Рабочая программа испанский язык язык 5-9 класс.
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Примерные программы по иностранным языкам
Испанский язык
Пояснительная записка
1. Статус программы
Примерная программа по испанскому языку составлена на основе федерального компо-
нента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует после-
довательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрас-
тных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. На основе пример-
ной федеральной программы разрабатываются региональные и авторские программы, создают-
ся учебники и учебные пособия.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитатель-
ного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования,
воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа
обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня под-
готовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к со-
держанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обу-
ченности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полу-
ченных в ходе контроля результатов.
Примерная программа может служить ориентиром при тематическом планировании кур-
са. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за
пределами которого остается возможность выбора вариативной составляющей содержания об-
разования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный
подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изуче-
ния этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятель-
ности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует со-
хранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учите-
лей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению
курса, в том числе с учетом особенностей регионов.
2. Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содер-
жание с примерным распределением учебных часов по тема курса; требования к уровню
подготовки выпускников.
3. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык (в том числе испанский) входит в общеобразовательную об-
ласть «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно
существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в обще-
ственных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных тех-
нологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования
их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как
общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и меж-
культурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведе-
ния из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, матема-
тики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языко-
выми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонети-
ческим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство
приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средст-
вом передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целост-
ной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образова-
ния школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям
постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует фор-
мированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом про-
является взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию
основ филологического образования школьников.
Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуни-
кативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным
языкам (в том числе испанскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование ино-
язычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьни-
ков осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностран-
ного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного
процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает
особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьни-
ков к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной
страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диа-
лог культур.
Обучение иностранному языку (испанскому) в основной школе должно обеспечивать
преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения ино-
странного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников,
так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор
и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в че-
тырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения
иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого
поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к
самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифферен-
циации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и совре-
менных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это
позволяет расширить связи испанского языка с другими учебными предметами, способствует
иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе
проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содей-
ствует их социальной адаптации в современном мире. Возможно введение 2-го иностранного
языка за счет школьного компонента.
В 8-9 классах реальной становится предпрофильная ориентация школьников средства-
ми испанского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также
значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при
отборе содержания, так и в использовании приемов обучения. В связи с динамикой возрастно-
го развития школьников на средней ступени в данной программе предусматривается выделе-
ние двух этапов:
• обучение испанскому языку в 5-7 классах
• обучение испанскому языку в 8-9 классах.
К завершению обучения в основной школе планируется достижение учащимися обще-
европейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (испанскому язы-
ку)(уровень А-2). Этот уровень дает возможность выпускникам основной школы использовать
иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени в полной средней школе,
в специальных учебных заведениях и для дальнейшего самообразования.
4. Цели обучения испанскому языку
Изучение иностранного языка в целом и испанского в частности в основной школе на-
правлено на достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих
– речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, ор-
фографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых яв-
лениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом язы-
ке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реали-
ям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной шко-
лы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою
страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях де-
фицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоя-
тельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информацион-
ных технологий;
• развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка
в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, са-
мореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; разви-
тие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
5. Место предмета иностранный язык в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Фе-
дерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного
(общего) образования, в том числе в 5-7 классах 315 часов из расчета 3-х учебных часов в неде-
лю; в 8-9 классах 310 часов из расчета 3-х учебных часов в неделю.
Примерная программа рассчитана на 525 учебных часов. При этом в ней предусмотрен
резерв свободного времени в размере 10% от общего объема часов для реализации авторских
подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения со-
временных педагогических технологий.
В тех случаях, когда школа не может обеспечить обучение иностранному (испанскому)
языку со 2-го класса, обучение может начинаться с 5 класса, при этом достижение запланиро-
ванного порогового уровня обученности возможно лишь при увеличении количества часов в 5-
7 классах как минимум на 1 час в неделю, чтобы создать всем учащимся (и начинающим изуче-
ние иностранного языка со 2-го и с 5-го класса) равные возможности.
Обязательное изучение иностранного (испанского) языка на начальном, среднем и стар-
шем этапе, а также реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию
школьников, предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке учителя,
способного работать на разных ступенях обучения с учетом их специфики.
6. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных уме-
ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих
направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной
деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изуче-
нию испанского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных
учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация
на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перево-
да; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности меж-
предметного характера.
