СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В СИТУАЦИИ АУДИТОРНОГО БИЛИНГВИЗМА
статья по теме

Виноградова Анастасия Викторовна

В статье описаны современные проблемы, связанные с процессом обучения аудированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_28.04.11.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

ВИНОГРАДОВА А.В.

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В СИТУАЦИИ

АУДИТОРНОГО БИЛИНГВИЗМА

До недавнего времени важность вопроса о слуховом восприятии иноязычной речи (аудировании) в ситуации искусственного билингвизма, под которым понимаются условия овладения иностранным языком при отсутствии соответствующего языкового общения, то есть в учебной (школьной) аудитории, многими преподавателями недооценивалась.

И в первую очередь здесь нужно говорить о школьной ступени образования – там, где эти навыки начинают формироваться. Учащийся, как правило, начинает не просто воспринимать на слух, а понимать иноязычную устную речь именно в школе. Но приоритет чаще всего отдавался чтению и говорению, в то время как аудирование либо вообще отсутствовало, либо использовалось как вспомогательное средство.

В настоящее время с введением данного аспекта в контрольно-измерительные материалы (ЕГЭ, ГИА) ситуация изменилась. Появился целый ряд учебных пособий по подготовке школьников к сдаче экзаменов, в которые включены задания по аудированию. Современные УМК, различная учебная литература, аудио и видеоматералы предлагают разного рода задания для совершенствования навыка восприятия иностранной речи на слух. Параллельно педагоги помогают формировать у учащихся необходимые познавательные умения, связанные с процессом аудирования, – выделение главного, нахождение конкретной информации в тексте, умение отделять оценочную информацию от фактической, определять объективность и субъективность суждений, умение делать аргументированные выводы на основе прослушанного материала, обобщать и подводить итоги и т.д. Немаловажную роль для мотивации детей играет интерактивная доска, которая позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и эффективным.

Задача современного педагога иностранного языка – не просто правильно сформировать этот навык, чтобы ребенок привык работать с устной речью на слух (выполнять различные задания), но и максимально мотивировать его на самостоятельное слушание иноязычной речи (например, понравившейся песни) с целью извлечения информации (слов песни). Обучение необходимо проводить с письменной фиксацией прослушанного, задания должны быть интересными и творческими, материал для прослушивания должен соответствовать реальным интересам детей, их возрасту, а также потребностям современного общества.

Однако для успешного обучения процесс формирования навыков аудирования нужно начинать как можно раньше, вести его параллельно с обучением чтению и говорению или даже с опережением. Учащиеся будут слышать носителей языка, что позволит заложить основы хорошего произношения и быстрой речи, можно будет избежать коррекции в дальнейшем, и снизится риск возникновения языкового барьера.

Решать такую задачу необходимо целенаправленно. Если процесс самостоятельного аудирования иностранных текстов и выполнения заданий учащимися будет находиться под контролем, тогда можно будет достигнуть желаемого результата – совершенствования навыков аудирования, а, вместе с тем, и навыков говорения, так как эти два процесса взаимосвязаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Пути совершенствования школьного иноязычного образования на начальной ступени обучения

Содержание семинара-практикума по иностранному языку "Пути совершенствования школьного иноязычного образования на начальной ступени обучения...

Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи

Технология развития навыков и умений письменной иноязычной речи...

Развитие и совершенствование навыков восприятия иноязычной речи на слух.

Данная методическая  разработка создана на основе цикла лекций Кевина Китинга, преподавателя и методиста Университета Аризоны....

Категории психологических барьеров у обучающихся-нефилологов при аудировании иноязычной речи

Психологические барьеры как  абсоютное и относительное  препятствие на пути коммуникации ,взаимопонимания  обучающихся....

Аудирование на уроках английского языка.Как научить ребёнка слышать и понимать иноязычную речь.

Рекомендации о том, как повысить процент понимания на слух английской речи....

Совершенствование навыков устной речи и аудирования.

Совершенствование навыков устной речи и аудирования....