Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкий) для 8-9 классов (УМК "Горизонты")
рабочая программа по немецкому языку (8, 9 класс)
Данная рабочая программа предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного учащимися 8-9 классов.
Рабочая программа по второму иностранному языку (нем.) разработана на основе:
- ФГОС основного общего образования;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №2;
- программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №2;
- программы Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - М.: Просвещение, 2012.
с учётом:
-Учебники Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5-9 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / М. М. Аверин, Ф. Джин, М. Михалак.-– М.: Просвещение: Cornelsen, 2016.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме 1 учебного часа в неделю в 8 классе (34 учебные недели), 1 учебного часа в неделю в 9 классе (34 учебных недели). Общая трудоемкость освоения программы составляет 68 учебных часов за весь период обучения.
Срок освоения программы – 2 года (8 -9 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8-9_kl._1chas1chas.docx | 50.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Второй иностранный язык (нем.)» 4
3. Содержание учебного предмета «Второй иностранный язык (нем.)» 13
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы 16
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного учащимися 8-9 классов.
Рабочая программа по второму иностранному языку (нем.) разработана на основе:
- ФГОС основного общего образования;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №2;
- программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №2;
- программы Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. - М.: Просвещение, 2012.
с учётом:
-Учебники Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5-9 класс: учеб. для общеобразоват.организаций / М. М. Аверин, Ф. Джин, М. Михалак.-– М.: Просвещение: Cornelsen, 2016.
Цель программы - достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на немецком языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, которые используют немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Задачи программы:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме 1 учебного часа в неделю в 8 классе (34 учебные недели), 1 учебного часа в неделю в 9 классе (34 учебных недели). Общая трудоемкость освоения программы составляет 68 учебных часов за весь период обучения.
Срок освоения программы – 2 года (8 -9 классы).
Основные принципы обучения, которые рекомендуется учитывать при реализации программы:
-немецкий язык принадлежит к группе романских языков (как и английский язык, французский язык, испанский язык), имеющих общее происхождение и схожие характеристики в системе языка, поэтому обучение немецкому языку как второму иностранному рекомендуется осуществлять с опорой на 1 иностранный язык на основе контрастивного подхода, подчеркивая сходство и различие изучаемых языков, побуждая учащихся к сравнению/сопоставлению как иностранных языков, так и родного языка с изучаемыми иностранными;
-с целью формирования устойчивой положительной мотивации к изучению нескольких иностранных языков и дальнейшему освоению иностранного языка в течение всей жизни рекомендуется уделять особое внимание методам, приемам и средствам повышения мотивации и реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (языковое портфолио, игровые приемы обучения, метод языковой анимации, электронные образовательные ресурсы, групповые методы работы, организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения второму иностранному языку;
-дифференцированный подход в обучении немецкому языку, в том числе в работе с мотивированными и слабомотивированными учащимися.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Второй иностранный язык (нем.)»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание многонациональности народа России, знание культуры своего народа, своего края, готовность представлять свой край в межкультурном взаимодействии; осознанное принятие общечеловеческих и демократических ценностей, осознание своих прав и обязанностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание своего места как представителя России в поликультурном мире, формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, стремление к использованию второго иностранного языка для развития своей личности, удовлетворения своих познавательных интересов, самореализации и адаптации, готовность самостоятельно планировать свою учебную деятельность, развитие целеполагания;
- развитие осознанного отношения к своей иноязычной компетенции, умение оценивать свой актуальный уровень и ставить перед собой цели, направленные на самосовершенствование в области изучения второго иностранного языка, планировать этапы для достижения цели;
- нацеленность на самоопределение, выбор будущей профессии, понимание роли второго иностранного языка в будущей профессиональной деятельности;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность находить взаимопонимание с другими людьми (сверстниками и представителями других поколений), планировать, осуществлять и оценивать совместную деятельность при работе над проектами; в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- реализация здорового образа жизни, стремление к физическому совершенствованию, неприятие вредных привычек;
- формирование основ экологической культуры и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием народов России и мира, творческие виды деятельности эстетического характера при подготовке проектов и иных творческих заданий;
- стремление развивать в себе такие качества, как: воля, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, толерантность и эмпатия.
