Рабочая программа по второму иностранному языку( французскому) для 5-9 классов УМК "Синяя птица"
рабочая программа по французскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хамаганова Наталья Александровна

Представленная программа предусматривает изучение французского языка как второго иностранного в основной общеобразовательной школе (5—9 классы) из расчёта 2 учебных часа в неделю. Всего 350 учебных часов (35 учебных недель в каждом классе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа синяя птица 272 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 31»

Утверждаю:

директор МБОУ «СШ № 31»

         И.Л. Лысенкова

«___»___________2019г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

        О.В Бережная    

«___»___________2019г.

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №

_____

 «___»___________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(ФРАНЦУЗСКОМУ)

ДЛЯ 5 -9 КЛАССОВ

УМК «СИНЯЯ ПТИЦА»

Уровень общего образования:  

основное общее

Количество часов в неделю

по учебному плану:

2 часа

Срок реализации программы:

5 лет

Составитель программы:  

Хамаганова Н. А.

г. Норильск, 2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по второму иностранному языку (французскому) для 5 – 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»; П.18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения в УП второй иностранный язык – обязательный предмет (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2011);
  • Письма Министерства образования и науки РФ ОТ 17 мая 2018 г. № 081214  Об изучении второго иностранного языка;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 31»; Федерального Перечня учебников; Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06. 2011 г.)
  • Устава МБОУ «СШ № 31»
  • Учебного плана МБОУ «СШ № 31» на 2019-2020 учебный год.
  • Авторской программы по французскому языку как второму иностранному 5-9 классы, предметная линия «Синяя птица» Н. А. Селиванова- М.: Просвещение, 2017;

Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.

Целью языкового образования в глобальном масштабе становится развитие поликультурной и многоязычной личности, в том числе через формирование её коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности осуществлять общение средствами одного или нескольких иностранных языков на межкультурном уровне (в широком культурологическом аспекте). Современные тенденции и стандарты обучения иностранным языкам предусматривают:

- во-первых, тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения;

- во-вторых, необходимость овладения учащимися в курсе школьного образования, как минимум, двумя иностранными языками.

Цель обучения французскому языку в рамках данного курса (5—9 классы) носит интегративный характер и предполагает формирование и развитие:

Коммуникативно-когнитивной компетенции;

Общеучебной компетенции, т. е. способности обучаемого:

- участвовать в разнообразных видах учебной деятельности и интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний и умений;

- организовывать и направлять свою учебно-познавательную деятельность для достижения поставленных целей с учётом своих личностно-мотивационных предпочтений;

- находить оптимальные способы решения конкретных учебных задач, применяя соответствующие коммуникативные и учебные стратегии;

- обрабатывать полученную информацию, варьируя формы её предъявления (сообщение, доклад, обмен мнениями, дискуссия);

- эффективно работать в малых и больших группах, моделируя различные ситуации повседневного общения;

Коммуникативной компетенции, которая включает в себя речевую, языковую, социолингвистическую, дискурсивную, стратегическую (компенсаторную), социокультурную и социальную компетенции.

Речевая компетенция представляет собой функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности.

Языковая компетенция заключается в способности создавать осмысленные устные и письменные высказывания в соответствии с правилами и нормами изучаемого языка. Высокий уровень владения лингвистической компетенцией предполагает достаточно свободное использование широкого спектра языковых средств для адекватного выражения своих мыслей.

Сформированность фонологической компетенции обеспечивается владением акустическими и артикуляционными характеристиками французского языка, чётким естественным произношением и правильным интонационным рисунком французского предложения.

В рамках лингвистической компетенции формируется, развивается и совершенствуется лексическая компетенция, т. е. владение словарным составом изучаемого иностранного языка (отдельными словами, фразеологизмами, устойчивыми словосочетаниями, лингвострановедческой лексикой и т. д.).

Формирование грамматической компетенции предусматривает знание основных морфологических и синтаксических особенностей французской речи. Главной задачей является достижение учащимися стабильно высокого уровня грамматической правильности речи, даже если акцент говорящего перенесён на содержание, а не на форму высказывания.

Социолингвистическая компетенция является одной из основополагающих в процессе коммуникации. В неё входят знания и умения, необходимые для адекватного речевого поведения в ином социокультурном и лингвокультурном пространстве.

Каждая из задач общения может быть передана простыми по своей выразительности лексико-грамматическими средствами. По мере продвижения в изучении языка речевое оформление задач общения усложняется. Учащиеся постепенно переходят от преимущественно нейтральной речи к речи более эмоциональной и личностно окрашенной.