7. Результаты обучения
Результаты обучения испанскому языку в 5-9 классах изложены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее
приобщения к ценностям мировой культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваи-
вают и воспроизводят учащиеся.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельно-
сти, в том числе творческой: расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анали-
зировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориенти-
роваться в несложном иноязычном тексте, делать краткие сообщения на испанском языке.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (525 часов)
5-7 классы (315 часов)
Предметное содержание речи
1. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт,
музыка, посещение кино/ театра / парка аттракционов). Покупки. Переписка - 80 часов.
2. Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и
их проведение в различное время года - 60 часов.
3. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение,
климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда проживания
школьников - 90 часов.
4. Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды - 40 часов.
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь. В 5–7 классах продолжается развитие таких речевых умений, как
умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию,
при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, уве-
личивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более
разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения
как:
♦ начать, поддержать и закончить разговор;
♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
♦ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запраши-
вать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Поче-
му?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов – до 4-х
реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
♦ дать совет и принять/не принять его;
♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в
нем участие.
Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
• выражать свою точку зрения;
• выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
• выражать сомнение;
• выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5-7 классах предусматривает
овладение следующими умениями:
• кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи
как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
• передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
• делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понима-
ние несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием ос-
новного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости
от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
♦ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;
♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического
характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания
текстов для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их
содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакоми-
тельное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пони-
манием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 5-7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида
чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных ау-
тентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5-7 классах,
включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Объем текстов для чтения – 400-500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
♦ определять тему, содержание текста по заголовку;
♦ выделять основную мысль;
♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах,
ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах. Формируются и отрабатываются
умения:
♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной перера-
ботки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
♦ выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает
умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая не-
обходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
♦ делать выписки из текста;
♦ писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до
30 слов, включая адрес), выражать пожелания
♦ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
♦ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни,
делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 50-
60 слов, включая адрес);
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведен-
ческого этикета в испаноязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В се-
мье», «В школе», «Проведение досуга». Использование испанского языка как средства социо-
культурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:
♦ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
♦ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
♦ иноязычными сказками и легендами, рассказами;
♦ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном,
столицами страны/ стран изучаемого языка);
♦ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в
странах изучаемого языка;
♦ словами испанского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в
русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон испанского языка.
Предусматривается овладение умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на
испанском языке;
• правильно оформлять адрес на испанском языке;
• описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и Санкт-
Петербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
5-7 КЛАССЫ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения,
и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков испанского языка;
соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах; соблюдение правил сцеп-
ления (ligaciуn) и связывания (encadenamiento) слов внутри ритмических групп; ритмико-
интонационные навыки произношения разных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексиче-
ских средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим
единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц,
включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этике-
та, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Распознавание и использование в речи интернациональных слов.
Знание основных способов словообразования:
а) аффиксации:
• глаголы с префиксами de-, pre- “deformar”, “prever”;
• существительные с суффиксами -ario “funcionario”, -ura “blancura”, -erнa “panaderнa, –
ista, “futbolista”;
• прилагательные с суффиксом -al “primaveral”;
• наречия с суффиксом –mente “alegremente”;
б) словосложения: схема глагол + существительное “el guardabosques”
в) конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола: “cantar
– el cantar”);
Грамматическая сторона речи
Расширение объема грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладе-
ние новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных простых предложений; безличных предложений (Es interesante.); сложносо-
чиненных предложений с сочинительными союзами «o», «pero»; сложноподчиненных предло-
жений с союзами «que»; «si» (условные 1 типа); «cuando» (кроме относящихся к будущему вре-
мени); «porque»; всех типов вопросительных предложений; конструкций «al + infinitivo»,
«despuйs de + infinitivo».
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи временных форм изъ-
явительного наклонения (Modo indicativo): presente, futuro simple, pretйrito perfecto simple,
imperfecto, pretйrito perfecto compuesto; повелительного наклонения (Modo imperativo); условно-
го наклонения (Modo potencial): potencial simple (в условном значении); особенности спряжения
в этих временных формах отклоняющихся глаголов и глаголов индивидуального спряжения,
отобранных для данного этапа обучения; возвратные (местоименные) глаголы; причастие
(participio); деепричастие (gerundio); конструкция «estar + gerundio»; глагольные конструкции
«ir a + infinitivo», «tener que + infinitivo».
Навыки распознавания местоименной и причастной формы пассивного залога (voz
pasiva).
