Обучение монологическому высказыванию на испанском языке
статья по испанскому языку на тему

Горянина Виктория Анатольевна

Научить ученика монологической речи на иностранном языке очень трудно. С этим сталкивался каждый учитель. Дети испытывают трудности при составлении моноречи даже на родном языке. Обучение монологическому высказыванию должно иметь несколько этапов. Первый из них – отработка лексики. Следующим этапом обучения моноречи должна стать отработка лексики в минидиалогах. При этом важно уделять особое внимание речевым образцам, как минимальной единице монологического высказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема: Обучение монологическому высказыванию на испанском языке

Научить ученика монологической речи на иностранном языке очень трудно. С этим сталкивался каждый учитель. Дети испытывают трудности при составлении моноречи даже на родном языке. Однако это возможно.

Обучение навыкам моноречи должно проводиться поэтапно. На первом этапе необходимо отработать лексику, на уровне слова и словосочетания.

Известно, что единицей монологической речи является речевой образец. При этом важно понимать, что продуктивность речи – это не заучивание. Ученик может знать наизусть много диалогов и текстов, но при этом быть не способным к общению в реальных ситуациях. Это происходит потому, что в жизни ситуации повторяются крайне редко и заученный материал таким образом становится бесполезным. Исключением могут являться лишь стереотипные фразы. Самое трудное в обучении составлению моновысказывания - научить ученика комбинировать уже изученный материал, и творчески подходить к составлению моноречи. Другими словами, ученик должен уметь использовать речевые образцы и при этом проявлять фантазию.

Обучение монологическому высказыванию должно иметь несколько этапов. Первый из них – отработка лексики. Речь идет не только об усвоении изолированных лексических единиц, но также и о отработке употребления слов в словосочетании. Например, я называю существительные, а задача учеников – подобрать прилагательные, которые бы могли с ними сочетаться. Например, при отработке навыков монологического высказывания по теме «Внешность» в 4 классе можно попросить детей подобрать прилагательные к следующим словам:

  1. la nariz (pequeña, larga, chata, recta)
  2. la boca (grande, pequeña)
  3. los labios (finos, gruesos, rojos)
  4. las manos (grandes, fuertes)
  5. el pelo (largo, corto, rubio, castaño)
  6. las piernas (largas, cortas, fuertes)
  7. el cuello (largo, bonito)
  8. los ojos (verdes, azules, grandes, bonitos)

Важно отметить, что в реальной жизни диалоги и монологи тесно переплетаются. Отдельные реплики диалога могут развернуться в достаточно самостоятельное высказывание, монолог в свою очередь может перерасти в диалог. Кроме того, важно понимать, что мотивированность высказывания и его ситуативность – все в совокупности придает монологической речи коммуникативный характер. Поэтому освоение навыков моноречи проходит от диалогической речи к монологической. Соответственно, следующим этапом обучения моноречи должна стать отработка лексики в минидиалогах.

На примере этой темы можно предложить детям отвечать на вопросы по описанию картинки. Интересно для такой работы выбрать нестандартные картинки (например, ими могут быть кадры из мультфильма «Корпорация монстров», можно попросить детей описать циклопа или еще какое-нибудь мифическое существо). Вместе с усвоением вопросов ученики должны усвоить и речевые образцы для ответа на вопросы. Предлагаемый мной список вопросов:

  1. ¿Cómo se llama?
  2. ¿Cuántos(as) ojos/patas/piernCoas/alas/orejas tiene?
  3. ¿Cómo es su nariz/boca/pelo/cuello/cabeza?
  4. ¿Cómo es su caracter?

Как уже было сказано, монологическая речь должна быть мотивирована. Чтобы ученик успешно составил монологическое высказывание, на уроке необходимо спровоцировать его на высказывание, а для этого требуется создать в рамках учебного процесса внутреннюю мотивацию и внешние условия, при которых появится желание высказать свое мнение. Мотив речи всегда исходит из ситуации: есть ситуация, обязательно будет и мотив. Ситуации могут быть разные: реальные, условные или воображаемые.

Важно понимать, что в условиях обучения мотив не возникает сам по себе. Для его создания можно использовать элемент игры. Нужно поставить такую задачу, в которой есть цель речевого действия, и которая диктует применение необходимых действий. Например, можно раздать детям по две картинки и попросить из описать картинки по образцу, но при этом сделать так, чтобы у каждой картинки была пара. Это можно подать как игру в полицейских, и ввести соответствующие речевые образцы. Соответственно, у ребенка получится 2 задачи: во-первых, описать одну из своих картинок (того, кого разыскивают) и услышать, кого ищут другие.

Например: «Se busca un monstruo. Se llama Maik. Es verde y alegre. No tiene cuello. Tiene un cuerpo redondo y un ojo verde. Sus manos son delgados y sus piernas también son delgadas. No tiene pelo»

Некоторые утверждают, что монологической речи на первом этапе обучения иностранному языку существовать не может в связи со сложностью данного вида речевой деятельности. Я не согласна с данной позицией. Конечно монологическое высказывание можно по праву считать наиболее сложным видом речевой, и овладение им сопряжено с рядом трудностей. Однако если в подготовке к уроку при выборе заданий учитывать возраст и подготовку учеников, а также особенности данной конкретной группы учеников, можно достичь хороших результатов.

Автор Горянина В. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов

методическая разработка может быть использованы учителями английского языка при обучении монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов...

обучение монологическому высказыванию учащихся 2х-4х классов

данная методическая разработка может быть использована учителями английского языка при обучении учащихся 2х-4х классов монологическому высказыванию...

Обучение монологическому высказыванию на английском языке младших школьников

С точки зрения обучения научить ученика составлять монологические высказывания на иностранном языке - очень трудно достижимая цель. Это знает каждый учитель. Но-достижимая! В сущности, надо знать две ...

Обучение монологическому высказыванию

Обучение монологическому высказыванию с использованием логико-синтаксической схемы.Логико-синтаксические схемы являются эффективным инструментом для обучения говорению....

Обучение устному монологическому высказыванию на английском языке.

В обучении устному иноязычному высказыванию большую роль играют вербальные опоры. Определим, что такое опора и какие виды опор будут эффективны при обучении английскому языку....

Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.

Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...