver20@mail.ru

Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками.

В  настоящее время учителей не нужно убеждать в том, что каждый ученик является личностью, обладающей неповторимыми индивидуальными особенностями и своей историей психического развития. Понятия «индивидуализация обучения» и « дифференциация обучения», казалось, завоевали прочные позиции в педагогических теориях. Однако индивидуальный подход к личности ученика как стратегия обучения не заложен в учебные программы и не обеспечен содержанием учебников. Между тем учитель вынужден индивидуализировать процесс  обучения, ибо игнорировать индивидуальные различия школьников на практике не представляется возможным.

Что же связывает понятия «способности» и «индивидуализация обучения»?

Начнем с рассмотрения понятия «способности».  Б.М.Теплов, один из основателей теории способностей, описал три признака, заключающихся в этом понятии: « Во  – первых, под способностями разумеются  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не  всякие вообще  индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В соответствии с первым признаком способности являются одним из объектов, ориентирующих учителя в индивидуальном подходе к учащимся. Ученики, различаясь качествами, которые обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и формирования навыков и умений, нуждаются в том, чтобы эти различия были замечены, осознаны учителем   и стали бы для него руководством к действию. Второй признак способностей свидетельствует о важности этих качеств для прогрессивного движения ученика в учебной деятельности. Однако не только способности являются психическими детерминантами успешности учебной деятельности – мощнейшее влияние на эту деятельность оказывают и такие факторы, как мотивация, воля и другие.

 Опыт педагогической деятельности показывает, что при равных условиях (методы обучения, личность учителя и др.) положительная учебная мотивация не может обеспечить легкого и быстрого овладения учебным материалом, в случае если у школьника недостаточно развиты способности к данному предмету. Точно также и волевые качества личности не могут придать усвоению легкость и быстрый темп в сочетании с высокими результатами, если  соответствующие способности недостаточно развиты. Иными словами, адекватная учебная мотивация и сильная воля помогают добиться хороших результатов в учебе, но не обеспечивают легкость и быстроту процесса приобретения знаний, формирования навыков и умений.

Между тем для школьника важен не только результат учебной деятельности, но и процесс, т.е. характер ее реализации. Примечательно, что в младших классах дети ждут поощрений за усердие, большое количество времени, труда,  интеллектуальных  усилий, потраченных на выполнение учебных заданий, а в старших классах школьники начинают гордиться тем, что умеют справляться с заданиями быстро. Они даже бравируют легкостью, с  которой им дается учебный успех.

Главной задачей учителя является достижение высокого результата обучения. Этот результат определяется при прочих равных условиях отношением учащихся к учебе: если обучаемый ленится, недобросовестно, без интереса относится к предмету, то ему не помогут и способности  (ведь эрудиция, глубокий ум, хорошая память, высокая речевая культура сами по себе не обеспечивают успешности учебной деятельности) и все усилия учителя обучить его окажутся тщетными; и наоборот если ученик со средними способностями много занимается, активен, проявляет интерес к предмету, то он неуклонно прогрессирует и может достичь хорошего или по крайней мере прочного среднего уровня владения иностранным языком. А произойдет это оттого, что, во-первых, «терпение и труд все перетрут», а во-вторых, потому, что любые способности развиваются в деятельность. Вот почему учителя придают такое большое значение личностным факторам, стимулирующим психические возможности человека и организующим его на преодоление трудностей  учебной деятельности.

Индивидуализация обучения - это единственное средство актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведет к мобилизации резервов психического развития ребенка.

Таким образом, в отношении способностей индивидуализация обучения направлена на выполнение двух задач: учета способностей и их развития.

Учебная деятельность, направленная на развитие способностей, должна отвечать определенным принципам:

 1. Деятельность ученика должна носить не репродуктивный, а творческий характер. Иными словами, не накопление знаний и навыков является основной и единственной целью  школьного   образования, а обучение учащихся определенным приемам и способам работы, формирование у них интеллектуальных навыков и умственных действий, которые облегчают процесс усвоения учебной информации. Обучать  школьника использованию рациональных, эффективных, обобщающих приемов учебной деятельности, тренировать его психические функции (память, слуховое восприятие, мышление, воображение)- это и есть кардинальный путь развития его иноязычных способностей.