Навыки распознавания и употребления в речи определенного \ неопределенного \ нуле-
вого артиклей; степеней сравнения прилагательных и наречий; особых случаев их образования
(grande-mayor; pequeсo-menor; bueno-mejor; malo-peor; bien-mejor; mal-peor); личных местоиме-
ний в функции прямого и косвенного дополнений; ударных и безударных форм личных место-
имений; притяжательных местоимений; указательных местоимений; неопределенных место-
имений algo, alguien, alguno, mismo; отрицательных местоимений nada, nadie, ninguno; отрица-
тельного наречия nunca; количественных числительных свыше 100; порядковых числительных
10-20.
8 – 9 классы
(210 часов)
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; внешность и харак-
теристики человека; досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/театра, дискотеки,
кафе);. молодежная мода; покупки, карманные деньги - 50 часов.
2. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним;
международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностран-
ного языка - 35 часов.
3. Страна и страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенно-
сти (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), достопримечатель-
ности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в
науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Ин-
тернет) – 75 часов.
4.Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни - 30 часов.
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь. Развитие у школьников диалогической речи на средней ступени
предусматривает овладение ими умениями вести диалог этикетного характера, диалог-
расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации:
Речевые умения при ведении диалогов этикетного характера:
♦ начать, поддержать и закончить разговор;
♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
♦ вежливо переспросить, выразить согласие/ отказ.
Объем этикетных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-расспроса:
♦ запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда?
Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
♦ целенаправленно расспрашивать, «брать интервью».
Объем данных диалогов – до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога-побуждения к действию:
♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
♦ дать совет и принять/не принять его;
♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в
нем участие;
♦ сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить при-
чину.
Объем данных диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
Речевые умения при ведении диалога –обмена мнениями:
♦ выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
♦ высказать одобрение/неодобрение;
♦ выразить сомнение;
♦ выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, же-
лание/нежелание);
♦ выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью компли-
ментов.
Объем диалогов - не менее 5-7 реплик со стороны каждого учащегося.
При участии в этих видах диалога и их комбинациях школьники решают различные
коммуникативные задачи, предполагающие развитие и совершенствование культуры речи и со-
ответствующих речевых умений.
Монологическая речь. Развитие монологической речи на средней ступени предусматри-
вает овладение учащимися следующими умениями:
♦ кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникатив-
ные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оце-
ночные суждения;
♦ передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
♦ делать сообщение в связи с прочитанным текстом.
♦ выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.
Объем монологического высказывания – до 12 фраз.
Аудирование
Владение умениями понимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание
несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с понима-
нием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зави-
симости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие следующих умений:
♦ прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять
основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;
♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического
характера с опорой на языковую догадку, контекст;
♦ игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текста – 1,5-2 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точ-
ностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основ-
ного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее
чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотро-
вое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 8-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных ма-
териалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
Умения чтения, подлежащие формированию:
♦ определять тему, содержание текста по заголовку;
♦ выделять основную мысль;
♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тек-
сте.
Объем текста – до 500 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на облегченных аутентичных тек-
стах разных жанров.
Умения чтения, подлежащие формированию:
♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной пере-
работки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа , выборочного
перевода, использование страноведческого комментария);
♦ оценивать полученную информацию, выразить свое мнение;
♦ прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте.
Объем текста - до 600 слов.
Чтение с выборочным понимание нужной или интересующей информации предполагает
умение просмотреть аутентичный текст, (статью или несколько статей из газеты, журнала,
сайтов Интернет) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для
учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
♦ делать выписки из текста;
♦ писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выра-
жать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
♦ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
♦ писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат
о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя мате-
риал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходи-
мые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
Успешное овладение испанским языком на допороговом уровне (соответствующем
международному стандарту) предполагает развитие учебных и компенсаторных умений при
обучении говорению, письму аудированию и чтению.
На средней ступени обучения у учащиеся развиваются такие специальные учебные
умения как:
♦ осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая
разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму;
♦ пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
♦ участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера,
требующей использования иноязычных источников информации.
В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных
умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств,
а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные
средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое
прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять
основное значение текста.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя
знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого язы-
ка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера).
