Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_1.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему:
«Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка у учащихся 2 ступени»
время обучения: 1 сессия: 03.06………. – …07.06…….2013г.
2 сессия: 24 06….…… – 28 06……...2013 г.
Выполнила
Шевченко Натальи Николаевна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 63
Самарского района
г. о. Самара
Самара, 2013
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, создали условия для развития инновационных процессов в образовании, поэтому не случайно целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.
В современном обществе, согласно «Концепции модернизации содержания образования», востребованы такие качества личности, как самостоятельность, гибкость мышления, ответственность, стремление к самореализации, независимость и солидарность, инициативность и открытость по отношению к новому, владение информационными технологиями. Но готовы ли нынешние выпускники к новым переменам? Смогли ли педагоги сформировать необходимые ключевые компетентности, среди которых, ведущее место принадлежит коммуникативной компетентности. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, но, к сожалению, современные педагоги, такие как Фридман Л. М. и Пассов Е. И. констатируют снижение интереса к изучению иностранного языка от класса к классу. В результате этого возникла проблема - не все обучающиеся на выходе из школы имеют достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности, далеко не все могут свободно общаться с носителями языка. И эту проблему необходимо решать современным учителям. Новое время диктует новые правила. Мы не можем не согласиться с тем, что утверждает Пассов Е. И. В своих работах он показывает спад мотивации при изучении иностранного языка: пропадает желание и интерес у 16% учащихся; желание сохраняется, но становится не интересно у 60% и только у 24% - желание и интерес сохраняются и возрастают.
На сегодняшний день существует ряд противоречий:
- между необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения, разработанной Я. А. Коменским;
- между запросом общества и результатами сформированности коммуникативной компетентности;
- между желанием обучающихся говорить и недостаточным количеством времени для формирования коммуникативной компетентности.
Как же решить возникшую проблему? Чтобы найти ответ на этот вопрос я не случайно выбрала тему: «Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка у учащихся II ступени», так как формирование этой компетентности проходит красной нитью через весь процесс обучения английскому языку. Цель моей работы - создать условия и усовершенствовать систему работы для формирования коммуникативной компетентности. Я ставлю перед собой следующие задачи:
- активизировать деятельность каждого обучающегося в процессе обучения, а для этого создать банк новых технологий и индукторов;
- создать ситуацию для творческой активности учащихся;
- воспитывать личность, желающую и способную к общению через цикл уроков по страноведению, систематизировать наработки;
- раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
- совершенствовать технологии обучения;
- повысить мотивацию обучающихся.
Но реализация поставленных задач будет зависеть от определенных условий:
- рационально выбранного УМК;
- достаточного количества учебных занятий;
- оснащенности школы компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием;
- личных и профессиональных качеств учителя.
В настоящее время возникла необходимость в создании новых технологий повышения мотивации в учебной деятельности, которые будут поддерживать эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и станут основой его самообучения и самосовершенствования.
Современный личностно-ориентированный подход в обучении предлагает целый ряд технологий, методов и приемов, позволяющих учитывать личностно-значимый опыт ученика, его интересы, склонности и особенности. Ведущей педагогической идеей является педагогика сотрудничества – технология на основе личностно-ориентированного подхода, который позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Обучение в сотрудничестве предполагает:
- сотрудничество учителя и ученика, создающее у детей положительные эмоции удовлетворения и успеха в учении и общении;
- отказ от авторитарных методов, принуждения к учению и обращение к методам положительного стимулирования влияния на ученика через коллектив товарищей;
- чтобы каждый, даже слабый ученик, имел возможность участвовать в общей работе класса и ему необходимо предоставить опору, подсказку;
- гуманный подход к оценке работ учащихся, бесконфликтность учебной ситуации, веру в свои силы;
- необходимое условие развития инициативы и творческого поведения учеников;
- анализ результатов работы и поведения ученика коллективом и самим учеником;
- формирование правильной оценки, самооценки, самоанализа;
- обновить содержание обучения за счет привлечения аутентичных источников информации (интернет-источников и мультимедийных обучающих программ);
- задействовать все системы восприятия учеников: «вижу-слышу-чувствую» через использование ИКТ.
Я убеждена, что для достижения вышеуказанной цели всех учащихся необходимо вовлекать в поисковую работу на основе метода проектов. Следует использовать нестандартные формы проведения учебных занятий: урок-соревнование, урок-конкурс (турнир, викторина), урок-путешествие (заочные экскурсии), урок-исследование, урок-пресс-конференция, урок-праздник. И в этой работе широко применять такие методические приемы, как диалоги, полилоги, проблемные ситуации, работу с целым классом, работу в парах и группах, технологию учебной дискуссии, учебную деловую игру.