2. Учебная деятельность должна быть ориентирована не на уже достигнутый уровень развития способностей, а на «зону ближайшего  развития» (термин Л.С.Выготского). Этот принцип означает, что учет индивидуальных особенностей ребенка должен производиться только для того, чтобы выявить направление его дальнейшего развития, а не пределы его возможностей.

Следовательно, обучение должно представлять собой посильный, но достаточно трудный процесс, вызывающий психическое напряжение, которое возникает в результате расхождения между требованиями учителя и актуальными возможностями ученика. Поэтому урок должен стимулировать максимум интеллектуальной активности, на которую способен ученик.

3. Деятельность ученика должна определяться глубокими положительными мотивами. При обучении иностранному языку необходимо начинать с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают ученику процесс усвоения иностранного языка. Таким образом, именно оптимальные приемы запоминания, ориентация в анализе текстов, в принципах построения собственного высказывания на иностранном языке и т.д. формируют то ядро «снежного кома», которое будет постепенно расти и приведет не только к развитию способностей, но и к изменению всей структуры психологических детерминант, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка.

Следует заметить также, что иноязычные способности развиваются не только при непосредственной работе над усвоением языкового материала и развитием речевой деятельности на иностранном языке. Чтение художественной литературы на родном языке, соприкосновение с искусством, спорт, дружба – все это вносит свой вклад в развитие личности ученика и его иноязычных способностей, которые относятся к группе гуманитарных способностей, тесно переплетающихся с общим умственным развитием индивида, с его умением общаться.

Для учителя развитие способностей школьников – трудная  задача и большая нагрузка психологического характера. Однако, как писал Л.Н.Толстой, « чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».

Литература.

1.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. – Москва, 1982.

2.Рубеншнейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Психология индивидуальных различий. Тексты – Москва 1982.

3. Теплов Б.М. Способности и одаренность.//Психология индивидуальных различий. Тексты М-1982.



Предварительный просмотр:

Лицей № 66 г. Омска.

Использование метода проектов в профессионально-ориентированном преподавании иностранного языка.

Виноградова Вероника Николаевна,

учитель английского языка,

Лицей №66 г. Омска

Иностранный язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.  Нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. Иностранный язык, призванный заложить основы иноязычного общения, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.

 Во-первых,  обучение иностранным языкам  рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой  для профессионального становления личности учащегося.

Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.

В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.

Можно наметить ряд конкретных задач, решаемых средствами иностранного языка и направленных на профессиональное становление личности. К таким задачам относятся: развитие индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей и интересов (в том числе и профессиональных), которое осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся; расширение общеобразовательного кругозора школьников через ознакомление их с культурными ценностями страны изучаемого языка, с достижениями в различных областях науки и техники; воспитание у учащихся трудолюбия, настойчивости, активности, сознательности, самостоятельности мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения; совершенствование учебных умений школьников работать с книгой, со словарем, со справочной литературой, аннотировать и реферировать иноязычные тексты, пользоваться инструкциями по эксплуатации оборудования, формирование у обучающихся специфических коммуникативных  умений, например вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи, необходимые в любой профессиональной деятельности.

 Существуют самые разнообразные средства решения  перечисленных задач, которые позволяют реализовать указанную выше цель обучения   иностранному языку в профессиональном классе. Одним из таких средств является применение метода проектов (технология проектного обучения). В основе проектной методики  лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников и  всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использование различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.

Технология проектного обучения впитала в себя множество элементов других образовательных технологий. Поэтому ее можно рассматривать как частный случай интегрированной технологии. Проектное обучение базируется на широко известных в педагогике принципах, таких как личностно-ориентированного обучения, природосообразности, индивидуального и проблемного подходов в  процессе обучения и многих элементах коллективного способа обучения и др.

