Цели, задачи и структура организации международных культурно-образовательных проектов как инструмента межкультурной коммуникации
статья по испанскому языку на тему
Процессы глобализации оказывают заметное влияниее на самосознание жителей Москвы. Россия активно участвует в мировых интеграционных процессах. В сфере образования есть разрыв между накопленным культурно-образовательным потенциалом России, т.е. потенциалом учреждений образования, и отсутствием субъектной позиции этих образовательных учреждений. Выработка таковой позволяет быть полноправным участником европейского культурно-образовательного пространства. В ходе реализации совместных культурно-образовательеных проектов создаются условия для подлинного культурного диалога. Подобные проекты ртассматриваются как технологии, формирующие реальные механизмы развития социокультурного пространства, т.е. тех местностей, где расположены школы-участники проекта в разных странах. Культурное содержание проектов не сводится к перечню мероприятий, а к формированию у учащихся панорамного видения образов родной и иноязычной культур. Практическая реализация проектов воплощается в движении от локальных инициатив в образовательном сообществе к детско-взрослой образовательной общности как субъекту, проектирующему и реализующему культурно-образовательные процессы в поликультурном пространстве. Рассмотрены основные линии развития поликультурных проектов. Реализация программы - это процесс пошагового программирования изменений социокультурной и образовательной ситуации в округах, где находятся учреждения образования-участники проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цели, задачи, структура организации международных культурно-образовательных проектов | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели, задачи и структура организации международных культурно-образовательных проектов как инструмента межкультурной коммуникации
Развитие московской системы образования нельзя рассматривать вне контекста общемировых процессов, и в первую очередь процесса глобализации, который оказывает заметное влияние на самосознание жителей столицы. В связи с этим особо актуальным становится вопрос о формировании целостного Российско-Европейского образовательного пространства, обусловленного новыми векторами интеграции европейских стран и России.
В декабре 2012 года для поддержки школ международного бакалавриата (International Baccalaureate) Московским департаментом образования был принят проект «Москва: международная школа качества». ГБОУ СОШ № 1252 имени Сервантеса прошла конкурсный отбор и вошла в число 20 школ г. Москвы, выбранных для реализации этого проекта.
Мы считаем, что российское образование во всех своих исторических формах - и прошлых, и настоящих - несло и продолжает нести в себе мощный потенциал развития российского и европейского общества, потенциал его жизнестойкости и жизнеспособности. Уже давно общепринятым стало утверждение об уникальности российской системы образования, о ее мировой значимости как культурного и общецивилизационного феномена.
Реалии современности состоят в том, что Россия активно наращивает свое участие в европейских и мировых интеграционных процессах, что ставит перед современной российской системой образования новый контур задач, обеспечивающих процессы интеграции на всех уровнях и, прежде всего, на уровне целостного российско-европейского образовательного пространства. Другими словами, сегодня становится актуальным вопрос о способах, механизмах, технологиях вхождения, участия и программирования общеевропейских процессов.
В сфере образования эта проблематика может быть обозначена как разрыв между накопленным культурным и образовательным потенциалом России, а именно, образовательными учреждениями столицы, и отсутствием субъектной позиции, позволяющей быть полноправным участником европейского культурно-образовательного пространства и влиять на процессы его изменения.
Стратегический ориентир - формирование и развитие субъектной позиции образовательных учреждений и сферы образования в целом: превращение ее в фактор влияния и развития культурно-общественной и социально-экономической жизни территории.
Смысловой контекст - диалог культур и социальное партнерство как основа современного поликультурного мира.
Такое понимание позволяет перейти от декларации и разговоров о социальном партнерстве - к реальным механизмам его построения, формированию установок партнерского сотрудничества, ориентированных на достижение максимально позитивного решения различных вопросов с учетом всех заинтересованных лиц в ситуациях, когда нет культурных прототипов, а следовательно, необходимо построить новый прецедент.
Именно в ходе реализации совместных культурно-образовательных проектов создаются условия для подлинного культурного диалога:
- развития понимания и освоения различных культурных позиций, которые обнаруживаются при интерпретации исторических событий и проблемных социокультурных ситуаций;
- выявления особенностей мышления и поведения представителей конкретных культур, а также сложившегося образа мира и человека, представленного в произведениях искусства, научных сочинениях, в духовных и культурных практиках;
- определения культурных и религиозных оснований современных гражданских, политических и общественных институтов разных стран (семья, политическое устройство, школа,
армия, местное самоуправление и др.) как факторов влияния на перспективы развития российско-европейских отношений.
Основные образовательные смыслы проекта.
Во-первых, он должен быть рассмотрен как образовательная технология, формирующая реальные механизмы развития социокультурного пространства округа.
Во-вторых, само культурное содержание не должно редуцироваться до совокупности социальных норм, эталонов, ознакомительных экскурсий или дополнительной информации, что превращает живые пласты культуры в классифицированные объекты усвоения. Необходимо формировать историческое, панорамное видение образов отечественной и мировой культуры, удерживая актуальные смыслы и живую «связь времен».
В-третьих, это реализация программ поликультурного воспитания, содержание которого строится вокруг пяти основных ориентиров:
- социокультурная идентификация личности;
- освоение системы понятий и представлений о многонациональной среде;
- воспитание позитивного отношения к культурному окружению;
- развитие навыков социального общения;
- развитие совместных проектов, направленных на решение проблем молодежи, экологии и других сфер общественной жизни.