Дискурсивная компетенция как важная составляющая коммуникативной компетенции непосредственно связана с речевой иноязычной деятельностью и заключается в умении порождать и интерпретировать устные и письменные тексты (высказывания, письма, статьи, таблицы, графики) различного характера и объёма. Компетенция дискурса включает следующие умения:

- знать основные принципы построения аутентичных (письменных и устных) источников информации на изучаемом языке; определять взаимосвязь, взаимодополняемость и взаимозависимость самостоятельных частей текста;

- обеспечивать связность и целостность порождаемого текста (высказывания), используя необходимые для этого логические коннекторы речи;

- воздействовать различными речевыми средствами на собеседника, приглашая его к сотрудничеству и диалогу.

Одним из качественных показателей уровня владения иноязычной устной и письменной речью является умение гибко оперировать языковым материалом в достаточно широком речевом диапазоне. Речь идёт об умениях перефразирования, комбинирования и перекомбинирования отдельных слов и словосочетаний, а также об использовании различных вербальных средств, определённых стратегий речевого и неречевого поведения для правильного и рационального выстраивания процесса общения и компенсации своих пробелов в знании языка. Это так называемая стратегическая или компенсаторная компетенция. Формирование этого вида компетенции позволяет учащимся, с одной стороны, догадываться о значении непосредственно непонятых элементов текста, а также обходить их, синтезируя смысл целого фрагмента. С другой стороны, владение умениями перифразы, замещения, синонимии и антонимии расширяет речевые возможности учащихся, делает их речь на иностранном языке богаче.

Развитие умений адекватного общения и взаимопонимания  с носителями языка подразумевает определённый уровень сформированности социокультурной компетенции, которая складывается из страноведческих фоновых знаний (т. е. знаний, которыми располагают представители данной этнической   и языковой общности) и владения соответствующими языко- выми единицами с национально-культурной семантикой (свойственными данной национальной культуре).

В образовательном процессе используются следующие технологии и методы:

Технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, развивающего обучения, проблемного обучения, развития творческого мышления, дифференцированного обучения, ИКТ, игровые технологии и другие.

Методы обучениясловесные, наглядные, практические, репродуктивные, продуктивные, поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельной работы, метод проектов и другие.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

  • словарные диктанты
  • устный опрос
  • лексико-грамматические тесты
  • монологические высказывания (рассказ, мнение);
  • диалоги по ситуации;
  • выполнение практических заданий и работ по всем видам устной (монологической и диалогической) и письменной речи, чтению, аудированию.
  • творческие проекты
  • презентации
  • промежуточная аттестация

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Курс обучения французскому языку по данной программе делится на несколько этапов, каждый из которых определённым образом соотнесён с общей шкалой уровней владения иностранными языками, разработанной Советом Европы1.

Кроме целей и содержания обучения, программа определяет для каждого этапа требования к уровню владения коммуникативными умениями восприятия и понимания письменного текста (чтение), порождения устной и письменной речи (говорение и письмо), восприятия звучащей речи (аудирование), речевого взаимодействия (interaction) и медиативной (посреднической) речевой деятельности (me´diation). В программе представлены сферы и темы общения, социокультурные знания и умения, методические этапы и подходы в работе с источниками информации, а также языковой и речевой материал, обслуживающий разные задачи и тематику общения.

Весь курс обучения строится на основе коммуникативно- деятельностного подхода. Данный подход позволяет создать более широкую перспективу видения учащимися социального контекста использования иностранного (французского) языка. Выбор языковых и речевых средств общения для оформления своих мыслей является частью более глобальной задачи, стоящей перед человеком в определённой сфере деятельности (личной, общественной, образовательной, профессиональной). В контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку обучаемые рассматриваются прежде всего как субъекты социальной деятельности, вырабатывающие различные стратегии поведения в зависимости от ситуации и сферы межкультурного общения и реализующие в рамках этого общения в том числе и свою лингвистическую и речевую компетенции.

Процесс и формы учебного общения максимально приближены к реальной ситуации и требуют от обучаемых использования знаний социолингвистического и социокультурного характера о Франции и/или других франкоязычных странах. Степень глубины таких знаний зависит от этапа обучения.

На каждом этапе обучение французскому языку реализуется через постоянное многогранное и многоплановое взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Задача учителя состоит в том, чтобы корректно направлять творческий процесс по моделированию и воссозданию ситуаций, максимально приближенных к реальной практике общения.

В качестве учебных материалов, развивающих компетенцию дискурса у учащихся, используются: письмо, открытка, сообщение, отправленное по электронной почте, СМС-сообщение, объявление, страничка из личного дневника или еженедельника, текст-меню, страничка телефонного справочника, анкета, текст с результатами социологического опроса, туристическая программа, страничка из туристического рекламного буклета, план города или квартала, расписание занятий, газетная или журнальная статья, текст-график, таблица, а также фабульные тексты: сказка, рассказ, отрывки из романов, пьес и комиксов. На начальном этапе (5 класс) типология используемых текстов должна быть сведена к разумному минимуму. В основном это тексты, составленные авторами учебников или оригинальные источники информации, подвергшиеся значительной адаптации. Исключение составляют стихи и песенки, понимание и запоминание которых проходит, как правило, на высоком эмоционально-положительном фоне. На среднем (7—8 классы) и продвинутом этапах (9 класс) курса используемые источники информации становятся более разнообразными, и их типология расширяется. В качестве отправного учебного материала (documents de´clencheurs) для формирования всех видов коммуникативной компетенции используются в основном сокращённые и/или незначительно адаптированные аутентичные тексты, содержащие, кроме элементов повествования, описательные фрагменты и аргументацию (рассуждение).

Формы устно-речевого общения становятся также более богатыми и разноплановыми. Кроме монологических и диалогических высказываний, всё большее место уделяется полилогу, речевому взаимодействию в малых и больших группах. Под непосредственным руководством учителя учащиеся разрабатывают сценарии круглых столов, тематику встреч в дискуссионных клубах, составляют и представляют свои собственные проблемно-тематические проекты, проводят мультимедийные презентации. Усиливается творческая составляющая процесса обучения.

В основу отбора и организации лексического материала для каждого этапа обучения положена, с одной стороны, речевая потребность подростков (в том числе и на родном  языке),  с  другой  стороны, обогащение лексического запаса учащихся непосредственно связано с постоянным расширением ситуативно-тематического диапазона их речи на французском языке. Темы и сферы общения отобраны в соответствии с ФГОС основного общего образования, а также с общеевропейскими требованиями.

Учащиеся овладевают определённым программой грамматическим материалом для продуктивного и рецептивного усвоения. Коммуникативный подход к обучению грамматике характеризуется отказом от формального структурного моделирования фраз. Каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть письменной и/или устной речи. Какой бы способ объяснения функционирования грамматического явления ни избрал учитель, на завершающем этапе его усвоения учащимися необходимо акцентировать смысловую сторону порождаемых или воспринимаемых ими иноязычных высказываний. Вместе с тем работа над формой не должна недооцениваться. Систематизация изучаемых грамматических явлений — неотъемлемая часть учебного процесса.

Участие в общении определяется не только требованиями чисто языкового характера. Использование языковых форм выражения зависит от многих внешних атрибутов: статуса общающихся, регистра общения (официальный, неформальный и др.), социальной принадлежности собеседников, их отношений между собой, мотива, побуждающего к общению. Очень важно, чтобы уже в учебном контексте учащиеся имели возможность проиграть для себя некоторые социальные роли (друга, туриста-путешественника, зрителя, покупателя и др.). Для этого необходимо приблизить содержание учебных материалов к реальным ситуациям общения, в которых учащиеся могут оказаться в повседневной жизни. При этом использование аутентичных материалов должно быть подкреплено аутентичным характером деятельности при работе с ними.

Незнание социокультурного контекста, в котором функционирует французский язык, ведёт к интерференции культур и значительно затрудняет процесс общения. Наряду со страноведческими и лингво-культуроведческими реалиями Франции, учащиеся изучают элементы культуры и истории отдельных франкоговорящих стран: Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, некоторых франкоязычных стран африканского континента, а также получают представление о распространении французского языка в мире (знакомятся с понятием франкофонии).

Учебная деятельность по формированию социолингвистической компетенции невозможна без осознания учащимися тех задач общения, которые они ставят перед собой в процессе межкультурной коммуникации. Эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

- вступать в контакт в соответствии с принятыми в данной поведенческой культуре нормами речевого этикета. Необходимо научиться представляться самому и представлять другого человека, выражать знаки благодарности, поздравлять и принимать поздравления и т. д.;

- запрашивать и давать информацию о чём-либо, обращаться с различными просьбами и отвечать на вопросы о людях, предметах, предоставляя необходимые сведения;

- побуждать к каким-либо действиям и реагировать на побуждение, совершая какое-либо действие: просить и давать совет, спрашивать и давать разрешение, назначать встречу и договариваться о месте и времени её проведения и т. д;

- выражать свои чувства и эмоции, своё отношение к чему-либо: восхищение, недовольство, разочарование, т. е. передавать в речи разные оттенки своего настроения;

- передавать слова и высказывания другого человека, используя для этого необходимые языковые и речевые средства; кратко и/или развёрнуто передавать содержание письменного текста, сохраняя авторскую логику изложения мыслей и т. д.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Представленная программа предусматривает изучение французского языка как второго иностранного в основной общеобразовательной школе (5—9 классы) из расчёта 2 учебных часа в неделю. Всего 350 учебных часов (35 учебных недель в каждом классе).