История развития данной технологии начинается с XIX века с разработок Дж. Дьюи (1859-1952) американского философа, педагога, психолога, теоретика и практика проблемного обучения, покоящегося на принципах природосообразности. Проектное обучение получило распространение в 20 – 30 годы XX в. в советской и зарубежной школе. В Америке оно носило название «Дальтон - план». В России он как «метод проектов» или «бригадно–лабораторный» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах. В 30-х годах в СССР и 60 – 70 годах в Америке он подвергался критике, вплоть до запрещения в СССР. Сегодня школьная практика во многих странах вновь обращается к нему.

Проектное обучение – это педагогическая технология, нацеленная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путем самообразования), на развитие познавательных умений школьников. Соответственно при ее использовании происходит формирование личности в активной познавательной деятельности, личностное же отношение к учению выражено в мотивационной сфере, а в структуре мотивов определяющим является познавательный интерес, «благодаря которому создается «внутренняя среда»[5].   Таким образом, вершится воспитание активного, творческого человека, осваивающего новые способы деятельности в социокультурной среде.

 Методика проектного обучения нашла применение в Лицее № 66 г. Омска в преподавании ряда предметов, в том числе и иностранных языков, в частности английского в классах среднего и старшего звена лицея. В лицее дается допрофессиональная подготовка по следующим направлениям: химико-биологическое, физико-математическое, социально-экономическое.

В данной статье мы рассмотрим практику применения Технологии проектного обучения (ТПО) в Лицее №66 г. Омска при обучении английскому языку в профильном социально-экономическом  классе.

При рассмотрении практического применения мы будем исходить из того, что учащиеся знакомы с методом проектов – первые проекты школьники начинают выполнять в среднем звене.

Для примера возьмем Проект «Политическая система США и России» (Project “Political system of the USA and Russia” Выделены следующие этапы работы (Приложение 1. Схема 1.).

Этап подготовительный. Формирование рабочих групп. Оптимально 3-4 учащихся. При количестве класса в 14 человек было образованно 3 группы. Здесь мы пошли по пути самоопределения, что позволило повысить коммуникативные возможности группы. Дети на просьбу учителя самостоятельно выдвинули ответственного, в задачу которого входило координация работы и оперативная, внеплановая связь с учителем. В принципе, были случаи индивидуального выполнения и представления проекта.

  1. Постановка цели рабочей группы:  выбор темы, выявление проблемы, фор мулировка задачи.

 На выбор предложено несколько под тем при рассмотрении политических систем России и США. В процентном соотношении доли учителя и учеников в совместной работе составили примерно 40% и 60% соответственно.

  1. Обсуждение возможных вари антов исследования, выбор способов.

Это внутригрупповая и(или) индивидуальная работа и при выполнении долгосрочных проектов почти остается за кадром. Естественно, что при поэтапном контроле, если выявляются недостатки, делаются корректирующие занятия. Здесь доли учителя и учеников в совместной работе составляют примерно 30% и 70%.

  1. Создание общей структуры проекта. Продумывание хода деятельно сти, распределение обязанностей.

Соответственно на этих двух  фазах мы наблюдаем высоко мотивированную  самостоятельную работу учащихся. Все положительные стороны подобного вида образования хорошо известны. Также соблюдаются следующие правила и принципы проектного обучения  командным способом:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Хотя это соблюдалось не всегда, есть варианты.
  2. Команды не соревнуются. Сферы деятельности разные.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от об щения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Желаемое, но исполняемое лишь в самоопределяющейся группе.
  4. Каждый должен получать удо вольствие от чувства уверен ности в себе. Все должны проявлять актив ность и вносить свой вклад в об щее дело. Не должно быть так на зываемых «спящих партнеров».
  5. Ответственность за конечный результат несут все члены ко манды, выполняющие проект ное задание.