В-четвертых, для эффективного управления процессами интеграции необходимо точно определить позицию и общую стратегию развития современного образования. Сегодня прослеживается четкая ориентация мирового образовательного сообщества на решение задач раннего раскрытия и развития потенциала человека. И в этом смысле, сегодня все большую актуальность приобретает гуманитарно-антропологический подход в образовании.
Практическая реализация данного подхода конкретизируется в движении от локальных (частных) инициатив в образовательном сообществе к детско-взрослой образовательной общности как субъекту, проектирующему и реализующему культурно-образовательные процессы в поликультурном пространстве. Общие контуры такой модели можно представить как сопряжение следующих линий развития.
1. Линия развития субъектной позиции участников совместной деятельности:
- исполнитель проектных заданий - разработчик проектных задач - разработчик проекта - организатор проектной деятельности.
Становление субъектной позиции обуславливается практикой организации образовательного проектирования в совместной деятельности.
- Линия развития проектов, разворачиваемая в поликультурном пространстве:
- проектирование образовательного события (мероприятия) - построение учебной деятельности в учебном проекте - построение совместной деятельности в социальном проекте - организация совместной деятельности в образовательном проекте - проектирование образовательного профиля в образовательном учреждении.
- Линия развития образовательной общности - задается двумя детерминантами. Во-первых, спецификой ценностно-смыслового содержания и, во-вторых, способом организации совместной деятельности. Таким образом, можно наметить:
- формальные группы (внешний локус заданности цели и способов соорганизации);
- группы для реализации совместной деятельности (внешний локус заданности цели и внутренний локус соорганизации);
-проектно-исследовательские группы (внутренний локус заданности цели, но внешний способ соорганизации);
- проектные команды (внутренний локус заданности цели и способов соорганизации, при этом ценности образования могут отсутствовать);
- образовательная общность, реализующая ценностносмысловой контур саморазвития всех своих участников в пространстве образования: обнаруживает проблемы в организации совместной деятельности и проектирует различные формы совместной деятельности по наращиванию ресурсов саморазвития.
- Линия развития инфраструктуры деятельности образовательного учреждения в поликулътурном пространстве.
Способы программирования развития проекта
- Проектно-организованная логика развития.
- Разработка стратегических целей и задач для каждого образовательного учреждения - участника проекта. Важно, чтобы каждое образовательное учреждение вышло на собст-
венную культурно-образовательную инициативу, которая становится неотъемлемой составной частью проекта.
3. Отработка форм взаимодействия учреждений на разных уровнях - работа с развитием горизонтальных связей в пространстве округа.
Реализация Программы - это процесс пошагового программирования изменений социокультурной и образовательной и ситуации в округе. В ходе этого процесса программирование целей и задач каждого последующего шага Программы опирается на конкретные результаты, достигнутые на предыдущем шаге.
Общая структура проектно-организованной программы
Структура программы деятельности состоит из четырех разделов.
Первый раздел - паспорт программы;
Второй раздел - концепция программы;
Третий раздел - матрица проектно-организованной программы;
Четвертый раздел - приложения: описания конкретных проектов.
В концепцию программы входят:
- основные смысловые ориентиры каждого из реализующихся проектов;
- определяется специфика целей и задач отдельного проекта:
- дается общий анализ социокультурной и образовательной ситуации;
- определяется специфика задач развития по приоритетному направлению;
- формулируются цели и задачи по направлениям;
- определяется способ организации и механизмы управления в ходе реализации проекта.
Материал по этим направлениям может быть структурирован в следующей таблице:
1 | Направление работы в рамках культурно-образовательного проекта | ||||||||
Цели и задачи по направлению | Содержание работы по направлению | Проекты по направлению | Ожидаемые результаты по направлению | Экспертные мероприятия по направлению | Кураторы по направлению (ответственные лица) | Примечания | |||
Названия проенктов | Статус проекта | Субъекты реализации проекта | |||||||
1.2 | Зада-ча 1 | 1. | 1. 2. 3. | Локальные Системные Сферные | |||||
2. | 1. 2. 3. | ||||||||
3. | 1. 2. 3. | ||||||||
Зада-ча 2 | 1. | ||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из сборника докладов Международной научно-практической конференции » Русский язык как средство межкультурной коммуникации», Оренбург, 2007 г.
Статья "Национальная идея выражается в языке" была подготовлена мною к международной научно-практической конференции"Русский язык как средство межкультурной коммуникации".Проанализивав ...
Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.
Презентация к работе "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...
Статья на тему:«Межкультурная коммуникация в условиях модернизации структуры содержания языкового образования
Обобщение положительного опыта работы учителей английского языка...
Развитие межкультурной коммуникации и вовлечение учащихся международные проекты- необходимое условие воспитания нравственной личности.
Развитие кругозора, осознание своего места в мире, который становится все более «тесным», выдвигают требования межкультурной интеграции. Владение иностранным языком является тем необходимым условием, ...
Статья на тему:«Межкультурная коммуникация в условиях модернизации структуры содержания языкового образования
Обобщение положительного опыта работы учителей английского языка...
Культурно – образовательный проект «Сотрудничество» как новый вид организации совместной работы школы и объектов культуры по воспитанию молодого поколения.
Материалы рассказывают о культурно – образовательном проекте «Сотрудничество» , который проходит в МОУ Синичинская СОШ Можайского района как новый вид организации совмест...
Информация об участии в международной научно-практической конференции «Личность в парадигме межкультурной коммуникации: Язык-Культура-Образование-Музей (теоретические и прикладные проблемы). 2018 г.
27 апреля 2018 г. в научной библиотеке Калмыцкого государственного университета им. Б.Б.Городовикова состоялась международная научно-практическая конференция «Личность в парадигме ...