9 класс английский язык
методическая разработка по французскому языку (9 класс) на тему

Чувашева Олеся Валентиновна

      Сегодня трудно найти человека, оспаривающего необходимость владения иностранным языком. Расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. Поэтому значение иностранного языка для человека, мечтающего сделать успешную карьеру, бесспорно велико.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_pri_obuchenii_ino.yazyka.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение

«средняя общеобразовательная школа №3»

г. Балаково

 

«Современные  образовательные  технологии

в преподавании  иностранного  языка»

       

                                   Выполнила : учитель  первой  квалификационной  категории французского и английского языков МАОУ «сош №3» Чувашева О.В .

г. Балаково-2016г.

      Сегодня трудно найти человека, оспаривающего необходимость владения иностранным языком. Расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. Поэтому значение иностранного языка для человека, мечтающего сделать успешную карьеру, бесспорно велико.

Важнейшая  задача школы  -  формирование  полноценных  граждан  своей страны,  современно образованных,  нравственных, предприимчивых, готовых самостоятельно принимать ответственные решения,  прогнозировать  возможные  последствия, способных  к сотрудничеству, отличающихся  мобильностью,  динамизмом,  конструктивностью.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная  задача современного учителя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствовали бы  поставленной цели развития личности.

         В  своём выступлении я хотела бы рассказать о некоторых современных образовательных технологиях, применение которых на уроках иностранного языка поможет сделать урок эффективным и результативным. Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка наиболее часто использую следующие педагогические технологии: исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, групповые технологии.

1.Использование групповой технологии на уроках иностранного языка.

          При  изучении  иностранного языка часто  применяются различные формы организации  познавательной деятельности.

         И. Б. Первин  выделяет  пять  уровней учебно-познавательной коллективной деятельности:

1) фронтальная (одновременная) работа, направленная на достижение общей цели;                                                                                                                                                                                                                                                     2) групповая работа;                                                                                                        3) межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);                     4) фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.       Эти формы реализовывают основные условия работы в коллективе: осознание единой цели, правильное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

      Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвёртый уровень организации учебной работы в классе. Такая работа требует временного разделения учащихся на группы для совместного решения задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать   их и представить совместный результат. Эта форма работа открывает широкие возможности для создания познавательной коллективной деятельности.

    К групповым технологиям относятся и нетрадиционные уроки, так как в них имеет место разделение класса на группы. В качестве примеров могут служить интегрированные уроки,  уроки-конференции, уроки-путешествия и т.д.

Особенности организации

Основными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются:

  • учащиеся на таком уроке делятся на группы для решения поставленных учебных задач,
  • каждая группа получает определённые задания, которые выполняет сообща, под руководством лидера или учителя,
  • задания в группе выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика в общее дело.

Состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обучения, для того, чтобы «сильные» учащихся могли помочь в работе более слабым. Для эффективного проведения таких уроков педагог должен хорошо знать класс. Во время групповой работы учитель контролирует её ход, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.  Что  касается  меня,  то я провожу  нетрадиционные уроки в качестве повторения и закрепления пройденного материала,  при подготовке к контрольной или самостоятельной работам.  Знаю, что такой подход вызывает у школьников повышенный интерес. На уроках иностранного языка  мы с учащимися отправляемся в путешествия по странам  изучаемого языка – Франции и Англии. Такие уроки  я разрабатываю всегда с большим интересом. Они могут быть лингвистические, страноведческие, фонетические, лексические, грамматические и т.д., в зависимости от того, какой аспект повторяется. При подготовке к  проведению такого урока я решаю, какой материал будем повторять,  планирую  количество микро-групп,  нумерую их, дозирую время, предполагаю конечный результат.

2) Использование информационно-коммуникационных технологий  и услуг Интернета.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Одна из этих возможностей – извлечение и использование информации. Если у вас есть шанс предоставить вашим ученикам возможность поработать в Интернете прямо на уроке, это значит, что вы можете дать им возможность получить бесценный жизненный опыт в процессе их непосредственного обращения к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким образом, учащиеся на практике смогут применить те знания, которые они получили на предыдущих уроках. Кроме того, использование Интернета на уроках может стать дополнительной мотивацией обучения, поскольку большинство детей любят всемирную паутину и все, что с ней связано. Способность же отбирать важную информацию и анализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения.

  Для учителя интернет -  обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, общаться на иностранном языке и приобщать к этому своих учеников. Существует много сайтов. Вот некоторые из них: http//www.pedsovet.su, ,http://fcior.edu.ru,  http://www.eslholidaylessons.com/,http://readwritethink.org, и т.д. Очень часто я посещаю портал «Сеть творческих учителей» http://it-n.ru/. Вот здесь действительно творческие учителя делятся опытом, обсуждают интересующие их проблемы, посещают виртуальные мастер-классы, с помощью которых учатся использовать в своей работе новые технологии. Современная школа нуждается в целой палитре современных педагогических технологий. Это необходимо и для учащихся, и для педагогов, которые в своей работе используют несколько  технологий исходя из  возрастных, индивидуальных, личностных качеств и особенностей ученика.

