Обучение устному монологическому высказыванию на английском языке.
методическая разработка по английскому языку
В обучении устному иноязычному высказыванию большую роль играют вербальные опоры. Определим, что такое опора и какие виды опор будут эффективны при обучении английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_ustnomu_monologicheskomu_vyskazyvaniyu_na_angliyskom_yazyke.docx | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение устному монологическому высказыванию на английском языке.
При обучении устному монологическому высказыванию на английском языке очень эффективны вербальные опоры, то есть некий стимул, побуждение к действию. Назначение опор в том, чтобы вызвать ассоциации с жизненным опытом учащихся. Задача же учителя - корректно управлять возникающей в связи с увиденным или услышанным массой ассоциаций.
Часто вербальные опоры называются ориентирами речевой деятельности, которые способствуют развертыванию мысли в определенном направлении, сокращают меру неопределенности, а, следовательно, и ошибочность речи. Опоры – это как пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию, и носящая распределенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания характер.
Таким образом, приведенные выше определения акцентируют внимание на том, что опоры представляют собой последовательность вербальных ориентиров, которые побуждают обучаемых сконцентрировать свое внимание на существенном. Давайте рассмотрим, какая существует классификация вербальных опор.
- «Структурный скелет», в основе которого лежит логическая схема. Она определяет последовательность предложений, не подсказывая их языковое оформление. Она призвана прогнозировать содержание, план высказывания, лексическое наполнение, грамматико-стилистическое оформление.
- Логико-смысловая схема, задаваемая определенной последовательностью вопросительных слов (например: When? Where? Who? ).
- Структурная схема, которая отражает не только логическое и синтаксическое строение высказывания, но и его морфологические особенности (например, совместность производимого действия, адресованность действия ).
- План в виде тезисов или вопросов.
- Опоры на зачин и концовку.
Опоры всех указанных видов позволяют программировать речевой замысел, общее направление, а также предметное содержание и план высказывания. Они способствуют логичному построению высказывания, обеспечивают его качественную и количественную полноту. При всем своем многообразии вербальные опоры должны отвечать ряду требований, обусловленных как общедидактическими, так и методическими принципами обучения иностранных языкам.
Прежде всего они должны быть построены с учетом параметров изучаемого материала, в нашем случае – параметров монологического высказывания. Важным являются принципы доступности и наглядности. Внимание обучаемых должно быть сконцентрировано на на более значимых компонентах будущего монологического высказывания как содержательного так и смыслового характера. Следует помнить, что увеличенный шрифт, курсив, цветовое выделение, подчеркивания….итд. являются средствами привлечения внимания обучаемых.
Опоры подбирает или создает преподаватель и адресует всему классу. Однако наряду с объективными опорами важно стимулировать в процессе обучения использование субъективных опор, то есть таких, которые учащиеся сами составляют для своего высказывания. Постепенное снятие опор способствует повышению самостоятельности обучаемых в иноязычной речевой деятельности.
Принято считать, что процесс формирования любых речевых умений предполагает наличие двух основных этапов: подготовительного к речи и речевого.
На подготовительном этапе необходимо сформировать фонетические и лексико-грамматические навыки, а также тренировать обучаемых в составлении отдельных компонентов монологического высказывания.
При обучении структуре, композиции и архитектонике монолога следует использовать текст-образец. Работа с названным текстом организована в рамках четырех ступеней:
- Дотекстовой
- Текстовой
- Аналитической
- Послетекстовой
Дотекстовая ступень предполагает обучающую деятельность, направленную на снятие трудностей с предстоящего восприятия текста-образца. Текстовая ступень включает в себя чтение текста-образца и выполнение заданий, связанных с контролем понимания воспринятой информации. Задачей аналитической ступени является расчленение текста на структурно-содержательные компоненты и анализ типичного и особенного в каждом компоненте монологического высказывания. Послетекстовая ступень нацелена на воспроизведение текста-образца с учетом типичных и особенных характеристик определенного типа монолога.
