Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
презентация к уроку по английскому языку по теме

Денисова Татьяна Павловна

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка

Скачать:


Подписи к слайдам:

     Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Ода книге.
                               В противовес компании шумной                              Даруешь мудрость нам сполна.                              О, книга, кладезь мысли мудрой,                              Ты нам с младенчества дана.                              В ученье или в развлеченье -                              В тебе нуждаемся всегда.                              Твои советы, наставленья                              Нужны, как путнику вода.               Пока нас не оставят силы,               Нам будешь знания являть.                              Тебя с рожденья до могилы                              Всегда мы будем прославлять!
Чтение - это специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.
Главной целью обучения иностранному языку в современной школе на среднем этапе обучения является формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Функции чтения:
Образовательная функция чтения  -  культуросозидательная, обеспечивающая сохранение, передачу и развитие общеобразовательной культуры учащимся средствами литературно-художественного компонента, предполагающего доступ к иной национальной культуре и тем самым к культуре мировой.
Функции чтения:
Развивающая функция чтения  - формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, критического, творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций  в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы.
Функции чтения:
Обучающая функция чтения заключается в  формировании умений так называемого «интеллектуального и коммуникативного чтения», соотнесение содержания произведения со своим личным опытом и умение аргументированно изложить свое понимание проблем, затронутых в художественном произведении.
Принципы чтения, выделенные С.К.Фоломкиной:
1)      обучение чтению – это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;2)      обучение чтению должно строиться как познавательный процесс;3)      обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся;4)      обучение чтению предполагает опору на овладение структурой языка.
Виды чтения:
Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные  средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.  
Виды чтения:
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.  
Виды чтения:
Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации. Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
Виды чтения:
По функции чтения выделяют следующие виды:   Познавательное – чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально.   Ценностно-ориентационное – чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности.   Регулятивное – чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте.
Последовательность работы над текстом:
предречевые упражнения (Vocabulary work);контроль понятия содержания (текстовый этап);контроль понятия важных деталей текста (анализ и оценка, послетекстовый этап);анализ литературно-стилевых особенностей текста.
И.Л. Бим выделяет четыре типа упражнений:
1. ориентировочные упражнения;2. исполнительные упражнения первого уровня;3. исполнительные упражнения второго уровня;4. контрольные упражнения.
Ориентировочные упражнения:
А –упражнения, направляющие внимание учащихся на отдельные стороны техники чтения вслух и на развитие отдельных механизмов чтения: на уровне слова на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне текста.
Ориентировочные упражнения:
Б – упражнения, ориентирующие в технике чтения про себя. Они, как правило, осуществляются на уровне предложения и связанного текста.
Исполнительные упражнения
выполняются на тексте, предполагают многократное возвращение к нему и фиксируют внимание школьников как на содержательной стороне текстов, так и способах снятия помех: с опорой ли на догадку или с использованием словаря. Они могут содержать различные опоры: изобразительные (рисунки, шрифт), вербальные (сноски с комментарием, переводом, синонимами).
Контрольные упражнения:
используются для определения сформированности умения читать. Это упражнения, нацеленные на контроль, а также специальные тесты: на множественный выбор, на восстановление пропущенных слов и другие. Контролирующие упражнения могут использоваться при работе с текстом на уроке, и при итоговом контроле чтения в конце работы над разделом.
Для среднего этапа обучения характерно чтение с полным пониманием основного содержания, предполагающее использование в комплексе всех умений чтения: умения добиваться понимания, преодолевая помехи всеми доступными способами и извлекая из текста только существенную информацию; умения читать про себя впервые предъявляемые тексты с целью полного понимания информации, с целью извлечения основной информации и частичной информации.
            На старшем этапе производится совершенствование навыков, умений,приобретенных ранее. Чтение на данном этапе направленно на обучение чтению с полным и точным пониманием. Выпускник средней школы должен понимать оригинальные и незначительно адаптированные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы.
Особо значимым на старшем этапе обучения является развитие следующих умений:
определять характер читаемого текста (научно-популярный, общественно-политический, художественный);извлекать из текста нужную информацию;- составлять и записывать тезисы, аннотацию прочитанного текста.
Согласно образовательным стандартам учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь:
а) с целью извлечения полной информации читать про себя впервые предъявляемые несложные оригинальные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, а также адаптированные тексты из художественной литературы, содержащие до 6-10 % незнакомой лексики;   
Согласно образовательным стандартам учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь:
в) с целью извлечения основной информации читать про себя (без использования словаря) впервые предъявляемые тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы, содержащие до 5-8 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться или незнание которых не влияет на понимание основного содержания читаемого.
Согласно образовательным стандартам учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь:
с) с целью извлечения частичной информации читать про себя в просмотровом режиме (без использования словаря) впервые предъявляемые частично адаптированные или неадаптированные тексты из общественно-политической и научно-популярной литературы.
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает ведущее место по своей важности и доступности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Формировании коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка

Формирование ключевых компетентностей через различные формы работы...

«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.

В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...