ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ-2019 г.
материал по истории
Педагогический опыт Новиковой Г.А.-октябрь 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_novikovoy_g.a._uchitelya_istorii_-_2019_g.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных образовательных технологий
в формировании гражданско-патриотических компетенций учащихся
на уроках и во внеурочное время»
/Педагогический опыт Новиковой Галины Александровны,
учителя истории и обществознания
ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ» Большеберезниковского р-на Республики Мордовия/ (Октябрь 2019 г.)
Актуальность, основная идея опыта.
Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где сказано, что важнейшей целью современного отечественного образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, патриота России.
Воспитание гражданственности и патриотизма в детях было и остаётся важным звеном, т.к. это одно из основных направлений социализации личности.
Воспитание гражданственности и патриотизма основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает их усвоение обучающимися: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, многообразие и уважение культур и народов. Базовые ценности должны пронизывать всю многоплановую деятельность школьника как человека, личность, гражданина.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, т.к. невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Технология опыта.
Один из важнейших элементов учебно-воспитательной деятельности это – урок.
Знания только тогда прочно усваиваются учениками, когда они – результат их собственной поисково-исследовательской деятельности. Исключительные возможности в этом плане имеет проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий.
Например, на уроке, посвящённом Русско-японской войне, перед ребятами ставится проблема: «Историю не изменишь, нам придётся изучать её такую, какая она есть. И вот ещё парадокс: война несправедливая, а в памяти народа она осталась как самая героическая и трагическая страница российской истории. Почему так? Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне? Как должен вести себя человек в ситуации, когда его страна ведёт несправедливую войну?»
Труднее всего бывает анализировать события послеоктябрьского периода нашей отечественной истории. Такой пример. До сих пор продолжает сохраняться ассоциация, что во время Гражданской войны XX века красные – наши, а белые – враги.
А меня просто поразили стихи М.И. Цветаевой, которая одной из первых заговорила о Гражданской войне, как о братоубийственной:
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой? Где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
Хочется вспомнить всех в эти дни –
Красных и белых – наши они.
Именно эти стихи помогают донести до учащихся правду о событиях Гражданской войны.
Порой бывает очень сложно убеждать учеников в истинности патриотизма, ещё сложнее отвечать на подобные вопросы: «За что же было любить такую Родину, которая изгоняла, предавала своих самых лучших граждан?» В данной ситуации обращаюсь к Борису Пастернаку, который перенёс много гонений, но выразил свою истинную любовь к России в этих стихах:
Что же посмел я намаракать,
Пакостник я и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
И к стихам Сергея Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
Как современны сегодня слова П.П. Блонского (1884-1941 гг.) – русского педагога, психолога: «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии!»
Интеграция является одним из продуктивных путей преобразования современного образовательного процесса.
Во главу угла технология «Диалог культур» ставит вопрос: «Как связаны между собой различные виды искусства: литература, живопись, музыка, театр, скульптура, архитектура?». Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление, это положительно влияет на формирование социальной позиции ученика.
Развитию креативного мышления учащихся на уроках способствуют так называемые «задания с изюминкой», требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Например, при изучении темы «Россия в эпоху преобразований Петра I» предлагается такое задание: «Почему гвардейцы носили чулки красного цвета?»
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала предполагает проектирование метапредметных заданий, которое осуществляется с помощью трёх подходов:
1). Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения). Например, в 6 классе на уроке истории предлагаю сделать сопоставительный анализ «русского витязя» и «рыцаря» с позиций: – истории; – литературы; – военной науки.
2). Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контекст другого предмета. На уроке «Отечественная война 1812 г.» учащиеся составляют формулу фрагмента стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
3). В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта. Учащиеся придумывают и изображают знак-символ для обозначения движения армии Наполеона при наступлении на Россию и при отступлении.
Процесс формирования понятий, передачи понятийной структуры предполагает, чтобы ученик «промысливал», как бы заново открывал важнейшие понятия.
Результативность опыта.
К конкретным результатам педагогической деятельности я отношу: повышение интереса к предметам, качества знаний, успехи на предметных олимпиадах, в конкурсах исследовательских и творческих работ, бережное отношение к наследию народов России, влияние на выбор профессии.
За 14 лет использования данного опыта сделано немало.
Мы с учениками побывали в нескольких городах России на предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Ученица 10 класса Шачинова Мария в 2009-м году стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Она – первая и единственная в нашем районе участница Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в городе Брянске. Ей не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать призёром в России. У Маши 30-е место из 96 участников, а призёрами стали 23.
Два раза мои ученики за победы в республиканском конкурсе «Святыни земли мордовской» получали награду – путешествие по городам «Золотого кольца России». Хорошко Марина в 2005 году, Белоглазов Саша – в 2011 году.
Девятиклассница Шамонина Ирина – лауреат Всероссийской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Диплом лауреата мы с Ириной привезли из города Казани в 2009-м году.
В 2009 году наша школа получила статус «основная». Но славные традиции, заложенные нашими «звёздными» учениками, были продолжены.
Продолжателем славных традиций стал Белоглазов Александр. 2-е место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву он занимал дважды, в 8 и 9 классах, соревнуясь со старшими соперниками. Два раза от победы его отделяли всего лишь несколько баллов! Александр – победитель и призёр многочисленных конкурсов всех уровней – от районного до Всероссийского. В 2012 году имя Александра Белоглазова было занесено во Всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети – будущее России» в номинации «Надежды России».
В 2011 году я стала победителем республиканского и Лауреатом IX Межрегионального конкурса учителей: «Урок: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», представляла свой опыт на конференции в Москве. Через год защищала свой опыт на конкурсе «Учитель года-2012». Мой урок «Недаром помнит вся Россия!», посвящённый 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года, занял на конкурсе второе место в республике из 19 участников. В 2016-м году мне довелось побывать на Всероссийском совещании педагогических работников в Москве и поучаствовать в обсуждении темы: «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога». Памятную медаль «Патриот России», полученную в 2013 году, считаю одной из своих самых значимых наград.
В 2016 году Аброськина Даша за победу в республиканском конкурсе «Святой благоверный великий князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России», была награждена путёвкой во Всероссийский детский центр «Орлёнок».
Бистяйкина Алёна – победитель Республиканского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов РФ и РМ в 2017 и 2018 годах.
Танаева Настя – победитель Республиканского конкурса «Защитникам Отечества посвящается…» в 2019 году к 30-летию вывода советских войск из Афганистана в номинации «Поэзия». Свои стихи мы с Настей посвятили её отцу, воину-интернационалисту, и его боевым друзьям.
Всегда говорю своим ученикам: «Ваш патриотизм должен проявляться в защите чести школы, района, республики на олимпиадах и конкурсах всех уровней – от районного до Всероссийского! Но сражаться нужно честно, всегда уважать достойного соперника, идти с «открытым забралом», как в средние века шли рыцари на ристалища!»
Стало уже доброй традицией, что к знаменательным датам, в первую
очередь, посвящённым событиям Великой Отечественной войны, с учениками провожу мероприятия, даю информацию в районную газету «Присурские вести».
Такие мероприятия очищают души, наполняют сердца гордостью за свой народ, за свою Родину! Ведь Победа не стареет! Пройдёт и сто лет, и двести, а она будет в сердцах людей такой же молодой, как в светлом сорок пятом, потому что ослепительно молоды были солдаты, которые её добывали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ-2019 г.
Педагогический опыт Новиковой Г.А., учителя истории. Октябрь 2019 г....