Корректирующее влияние учителя составляет лишь 20%.

  1. Определение речевых умений, которые необходимо развивать у учащихся (Аудирование, говорение, чтение, письмо).  Сбор необходимой информации.
  2. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т.д

На данном этапе обеспечивается механизм развития критического  мышления ре бенка, умение искать путь ре шения поставленной задачи. А также развитие исследо вательских умений  учащихся: выявлять проблемы, собирать информацию из литературы, работа в библиотеках, INTERNET, наблюде ние, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналити ческое мышление.

  1. Обобщение результатов и вы воды – защита проектов.

Группа собирает наработанный отдельными учениками материал, формулирует выводы и готовит защиту проекта. Дети представляли проекты в виде сообщений по своим направлениям работы в контексте общей тематики группы. У каждого была своя роль. Использовали наглядный материал в виде стенгазеты, фотоальбома, распечатки с материалами, рисунки. Очень важное место в последнее время начинают занимать IT – информационные технологии. Учащиеся используют INTERNET не только для подготовки проекта, но и для его презентации – Создание WEB – страниц и размещение в сети. Также представляют проект в виде Презентации выполненной в программе Microsoft Office Power Point, буклеты текстовые материалы, выполненные в программе    Microsoft Office Publisher,  Microsoft Office Word. Естественно, что распределение проходило самостоятельно, учитель был поставлен в известность. В результате презентации проектов учащиеся получили целостное представление по рассматриваемым темам. Здесь доли учителя и учеников в совместной работе составляют примерно  20% и 80% соответственно.

  1. Анализ успехов и ошибок. Коррекция. Оценка проекта.

Для реализации этого этапа проводится отдельное занятие. Процент совместности можно определить в 50%. Каждая группа проводила самоанализ своей работы по всем этапам и по каждому участнику в частности.   Были выделены положительные и отрицательные моменты проектов, недочеты и ошибки, удачные находки, как по форме так и по содержанию. Подведены итоги.

 В процессе педагогического целеполагания  учитель прогнозирует результаты применения проектного обучения. Ставя целью повышение познавательного интереса учащихся, мы определяем основные показатели его проявления. Это:

  1. Интеллектуальная активность учащихся, которая проявляется в вопросах учеников, в стремлении по собственному побуждению участвовать в деятельности, в активном оперировании приобретенными знаниями и умениями;
  2. Эмоциональные проявления, такие как, острая заинтересованность или равнодушие и т.д.;
  3. Волевые проявления, выражающиеся в сосредоточенности внимания, в поведении при затруднении и т.д.

Время выступления не позволяет проследить проявления познавательного интереса на каждом этапе работы над проектом. Но в данном случае диагностирование на уровне педагогического наблюдения позволяет заявлять о достаточно высоком познавательном интересе учащихся при работе над проектом.

Таким образом, проектное обучение  - полезная альтернатива классно-урочной системе, особенно в плане повышения познавательной активности учащихся. Но оно отнюдь не должно вытеснять и классические форма занятий и само являет пример интеграции видов обучения. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт в применении этой методики, считают, что проектную методику следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.  Так же, интеграция России в мировое сообщество, в частности в области образования, заставляет нас по-новому посмотреть на данный вид обучения.


Приложение 1. Схема 1.

Цифрами обозначены этапы работы над проектом.

  1. Постановка цели:  выбор темы, выявление проблемы, фор мулировка задачи
  2. Обсуждение возможных вари антов исследования, выбор способов.
  3. Создание общей структуры проекта. Продумывание хода деятельно сти, распределение обязанностей.
  4. Определение речевых умений, которые необходимо развивать у учащихся( Аудирование, говорение, чтение, письмо).Сбор необходимой информации.
  5. Исследование: решение отдель ных задач, компоновка и т. д.
  6. Обобщение результатов и вы воды -защита проектов.
  7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Обозначения:     ▌- доля учителя в совместной работе;       ║- доля учеников в совместной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).

В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...