Формирование коммуникативной компетенции методом погружения при обучении французскому языку
статья по французскому языку на тему
В статье содержится информация о методе погружения, как механизме поддержания мотивации для успешного овладения умениями и навыками речевой деятельности. Вывод: использование метода погружения на уроках второго иностранного языка повышает мотивацию, которая способствует формированию коммуникативной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pogruzhenie.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции методом погружения при обучении французскому языку.
Н.Г. Караулова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №6» имени А. И. Гордиенко, почетного гражданина города Нягани
Аннотация
В статье содержится информация о методе погружения, как механизме поддержания мотивации для успешного овладения умениями и навыками речевой деятельности. Вывод: использование метода погружения на уроках второго иностранного языка повышает мотивацию, которая способствует формированию коммуникативной компетенции.
Что значит погружение в язык? Это значит в течение какого-либо времени, пусть то целое занятие или его часть, учитель и ученик говорят только на иностранном языке. Ни слова на родном! Таким образом, ученик погружается в язык, начинает мыслить им, а учитель в это время не комментирует, не поясняет, а направляет и поддерживает. Такой метод очень эффективен для тех, у кого проблемы с устной иностранной речью. В отличие от других методов обучения, опирающихся на убеждение, метод погружения опирается на внушение. Внушение и убеждение — разные способы воздействия.
Их отличие в том, что убеждение воздействует на людей с развитым логическим мышлением, тогда как внушение эффективно и для тех, у кого логическое мышление недостаточно развито. Поэтому метод внушения в отличии от методов убеждения позволяет воздействовать на всех учащихся без исключения. Мы разделяем мнение Р. М. Грановской , что внушение усиливает (раскрепощает) творческие способности изучающих язык.
Внушение (от лат. suggestio– внушение) - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо".
Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время – примет его. Основные инструментом внушения преподавателя - слово и взгляд.
Преподаватель использует прямое воздействие – словами (наставления, команды, приказы) и косвенное – замаскированное внушение, осуществляемое через обстановку и методы обучения. Косвенное более
эффективно так как исключает противодействие учащегося, но требует большего мастерства от преподавателя. Оно мобилизует внимание, память и мышление. изучающий язык уверен в своих силах, он начинает работать творчески.
Особенность внушения кроется в том, что изучающий язык получает два типа информации основную и подтверждающую объективность основной.
Именно понимание психологических механизмов внушения позволяет преподавателю эффективно использовать элементы внушения в учебном процессе.
Об использовании метода погружения для повышения мотивации изучения иностранных языков писали Грановская Р.М, Холод А.А. Подробное описание «погружения» мы находим у Р. М. Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры» В атмосфере непринужденного общения и творчества исчезает психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться, который свойственен традиционным методам обучения. Раскрепощённый человек учится легко и быстро, будто бы играючи, поэтому усиливается желание развиваться, повышать свой интеллект, сделать изучение второго иностранного языка более эффективным. Значит, метод погружения способствует повышению мотивации процесса изучения языка. Наши потребности, стимулируют нашу речемыслительную деятельность, мышление, приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря комфортной ситуации удовлетворяются потребности личности и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. При коммуникативном обучении важно, чтобы собеседник был позитивным, эмоциональным, интересным, опытным. Успешность овладения иностранным языком способствует формированию языкового чутья. Желание понравиться собеседнику, умение правильно использовать слова и предложения для выражения своих мыслей, а вместе с тем быть правильно понятым создают ситуацию успеха и желание совершенствоваться. Использование иностранного языка для получения определенной информации делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка.
Метод погружения действительно начал использоваться именно в изучении иностранных языков. Попадая в иноязычную среду, частично или полностью учащийся прекращает общение на родном языке, а также перевоплощается в жителя страны изучаемого языка.
Мы разграничиваем метод полного погружения и метод частичного погружения. Полное погружение предполагает нахождение обучаемого в стране изучаемого языка в окружении носителей языка. Поездка во франкоговорящую страну требует значительных финансовых затрат что создает проблему применения данного метода в обучении второму иностранному языку. Частичное погружение возможно на занятиях
иностранным языком без выезда за границу. По нашему мнению, использование метода частичного погружения в условиях обучения второму иностранному языку в школе, дополнительных занятиях, в домашнем обучении больных детей, центрах изучения иностранных языков является очень актуальным.
Мы пришли к выводу, что один метод хорошо, но грамотное использование нескольких методик, их чередование в зависимости от цели конкретного занятия, принесут гораздо больше пользы. Мы предлагаем применять методику погружения, не отказываясь от занятий по грамматике и переводу как необходимых для развития речевой деятельности.