Речевой этап обеспечивает формирование собственно монологических умений. Данная деятельность предполагает, что обучаемые строят самостоятельные высказывания, опираясь на модель текста-образца. В данном случае текст-образец выступает в качестве наиболее развернутой опоры, которая в последствии сменяется качественно другими опорами, например, опорой на афоризмы, пословицы, подписи к карикатурам, ситуацию, тему…итд. Продолжением работы на заключительном этапе может быть введение новой опоры (наиболее редуцированной), например, темы, которая является обобщенным выражением основного предмета, его логическим продолжением. К этому времени у обучаемых должны уже быть сформированы внутренние опоры, обеспечивающие переход от опорного высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Стимулом к говорению будет являться мысленное содержание, которое должно стать внутренней наглядностью.
Особо стоит подчеркнуть мысль о том, что на завершающей стадии формирования речевого умения вербальным опорам не место, так как их применение здесь будет воспитывать у учащихся речевое иждевенчество, тормозить формирование качества самостоятельности и развитие иноязычного умения в целом.
Рассмотрим варианты использования вербальных опор при обучении учащихся средней школы монологическому высказыванию. Предлагаем в начале изучения темы ознакомить учащихся с коллажем. Для этого следует попытаться предварительно ответить на основной вопрос изучаемой темы «What makes a personality?». Коллаж является вербально-изобразительной опорой, то есть помимо ключевых слов во фрагменты коллажа могут быть включены забавные картинки, картинки-комиксы, фотографии….итд.
Существует три типа монолога – описание, рассуждение и повествование. Мы рассмотрим примеры упражнений для обучения монологу-рассуждению:
- Read the text and answer the following questions:……
- Agree or disagree with the following statements:…….
- Divide the text into logical parts and put the title to each part.
- Prove by the text the following statements:…….
- Analize, how the following sentences describe the characters of the story:……..
- Imagine that you are a script writer and you wrote a very good script (at least you think so). You go to the studio and try to persuade them to take your script and film it. You have to make them interested in the plot, in the characters and in ideas. Be argumentative. Make use of the following sceme.
Список использованной литературы
- Грачева Н.П. О комплексном использовании средств наглядности во владении грамматической стороной устной речи.// Иностранные языки в школе. – 1991. – №1 стр 26-30.
- Колкова М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе – СПб.: Каро. 2006. – 204с.
- Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. – 1993, №2. – стр.15-18.
- Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению // Иностранные языки в школе. – 1990. - №5. – стр.41-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно – ориентированный подход при обучении устной (монологической и диалогической) речи на уроках английского языка.
Актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....
Обучение устной речи (монологическое высказывание) в формате ОГЭ в 8 классе
Предлагается 3 задания на монологическое высказывание в формате ОГЭ для учащихся 8 класса. Темы высказываний сформулированы по материалам УМК "Spotlight 8". Тема 1: природные катаклизмы (модуль 5), те...
Видеофильм как средство интенсификации процесса обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся 6классов по теме"Фильмы и их жанры"
Можно утверждать, что учебные видеофильмы раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностран...
Статья «Видеофильм как средство интенсификации процесса обучения иноязычному монологическому высказыванию учащихся 6 классов общеобразовательной школы ( на материале английского языка)
Методика использования обучению монологического высказыыания на базе видеоматериала...
Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.
Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...
Подготовка к ОГЕ. Устное монологическое высказывание по теме"Being a Responsible Shopper" (8 класс)
You are going to give a talk on shopping in modern society.Remember to say:-how shopping centres make shopping convenient;- which you prefer: shopping online or going to shops, why;-what tricks ...
Устное монологическое высказывание в формате ОГЭ "NATURAL DISASTERS" 8 класс
1-What natural disasters you can mentioned; 2- Harm caused by different natural disasters; 3- S...