Метапредметные результаты:
Формирования межпредметных понятий:
- развитие основ читательской компетенции: овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов (продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности); формирование потребность в систематическом чтении на иностранном языке как средстве познания мира и себя в этом мире;
- развитие навыков работы с информацией: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- развитие навыков осуществления проектной деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, умение принимать задачи учебной деятельности, осуществлять поиск адекватных стратегий для решения учебных и коммуникативных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; оценивание уровня владения основными коммуникативными умениями и стратегиями работы с информацией, постановка задач по совершенствованию коммуникативной компетенции, применение стратегий самообразования и саморазвития;
познавательные УУД:
- проведение анализа, сравнения и систематизации лингвистической и текстовой информации для решения учебных и коммуникативных задач (умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы);
- умение применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение, в том числе применение различных стратегий чтения и аудирования в соответствии с коммуникативной задачей для извлечения информации, использование стратегии поиска, переработки и фиксации информации прочитанного или прослушанного текста, создание на основе извлеченной информации собственных письменных и устных речевых произведений;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и различных источников для поиска информации, в том числе Интернет;
коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, осуществляя диалогическое общение с соблюдением норм речевого этикета: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, формулировать выводы, обобщать мнения при ведении диалога;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о втором иностранном языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
1) говорении:
1.1) диалогическая речь:
выпускник научится:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета страны изучаемого языка, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
выпускник получит возможность научиться:
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.);
1.2) монологическая речь:
выпускник научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики (рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного или услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
выпускник получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
2) аудировании:
выпускник научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений и относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в несложных аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;
выпускник получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
3) чтении:
выпускник научится:
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного;
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, построенные на изученном языковом материале, используя различные приёмы смысловой переработки текста (выборочный перевод, языковую догадку, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочные материалы;
выпускник получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов;
4) письменной речи:
выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план;
выпускник получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и навыки оперирования ими):
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
•сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
различать на слух все звуки второго иностранного языка и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах и фразах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное) с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
Выпускник получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
произносить сложные звуки немецкого языка с различными вариантами артикуляции.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности, в том числе с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt и др.;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer) и предложения с неопределенно-личным местоимением man;
употреблять основные средства выражения отрицания: отрицания kein, nicht;
распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);
распознавать и употреблять в речи предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
употреблять в речи конструкцию Es gibt…
распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с союзами und, aber, denn, deshhalb, darum, nicht nur, sondern auch (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist); вопросительными словами wer, was, wann и др.; причины с союзами weil, da; условными с союзом wenn; времени с союзами wenn, als; определительными с относительными местоимениями die, der, dаs; цели с союзом damit;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе;
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur,
употреблять в речи слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt; сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen); слабые и сильные глаголы, а также вспомогательные и модальные глаголы в Präteritum;
употреблять в речи модальные глаголы wollen, können, müssen, sollen;
распознавать и употреблять в речи глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben); временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
употреблять в речи местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
распознавать Plusquamperfekt и употреблять его в речи при согласовании времён;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, указательные, неопределенные (jemand, niemand);;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
употреблять предлоги, имеющие двойное управление, предлоги, требующие Dativ, предлоги, требующие Akkusativ;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать косвенную речь, в том числе косвенный вопрос с союзом ob, без использования форм сослагательного наклонения;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения времени с союзами nachdem;
употреблять Konjunktiv для выражения нереального желания (условия);
употреблять эквиваленты модальных глаголов: haben/sein + zu + Infinitiv;
употреблять основные средства выражения отрицания с помощью niemand, nichts;
распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундива, партиципа I и II, причастные обороты) без различения их функций и употреблять их в речи;
употреблять глаголы, требующие Genetiv;
Социокультурная компетенция
Выпускник научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения своей страны и стран изучаемого языка;
употреблять фоновую лексику, основываясь на знании реалий страны изучаемого языка; знакомясь с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимать важность владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; понимать сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков; представлять родную страну и культуру на немецком языке;
понимать социокультурные реалии (особенности образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка) при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция
Выпускник научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Б. В познавательной сфере:
Выпускник научится:
• сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владеть приёмами работы с текстом: пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
• действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
• осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
• владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться одноязычными иностранными словарями;
осуществлять учебно-исследовательскую деятельность по проблеме в пределах изучаемой тематики в зависимости от коммуникативной задачи.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
Выпускник научится:
• использовать язык как средство выражения чувств, эмоций, как основу культуры мышления;
• использовать иностранный язык как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• использовать источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, как средство приобщения к ценностям мировой культуры;
• достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, устанавливать межличностные и межкультурные контакты в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
Выпускник научится:
• владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
• удовлетворять средствами изучаемого второго иностранного языка стремление к знакомству с образцами художественного творчества;
• повышать собственный уровень эстетической культуры при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере
Выпускник научится рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере\
Выпускник научится вести здоровый образ жизни (соблюдать режим труда и отдыха, питания, спортивной нагрузки).
