Французский с УМК Синяя Птица. Рабочая программа с КТП
рабочая программа по французскому языку
Рабочая программа для тех, кто преподает второй иностранный французский язык по УМК Синяя Птица.
Второй и Третий годы обучения. 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fr_8-9.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Принимая во внимание небольшое количество часов, отводимое в средней школе на изучение второго иностранного языка, основной целью обучения французскому языку на данном этапе является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией (что соответствует уровню A1 в общей шкале уровней владения иностранным языком).
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов согласно требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, воспитание любви и уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
- осознание научных, культурных, социальных и экономических достижений российского народа;
- формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности;
- развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего образования с учётом устойчивых познавательных интересов, осознание возможностей самореализации средствами французского языка.
Метапредметные результаты:
- развитие умения самостоятельно определять долгосрочные и краткосрочные цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развитие умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности и при необходимости вносить в неё коррективы; развитие умения оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности с целью её дальнейшего совершенствования;
- развитие умения рассуждать, строить умозаключения, прогнозировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы, аргументированно отстаивать свою позицию;
- развитие умения вникать в смысл прочитанного, увиденного и услышанного, определять и формулировать тему, проблему и основную мысль высказывания (текста, статьи);
- развитие умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и классом, работать индивидуально, а также в больших и малых группах;
- развитие умения использовать интерактивные интернет- технологии, мультимедийные средства обучения.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения. Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
- вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью;
- вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
- строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы; описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
- воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
- читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
- выразительно читать вслух небольшие, построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
- восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
- заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
- писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объёмом 100–120 слов, включая адрес);
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
- писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
- составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
- писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими.
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- правильно писать изученные слова, отобранные для данного этапа обучения, а также применять их в рамках изучаемого лексико-грамматического материала;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
- расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова и фразы изучаемого иностранного языка;
- различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
- членить предложение на смысловые группы;
- адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий и специальный вопросы), в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
- выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
- совершенствовать слухопроизносительные навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосоче- тания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительные с суффиксами -tion, -sion (collection, re´vision); -ement (appartement); -eur (ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste, -isme (journaliste, tourisme); -er/-e` re (boulanger/ boulange` re); -ien/-ienne (pharmacien/pharmacienne); -erie (parfumerie); -ence, -ance (pre´fe´rence, confiance); - aire (questionnaire); -oir, -oire (couloir, me´moire); -age (bricolage); -te´ (activite´); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ure (ouverture); -ise (friandise); наречия с суффиксом -ment; прилагательные с суффиксами: -eur/-euse (heureux/ heureuse); -ique (sympathique); -ant (inte´ressant); -ain (ame´ricain); -ais (français); -ois (chinois); -ien (parisien); -able/-ible (vivable, lisible); -el/-elle, al/-ale, -ile, il/-ille (professionnel, ge´nial, difficile, gentil); -eau/-elle (nouveau/ nouvelle); -aire (plane´taire); -atif/-ative (consultatif);
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием префиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительные, прилагательные и глаголы: in-, im-, il- (inconnu, impossible, illisible); de´- (de´part, de´courager); dis- (disparaître); re-, re´- (refaire, re´viser), pre´- (pre´venir); me´- (me´fiant); a- (asyme´trique); extra- (extraordinaire); anti- (antichoc);
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительное + существительное (te´le´carte); существительное + предлог + существительное (arc-en-ciel); прилагательное + существительное (cybercafe´); глагол + местоимение (rendez-vous); глагол + существительное (passe-temps); предлог + существительное (sous-sol);
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием конверсии (образование существительных от неопределённой формы глагола (conseiller — un conseil) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- распознавать интернациональные слова в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
- знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по суффиксации;
- распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
- распознавать и употреблять в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте:
- нераспространённые и распространённые предложения;
- безличные предложения;
- предложения с неопределённо-личным местоимением on;
- сложносочинённые предложения с союзами ou, mais, ni … ni;
- все типы вопросительных предложений;
- прямой порядок слов и инверсию;
- вопросительное прилагательное quel, вопросительные наречия où, quand, comment, pourquoi; вопросительные местоимения qui, que, quoi, lequel;
- отрицательные частицы plus, jamais, rien, personne;
- особенности употребления отрицания перед неопределённой формой глагола (l’infinitif);
- ограничительный оборот ne … que;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах:
- временные формы изъявительного наклонения (l’indicatif): le pre´sent, le futur simple, le futur imme´diat, le passe´ compose´, l’imparfait, le plus-que-parfait, le futur dans le passe´;
- возвратные (местоименные) глаголы;
- спряжение глаголов I и II группы, распространённых глаголов III группы в изъявительном наклонении;
- согласование причастия сложных форм глагола с подлежащим и прямым дополнением;
- согласование времён в плане настоящего и прошедшего;
- прямая и косвенная речь; распознавать и употреблять в речи:
- повелительное наклонение регулярных и распространённых нерегулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (l’impe´ratif);
- временную форму условного наклонения (le conditionnel pre´sent) в простом и сложном предложении;
- le subjonctif pre´sent регулярных и наиболее частотных нерегулярных глаголов в дополнительных придаточных;
- активный и пассивный залог в настоящем времени изъявительного наклонения;
- предлоги par и de в пассивных конструкциях; распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и прошедшего времени (le participe pre´sent и le participe passe´), деепричастие (le ge´rondif), инфинитивные конструкции после глаголов восприятия;
- распознавать и употреблять в речи особые формы существи- тельных женского рода и множественного числа (un homme — une femme; travail — travaux), особые формы прилагательных женского рода и множественного числа (beau-belle, long — longue, culturelle, но musicale, spe´cial — spe´ciaux/spe´ciales и др.); распознавать и употреблять в речи частичный артикль с абстрактными и вещественными существительными; замена артикля предлогом de; употребление предлогов и артиклей перед географическими названиями (en France, de Chine, au Canada, du Japon);
- распознавать и употреблять в речи наречия на -ment, -emment, -amment;
- распознавать и употреблять в речи степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon — meilleur, bien — mieux);
- распознавать и употреблять в речи личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; местоимения en и y; относи- тельные местоимения qui, que, où, dont; указательные и притяжательные местоимения; неопределённые прилагательные и местоимения (on, tout, même, personne, chaque, chacun(e), quelque(s), quelqu’un, quelques-un(e)s, plusieurs);
- распознавать и употреблять в речи количественные числительные свыше 1000 и порядковые числительные свыше 10;
- использовать управление распространённых глаголов; предлоги, служащие для выражения пространственных (à, de, dans, sur, sous, entre, vers) и временных (pendant, depuis, en, dans, pour) отношений; распространённые коннекторы: pourtant, enfin, d’abord, ensuite и т. д.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными дополнительными (союз que), определительными (союзные слова qui, que, dont, où), обстоятельственными (наиболее распространённые союзы, выражающие значения времени (quand), места (où), причины (parce que), следствия (ainsi), цели (pour que);
- распознавать и употреблять в речи причинные отношения в простом и сложном предложении: parce que, grâce à, à cause de, comme, car; временные отношения в простых и сложных предложениях; выражения цели и следствия, условия и гипотезы, сравнения, противопоставления и уступки в простых и сложных предложениях.
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения тематическую фоновую лексику, а также основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- представлять родную страну и культуру на французском языке;
- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
- соблюдать речевой этикет в ситуациях формального и неформального общения в рамках изученных тем.
Выпускник получит возможность научиться:
- оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
- представлять родную страну и культуру на французском языке.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
- выходить из положения при дефиците языковых средств:
- использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
.
Содержание учебного предмета «Иностранный язык»
Предметное содержание речи на французском языке учащихся
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/в сельской местности.
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
- Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умение вести диалоги разного характера — этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объём диалога 3 реплики (5–7 классы). Продолжительность диалога — до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
- Формирование и развитие умений строить связные выска- зывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристи- ка)), с выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/ прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объём монологического высказывания 8–10 фраз (5–7 классы). Продолжительность монологического высказывания — 1,5–2 минуты.
