Возможности предмета в адаптации выпускника.
статья по теме

Дармаева Ольга Борисовна

Формирование и развитие ключевых компетенций в различных сферах ученической деятельности, через приёмы технологии РКМЧП и интерактивного обучения, при продуктивном сотрудничестве и координационной роли учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_predmeta_v_adaptacii_vypusknika.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности предмета в адаптации выпускника.

(из опыта работы учителя английского языка Дармаевой Ольги Борисовны)

Глобальные тенденции развития современного, мирового сообщества ставят перед школой новые цели и задачи. Целью обучения иностранного языка в школе является не только практическое владение иностранным языком, но и повышение образованности учащихся, а именно создание благоприятных условий для подготовки выпускников к последующей социализации в обществе. Таким образом, актуальным для меня стал вопрос формирования и развития ключевых компетенций в различных сферах ученической деятельности. Начиная с 2001 года, методической темой нашей школы стала «Развитие ключевых компетенций учителя и ученика – основа повышения качества УВП», что явилось дополнительным стимулом в поиске эффективных приёмов и форм обучения для развития компетентности школьников.

Достижение этой цели предполагает изменения в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала, а значит и характера процесса обучения в целом.

Я строю свою работу, основываясь на личностно-деятельностном, коммуникативном подходе. Находясь в постоянном поиске оптимизации процесса обучения, я пришла к выводу, что приёмы интерактивного обучения являются наиболее эффективными для развития речи учащихся. Работа в парах и малых группах, основываясь на продуктивном сотрудничестве и координационной роли учителя, увеличивает время говорения каждого ученика на уроке, создаёт условия для формирования у учащихся умений ставить цели и задачи по отношению к  изучению языка, использовать различные ресурсы, методы и средства обучения.

В своей работе наиболее эффективными я считаю приёмы технологии РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо), которые способствуют раскрытию творческого потенциала ученика, развивают интеллектуальную инициативу, формирует установку на самостоятельное  мышление, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком.

 «Технология РКМЧП состоит из трёх фаз: 1 фаза – «Вызов», 2 фаза – «Реализация смысла», 3 фаза – «Рефлексия». На фазе «Вызова» осуществляется пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Во время второй фазы учащиеся получают новую информацию. Во время рефлексии ученики осмысливают информацию и превращают её в собственное мнение».  На фазах «Вызова» и «Рефлексии» я использую приёмы, направленные на развитие умений задавать вопросы, анализировать и синтезировать полученную информацию («толстый, тонкий вопрос», «ключевые слова», «художественные ассоциации» - в 5-6 классах; «художественные ассоциации», «синквейн», «эссе»  - 7-8 классы; «художественные ассоциации», «синквейн», «пирамидальная история», «эссе» - 9-11 классы). На фазе «Реализации смысла» я опираюсь на приёмы, развивающие умения работать с большими информационными потоками («сканирование», «инсерт», «прогнозирование содержания текста по заголовку, отдельным абзацам…», «чтение с остановками»).  

Совокупность описанных выше приёмов на протяжении нескольких лет даёт положительные результаты: наши ученики участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее», занимают призовые места в городских и районных олимпиадах, успешно сдают выпускные и вступительные экзамены по языку. Результаты закрытого анкетирования учащихся также подтверждают эффективность выбранных нами приёмов и технологий:

31% опрошенных учащихся считают, что эти приёмы облегчают процесс речепорождения, активизируют мышление, помогают наиболее эффективно организовать процесс обучения;

26% опрошенных учащихся полагают, что эти приёмы мобилизуют их творческие способности и личностный потенциал;

43% опрошенных учащихся отметили, что эти приёмы позволяют им выразить своё мнение о происходящих событиях, справляться с разнообразием мнений и конфликтами, сотрудничать и работать в команде, проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами, быть подготовленными  к самообразованию и самоорганизации.

Таким образом, применяемые мной приёмы и технологии, способствуют развитию не только языковых способностей, но и ключевых компетенций, что ведёт к повышению уровня образованности выпускников в целом, и готовности к адаптации в быстро меняющихся условиях современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Проблемы социальной реабилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида". х)

Цель : показать проблемы ребилитации и адаптации выпускников специальной(коррекционной) школы VIII вида. ...

Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома

Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...

Твёрдым шагом во взрослую жизнь: адаптация выпускников

Данная брошюра подготовлена в рамках проекта «Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни», реализованного в феврале – декабре 2011 года РОО «Стеллит» при финансовой по...

Проблемы социально-речевой адаптации выпускников школы Vида

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования показало, что не все стороны речевой деятельности одинаково успешно поддаются коррекции и, что не мало важно,...

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Курс лекций по дисциплине ОГСЭ.05 АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА  для студентов специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта п...

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов.

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Доклад на педсовете «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования»

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка....