Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.
методическая разработка по английскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вольман Елена Михайловна

Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методических аспектах освоения устной речи, особенно монологической, так как именно монолог больше всего пугает детей на экзаменах. Многие теряются и вовсе отказываются от выполнения данного задания. Очень важным в обучении детей устной монологической речи является возможность использовать полученные умения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nsportal.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.

     Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методических аспектах освоения устной речи, особенно монологической, так как именно монолог больше всего пугает детей на экзаменах. Многие теряются и вовсе отказываются от выполнения данного задания. Очень важным в обучении детей устной монологической речи является возможность использовать полученные умения в практической деятельности.

     Овладение монологической речью является достаточно сложной задачей и в родном языке, ведь это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Для грамотной и связной речи необходимо не только знание грамматики и лексики языка, но и наличие навыка одновременного упреждения следующего предложения вместе с произнесением очередного, поэтому говорить о сложности этой задачи в иностранном языке не приходится. Ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Для монологической речи характерны такие качества, как ясность, связность, логическая стройность, информативность, а также выражение собственного отношения и оценки. В связи с этим, становится понятно, что обучение устной речи в контексте школьной программы является непростой задачей для педагога. Выделяют три уровня владения устной речью с учетом разных условий обучения: средний, повышенный и высокий. Массовая школа может обеспечить средний уровень (его можно назвать базовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. По моему мнению, обучение монологической речи должно быть направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключения, уметь выразить свое мнение по заданной теме. Мне кажется, что этому необходимо обучать с самого начала изучения иностранного языка. Развернутое монологическое высказывание может представлять собой сообщение, рассказ, доклад, изложение.

      Для обучения монологической речи могут использоваться различные языковые и речевые упражнения. К языковым упражнениям для развития монологической речи можно отнести  упражнения на имитацию,  трансформацию,  конструирование и комбинирование. К речевым упражнениям для развития монологической речи относятся упражнения для развития подготовленной речи и упражнения для развития неподготовленной речи. К упражнениям для развития подготовленной монологической речи относятся: пересказ текста, рассказ, сообщение, описание, комментирование. Развитие неподготовленной монологической речи является более сложной задачей, поэтому должно осуществляться следующим этапом. Для развития неподготовленной монологической речи подойдут все вышеперечисленные упражнения, кроме пересказа текста. Основной отличительной чертой между упражнениями для развития подготовленной и неподготовленной монологической речи является то, что в упражнениях для подготовленной речи даются вербальные и невербальные опоры, а также время на подготовку, в упражнениях же для развития неподготовленной речи вербальные опоры и время на подготовку отсутствуют. Существуют определенные требования к упражнениям на развитие устной монологической речи. Ко всем упражнениям для развития монологической речи, как считает А.К. Артыкбаева, предъявляются следующие общие требования:

  • · серия упражнений должна разрабатываться с учетом психологических и лингвистических особенностей монологической речи, а также языкового материала и тематики изучаемого материала;
  • · она должна обеспечить поэтапное формирование навыков и умений, необходимых для формирования монологической речи на определенном этапе обучения;
  • · серия упражнений должна быть направлена на решение не только практических, но и образовательных и воспитательных задач;
  • · разрабатываемая серия упражнений должна служить развитию подготовленной и неподготовленной монологической речи с учетом их связи.

Для базового (среднего) уровня овладения монологической речью, который актуален в контексте школьной программы, ведущим является обучение самостоятельному высказыванию на основе текста. Таким образом, очень важной задачей является определение рациональных приемов обучения. Одним из них является пересказ. По моему мнению, этот тип упражнения актуален для развития монологической речи школьников. Его использование показало высокую результативность. В пересказе обязательно должны быть отражены  время, место, положение действующих лиц, обстоятельства, обстановка. С.В. Калинина утверждает, для того, чтобы передать содержание текста, необходимо овладеть следующими умениями:

  • · выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию и выделить экспозиционные факты; ·
  • обобщать и кратко передавать содержание рассказа с помощью перифраза.
  • опустить несущественные факты, не нарушая логику повествования, не способствующие раскрытию основной идеи;
  • завершить рассказ.

В этом упражнении учитывается и развивается также воображение учащихся. Следует подбирать задания таким образом, чтобы они давали учащимся возможность реализовать их творческие способности. Выбор того или иного задания педагогом должен зависеть от уровня владения языком учащихся и от их интересов. Тексты, предназначенные для обучения монологической речи, должны предъявлять значимую для говорения информацию в максимально доступной языковой и логической форме. Среди всех жанров наиболее отвечающим этим требованиям являются научно-популярные тексты, так как они сочетают доступность для понимания с информативной ценностью. Доступность для понимания в научно-популярных текстах обеспечивается за счет снятия лингвистических и экстралингвистических трудностей. Ценная в познавательном отношении информация дается в научно-популярных текстах эксплицитно, излагается простым языком. Эти тексты информативны, просты и занимательны. Использование научно-популярных текстов для обучения монологической речи в школе создаст условия для повышения интереса к изучению иностранного языка и для переноса умений из родного языка в иностранный. Для стимулирования учащихся желательно время от времени подводить итоги работы, иллюстрируя им результаты в умении выступать по прочитанному, а также принимать участие в беседе.

        Итак, монологическая речь характеризуется ясностью, логичностью, информативностью, а также способностью передавать собственное отношение или оценку предмету. Трудность овладения этим видом речевой деятельности заключается в одновременном осуществлении смысловой и языковой программы. Я убеждена, что приведенные выше примеры языковых и речевых упражнений помогут педагогам справится с трудностями обучения школьников монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения открытого урока в 8 классе школ с углублённым изучением английского языка с целью подготовки к монологическому высказыванию в формате ГИА.

Данный план и тезисы открытого урока по теме "Learning foreign languages" можно использовать в 7-9 классах школ с углублённым изучением языка, а также в средних школах для подготовки учащихся к моноло...

Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

Учебно-речевая ситуация как прием обучения устной речи на иностранном языке

Обучение устной речи – одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Существует ряд трудностей овладения устной речью на иностранном языке. До недавнего времени не уделялось достато...

Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»

В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...

Методическая разработка: Роль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Методическая разработкаРоль игры на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Методический проект «Технология «французских мастерских» в обучении письменной речи на английском языке»

В эпоху укрепления международных связей возросла роль знания иностранных языков. Все большее количество людей изучают иностранные языки и широко используют эти навыки на практике. Возрастает потр...

Методическая разработка (технологическая карта урока) по английскому языку в 6 классе по теме: «Events. События.» в технологии развивающего обучения

Ф.И.О.: Мартынова Татьяна АндреевнаПредмет: английский языкКласс: 6 «в»Тема – Events. События.Цель: создание диалога с использованием времен Past Simple/Past ContinuousТехн...