Аудирование
- Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно- популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
- Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования — до 2 минут.
- Аудирование с выборочным пониманием нужной/интересу- ющей/запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минут.
- Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
- Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной /интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
- Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объём текстов для чтения — до 700 слов.
- Чтение с выборочным пониманием нужной/интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объём текста для чтения — около 350 слов.
- Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
- заполнять анкеты и формуляры (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
- писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
- писать личное письмо, отвечать на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо). Объём личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
- составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;
- делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
- Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов.
- Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
- Различение на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации).
- Членение предложений на смысловые группы.
- Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
- Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках темати- ки основной школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объёме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
- Навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
- Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределённых и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных
- глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения
- Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (проведения выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (о всемирно известных достопримечательностях, о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
- умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания объекта/понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями; участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
Задачи общения и их речевые соответствия на французском языке
Objectifs communicatifs / Задачи общения | Réalisations langagières Речевые образцы |
Saluer qn | Bonjour, monsieur! Bonjour, madame! Bonjour, Paul! Salut, Sophie! Bonsoir, Daniel! |
Prendre congé | Au revoir, monsieur! Salut, Pierre! |
Engager une conversation / Demander des nouvelles | Comment ça va? Ça va? Comment allez-vous? Tu vas bien? Comment vas-tu? |
Répondre à une demande de nouvelles | Ça va. Ça va bien. Très bien, merci et toi? |
Identifier un objet (une personne) | C'est Paul. C'est l’oiseau d'Emile. C'est un cahier / Ce sont des cahiers. |
Proposer à qn de faire qch / Demander à qn de faire qch | Allume la télé! Regardez la carte! Dessinez mon portrait, s'il vous plaît! Ne regarde pas mon portrait, il n'est pas beau. |
Se présenter | Je m'appelle Françoise. Moi, je m'appelle Julie. Je suis Marc. Je suis monsieur (madame) Duerot. |
Présenter qn | C'est mon frère. II s'appelle Nicolas. C'est le frère de Bruno. Ce sont mes amis. |
Demander à qn de se présenter | Tu t'appelles comment? Et toi, comment t'appelles-tu? |
Demander une information sur la famille de qn | Та famille est grande? Та famille n'est pas grande? Combien êtes-vous? |
Donner une information sur sa famille et sur la famille d'une autre personne | Ma famille (n') est (pas) grande / n'est pas tellement grande. Nous sommes quatre. La famille de Germaine n'est pas grande. Ils sont trois. |