С помощью ИКТ формируются фонетические навыки восприятия речи на слух и говорения; контролируется правильность понимания прослушанного текста; организуется общение в парах и небольших группах.

При обучении грамматике использую электронные средства обучения при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал воспринимается легче и быстрее, исчезает необходимость записи  материала на доске.

Программа Power Point используется для создания презентаций, для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. При организации этого вида деятельности преследую ещё и практическую цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной  культуры учащихся. Вот только некоторые из тем: «Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт», «Достопримечательности ».

Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их  при обучении фонетике. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптировать ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставить произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.  Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы  ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки.

Использую такие виды работы, как упражнения на заполнение пропусков (в случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий); упражнения в виде кроссвордов, упражнения в виде игры на составление предложений.

Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Важную роль при этом отвожу 3) здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является  формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни. 

При организации учебной деятельности строго дозирую учебную нагрузку, строю урок с учетом активности учащихся, их работоспособности; соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); создаю благоприятный эмоциональный настрой. Часто использую смену  учебной деятельности, режимов работы, провожу физкультминутки, провожу релаксацию во время прослушивания песен. Все это  дает возможность преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность во время учебного занятия.

При работе с младшими школьниками наиболее эффективным является игровой вид деятельности.

 4)Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения. В сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности.

5) Компьютерные презентации.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд-фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональный компьютер для каждого учащегося.Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет [1]:
• повысить мотивацию учащихся;
• использовать большое количество иллюстративного материала;
• интенсифицировать урок;
• вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
Компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

6)Технологии исследовательского обучения (обучение школьников основам исследовательской деятельности).

Иностранный язык как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

    Использование знаний, приобретенных на уроках математики, биологии,  литературы, музыки, истории, географии, русского языка.

   Иностранный язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках. При изучении  темы  «Музыка» в 9 классе  опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках музыки (композиторы, музыкальные произведения, стили музыки).  При изучении животных опираюсь на знания, полученные на уроках биологии. Все уроки об открытиях и первооткрывателях франко и англо-говорящих стран, географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии. При решении примеров при изучении темы «Числительные. Даты.»по определению времени, процентного содержания, при переводе единиц  измерения  опираюсь на математические знания учащихся.  

       Словарные диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. 

 Главной и ведущей фигурой на уроке является учитель, применение компьютерных технологий - это один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке. Но в реалиях нового тысячелетия использование достижений информационных технологий, хоть и проблематично, но необходимо.

Таким  образом,  использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся, а также  создавать условия практического овладения языком для каждого учащегося.

Используемая литература.

1. Голубева С.П. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка. – Английский язык. – 1 сентября //№12, 2006.

2. Косачёва И., Косачёва Ю. Использование аутентичных  видеокурсов в обучении английскому языку. – Английский язык. – 1 сентября //№3, 2006.

3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. – Иностранные языки в школе. //№8, 2005.

4. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе. – Английский язык. – 1 сентября //№6, 2005.

5. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку.- www.kn.att.com.

6. Слабова Т.Л. Использование современных образовательных технологий при обучении английскому языку. – www.edu

7. Ткачёв В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка. – www.churap.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка в 4 классе(английский язык + ИЗО)

Обобщающий урок на повторение и закрепление лексики на тему "Наш дом"...

План-конспект урока английского языка в 7 классе "Английский язык - язык мира"

План - конспект урока в 7 классе по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З. по теме "Английский язык - язык мира" с применением сингапурских структур....

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для начальной школы (1-4 класс). Английский язык - окно в мир театра.

Программа «Драматизация на английском языке» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших ...

Календарное-тематическое планирование в 8 классе. Английский язык, УМК "Английский язык" Ю.А. Комаровой

Календарное-тематическое планирование в 8 классе. Английский язык, УМК "Английский язык" Ю.А. Комаровой....

Разработка урока английского языка 9 класса «Английский язык – язык морового общения»

Разработка урока английского языка9 класса«Английский язык – язык морового общения»Форма урока - дебаты...

Календарно-тематическое планирование. Английский язык 2-4 классы. Английский язык 5-7 классы

Календарно-тематическое планирование. Английский язык 2-4 классы. Английский язык 5-7 классы...

Разработка урока английского языка в 9 классе "Английский язык - язык мирного общения"

Коммуникативной  целью станет спор – убеждение, переубеждение, решение противоречия, заложенного в проблеме, например, «Должны ли родители выбирать  друзей для детей-подростков?...