Годовой календарный график МБОУ «СШ №31» предусматривает обязательное изучение второго иностранного языка языка на этапе основного общего образования в объеме 340 ч. В том числе: в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе —68 ч, в 9 классе — 68 ч. По годовому календарному графику в 5-9 классах по 34 учебные недели. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 10 часов (5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й классы – по 2 часа в неделю).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный курс также предполагает формирование и развитие коммуникативно-когнитивной компетенции, т. е. способности обучаемого:

- овладевать (определённой рамками программы) совокупностью социокультурных знаний об окружающем многополярном мире в целом, а также о системе ценностей и представлений, принятых во Франции и некоторых других франкоязычных странах и присущих данным иноязычным культурам;

- активно взаимодействовать с представителями другой культурной общности (своими сверстниками и взрослыми) на основе принципов толерантности, взаимопонимания и уважения;

- творчески переосмысливать полученные знания о социальных и культурных особенностях развития той или иной франкоязычной страны, развивая тем самым своё критическое мышление.

Наряду со страноведческими и лингво-культуроведческими реалиями Франции, учащиеся изучают элементы культуры и истории отдельных франкоговорящих стран: Швейцарии, Бельгии, Люксембурга, некоторых франкоязычных стран африканского континента, а также получают представление о распространении французского языка в мире (знакомятся с понятием франкофонии).

Определяя объём и производя отбор страноведческой информации, необходимой и достаточной для формирования коммуникативной компетенции, необходимо отдавать предпочтение активным страноведческим знаниям, которые в большей степени соответствуют развитию иноязычного общения. Учебный процесс по усвоению французского языка должен быть настроен на диалог культур. Важной составной частью социокультурной компетенции считается развитие у российских школьников своего собственного культурного самосознания, в том числе через уважение к культурным и языковым различиям в Европе и во всём мире.

Общение на иностранном языке носит не только межкультурный, но и межличностный характер. Оно во многом зависит от умения людей взаимодействовать друг с другом, т.  е. от степени сформированности социальной компетенции, которая в учебном процессе в большей степени, чем другие составляющие коммуникативной компетенции, ориентирована на личностные характеристики учащихся.

Эстетическое развитие школьников обеспечивается использованием детского фольклора, стихов и песен, обсуждением тем, связанных с культурным наследием России, Франции и других стран мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ФРАНЦУЗСКИЙ)»

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов согласно требованиям ФГОС ООО.

Личностные результаты:

  • формирование российской гражданской идентичности, воспитание любви и уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
  • осознание научных, культурных, социальных и экономических достижений российского народа;
  • формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности;
  • развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
  • готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего образования с учётом устойчивых познавательных интересов, осознание возможностей самореализации средствами французского языка.

Метапредметные результаты:

  • развитие умения самостоятельно определять долгосрочные и краткосрочные цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • развитие умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности и при необходимости вносить в неё коррективы; развитие умения оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности с целью её дальнейшего совершенствования;
  • развитие умения рассуждать, строить умозаключения, прогнозировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы, аргументированно отстаивать свою позицию;
  • развитие умения вникать в смысл прочитанного, увиденного и услышанного, определять и формулировать тему, проблему и основную мысль высказывания (текста, статьи);
  • развитие умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и классом, работать индивидуально, а также в больших и малых группах;
  • развитие умения использовать интерактивные интернет- технологии, мультимедийные средства обучения.

Предметные результаты:

Коммуникативные умения. Говорение. Диалогическая речь

Выпускник научится:

  • вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести диалог-обмен мнениями; брать и давать интервью;
  • вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т.  д.).

Говорение. Монологическая речь

Выпускник научится:

  • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
  • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
  • давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
  • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст/ключевые слова/план/вопросы; описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
  • комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
  • кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.  п.);
  • кратко излагать результаты выполненной проектной работы.

Аудирование

Выпускник научится:

  • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
  • воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

  • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
  • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
  • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • выразительно читать вслух небольшие, построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Выпускник получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
  • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления выпущенных фрагментов.

Письменная речь

Выпускник научится:

  • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
  • писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
  • писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объёмом 100–120 слов, включая адрес);
  • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
  • писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
  • составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
  • кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
  • писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).

Языковые навыки и средства оперирования ими.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

  • правильно писать изученные слова, отобранные для данного этапа обучения, а также применять их в рамках изучаемого лексико-грамматического материала;
  • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
  • расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

  • различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова и фразы изучаемого иностранного языка;
  • различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
  • членить предложение на смысловые группы;
  • адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий и специальный вопросы), в том числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
  • совершенствовать слухопроизносительные навыки, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы;
  • употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосоче- тания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии  с решаемой коммуникативной задачей;
  • соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости;
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительные с суффиксами -tion, -sion (collection, re´vision); -ement (appartement); -eur (ordinateur); -ure (signature); -ette (bicyclette, disquette); -ique (gymnastique); -iste,    -isme    (journaliste,    tourisme);    -er/-e` re    (boulanger/ boulange` re);   -ien/-ienne   (pharmacien/pharmacienne);   -erie (parfumerie); -ence, -ance (pre´fe´rence, confiance); - aire (questionnaire); -oir, -oire (couloir, me´moire); -age (bricolage); -te´ (activite´); -ude (attitude); -aison (comparaison); -esse (jeunesse); -ure (ouverture); -ise (friandise);  наречия с суффиксом -ment; прилагательные с суффиксами: -eur/-euse (heureux/ heureuse); -ique (sympathique); -ant (inte´ressant); -ain (ame´ricain); -ais (français); -ois (chinois); -ien (parisien); -able/-ible (vivable, lisible); -el/-elle, al/-ale, -ile, il/-ille (professionnel, ge´nial, difficile, gentil); -eau/-elle (nouveau/ nouvelle); -aire (plane´taire); -atif/-ative (consultatif);
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием префиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительные,  прилагательные  и  глаголы:   in-,  im-, il- (inconnu, impossible, illisible); de´- (de´part, de´courager); dis- (disparaître); re-, re´- (refaire, re´viser), pre´- (pre´venir); me´- (me´fiant); a-  (asyme´trique);  extra-  (extraordinaire); anti- (antichoc);
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: существительное + существительное (te´le´carte); существительное + предлог + существительное (arc-en-ciel); прилагательное + существительное (cybercafe´); глагол + местоимение (rendez-vous); глагол + существительное (passe-temps); предлог + существительное (sous-sol);
  • распознавать и образовывать родственные слова с использованием конверсии (образование существительных от неопределённой формы глагола (conseiller — un conseil) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
  • распознавать интернациональные слова в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
  • знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
  • распознавать принадлежность слов к частям речи по суффиксации;
  • распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;
  • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам).

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в процессе устного и письменного общения основные синтаксические конструкции и морфологические формы в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом контексте:

-        нераспространённые и распространённые предложения;

-        безличные предложения;

-        предложения        с неопределённо-личным местоимением on;

-        сложносочинённые предложения с союзами   ou, mais, ni … ni;

-        все типы вопросительных предложений;

-        прямой порядок слов и инверсию;

-        вопросительное прилагательное quel, вопросительные наречия où, quand, comment, pourquoi; вопросительные местоимения qui, que, quoi, lequel;

                       -           отрицательные частицы plus, jamais, rien, personne;

-        особенности употребления отрицания перед неопределённой формой глагола (l’infinitif);

-        ограничительный оборот ne … que;

  • распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах:

- временные формы изъявительного наклонения (l’indicatif): le pre´sent, le futur simple, le futur imme´diat, le passe´ compose´, l’imparfait, le plus-que-parfait, le futur dans le passe´;

-        возвратные (местоименные) глаголы;

-        спряжение глаголов I и II группы, распространённых глаголов III группы в изъявительном наклонении;

-        согласование причастия сложных форм глагола с подлежащим и прямым дополнением;

-        согласование времён в плане настоящего и прошедшего;

-        прямая и косвенная речь; распознавать и употреблять в речи:

-        повелительное наклонение регулярных и распространённых нерегулярных глаголов в утвердительной и отрицательной форме (l’impe´ratif);

-        временную форму условного наклонения (le conditionnel pre´sent) в простом и сложном предложении;

-        le subjonctif pre´sent регулярных и наиболее частотных нерегулярных глаголов в дополнительных придаточных;

-        активный и пассивный залог в настоящем времени изъявительного наклонения;

-        предлоги par и de в пассивных конструкциях; распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и прошедшего времени (le participe pre´sent и le participe passe´), деепричастие (le ge´rondif), инфинитивные конструкции после глаголов восприятия;

  • распознавать и употреблять в речи особые формы существи- тельных женского рода и множественного числа (un homme — une femme; travail — travaux), особые формы прилагательных женского рода и множественного числа (beau — belle, long — longue, culturelle, но musicale, spe´cial — spe´ciaux/spe´ciales и др.); распознавать и употреблять в речи частичный артикль с абстрактными и вещественными существительными; замена артикля предлогом de; употребление предлогов и артиклей перед географическими названиями (en France, de Chine, au Canada, du Japon);
  • распознавать и употреблять в речи наречия на -ment, -emment, -amment;
  • распознавать и употреблять в речи степени сравнения прилагательных и наречий, особые случаи их образования (bon — meilleur, bien — mieux);
  • распознавать и употреблять в речи личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; местоимения en и y; относи- тельные местоимения qui, que, où, dont; указательные и притяжательные местоимения;  неопределённые  прилагательные  и местоимения (on, tout, même, personne, chaque, chacun(e), quelque(s), quelqu’un, quelques-un(e)s, plusieurs);
  • распознавать и   употреблять   в   речи   количественные числительные свыше 1000 и порядковые числительные свыше 10;
  • использовать управление распространённых глаголов; предлоги, служащие для выражения пространственных (à, de, dans, sur, sous, entre, vers) и временных (pendant, depuis, en, dans, pour) отношений; распространённые коннекторы: pourtant, enfin, d’abord, ensuite и т. д.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными дополнительными (союз que), определительными (союзные слова qui, que, dont, où), обстоятельственными (наиболее распространённые союзы, выражающие значения времени (quand), места (où), причины (parce que), следствия (ainsi), цели (pour que);
  • распознавать и употреблять в речи причинные отношения в простом и сложном предложении: parce que, grâce à, à cause de, comme, car; временные отношения в простых и сложных предложениях; выражения цели и следствия, условия и гипотезы, сравнения, противопоставления и уступки в простых и сложных предложениях.