Demander la profession de qn | Que fait ta mère? Ton père, qu'est-ce qu'il fait? Et ton grand-frère? Vous êtes médecin? Etes-vous professeur? Ton frère Charles est programmeur comme toi? Ils sont médecins tous les deux? |
Dire sa profession (la profession d'une autre personne) | Je suis médecin. Ma mère (elle) est pianiste. |
Exprimer ses préférences, ses goûts (les préférences de qn) | J'aime regarder la télé (nager, dessiner, aller à la pêche) II aime..., son père aime ... . |
Dire son âge | J'ai 11 ans. |
Dire l’âgе d'une autre personne | André (il) a 12 ans. |
Demander l’âgе de qn | Quel âge as-tu? / Quel âge tu as? / Quel âge a-t-il? II a quel âge? Et toi, tu as quel âge? |
Demander de décrire un objet, une personne | Comment est-il? / Comment elle est, ta soeur? Elle est gentille, n'est-ce pas? De quelle couleur sont ses cheveux? Et son chapeau, il est de quelle couleur? Est-ce que ses cheveux sont beaux? II est sympa (gentil), n'est-ce pas? |
Décrire un objet (la couleur, la taille) et une personne (les caractéristiques physiques, le caractère) | II est grand, petit, noir, blanc... Elle a les cheveux noirs, les yeux bleus... II est sympa. Elle est gentille. |
Demander d'approuver son avis | Elle est gentille, n'est-ce pas? Elle dessine bien, n'est-ce pas? |
Désapprouver | Non! Pas tellement! |
Demander si on a qch / Dire qu'on a qch | Tu as un béret? Oui, j'ai un béret. |
Exprimer la négation | Je n'ai pas de stylo. Pierre n'a pas de bottes. |
Exprimer son ignorance | Je ne sais pas. |
Demander à qn s'il est propriétaire d'un objet | Tu as une montre? As-tu un crayon? C'est le cahier de Francine? |
Exprimer la possession | J'ai un stylo. C'est le cahier de Francine. C'est son cahier à elle. |
Demander (dire) la date, l'heure | Quelle date sommes-nous? (Aujourd'hui, nous sommes) vendredi 18 novembre. Quelle heure est-il? II est neuf heures moins le quart. Le film commence à quelle heure? Vous commencez à huit heures et demie? |
Poser des questions sur l'emploi du temps / Parler de l'emploi du temps | Quelles matières as-tu jeudi? Jeudi, j'ai français et histoire. Qu'est-ce que vous avez le lundi? Tu as dessin aujourd'hui? Nous avons géographie. C'est l'heure de géographie. |
Appeler qn au téléphone | Allô? C'est Michel? Je peux parler à Michel? Je voudrais parler à Michel, s'il vous plaît! |
Inviter qn | Viens (ce soir) chez moi, veux-tu? |
Répondre à une invitation | Avec plaisir! |
Offrir un cadeau | C'est pour toi! Voilà mon cadeau! |
Souhaiter (événement) | Bonne fête! Bon anniversaire! Joyeux anniversaire! Joyeux Noël! Je vous souhaite un Joyeux Noël! |
Remercier | Merci! Merci beaucoup! |
Répondre à un remerciement | Je vous en prie! De rien. |
Préciser la date | Son anniversaire, c'est jeudi? |
Décrire une personne ou un objet | Cet enfant est triste. Ce garçon est heureux. Ce livre est gros. Un gros livre aux belles images... |
Acheter qch | Je voudrais deux glaces, madame! Vous avez des saucisses? Donnez-moi 200 grammes de saucisses, s'il vous plaît! Un kilo de tomates, s'il vous plaît! |
Demander (dire) le prix | Ça coûte combien? C'est combien? Ça fait douze euros. C'est trois euros la boule. |
Dire qu'on est d'accord | D'accord! Je suis d'accord! |
Interroger sur les animaux domestiques | As-tu un chien? C'est ton chien? Ton chien s'appelle comment? Qu'est-ce qu'il mange, ton chien? Et toi, as-tu un animal chez toi? |
Parler des animaux domestiques | J'ai un chien. C'est mon chien. II s'appelle... Ses pattes et sa queue sont grises et blanches. II mange tout, même les pommes. Comme il est mignon! |
Parler d'un film | Comment as-tu trouvé le film? Super! J'aime les films sur... Qui a joue le rôle de...? Un très bon acteur! |
Exprimer une action passée | Qu'est-ce que tu as fait le matin? J'ai écouté la radio. |
Interroger qn sur la météo | Quel temps fait-il? |