Наш опыт подтверждают мысль Грановской Р.М о том, что метод погружения опирается на три принципа:
удовольствие и релаксацию на занятиях;
единство сознательного и подсознательного;
двустороннюю связь в процессе обучения;
В традиционном обучении языкам нагрузка приходится на произвольное запоминание, где необходимы напряжение и усилие, в методе погружения на понимание, которое включает в себя непроизвольное запоминание. Прямая цель обучения состоит в том, чтобы побудить учащегося «жить» в данной ситуации, понимать характер взаимодействия в ней, и уже это готовит нужные ассоциации для запоминания слов. В искусственной языковой среде, создаваемой в процессе обучения, изучаемый материал упорядочен и приведен в соответствие с задачами обучения. При погружении в конкретную ситуацию создаются благоприятные условия для поддержания внимания и запоминания материала. Этот метод обеспечивает уверенность человека в своих силах, повышает мотивацию и облегчает ему переход от обучения к самообучению. Даже готовясь к очередному занятию, выполняя домашние задания, учащийся сможет погрузиться в язык самостоятельно.
У методики погружения в языковую среду мы выделяем следующие особенности:
1. Полная языковая изоляция, т.е. отказ от говорения на родном языке;
2. Коммуникативный подход на занятиях (цель изучения языка – коммуникация);
3. «Проигрывание» различных ситуаций общения, которые соответствуют цели изучения иностранного языка;
4. Подбор интересных и увлекательных учебных материалов (фильмы, статьи, теле- и радиопередачи, новости в онлайн и т.д.) и различные виды деятельности (музеи, выставки, кафе, прогулки, переписка в сети, СМС, телефонные разговоры);
5. Максимальная приближенность к естественным условиям овладения родным языком;
Использование элементов метода частичного погружения во время урока-дискуссии, игры, проектного урока, дополнительных занятий с одаренными детьми, подготовке к олимпиадам, работе с детьми с ограниченными возможностями, находящимися на домашнем обучении, помогает повысить
мотивацию и формировать речевые навыки. Использование мыслительных и мотивационных способностей человека, погружение в языковую среду, правильный тематический подбор языковых, условно-речевых и речевых упражнений, ситуаций и ролевых игр, способствуют формированию коммуникативных навыков у основной массы учащихся, которые замотивированы и действительно хотят изучать второй иностранный язык. Они чётко знают, чего хотят, посещая дополнительные занятия и участвуя в творческих проектах.
В этой методике обучение не рассматривается как тяжкий труд, а как удовольствие. У изучающих язык повышается самооценка, инициатива, повышается продуктивность обучения.
Мы видим эффективность данного метода в усвоении большого количества информации; умении гибко варьировать свое общение; умении переносить усвоенный материал в другие ситуации; создании мошной мотивации обучения; снятии психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).
В методе погружения основными нетрадиционными элементами являются:
- творческая, активная, авторитетная роль преподавателя;
- высокий эмоциональный тонус обучающихся,
- высокая мотивация учебной деятельности создаваемая с помощью специальных оригинальных способов обучения;
Важно чтобы изучающие язык не стеснялись говорить и делать ошибки. Говорить с ошибками лучше, чем не говорить вообще. Все вопросы преподавателю во время урока даже во внеурочное время рекомендуется задавать только на языке. Общение с соседом по парте и одноклассниками во время занятия – на языке. Это заставит думать на французском языке, использовать в речи просторечно-фамильярные выражения, синонимические выражения и словосочетания, которые помогут лучше выразить свою мысль по-французски, понять речь носителя языка. Если есть возможность, организовать общение с носителем языка по скайпу, тогда живая интересная беседа будет бесценным уроком.
Если у изучающих язык что-то не получается, необходимо напомнить о том, что подтолкнуло их к изучению французского языка. Они не должны забывать, что изучая французский язык, с каждым днем приближаются к своей цели.
Список литературы
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – М.: Речь, 2010. – 655 с.
2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение,
3. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение. Теория и практика. – М.: Высшая школа, 2009 . – 280с
4. Лозанов Г. К. Метод погружения [Электронный ресурс]. http://ininfo.mggu-sh.ru/data/resources/collaborative-learning/book/immersion.htm
5. Метод Берлиц - Метод "полного погружения". [Электронный ресурс]. URL: http://www.inostrankanewlife.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1061.html
6. Метод Шехтера. [Электронный ресурс]. URL: http://shekhterya.narod.ru/
7. Холод Н.И. Использование метода частичного погружения в изучении иностранных языков. Язык. Культура. Образование: Сборник статей международной научной конференции «Чтения К.Д. Ушинского»/ Под науч. ред. О.С.Егоровой. – Ярославль, - 42с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.
Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...
Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.
Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции формирования коммуникативной компетенции....
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе.
теоретические и практические аспекты формирование коммуникативной компетенции...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку
Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...
Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.
Данный материал поможет вам сделать урок английского языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....
Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...