Социокультурные знания и умения Выпускник научится:

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения тематическую фоновую лексику, а также основные нормы речевого этикета, принятые    в странах изучаемого языка;
  • представлять родную страну и культуру на французском языке;
  • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
  • соблюдать речевой этикет в ситуациях формального и неформального общения в рамках изученных тем.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения;
  • представлять родную страну и культуру на французском языке.

Компенсаторные умения Выпускник научится:

  • выходить из положения при дефиците языковых средств:
  • использовать переспрос при говорении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
  • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

 Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодёжная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношение к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

Окружающий мир. Природа: растения и животные.  Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/в сельской местности.

Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

Класс

Тематическое планирование

Количество часов

5 класс

Вводный курс

14

Раздел 1. Жак Тардьё и его семья

7

Раздел 2. Звенит звонок

7

Раздел 3. День рождения Сюзанны

7

Раздел 4. Мы идём в магазин

7

Раздел 5. Мой маленький питомец

7

Раздел 6. В городе

6

Раздел 7. Я люблю…Я не люблю…

6

Раздел 8. Каникулы, это великолепно!

7

Итого:

68 ч

В авторскую программу внесены следующие изменения

5 класс

п/п

Тема (раздел)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование изменений

1

2

Объединение двух тем в 6 разделе «В городе».

Объединение двух тем в 7 разделе «Люблю, не люблю»

70

68

Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, а годовой календарный график МБОУ «СШ № 31» предусматривает 34 учебных недели

3

Промежуточная аттестация

0

1

Ст. 58 «Промежуточная аттестация» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Две темы из 8 раздела «Летние каникулы – это супер!» объединены в одну на проведение промежуточной аттестации в IV четверти.

Класс

Тематическое планирование

Количество часов

6 класс

Раздел 1 «Познакомимся»  

5

Раздел 2 «Здравствуй, школа»

6

Раздел 3 «Приятного аппетита»

6

Раздел 4 «Что мы сегодня едим?»

6

Раздел 5 «Скажи мне, кто твой друг?»

6

Раздел 6 «Телевидение - я обожаю!»

6

Раздел 7 «Счастливого путешествия»

6

Раздел 8. «Однажды …»

6

Раздел 9. «Алло, Швейцария!»

6

Раздел 10. «Поиграем в детективов»

5

Раздел 11. «Кто ищет, тот найдет!»

5

Раздел 12. «Здравствуй, Париж!»

5

                        Итого:                                              68 ч

В авторскую программу внесены следующие изменения

6 класс

п/п

Тема (раздел)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование изменений

1

2

Объединение двух тем в 10 разделе «Поиграем в детективов».

Объединение двух тем в 11 разделе   «Кто ищет, тот найдет!»

70

68

Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, а годовой календарный график МБОУ «СШ № 31» предусматривает 34 учебных недели

3

Промежуточная аттестация

0

1

Ст. 58 «Промежуточная аттестация» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Две темы из 12 раздела «Здравствуй, Париж!» объединены в одну на проведение промежуточной аттестации в IV четверти.

Класс

Тематическое планирование

Количество часов

7 класс

Раздел1.Жил-был маленький кораблик...

17

Раздел 2. Настоящий друг

17

Раздел 3 Мода  

17

Раздел 4. Праздники

17

Итого:                                                                             68 ч.

В авторскую программу внесены следующие изменения

7 класс

п/п

Тема (раздел)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование изменений

1

2

Объединение двух тем в 2 разделе «Настоящий друг».

Объединение двух тем в 3 разделе «Мода»

70

68

Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, а годовой календарный график МБОУ «СШ № 31» предусматривает 34 учебных недели

3

Промежуточная аттестация

0

1

Ст. 58 «Промежуточная аттестация» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Две темы из 4 раздела «Праздники» объединены в одну на проведение промежуточной аттестации в IV четверти.

Коммуникативные умения

Говорение. Диалогическая речь

  • Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умение вести диалоги разного характера — этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.

Объём диалога 3 реплики (5–7 классы).  Продолжительность диалога — до 2,5–3 минут.

Монологическая речь

  • Формирование и развитие умений строить связные выска- зывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристи- ка)), с выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/ прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).

Объём монологического высказывания 8–10   фраз (5–7 классы). Продолжительность монологического высказывания — 1,5–2 минуты.

Аудирование

  • Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.

Жанры текстов: прагматические, информационные, научно- популярные.

Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

  • Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования — до 2 минут.
  • Аудирование с выборочным пониманием нужной/интересу- ющей/запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минут.
  • Аудирование с пониманием основного содержания текста и   с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Чтение

  • Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной /интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную   и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

  • Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объём текстов для чтения — до 700 слов.
  • Чтение с выборочным пониманием нужной/интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объём текста для чтения — около 350 слов.
  • Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письменная речь

Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:

  • заполнять анкеты и формуляры (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
  • писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
  • писать личное письмо, отвечать на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо). Объём личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
  • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;
  • делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.

Языковые средства и навыки оперирования ими

Орфография и пунктуация

  • Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов.
  • Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.

Фонетическая сторона речи

  • Различение на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации).
  • Членение предложений на смысловые группы.
  • Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Лексическая сторона речи

  • Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в  рамках  темати- ки основной школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объёме примерно 1000 единиц.

Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.

Грамматическая сторона речи

  • Навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
  • Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределённых и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных
  • глаголов и их эквивалентов; предлогов.

Социокультурные знания и умения

  • Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).

Это предполагает овладение:

  • знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
  • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
  • употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (проведения выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
  •  представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (о всемирно известных достопримечательностях, о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
  • умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

Формируются и совершенствуются умения:

  • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
  • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
  • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
  • использовать синонимы, антонимы, описания объекта/понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются и совершенствуются умения:

  • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
  • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
  • планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
  • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются и совершенствуются умения:

  • находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
  • семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; выборочно использовать перевод;

пользоваться двуязычным и толковым словарями; участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

Класс

Тематическое планирование

Количество часов

8 класс

Раздел 5. Закройте глаза и послушайте гитариста

15

Раздел 6. Выше, быстрее, сильнее!

15

Раздел 7. Немного заслуженной свободы

15

Раздел 8. Как дела на Земле?

12

Раздел 9. Если бы все люди Земли…

11

Итого:

68 ч.

В авторскую программу внесены следующие изменения

8 класс

п/п

Тема (раздел)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование изменений

1

2

Объединение двух тем в 7 разделе «немного заслуженной свободы».

Объединение двух тем в 8 разделе «Как дела на Земле?»

70

68

Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, а годовой календарный график МБОУ «СШ № 31» предусматривает 34 учебных недели

3

Промежуточная аттестация

0

1

Ст. 58 «Промежуточная аттестация» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Две темы из 9 раздела «Если бы все люди Земли» объединены в одну на проведение промежуточной аттестации в IV четверти.

Класс

Тематическое планирование

Количество часов

9 класс

Раздел 1. Я еду во Францию

11

Раздел 2. Я устраиваюсь в отеле…  

11

Раздел 3. Я гуляю по Парижу

11

Раздел 4. Я посещаю музей

11

Раздел 5. Я иду в кино

12

Раздел 6. Я посещаю исторические места

12

Итого:

68 ч.

В авторскую программу внесены следующие изменения

9 класс

п/п

Тема (раздел)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование изменений

1

2

Объединение двух тем в 2 разделе «Я устраиваюсь в отель».

Объединение двух тем в 3 разделе «Я гуляю по Парижу»

70

68

Авторская программа рассчитана на 35 учебных недель, а годовой календарный график МБОУ «СШ № 31» предусматривает 34 учебных недели

3

Промежуточная аттестация

0

1

Ст. 58 «Промежуточная аттестация» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Две темы из 6 раздела «Я посещаю исторические места» объединены в одну на проведение промежуточной аттестации в IV четверти.

        Коммуникативные умения        

Говорение

Диалогическая речь

  • Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умение вести диалоги разного характера — этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.

Объём диалога 4–5 реплик (8–9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — до 2,5–3 минут.

Монологическая речь

  • Формирование и развитие умений строить связные выска- зывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристи- ка)), с выражением своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/ прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).

Объём монологического высказывания 10–12 фраз (8–9 классы). Продолжительность монологического высказывания — 1,5–2 минуты.

Аудирование

  • Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.

Жанры текстов: прагматические, информационные, научно- популярные.

Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

  • Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования — до 2 минут.
  • Аудирование с выборочным пониманием нужной/интересу- ющей/запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минут.
  • Аудирование с пониманием основного содержания текста и   с выборочным пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.

Чтение

  • Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной /интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием.

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную   и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

  • Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объём текстов для чтения — до 700 слов.
  • Чтение с выборочным пониманием нужной/интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объём текста для чтения — около 350 слов.
  • Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письменная речь

Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:

  • заполнять анкеты и формуляры (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
  • писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
  • писать личное письмо, отвечать на письмо-стимул с упо- треблением формул речевого этикета, принятых в стране из- учаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспра- шивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём- либо). Объём личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
  • составлять план, тезисы устного/письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;
  • делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.

Языковые средства и навыки оперирования ими

Орфография и пунктуация

  • Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов.
  • Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.