Dire quel temps il fait | II fait froid (aujourd'hui). II fait chaud. Le soleil brille. Le ciel est bleu. II у a beaucoup de neige. Tout est blanc. |
Exprimer la certitude | Bien sûr! |
Exprimer le regret | Malheureusement, je ne peux pas venir. |
Avertir, mettre en garde | Fais attention! Ça glisse! Tu peux tomber. |
Demander le chemin | Pardon, monsieur! Je cherche la poste! Pardon, madame, la place du Marche, c'est à gauche? Pardon, où s'arrête le bus, s'il vous plaît? |
Indiquer le chemin | Vous prenez la première rue à droite! La poste est à votre gauche! |
Тематическое планирование
8 класс, второй год обучения (35 часов)
Тема | Количество часов |
Раздел 1. Давайте познакомимся! | 2 |
Раздел 2. Начало учебного года. | 3 |
Раздел 3. Приятного аппетита. | 3 |
Раздел 4. Что сегодня едят? | 3 |
Раздел 5. Скажи мне, кто твой друг? | 3 |
Раздел 6. Я обожаю телевизор. | 3 |
Раздел 7. Приятного путешествия! | 3 |
Раздел 8. Жили- были…. | 3 |
Раздел 9. Привет, Швейцария! | 2 |
Раздел 10. Поиграем в детективов. 3 | 2 |
Раздел 11. Кто ищет, тот находит. | 3 |
Раздел 12. Здравствуй, Париж! | 2 |
Контрольные работы | 2 |
Резервные уроки | 1 |
9 класс, третий год обучения (34 часа)
Тема | Количество часов |
Раздел 1. Жил-был маленький кораблик… | 6 |
Раздел 2 Прежде всего друзья | 6 |
Раздел 3 Следуй нашей моде! | 6 |
Раздел 4 Мама, я бы вам могла рассказать… | 6 |
Раздел 5. Послушайте гитариста, закройте глаза и … | 6 |
Контрольные работы | 2 |
Резервные уроки | 2 |
Календарно-тематическое планирование по курсу “Синяя птица” для 8 класса
Учебник: Селиванова Н.А, Шашурина А. Ю. Французский язык. Второй иностранный язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 240 с.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | Повторение ранее изученного материала. | 1 | |||
Раздел 1. Давайте познакомимся! | |||||
2 | Вводный урок. Повторение. Привет. Как дела? | 1 | |||
3 | Future proche. План класса. | 1 | |||
Раздел 2. Начало учебного года. | |||||
4 | Прошедшие каникулы. Школьное расписание. | 1 | |||
5 | Местоимение – прямое дополнение (le, la les) | 1 | |||
6 | Заполнение анкеты | 1 | |||
Раздел 3. Приятного аппетита. | |||||
7 | Поход в ресторан. Слитный артикль (du, des) | 1 | |||
8 | Школьная столовая. Меню | 1 | |||
9 | День рождения в ресторане | 1 | |||
Раздел 4. Что сегодня едят? | |||||
10 | Что ты сегодня ел? | 1 | |||
11 | Местоимение – косвенное дополнение (me, te, lui, nous, vous, leur) | 1 | |||
12 | Меню на каждый день во Франции и в России | 1 | |||
Раздел 5. Скажи мне, кто твой друг? | |||||
13 | Новый друг. Вопросительные местоимения | 1 | |||
14 | Школьные друзья. Мои друг | 1 | |||
15 | Полугодовая контрольная работа | 1 | |||
16 | Работа над ошибками. Знаменитости Франции. | 1 | |||
Раздел 6. Я обожаю телевизор | |||||
17 | Давай посмотрим фильм. | 1 | |||
18 | Местоимение «en». | 1 | |||
19 | Мои любимые телепередачи | 1 | |||
Раздел 7. Приятного путешествия! | |||||
20 | Путешествие в Швейцарию! | 1 | |||
21 | L’imparfait (прошедшее завершенное время) | 1 | |||
22 | Мои каникулы. Открытка другу | 1 | |||
Раздел 8. Жили-были… | |||||
23 | Степени сравнения прилагательных | 1 | |||
24 | На выставке | 1 | |||
25 | В библиотеке | 1 | |||
Раздел 9. Привет, Швейцария! | |||||
26 | Косвенная речь. География Франции | 1 | |||
27 | Разговор по телефону | 1 | |||
Раздел 10. Поиграем в детективов. | |||||
28 | Могу ли с тобой поговорить? | 1 | |||
29 | Относительные местоимения qui, que | 1 | |||
Раздел 11. Кто ищет, тот находит. | |||||
30 | Вопросительные местоимения | 1 | |||
31 | Люси в парке развлечений | 1 | |||
32 | Виктор в парке развлечений | 1 | |||
Раздел 12. Здравствуй, Париж! | |||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
34 | Работа над ошибками. Поездка в Париж. Пассивный залог. | 1 | |||
35 | Туристическая программа. Экскурсия. | 1 |