При условии использования всех вышеуказанных форм и методов обучения возможно достичь достаточно высоких результатов в формировании коммуникативной компетентности учащихся. Это значит, что каждый ученик освоит язык и полученные знания сможет применить на практике.
Согласно новым государственным стандартам учащиеся должны владеть целым рядом ключевых компетенций:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности;
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении или передаче информации;
- технологическая компетенция – готовность к использованию информационных ресурсов;
- учебно-познавательная компетенция – готовность к самообразованию, дальнейшее развитие общих и специальных умений.
Как же проверить уровень конечных результатов? Новая система образовательных стандартов предлагает нам новую систему мониторинга: внешний мониторинг (ГИА, ЕГЭ, контроль по линии администрации) и внутренний мониторинг учителя внутри группы или класса. Мониторинг следует осуществлять на всех этапах обучения учащихся. Для этой цели существуют разные виды контроля:
- входной контроль
- текущий контроль
- рубежный контроль (по окончанию изучения темы)
- отсроченный контроль (через 3 месяца)
- итоговый контроль (в конце учебного года)
Конечные результаты проверяются посредством ГИА и ЕГЭ. Но следует помнить, что перед проведением мониторинга необходимо определить цель его проведения, затем проверить данные контроля и проанализировать, ибо без анализа данные контроля мертвы, а при отсутствии четкости и понятной цели нечего контролировать. Результативность можно проследить по следующим параметрам:
- рост качества уровня обученности учащихся,
- высокие результаты по ГИА и ЕГЭ,
- рост количества учащихся – победителей и призеров олимпиад,
- развитие ответственности учителя и обучающихся за период обучения,
- совершенствование содержания и технологии обучения,
- рост профессионализма учителя.
Но при проведении мониторинга следует учитывать некоторые проблемы организации:
- виды контроля должны быть гибкими;
- избыточный контроль неуместен: «Никто еще не стал выше от того, что его измеряли».
Несомненно, для проверки результативности следует использовать мотивирующие виды контроля и разработать единую систему критериев.
Создать мотив учения – это первостепенная задача. На протяжении многих лет, работая над повышением мотивации у учащихся, я использую различные игровые приемы, ролевые игры, работу в паре и в группе. Но очень часто возникают трудности в результате того, что у детей существует языковой барьер, нежелание реагировать на реплики, наличие комплексов. Поэтому на каждом уроке я стараюсь создавать благоприятную атмосферу для общения. Начиная с 5 класса, я учу детей элементарным диалогам разного характера, при этом дети должны непременно повернуться друг к другу, улыбнуться, поприветствовать друг друга. Это их расслабляет, создает определенный эмоциональный фон и дети готовы выполнять задачу учителя. При обучении диалогам я очень часто использую надувные телефоны. После чтения сказок дети с удовольствием составляют диалоги, готовят маски и играют выбранную ими роль. Кроме того, на основе прочитанных сказок, ребята рисуют диафильмы и озвучивают их. Таким образом, языковой барьер постепенно исчезает.
Благоприятная атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным. Побуждением к мотивации может быть и чувство юмора, которое должно быть присуще учителю также, как и чувство такта. В сочетании с другими качествами оно помогает установить ту, поистине благоприятную творческую атмосферу речевого партнерства, в которой только и возможно обучение общению. В. А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. И это действительно так. В ходе работы на уроке мы можем пошутить и дружно посмеяться. Я – активный участник детских диалогов, вставляю свои реплики, которые дети с удовольствием принимают. И так, шагая по ступенькам школьных лет, переходя из класса в класс, интерес у учащихся растет, они уже самостоятельно создают серьезные языковые ситуации: ролевые игры, моделированные ситуации, монологические высказывания с элементами рассуждения. Учащиеся творчески, с чувством юмора подходят к выполнению заданий.
Как уже было сказано выше, лучшей мотивацией к изучению любого языка – есть его практическое применение. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на моих уроках проходит через использование нестандартных форм урока: игровых приемов, применение различных видов ТСО. Благодаря нестандартной расстановке столов (в виде буквы «П»), в классе создается благоприятная обстановка для общения, доброжелательность, эмоциональный настрой, атмосфера успеха и творчества. При этом происходит тесный контакт учителя и учащихся. Это позволяет проводить различные формы работы с ребятами: индивидуальные, групповые, парные, что способствует реализации коммуникативной цели. Нередкими гостями в нашей школе являются носители английского языка: Расти Гаспард из США, Брайн Вудриф из Оксфордского университета и другие. Мы проводим круглые столы и пресс-конференции. Такие встречи дают возможность реального общения с зарубежными гостями.