3. Содержание учебного предмета «Второй иностранный язык (нем.)»
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве с учебным предметом «Иностранный язык». Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
1. Диалогическая речь:
Уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги. Объем диалога – от 3 до 4–5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 1, 2 мин.
2. Монологическая речь
Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения).
Аудирование
Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах (включая песенный материал), построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Уметь:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
Языковые знания и навыки
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Грамматическая сторона речи
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке. Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в разных временных формах). Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Модальные глаголы и их эквиваленты. Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу. Личные местоимения в именительном и косвеннном падежах, а также в абсолютной форме. Наречия, совпадающие по форме с прилагательными. Устойчивые словоформы в функции наречия. Числительные для обозначения дат и больших чисел.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
– знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
– сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
– употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
– переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
– использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
Обще-учебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
– работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
– работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
– работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
– планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
– самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– семантизировать слова на основе языковой догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться двуязычным и толковым словарями;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
8 класс | ||
1 | Вводно-фонетический курс | 4 часа |
2 | Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками | 10 часов |
3 | Внешность и черты характера человека | 10 часов |
4 | Школьное образовании е, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним | 10 часов |
ИТОГО | 34 часа | |
9 класс | ||
1 | Переписка с зарубежными сверстниками, каникулы в различное время года | 4 часа |
2 | Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. | 5 часов |
3 | Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки. | 6 часов |
4 | Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру | 4 часа |
5 | Страна/страны второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи) | 5 часов |
6 | Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее | 5 часов |
7 | Средства массовой информации и коммуникации | 5 часов |
ИТОГО | 34 часа | |
ИТОГО за 8-9 класс | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому языку) для 7 класса. Предметная линия учебников «Горизонты» М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение, 2012,
Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому языку) в 7 а,д классах рассчитана на 70 учебных часов, исходя из 35 учебных недель Предусмотрено проведение 9 тематических контрольных ...
Рабочая программа дисциплины «Второй иностранный язык (немецкий)» для учащихся 6 класса
Рабочая программа дисциплины «Второй иностранный язык» (немецкий) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образ...
Рабочая программа по второму иностранному языку( немецкий) основного общего образования 5-9 класс
Составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования...
рабочая программа по второму иностранному языку ( немецкому)
Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык (немецкий)» разработана для 1-го и 2-го года обучения основной общеобразовательной школы. Программа составлена в соответстви...
Рабочая программа предмета «Второй иностранный язык. Немецкий язык» основного общего образования
Рабочая программа к учебному курсу немецкий язык как второй иностранный для 5 и 9 классов разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по немецкому языку как второй и...
Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкий) для 5-9 классов (УМК "Горизонты")
Данная рабочая программа предназначена для изучения второго иностранного языка (нем.) учащимися 5-9 классов. Рабочая программа по втор...
Рабочая программа по второму иностранному языку (немецкому) 8 класс 2 год обучения
Данная рабочая программа предназначена для изучения второго иностранного языка (немецкого) по УМК Horizonte Аверина в 8 классе на 2 году обучения...