Фонетическая сторона речи

  • Различение на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации).
  • Членение предложений на смысловые группы.
  • Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.

Лексическая сторона речи

  • Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в  рамках  темати- ки основной школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объёме примерно 1000 единиц.

Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.

Грамматическая сторона речи

  • Навыки распознавания и употребления в речи нераспространённых и распространённых простых предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
  • Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределённых и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах действительного и страдательного залогов, модальных
  • глаголов и их эквивалентов; предлогов.

Социокультурные знания и умения

  • Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).

Это предполагает овладение:

  • знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
  • сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
  • употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (проведения выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
  •  представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (о всемирно известных достопримечательностях, о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  • умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
  • умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.

Компенсаторные умения

Формируются и совершенствуются умения:

  • переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
  • использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
  • прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
  • использовать синонимы, антонимы, описания объекта/понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются и совершенствуются умения:

  • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
  • работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
  • планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретацию, разработку краткосрочного проекта и его устную презентацию с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
  • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются и совершенствуются умения:

  • находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
  • семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; выборочно использовать перевод;
  • пользоваться двуязычным и толковым словарями; участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебник «L’oiseau bleu». Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класса. В двух частях. Э.М.Береговская – М.: Просвещение, 2019.

2. Учебник «L’oiseau bleu».  Французский язык. Второй иностранный язык. 6 класс. В двух частях. Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина – М.: Просвещение, 2019.

3. Учебник «L’oiseau bleu».  Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 классы. Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина – М.: Просвещение, 2019.

4. Учебник «L’oiseau bleu».  Французский язык. Второй иностранный язык. 9 класс. Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина – М.: Просвещение, 2019.

5.Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. Поурочные разработки. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Э. М. Береговская, А. В. Гусева, Н. Н. Цурцилина. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. — 225 с.

6. Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина. —3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. — 160 с.

7. Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. Поурочные разработки. 7-8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Э. М. Береговская, А. В. Гусева, Н. Н. Цурцилина. — 5-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. — 233 с.

8. Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Селиванова, А. Ю. Шашурина. —3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. — 175с.

9. Французский язык. Второй иностранный язык. Контрольные и проверочные работы. 5-6 классы. Свиридова И. И., Шутова Ю. А.

10. Книги для чтения с аудио-приложением «Золотая серия французской сказки» М. С. Лаврентьева.

11.  «Семь волшебных нот: караоке по-французски», Э. М. Береговская.

Интернет – поддержка учебников и дополнительные материалы

   -   http://www.prosv.ru/ (аудиоматериалы к УМК «Синяя птица»)

   -   http://pedsovet.su/

  • tapis.com — для начального уровня. (упражнения на грамматику и понимание речи на слух).
  • polarfle.com — (учим язык, расследуя детективную историю. Ресурс для изучения грамматики, новых слов и понимания речи на слух. Подходит для продолжающих (А2, В1 и т. д).
  • les-verbes.com —(спряжение французских глаголов).
  • auberge.int.univ-lille3.fr — (упражнения на грамматику и понимание речи на слух).
  • Видео- и аудиоресурсы
  • bonjour.com — произношение базовых слов и фраз.
  • bbc.co.uk — видеорепортажи Ma France канала BBC по всей Франции. Слова и выражения, французская культура и жизнь во Франции.
  • french.about.com — короткие видеоуроки.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи к УМК, видеофильмы, соответствующие тематике.

Технические средства обучения

ПК. Мультимедиа, классная доска с магнитной поверхностью, проектор, экспозиционный

экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому языку) для 7 класса. Предметная линия учебников «Горизонты» М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение, 2012,

Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому языку) в 7 а,д классах рассчитана на 70 учебных часов, исходя из 35 учебных недель  Предусмотрено проведение 9 тематических контрольных ...

Рабочая программа дисциплины «Второй иностранный язык (немецкий)» для учащихся 6 класса

Рабочая программа дисциплины «Второй иностранный язык» (немецкий) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образ...

Рабочая программа по второму иностранному языку( немецкий) основного общего образования 5-9 класс

Составлена  на основе  примерной основной  образовательной  программы основного общего  образования...

Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» основного общего образования

Рабочая программа к учебному курсу немецкий язык как второй иностранный для 5 и 9 классов разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по немецкому языку как второй и...

ктп к рабочей программе по второму иностранному языку(французскому) для 5-9 классов УМК СИНЯЯ ПТИЦА

ктп к рабочей программе по второму иностранному языку(французскому) для 5-9 классов УМК СИНЯЯ ПТИЦА...

Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкий) для 5-9 классов (УМК "Горизонты")

Данная рабочая программа предназначена для изучения второго иностранного языка (нем.) учащимися 5-9 классов.            Рабочая программа по втор...

Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкий) для 8-9 классов (УМК "Горизонты")

Данная рабочая программа предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного учащимися 8-9 классов.            Рабочая программа ...