Они овладевают знаниями о:
♦ значении испанского языка в современном мире;
♦ наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалиях при изуче-
нии учебных тем (традиции в питании, проведении выходных дней, основные национальные
праздники, этикетные особенности посещения гостей, сферы обслуживания);
♦ социокультурном портрете стран ( говорящих на изучаемом языке) и культурном
наследии стран изучаемого языка.;
♦ речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках
изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
♦ представлять родную страну и культуру на иностранном языке;
♦ оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения,
и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков испанского языка;
соблюдение правильного ударения в словах и ритмических группах; членение предложения на
смысловые группы; соблюдение правил всех типов предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе приме-
нительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лек-
сических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 900 лексиче-
ским единицам, усвоенным школьниками ранее, добавляются около 300 новых лексических
единиц, в том числе наиболее распространенные устойчивые словосочетания, оценочная лекси-
ка, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и овладения
новыми словообразовательными средствами:
1) аффиксация:
• суффиксами существительных -ante “cantante”, - anza “esperanza”;
• суффиксами прилагательных -oso “dichoso”; -able “bailable”;
• префиксами глаголов, существительных, прилагательных contra- “contraponer”,
“contraparte”; –inter “internacional”, “intercambio”;
2)словосложение: схема «прилагательное + прилагательное» “sordomudo” , схема «прилага-
тельное + существительное» “salvoconducto”.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в 2-7 или 5-7 классах,
и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи сложноподчиненных
предложений с придаточными
• дополнительными с союзами «que», «quien»;
• подлежащными, вводимыми словосочетаниям типа “es necesario”, “es importante”;
• времени, относящимися к будущему, с союзом «cuando»;
• цели с союзом «para que»;
• условными II типа с союзом «si»;
предложений с абсолютными и связными инфинитивными конструкциями.
Навыки распознавания предложений с прямой и косвенной речью; конструкций с инфи-
нитивом типа «Vemos a los niсos jugar en el parque»; причастных и герундиальных оборотов.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее
употребительных временных формах изъявительного наклонения (Modo indicativo): futuro
simple в модальном значении, pluscuamperfecto; условного наклонения (Modo potencial):
potencial simple во временном значении; сослагательного наклонения (Modo subjuntivo): presente
de subjuntivo и imperfecto de subjuntivo; особенности спряжения в этих временных формах от-
клоняющихся глаголов и глаголов индивидуального спряжения, отобранных для данного этапа
обучения.
Навыки распознавания в речи наиболее распространенных глаголов в форме Imperfecto
de subjuntivo для передачи условного значения.
Знание правил согласования времен в рамках сложного предложения и навыки распо-
знавания и употребления их в речи.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи полной формы притяжатель-
ных прилагательных; относительных местоимений que, quien, cuyo, el que; неопределенных ме-
стоимений uno, todo; порядковых числительных свыше 1000.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения испанского языка ученик должен
Знать/понимать:
• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); ос-
новные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
• особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностран-
ного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
• признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения при-
лагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная
оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
• роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа
жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности,
выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей
страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную те-
матику и усвоенный лексико-грамматический материал;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
• делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных
тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, вы-
ражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персо-
нажей;
• использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
• понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматиче-
ских текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэро-
порту) и выделять для себя значимую информацию;
• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к
разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста,
выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
• использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
• ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заго-
ловку;
• читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием ос-
новного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты,
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов
текста);
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным по-
ниманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку,
анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информа-
ции;
письменная речь
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адре-
сата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя
формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-
вседневной жизни для:
• социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и
письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и
межкультурных контактов в доступных пределах;
• создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания
места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
• приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники
информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристи-
ческих поездках, молодежных форумах;
• ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осозна-
ния себя гражданином своей страны и мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по испанскому языку для 6 класса
Рабочая программа по испанскому языку для 6 классаУчебник: Анурова И.В. Соловцова Э.И. Испанский язык 6 класс: Просвещение, 2013...
Рабочая программа "Испанский язык"
Предлагаемая программа представляет собой 1 часть общего курса испанского языка и предназначена для всех желающих, предлагая овладеть его основами....
Рабочая программа испанский язык язык 5-9 класс.
Примерная программа испанский язык язык 5-9 класс....
Рабочая программа испанского языка как второго иностранного.(Дополнительное образование)
Рабочая программа испанского языка как второго иностранного....
Рабочая программа испанского языка как второго иностранного. (5-6 класс)
Рабочая программа испанского языка как второго иностранного.1.2. Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по испанскому языку для 9 класса.
Рабочая программа по испанскому языку для 9 класса.Авторы С.В.Костылева, О.В.Сафар,К.В.Морено....