Календарно-тематическое планирование по курсу “Синяя птица” для 9 класса
Учебник: Селиванова Н.А, Шашурина А. Ю. Французский язык. Второй иностранный язык. 7 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 240 с.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||
План | Факт | ||||||
1 | Повторение ранее изученного материала | 1 | |||||
Раздел 1. Жил-был маленький кораблик… | |||||||
2 | Введение лексики. Глаголы передвижения suivre и prendre. | 1 | |||||
3 | Работа с текстом. Каникулы во Франции | 1 | |||||
4 | Грамматика: предпрошедшее время. Страноведение: день взятия Бастилии. | 1 | |||||
5 | Грамматика: простое будущее время. Страноведение: география Франции | 1 | |||||
6 | Жизнь на острове. Робинзон и Пятница. | 1 | |||||
7 | Урок самоконтроля | ||||||
Раздел 2. Прежде всего друзья | |||||||
8 | Введение лексики. Ваши друзья. Глаголы зрительного восприятия | 1 | |||||
9 | Работа с текстом. Что вы больше всего цените в дружбе? | 1 | |||||
10 | Грамматика: женский род и мн. ч. прилагательных. Местоимения tout, toute, tous, toutes | 1 | |||||
11 | Грамматика: согласование времен в косвенной речи. | 1 | |||||
12 | Грамматика: Степени сравнения наречий и имен прилагательных | 1 | |||||
13 | Урок самоконтроля. Страноведение: французские словари | 1 | |||||
14 | Полугодовая контрольная работа | 1 | |||||
Раздел 3. Следуй нашей моде! | |||||||
15 | Работа над ошибками. Введение лексики. Что вы любите носить? | 1 | |||||
16 | Работа с текстом. Французские школьники и мода. | 1 | |||||
17 | Грамматика: ce que, косвенная речь | 1 | |||||
18 | Привычки и отношение к современной моде | 1 | |||||
19 | Страноведение: в магазине «Астрапи». | 1 | |||||
20 | Урок самоконтроля | 1 | |||||
Раздел 4 Мама, я бы вам могла рассказать… | |||||||
21 | Введение лексики. Семья. Праздники. Подарки | 1 | |||||
22 | Работа с текстом. Рождественская ярмарка в Страсбурге | 1 | |||||
23 | Определяем время происходящего | 1 | |||||
24 | Грамматический тренинг | 1 | |||||
25 | Страноведение: французские праздники. Мои любимые праздники | 1 | |||||
26 | Урок самоконтроля | 1 | |||||
Раздел 5. Послушайте гитариста, закройте глаза и … | |||||||
27 | Введение лексики. Музыкальные направления. Концерт | 1 | |||||
28 | Работа с текстом. Праздник музыки во Франции | 1 | |||||
29 | Грамматика: деепричастия несовершенного вида | 1 | |||||
30 | Грамматика: простое прошедшее время | 1 | |||||
31 | Музыка в твоей жизни | ||||||
32 | Урок самоконтроля. Страноведение: Евровидение | 1 | |||||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||
34 | Работа над ошибками. «Маленький Николя» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по французскому языку 6 класс по уч. Селивановой Н.А.."Синяя птица"
пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....
Рабочая программа по французскому языку 7 класс по уч. Селивановой "Синяя птица"
пояснительная записка,календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по французскому языку 8 класс по уч. Селивановой "Синяя птица"
пояснительная записка, календарно- тематическое планирование...
Тесты по французскому языку УМК "Синяя птица 5"
Тесты предназначены для промежуточного контроля по французскому языку....
Презентации лексико-грамматического материала по французскому языку УМК "Синяя птица 5"
Презентации предназначены для использования на уроках французского языка...
Рабочая программа по французскому языкупо учебнику Синяя птица («L’oiseau bleu») 6 класс
Календарно-тематическое планирование обучения французскому языку в 6 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной про...
Презентация урока "Мои осенние каникулы". 6 класс. Французский язык. Учебник "Синяя птица"
Презентация урока "Мои осенние каникулы" для учащихся 6 классов (французский язык) содержит наглядный материал: лексический с сопровождением картинок и грамматический. Целью урока является п...