Что же касается социокультурной компетентности, то без формирования представления о культуре, традициях, достижениях в области искусства англоязычного мира невозможно достичь высокого уровня мотивации и активного участия обучающихся на уроке, поэтому каждый урок включает фрагменты из презентаций или демонстрацию фотографий о Великобритании. В этом плане мне, наверное, повезло потому, что практически каждое лето я еду в Англию и уже побывала там 9 раз. Мне стало гораздо интереснее вести уроки, поскольку я могу объяснить практически каждую деталь. Я рассказываю о традициях, быте, британской кухне, британских домах, которые действительно являются для них крепостью. «Мой дом – моя крепость» - говорят англичане. И это, действительно, так. Большую часть своего времени они проводят в доме, в саду, в кругу своей семьи.
Англичане ярые приверженцы своих традиций. «When in Rome do as Romans do», что соответствует русской пословице: «В чужой монастырь не лезь со своим уставом». Во время каждой поездки мы посещаем порядка 8-ми городов, соборы, средневековые замки, сафари парк, лес под названием «New Forest». Я рассказываю своим детям, как трепетно и взрослые, и дети относятся к природе и животным. Если даже в лесу погибает дерево, то его оставляют, придают ему красивую форму и оно продолжает быть украшением леса. Работая по различным УМК британских издательств я изучаю с детьми настоящий живой английский язык. Продуктом таких уроков являются компьютерные презентации, творческие проекты на английском языке, викторины. Это становится хорошим подспорьем не только на уроках, но и на факультативных занятиях по страноведению.
Особый интерес у учащихся на уроках вызывают дискуссии и обсуждение таких проблем, как взаимоотношения с друзьями, родителями, одноклассниками. Подростков этого возраста интересуют такие темы, как: «Карманные деньги», «Магазины и покупки», «Подростковая мода», «Диалоги - интервью», а также разыгрывание всевозможных жизненных ситуаций: «На улице», «В билетной кассе», «В гостинице», «В аэропорту», «В кафе», «На пикнике».
Я обязательно обращаю внимание на эмоциональный настрой каждого партнера, учу детей взаимодействовать, вести беседу корректно, с высоким уровнем вежливости и уважения. В случае сбоя я показываю ребятам, каким образом можно выйти из этой ситуации. Учу работать в команде.
Я – сторонник проведения нестандартных форм работы, потому, что это интересно и мне, и детям. Эти формы способствуют формированию коммуникативной компетентности у учащихся II ступени. Продолжением формирования коммуникативной компетентности является организация внеклассной работы, в частности, проведение декады по английскому языку. И это уже стало традицией в нашей школе.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что определенные результаты уже достигнуты. По итогам сдачи ЕГЭ в 2010 году средний бал составил 67%, в 2012 – 65% и в 2013 году – 67,8%. Поэтому, для достижения более высоких показателей следует совершенствовать:
- новые технологии формирования коммуникативной компетентности;
- улучшить материально-техническую базу кабинета (отсутствует интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, принтер, сканер);
- разработать единую систему критериев контроля;
- систематически проводить мониторинги и анализ результатов;
- широко использовать новые информационные технологии;
- повышать мотивацию обучающихся.
Что касается меня, как учителя, то мне следует постоянно повышать уровень профессионализма, в частности, владение новыми информационными технологиями, использовать современные формы и методы обучения. В результате этого повысится уровень мотивации и будет сохраняться до завершения в школе и в будущем. Результаты сдачи ГИА и ЕГЭ будут стабильно высокими. Я освою новые технологии обучения, вырасту профессионально. Обучающиеся смогут свободно общаться с носителями языка, пользоваться интернет-ресурсами на английском языке, читать аутентичную художественную литературу, быть успешными, работая в международных компаниях.
Литература:
- Козлов В. В., Кондаков А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – Москва. – «Просвещение». – 2011.
- Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. – Минск. – «Лексис». – 2003.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. – Москва. – «Просвещение». – 1988.
Нормативные документы:
- Доклад министра образования и науки Самарской области Д.Е. Овчинникова на августовской конференции работников образования Самарской области (16 августа 2012 года, г. о. Чапаевск), http://educat.samregion.ru30.
- Закон РФ об образовании.
Дополнительные источники:
- Пособие для учителей России. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. – Oxford University Press. – 1997.
- Махмурян К. Новые образовательные стратегии. // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 8-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....
Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...
Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя представлен в виде презентации....
Презентация к докладу по теме самообразования "Использование ролевых игр при формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка"
Из опыта работы...
«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.
В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...